Стратегия 2. Социальные истории. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Стратегия 2. Социальные истории.

2020-05-10 112
Стратегия 2. Социальные истории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детям, которые реагируют на социальные истории (Gray,2000; Gray&White,2003), информацию можно преподносить в данном формате и вне приемов пищи. В социальных историях следует делать акцент на прекрасные стороны новой еды. Иногда описание в социальной истории того, как определенную пищу ест любимый герой из мультфильма, вызывает достаточный интерес к тому, чтобы ребенок попробовал ее.

Стратегия 3. Чередование предпочитаемой и новой еды.

Если десенсибилизация, моделирование и социальные истории не принесли результатов, и ребенок не пробует новую еду, то стратегия чередования кусочков предпочитаемой еды и новой еды еще одна альтернатива. И как всегда важно не превратить этот подход в схватку. Цель – превратить пробование новой пищи насколько это возможно в приятное и успешное мероприятие. Это общепринятый подход, применяемый по отношению ко всем детям. Информацию можно сделать визуальной (положив несколько кусочков на виду на тарелке) вместе со словесной инструкцией «Сначала Х, (где х – любимаяеда), потом у (где у - новая, нежелаемая еда), а затем любимая еда». Например: «Сначала макароны, затем горох, а затем макароны». Вышеприведенные подходы к введению новой еды позитивны и не пугают ребенка. Ребенок может чувствовать, что у него есть некоторый контроль.

Стратегия 4. Позитивное подкрепление.

Позитивное подкрепление – это стратегия, при которой ученик, зависящий от проявления определенного поведения, тут же поощряется с тем, чтобы поддержать или усилить данное поведение. Данная стратегия может использоваться совместно с десенсибилизацией. Эта стратегия знакома детям, обучающимся в областной школе. Она была введена и продемонстрирована командой Морозова. Определенное поведение, в данном случае введение новой еды, должно быть выполнимым и разбито на выполнимые шаги. Определенное поведение или цель, например: «Саша съест тарелку каши» невыполнима. Смотрите соответствующую таблицу. Подкрепление может быть съестным; сенсорным, например, мыльные пузыри; естественным, например, то, чем любит заниматься ребенок в свободное время; материальным, например, стикеры или другие коллекционируемые предметы; социальные, например, объятие, или общие, например, система поощрения.

 

Примечание.

Постоянное подкрепление требует затрат времени, но оно необходимо при обучении новому навыку. Остерегайтесь, однако, случаев, когда ребенок устает от постоянного использования одного и того же подкрепления. Для разрешения данной дилеммы используйте набор подкреплений, то есть составьте для себя (не для ребенка) список подкреплений. Как только ребенок усвоит новый навык (поведение), сократите частоту подкреплений от постоянного до прерывистого использования. Прерывистая схема составляется для поддержания и усиления поведения. Как только поведение хорошо утвердится, важно ввести систематическое задержку подкрепления от поведения. Прерывистые схемы поддерживают вновь усвоенное поведение, заставляя ребенка угадывать, когда будет следующее подкрепление. ПОМНИТЕ, на раннем этапе следует давать подкрепление незамедлительно.

 

Стратегия 5. Маскировка.

Дети не любят, когда их обманывают. Такие уловки как маскировка «дополнительных» овощей в соусе для спагетти или добавки в любимый напиток иногда срабатывают, но и могут привести к обратным результатам. Иногда, после обнаружения добавок в любимой еде, ребенок начинает относиться с подозрением ко всей еде, и это может еще больше сузить его рацион. Данная стратегия, вероятно, больше подходит для детей, для которых важен внешний вид пищи. Если же ребенок более чувствителен к запахам, вкусу и структуре еды, то делать добавки в пищу сложнее, так как он с легкостью определит их. Поэтому будьте осторожны при использовании данной стратегии.

 

Другие факторы

Слуховое восприятие, как правило, напрямую не связано с проблемами приема пищи. Косвенно звуки могут повлиять на комфортность самой обстановки, в которой происходит прием пищи. Для людей с РАС очень характерно приходить в замешательство в шумной и переполненной людьми обстановке, например, в школьном кафетерии или в кафе «Мак Дональдс» субботним днем. Важно подстроиться под индивидуальные потребности ребенка так, чтобы сама обстановка не мешала успешному приему пищи ввиду перегрузки восприятия. Некоторым детям требуется больше времени для того, чтобы перейти с приема пищи из бутылки на прием пищи из чашки, или для того, чтобы научиться пользоваться столовыми приборами. Отчасти это вызвано тем, что для таких детей сложно даются перемены в целом. Особенности восприятия также могут частично вызывать эту проблему. Здесь может быть разработан план десенсибилизации по использованию чашки и (или) столовых приборов. Если проблема серьезная, то здесь может помочь специалист по восстановительной терапии с подготовкой в области сенсорной интеграции, предложив техники десенсибилизации. Иногда возможно и уместно применение адаптаций, таких как использование пластиковых приборов вместо металлических.

 

Прием пищи за столом

 

Помимо сенсорных характеристик пищи и стимулов в окружающей обстановке, которые влияют на прием пищи ребенком в определенной обстановке, третьим проблемным пунктом является способность ребенка сидеть за столом и принимать пищу со всеми. Существует ряд причин, по которым возникают эти трудности. Прием пищи вместе с другими людьми – это социальное взаимодействие. Прием пищи сам по себе может быть не очень мотивирующей деятельностью. Прибавьте к этому необходимость общаться за столом, и вы начнете лучше понимать ситуацию с точки зрения ребенка. К тому же многие дети с аутизмом активны, и им сложно сидеть спокойно на одном месте независимо от вида деятельности. Есть некоторые моменты, которые нужно учитывать при решении данной проблемы.

 

Определение причины, по которой ребенок не сидит за столом, поможет решить, какие действия предпринимать. Некоторым детям необходимо заняться какой-нибудь небольшой физической активностью, прежде чем сесть за стол. Иногда необходимо использовать таймер для того, чтобы показать более конкретно, что во время приема пищи надо сидеть, хотя бы несколько минут, пока не зазвенит таймер. Продолжительность можно постепенно увеличивать. Некоторые дети могут сидеть за столом и быстро есть, но не могут сидеть и ждать, пока другие не закончат есть. Эту проблему можно иногда решить с помощью специальных ожидающих игрушек или деятельности. Иногда помогают предметы, на которых может фокусировать внимание ребенок во время ожидания. Даже некоторым детям старшего возраста и взрослым с РАС необходимо развивать навыки ожидания во время приема пищи с другими людьми. В данном случае книга для чтения или карманная игра являются решением проблемы для детей старшего возраста, а также взрослых.

 

Проблемы приема пищи иногда могут доминировать в семейной жизни. Когда проблемы питания серьезные и тесно связаны со здоровьем и развитием ребенка, то не сложно впасть в подавленное состояние. Тот факт, что прием пищи происходит, по меньшей мере, три раза в день, и что дети и взрослые не всегда могут есть дома, добавляет стресса. Обратитесь за помощью, если вас тревожат любые биомедицинские или поведенческие отклонения. После того как будут обследованы данные области, семьи, как правило, могут справляться с внешними факторами путем проведения десенсибилизации ребенка к новой еде. Они действуют по структурированному не довлеющему плану по приятию новой пищи. Прием пищи и проведение времени за столом может быть разбит на маленькие шаги и растянут по времени так, чтобы ребенок был успешен. Терпение в данном процессе тоже ключ к успеху. Общайтесь с другими семьями, делитесь своими удачами и неудачами, а также собирайте новые советы или ресурсы, которые могут внести изменения. Ну и когда вы общаетесь с другими, вы понимаете, что не вы одни переживаете такие трудности!

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.