III. Последовательность ведения дипломной композиции. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

III. Последовательность ведения дипломной композиции.

2020-05-10 185
III. Последовательность ведения дипломной композиции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как же начать работу над дипломом?

Первый этап- выбор темы будущей композиции. Можно предложить выпускникам свободную тему или дать конкретную тему. Для читающих детей выбор темы не составит большой проблемы, педагог здесь может лишь слегка направить учащегося. К сожалению, дети чаще черпают уже готовую информацию из интернета. Поэтому есть смысл предложить для дипломной работы конкретную тему, либо несколько тем, например, историческую, иллюстрации к литературному произведению. Можно за основу дипломной композиции взять опыт работы над пейзажем или натурными зарисовками. В выборе темы педагог должен руководствоваться как интересом к ней учащихся, так и уровнем подготовки выпускника. Если учащийся хорошо рисует человека, ему можно предложить многофигурную композицию на батальную, историческую тему. Менее уверенному в рисовании фигуры человека- сюжет с одной, двумя фигурами, например, деревенский пейзаж со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок выполненных на пленэре).

 Я часто предлагаю своим ученикам любимую мной историческую тему, в основном сюжеты из русской истории. Считаю, что наши дети должны знать свою историю, причем глубоко, а не «проходить тему». Это может быть, и языческое прошлое славян- безграничная, яркая тема (мифология, праздники, обряды). Сюжеты из «Повести временных лет», полулегендарные, полуисторические, великие битвы в истории России, исторические портреты (Владимир Киевский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Петр I и т.д.). Темы достаточно сложные. Но доступность сложной темы зависит от того, как сумеет педагог «поставить» ее перед детьми и организовать наблюдение и изучение материалов, питающих воображение учащихся.

Последовательность выполнения композиций можно определить следующим образом:

1. Педагог совместно с учеником определяет тему композиции и задачи, которые предстоит решить ученику при ее выполнении. Преподаватель обязательно знакомит учащихся с дипломами учащихся прошлых лет, дипломами студентов- выпускников школы, историческими композициями известных художников.

2. Ученики приступают к разработке темы, собирают материал, делают зарисовки.

3. Преподаватель обобщает теоретические знания по композиции, полученные на протяжении всех лет обучения.

4. Ученики  создают эскизы, в которых идет поиск образных решений, колорита, графической выразительности листа. Учащийся вместе с педагогом выбирает изобразительные материалы, наиболее соответствующий композиционному решению, образному раскрытию темы. Работа над эскизом должна быть длительной: нужно сделать несколько эскизных вариантов. Чтобы ученики сознательно разрабатывали композицию, при переходе от эскиза к эскизу.

 5.  На просмотре в конце I полугодия совместно с учениками преподаватели, входящие в комиссию,  анализирует эскизы, зарисовки по темам композиций в материале, преподаватели дают рекомендации по улучшению эскизов.

6. Ученики переходят к выполнению картона  композиции. Выполнение композиции в цвете.

7. Итоговый просмотр.

Более детально о каждом этапе работы:

1 этап. Преподаватель, как виртуозный музыкант- интерпретатор должен увлечь темой, рассказать о ней совсем чуть-чуть, но так разжечь интерес к ней, чтобы учащиеся подхватили эту нить и развивали тему самостоятельно. Для этого готовых рецептов нет. Увлеченность самого учителя, глубокая эрудиция, артистизм, если хотите, позволят достичь заданной цели.

Этап.

Когда тема определена- учащимся необходимо, как настоящим историкам исследовать материал по теме.

С самого начала работы над композиционным эскизом можно приступать и к сбору материала. Говорить же о его необходимости излишне. Только наполненные жизнью, подлинностью детали могут сделать композиционный эскиз (а в дальнейшем – дипломную картину) максимально убедительным. Работа по сбору, материала в каждом случае, безусловно, будет индивидуаль­на и разнообразна, но, тем не менее, может быть выделено несколько направле­ний, которые напрашиваются при практической работе сами собой и которые можно увидеть на примерах работы многих мастеров прошлого. Сюжет композиционного эскиза может быть как современным автору, так и историческим. Принципиальной разницы в подходе к сбору материала при этом нет.

При работе над историческим сюжетом сбор материала начинается:

1) с обраще­ния к историческим, документальным, литературным и другим источникам.

«Поразившись или увлекшись сюжетом, берегите первое впечатление», – со­ветовал П. П. Чистяков, но считал, что при этом «следует прочитать, узнать и продумать», все относящееся к данному сюжету, ко времени, к обстановке дан­ного события.

Примером подлинно творческого использования исторических источников можно назвать работу В. И. Сурикова над «Утром стрелецкой казни». «Для того чтобы изобразить давно прошедшее событие с такой ясностью, нужно было пере­читать и пересмотреть целые библиотеки». Суриков внимательнейшим образом изучал документы, в т. ч. «Дневник» секретаря австрийского посольства Корба (материалы с гравюрами о стрелецких казнях в Москве). Но в картине художник от буквального следования документам отошел, обобщив прочитанное в одно целое. С полной творческой самостоятельностью, руководствуясь при отборе мате­риала художественной выразительностью картины, а не документальной археологи­ческой точностью, Суриков соединяет в полотне подробности-, относящиеся к раз­ным казням, создает собирательный образ расправы Петра со стрельцами. Цельность и ясность композиционного строя картины обусловлена единст­вом места, образов и действия.

2) Одним из направлений сбора материала является и обращение к месту действия в эскизе. Это может быть и пейзаж (в т. ч. и архитектурный), и интерьер и т. д.

«Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова поучительно и в этом отношении. Архитектурные памятники древности, которые возвышались на Красной пло­щади во время расправы над стрельцами (собор Василия Блаженного) сохра­нились до XIX в. без изменений, Суриков пишет с натуры. Памятники, под­вергшиеся изменениям, художник реконструирует после тщательного изучения гравюр, чертежей и исторических описаний: стены рва вокруг Кремля, крытый верх и бойницы кремлевской стены, немощеная площадь (этюд грязи с колеями от колес). Для большей выразительности картины Суриков решительно изменя­ет детали некоторых сооружений, но сохраняет те фрагменты зданий, которые прочно связанные в восприятии зрителей с общим ансамблем площади: Лобное место XVIII в., позднейшие окна аркады галереи собора Василия Блаженного.

3) Следующим направлением работы по сбору материала необходимо назвать изучение этнографических реалий (костюм, предметы и т.п.). Гигантская подго­товительная работа Сурикова в этой области, огромное количество натурных этюдов и рисунков к каждой его исторической картине удивляют и восхищают. Художник собирает этнографический материал с любовью и вниманием. «А дуги-то, телеги для "Стрельцов" – это я по рынкам писал. Пишешь и думаешь – это самое важное во всей картине. На колесах-то – грязь. Раньше-то Москва немощеная была – грязь была черная. Кое-где прилипнет, а рядом серебром бле­стит чистое железо, и вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил... Всю красоту любил. Когда я телегу видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться. В дровнях-то какая красота... А в изгибах полозьев, как они колы­шутся и блестят, как кованые... Ведь русские дровни воспеть нужно...», – вспо­минал впоследствии Суриков.

Богатый этюдный материал этнографического характера дает возможность отбирать для картины то, что лучше помогает выразить смысл и раскрыть идей­ное содержание, отбирать то, что с точки зрения формы (масштаб детали, силу­эт, цвет и т.п.) уместнее для картины.

4) Важнейшим направлением сбора материала является и работа над образами. И, если мы обратимся к творческому наследию Сурикова, то снова столкнемся с примером, достойным восхищения, изучения, подражания. До нас дошло семь изображений рыжебородого стрельца из «Утра стрелецкой казни», возможно, их было больше. Картина же – многофигурная. И практически каждый персонаж картины в результате предварительного выстраивания образа от этюда к этюду, становился не просто одной из фигур, а запоминающимся образом, лаконич­ным, ясным и живым. Можно отметить, что подход Сурикова к созданию образов исто­рических персонажей не отличается от полхода к работе с историческими ис­точниками и архитектурой. Для создания образов художник обращается к доку­ментальным материалам: гравюрам, миниатюрам, скульптуре. Но его подход к использованию материалов очень интересен: там, где они помогают раскрытию идейного содержания картины, там, где они «работают» на образ, он их исполь­зует со всем вниманием, а там, где мешают, либо уводят в сторону, либо просто бесполезны, жертвует ими или изменяет, не боясь отойти от буквального следо­вания фактам. Обратимся к картине «Меншиков в Березове». Согласно истори­ческим документам, Меншиков в ссылке отпустил бороду, но художник отбро­сил этот факт, и изобразил в картине «выбритое лицо с небольшими типичными усиками петровского офицера». Суриков рассматривал композицию как умение «сочинять картину», а не как эффектное размещение на холсте фигур по отвлеченным законам «равновесия». И образы, действующие в картине, сочиняются, но сочиняются не на пустом месте. В работе Сурикова над картиной наиболее ярко выразился, как об этой говорилось выше, натурный метод. Практически для каждого персонажа он искал реальный прототип в жизни, конкретных людей, с которых писал этюды. Он искал натуру на московских улицах, кладбищах, в церквях и кабаках. Но чтобы искать, нужно четно представлять, что требуется найти. Суриков говорил о «Стрельцах»: «Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли». То есть художник каждый образ увидел силой творческого прозрения еще до того, как находил его в натуре.

Для наших учащихся сбор информации в принципе не должен составлять труда. В их распоряжении сеть Интернет, библиотека школа, большое количество наглядного, иллюстративного материала по многим темам, в том числе исторического плана. Безусловно, преподаватель, направляет деятельность по сбору материала, рекомендует литературные и исторические источники. Ведется работа над поисками образов, выполняются наброски.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.