Глава 2. Восточно-Сельджукский султанат и Хорезм — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 2. Восточно-Сельджукский султанат и Хорезм

2020-05-10 128
Глава 2. Восточно-Сельджукский султанат и Хорезм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ануш-Тегин - предок династии хорезмшахов, по имени которого ее иногда называют династией Ануштегинидов, был в юности тюркским рабом (мамлюком) в Гарчистане. Еще молодым человеком Ануш-Тегин был куплен для свиты султана и был назначен на должность хранителя султанских умывальных и банных принадлежностей (таштдар) султана Мелик-шана I (1072-1092).

Вскоре Ануш-Тегин становится доверенным лицом султана, так как должность таштдара считалась одним из самых важных придворных чинов. Все расходы, связанные с этой должностью, оплачивались за счет налоговых поступлений с области Хорезм, поэтому Ануш-Тегин был назначен на должность мутасаррифа Хорезма и получил титул шихны Хорезма. Однако всей полнотой власти в Хорезме Ануш-Тегин не обладал, поскольку наместником Хорезма в этот период был мамлюк сына Малик-шаха I - будущего великлго султана Санджара - Экинчи ибн Кочкар, который после смерти Мелик-шаха I в течении ряда лет играл важную роль в политических событиях в Средней Азии.

В правление султана Беркийарука (1094-1104) власть в большей части восточных областей империи Сельджукидов находилась в руках хорасанского эмира Дадбека Хабаши ибн Алтун-Таша, который, воспользовавшись междоусобной борьбой среди представителей династии Сельджукидов, отложился в 1097 г. от центральной власти. В том же году умер Ануш-Тегин, и эмир Дадбек Хабаши вместо смещенного Экинчи ибн Кочкара назначил вали Хорезма сына Ануш-Тегина - Кутб ад-Дина Мухаммада, который стал одновременно мукта Хорезма и получил лакаб хорезмшаха. Именно с него начинается история государства хорезмшахов-Ануштегинидов.

Когда в 1100 г. султан Беркиярук и его брат Санджар подавили выступление эмира Хабаши и расправились с ним самим, Санджар, полностью овладев Хорасаном, утвердил Кутб ад-Дина Мухаммада в правах владетеляХорезма. Кутб ад-Дин Мухаммад приложил немало усилий для укрепления своих позиций в Хорезме. Он верой и правдой служил султану Санджару, который доверял хорезмшаху и относился к нему с симпатией, оберегая от нападок своих придворных.

Хорезмшах Кутб ад-Дин сыграл свою роль и в междоусобной борьбе за верховную власть в роде Сельджукидов. Так, в сражении у города Саве 11 августа 1119 г. между войсками султана Санджара и его племянника султана Махмуда ибн Мухаммада, которое закончилось разгромом последнего, активное участие на стороне Санджара принимал и хорезмшах Кутб ад-Дин Мухаммад.

В другом случае, когда Санджар, носивший после 1118 г. титул Великого султана, готовился выступить против самаркандского правителя караханида Мухаммада Арслан-хана, на которого приносило жалобы население Маверранахра, хан просил хорезмшаха выступить посредником в этом деле и отговорить Санджара от похода. Миссия хорезмшаха удалась, и это свидетельствует о его авторитете и могуществе.

Об этом же говорит и титулатура, сопровождающая его имя в памятниках того времени: "Падишах, Полюс сего мира и веры, Отец победы, Помощник эмира верующих" то есть Халифа. Последний лакаб - свидетельство прямых связей Кутб ад-Дина с правительством Халифата, которые осуществлялись, минуя Санджара.

Хорезмшах Кутб ад-Дин Мухаммад правил Хорезмом в течение 30 лет и был до самой смерти в 1127 г. верноподданным султана Санджара, ежегодно отвозил в султанскую подати со своих владений. Этим фактом он подчеркивал признание верховенства Санджара. И когда Кутб ад-Дин умер Санджар, не колеблясь, своим указом утвердил на престоле хорезмшахов его сына ал-Малика Абу Музаффара Ала ад-Дина Джалал ад-Дина Атсыза.

Когда Атсыз стал хорезмшахом, ему было 29 лет. Кроме обычного для мусульманского правителя того времени покровительства исламу и ученым богословам он был известен как ценитель искусств и наук, писал касыды и рубаи на персидском языке, знал много стихов наизусть.

Атсыз отличался храбростью и был счастлив в сражениях; он одержал на службе Санджара много побед, чем заслужил особое благоволение своего сюзерена. Доверие и привязанность Великого султана к своему верному вассалу еще больше возросли после того, как Атсыз спас Санджару жизнь.

Это произошло в 1130 г., когда Санджар отправился с войском в Маверранахр для подавления выступления восставшего вассала - владетеля Самарканда Арслан-хана Мухаммада ибн Сулеймана. Когда Санджар достиг Бухары, во время охоты его гулямы и слуги устроили заговор и хотели его убить. Атсыз на охоту не поехал и, проснувшись ночью, вскочил на коня и поспешил на выручку Санджару, который был окружен заговорщиками и оказался в отчаянном положении. Атсыз набросился на заговорщиков и спас Санджара. Когда Великий султан спросил у Атсыза, каким образом он узнал о заговоре, Атсыз ответил: "Я увидел во сне, что с султаном случилось несчастье на охоте, и я тут же поспешил сюда!"

Атсыз постоянно сопутствовал Санджару в его походах. Султан назначил хорезмшаха командующим левым крылом своей армии во время войны с другим своим племянником Мас`удом ибн Махмудом Тапаром (1133-1152). Сражение между Санджаром и Мас`удом произошло 26 мая 1132 в местности Дай-Мардж, близ Хамадана, и закончилось победой Санджара.

Десять лет (1128-1138) хорезмшах Атсыз верой и правдой служил своему сюзерену - Великому сельджукскому султану Санджару, не помышляя ни о войне с ним, ни о выступлении против него. Однако на протяжении этих десяти лет Атсыз укреплял свой тыл и собирался с силами.

Наконец он счел свои силы достаточными, чтобы отстаивать независимость от султана. Когда он известил своих придворных и эмиров о том, что отказывается служить Санджару, его люди согласились с его намерением, и хорезмшах стал действовать.

Как и другие вассалы Санджара, хорезмшах Атсыз, будучи владыкой Хорезма, земель пограничных с "неверными" кочевыми тюрками, был обязан постоянно совершать набеги на них и подчинять их, но только с согласия или по приказу сюзерена. Однако хорезмшах нарушил этот приказ и захватил земли подвластных Сельджукидам тюрок по нижнему течению Сырдарьи, включая город Дженд, и продвинулся на север, присоединив к своим владениям Мангышлак. Это было первое независимое действие Атсыза по отношению к его сюзерену Санджару.

Когда Санджар узнал о своеволии хорезмшаха Атсыза, он решил проучить непослушного владыку и в октябре 1138 г. двинул войска на Хорезм. Санджар считал, по видимому, что оставить без внимания действия Атсыза значило бы выказать слабость по отношению к нему и дать повод другим вассалам - соседним с Хорезмом Караханидам и Газневидам - для независимых действий.

В сражении у стен крепости Хазарасп Атсыз был разбит, ибо "у него не было сил, чтобы одолеть султана, и он не выдержал и бежал. Было перебито множество его воинов (10 тыс.), и среди убитых был сын хорезмшаха Атлык. Отец глубоко скорбел о его смерти и очень страдал".

Захватив Хорезм, султан Санджар передал его в качестве икта своему племяннику Сулейман-шаху, назначив ему везира, атабека и хаджиба, и определил принципы его управления Хорезмом. Однако Сулейман-шаху так и не пришлось укрепиться в дарованном ему владении. Как только Санджар в феврале 1139 г. возвратился в Хорезм и, поддержанный его жителями, изгнал Сулейман-шаха и восстановил здесь свою власть.

Однако Атсыз боялся, что султан Санджар, разгневанный его действиями, снова пошлет войска в Хорезм и, решил упредить султана, изъявив ему покорность. Атсыз добился, что Санджар поверил ему и простил изгнание Сулейман-шаха из Хорезма.

Примирение хорезмшаха с Санджаром свидетельствует о политической дальновидности Атсыза. Он добился передышки, необходимой ему для восстановления своих сил. И действительно, через некоторое время хорезмшах возобновил набеги на соседние земли. Первый выпад он сделал в сторону Джурджана и в 1139 г. захватил округ Кабул-Джама.

Не прошло и нескольких месяцев как Атсыз начал новый поход во владения Санджара. В 1139 г. хорезмшах напал на Бухару, овладел ею, казнил вали Санджара в этом городе и разрушил цитадель и стены города. Цитадель оставалась в руинах в течение двух лет.

Этот поход и захват Бухары были предприняты хорезмшахом Атсызом в отместку за поход Санджара на Хорезм и убийство Атлыка. По-видимому, так расценивал их и Санджар: никаких карательных мер против хорезмшаха султан на этот раз не предпринял. Можно предположить, что такая пассивность Санджара по отношению к своему вассалу объясняется и тем, что в Мавераннахре появилась новая грозная сила в лице кара-китаев, которые начали в это время планомерное продвижение из Синьцзяна на запад и северо-запад. Со своей стороны, хорезмшах в тревоге за свои владения решил вернуться к повиновению султану Санджара и послал ему в мае 1141 г. верноподданническую грамоту (савганд-наме), в которой давал султану заверения в том, что не выступит против него. Однако, отправляя Санджару эту грамоту, хорезмшах Атсыз понимал, что Санджар не проявляет твердости и не оказывает серьезного противодействия его выступлениям. И чтобы окончательно убедиться в правильности избранного пути, он в том же 1141 г. направляет своего человека в Багдад с посланием халифу аль-Муктафи (1136-1160).

В послании Атсыз изъявляет халифу полную покорность, сообщал о священной войне своего отца Ануш-Тегина с Сельджукидами и о том, как султан подстрекал его самого против халифата. Атсыз просил халифа "обнародовать указ об утверждении его владыкой вилайета Хорезм от восточных его границ до западных, земель, которые он присоединит к Хорезму, и стран и областей, которые к нему присоединятся".

Через некоторое время хорезмшах получил из Багдада почетные одежды, подарки и указ о признании его полновластным владыкой его земель с титулом султана, и этого времени Атсыз стал чеканить золотые монеты со своим именем.

Атсыз ждал случая, и он ему представился. В битве с кара-китаями 9 сентября 1141 г. войско Санджара было наголову разбито, и хорезмшах не замедлил воспользоваться этим для расширения своих владений. Через месяц после поражения Санджара хорезмшах вторгся в Хорасан и захватил Серахс. Когда Атсыз подошел с войсками к Мерву, к нему из города вышел имам Ахмад ал-Бахарзи, и хорезмшах согласился даровать жителям Мерва безопасность при условии, что они будут выполнять его требования, не будут чинить препятствия его чиновникам, которые отправятся в город. Однако когда хорезмшах потребовал в качестве заложником некоторых знатных лиц Мерва, жители города восстали, убили нескольких людей хорезмшаха, а оставшихся выдворили из Мерва и заперли ворота, отказавшись подчиниться. Тогда разгневанный хорезмшах силой ворвался в город и учинил в нем страшный разгром.

Среди казненных им видных людей Мерва были шафиитский факих Ибрахим ал-Марвази, ученый-энциклопедист Али ибн Мухаммед ибн Арслан, возглавлявший восстание жителей Мерва шариф Али ибн Исхак ал-Мусави и другие.

В Хорезм им были уведены кади ал-Хусайн ибн Мухаммад ал-Арсабанди, философ Абу Мухаммад ал-Хараки и другие ученые. Увод ученых в Хорезм свидетельствовал о стремлении хорезмшаха Атсыза возвысить престиж своей столицы как центра науки.

Захватив Мерв, в мае 1142 г. Атсыз двинул свои войска на Нишапур. Погромов здесь Атсыз не совершал, однако приказал конфисковать имущество у людей Санджара, а оно оказалось немалым.

В пятницу 29 мая 1142 года Атсыз заставил огласить в Нишапуре хутбу со своим именем. Однако когда хатибы провозгласили хутбу, население воспротивилось этому и набросилось на них. Взрыв негодования жителей едва не привел к восстанию, но люди осторожные обратили внимание жителей города на возможные печальные последствия, и смута утихла.

Хутба с именем хорезмшаха Атсыза оглашалась в Нишапуре до июля 1142 года, то есть около двух месяцев, после чего в ней было восстановлено имя султана Санджара.

Хорезмшах Атсыз почувствовал, что поражение Санджара в битве с каракитаями в пустыне Катаван было началом конца сельджукского господства в Средней Азии и Хорасане. Поэтому Атсыз совершая поход на Мерв, Нишапур и другие города Хорасана, вел себя как завоеватель и настаивал на выполнении всех формальных требований, связанных с

признанием его полновластным владыкой - султаном. Захватив Нишапур, Атсыз потребовал прекратить упоминание имени Санджара в хутбе, заменив его своим.

Из Нишапура Атсыз отрядил войско под командованием своего брата Йинал-Тегина, которое разграбило Бейхак, Файрумаз и другие города и их округа.

Султан Санджар, возвратившийся после неудачного сражения с кара-китаями в свою столицу Мерв, не мог предпринять против хорезмшаха никаких мер, ибо кара-китаи все еще находились в Маверранахре и соседних землях, и хорезмшах очень умело пользовался этим обстоятельством.

После рейда по Хорасану Атсыз возвратился в Хорезм и, памятуя о близости кара-китаев, заключил с ним соглашение, обязавшись выплачивать им ежегодно 30 тыс. золотых динаров хараджа, которые он вносил деньгами или скотом. Заключив с Атсызом соглашение, гюр-хан передал захваченную кара-китаями Бухару во власть племяннику Атсыза Атма-Тегину ибн Байбани.

Однако племянник хорезмшаха вскоре начал своевольничать в Бухаре и грабить имущество ее жителей. Жители пожаловались гюр-хану, но тот ограничился увещеваниями в адрес Атма-Тегина:"Да будет известно Атма-Тегину, что, хотя между нами и дальнее расстояние, одобрение и неудовольствие наше подле него". Но, как видно, дело дальше уговоров не пошло, так как союз гюр-хана с Атсызом против султана Санджара был для кара-китайского владыки важнее, чем действия наместника в Бухаре.

Султан Санджар, конечно же, не простил хорезмшаху дерзкого похода в его владения и захвата его казны и строил планы мести. Возвратившись в Мерв, "он роздал своим гази три миллиона динаров сверх дарованных им почетных одежд и наградных выплат и, собрав войска, двинулся против хорезмшаха".

В 1143 г. султан Санджар выступил во второй поход против хорезмшаха Атсыза. Войска Санджара осадили столицу хорезмшаха Гургандж, который был очень сильно укреплен. Атсыз не решался выйти из крепости: он знал, что у него не было достаточных сил для противодействия Санджару. Однако попытки войск Санджара одолеть осажденного хорезмшаха также были безуспешны, несмотря на то, что отдельным отрядам султанских войск удавалось прорываться в город. Нападающие были отбиты, но на дальнейшее сопротивление Атсыз был не способен, и Санджар мог его одолеть, если бы приложил усилие.

Атсыз решил упредить действия врага и, богато одарив султанских эмиров, избежал разгрома, так как придворные уговорили Санджара прервать осаду, тем более что Атсыз попросил у султана прощения и амана. Султан удовлетворился обращением хорезмшаха и согласился на примирение с ним.

"После этого хорезмшах Ала ад-Дин Атсыз возвратил Санджару захваченные сундуки с драгоценностями и печатью Санджара. Затем хорезмшах выехал на коне и остановился напротив султана Санджара на правом берегу Джейхуна, сошел с коня, как только увидел Санджара, поцеловал землю и принял его условия".

Но как только Санджар вернулся в Мерв, он понял, что хорезмшах вовсе не собирается сидеть сложа руки: все его действия говорили о том, сто покорность не входит в его планы. Поэтому Санджар отправил в Хорезм своего посланца - видного поэта того времени Адиба ибн Сабира, чтобы тот постоянно держал султана в курсе всех событий, происходивших в столице хорезмшаха.

Однажды ибн Сабир узнал, что Атсыз отправил в Мерв двух исмаилитов с целью убийства Санджара, и тут же сообщил об этом султану. Оба исмаилитских фидая были схвачены в Мерве и казнены. Когда Атсыз узнал, что в провале его замысла виновен Адиб Сабир, он приказал схватить его, связать и утопить в Амударье.

Султан Санджар направил хорезмшаху угрожающее письмо, однако Атсыз дал ему ставший знаменитым ответ:

Если конь владыки быстр, как ветер,

То мой гнедой тоже не хромает.

Ты придешь сюда, а я пойду туда!

Ведь вселенная не тесна для его владыки!

И в сентябре 1145 г. хорезмшах Атсыз направил своего коня именно туда, куда он собирался давно: он вновь устремился на завоевание Дженда и других земель по берегам Сырдарьи. Совершив стремительный марш из Гурганджа через пустыню, хорезмшах осадил Дженд и почти без кровопролития захватил крепость.

Такой поступок вассала в отношении своего сюзерена явился причиной новой карательной экспедиции, ибо это был явный удар по престижу Великого султана. В ноябре 1147 г. Санджар выступил в третий поход против хорезмшаха Атсыза.

На этот раз хорезмшах решил укрыться в крепости Хазарасп. Султанские войска осадили крепость и начали ее обстрел из катапульт. Осада продолжалась два месяца, и только после этого Санджару удалось ее взять. После этого Санджар подошел с войсками к столице Атсыза Гурганджу. Видя, что у него не осталось сил для оказания какого-либо сопротивления Санджару, хорезмшах снова стал искать пути для примирения с ним. Атсыз отправил к султану группу послов с ценными дарами и через них запросил у Санджара аман. И султан в третий раз помиловал хорезмшаха.

Согласно договоренности, хорезмшах Атсыз должен был изъявить покорность султану и облобызать прах у его ног.

июня 1148 г. Атсыз явился "служить" султану Санджару и, не сходя с коня, ограничился тем, что приветствовал Санджара. Вдобавок к этому первым место свидания покинул Атсыз. И хотя султан Санджар был разгневан этим дерзким шагом Атсыза, он был вынужден унять свое негодование, так как сам только что помиловал его и не мог изменить решения. Не выразив недовольства, султан Санджар возвратился в Мерв.

Но Санджар прекрасно разбирался в сложившейся обстановке в Средней Азии и Хорасане, и поведение хорезмшаха вовсе не казалось ему вызывающим. Еще свежи были отголоски битвы в пустыне Катаван, да и кара-китаи были недалеко, к тому же хорезмшах продолжал выплачивать им ежегодную дань. Поэтому Санджар, зная, что строптивого хорезмшаха не унять, решил больше не испытывать судьбу и не давать хорезмшаху повода для нового выступления против него. Возвратившись в Мерв, он отправляет с послами почетные одежды и подарки хорезмшаху. В свою очередь, Атсыз оказал почет послам Санджара и, щедро одарив их, отправил назад в Мерв.

Так на политической арене появилось и укрепилось новое государство - государство Хорезмшахов, с которым стал считаться даже такой могущественный владыка как, каким был султан Санджар.

Созданное хорезмшахом Атсызом государственное образование стало еще более усиливаться и расширяться в правление его преемников. Основой политики Атсыза и его ближайшей задачей было укрепление своего господства в Хорезме. Целью его преемников стало расширение земель госудаства и укрепление его авторитета на международной арене.

В течение всего своего длительного правления Атсыз стремился к упрочению отношений с Халифатом. Его стремление иметь в борьбе с Санджаром поддержку Багдада ярко видно из дошедших до нас пяти его посланий халифу ал-Муктафи (1136-1160). Эти послания являются юридическими документами, свидетельствующими о признании Халифатом государства Хорезмшахов.

В одном из своих посланий хорезмшах обращает внимание халифа ал-Муктафи на значение его государства, которое находится в стадии зарождения, и просит покровительства халифа в деле защиты Хорасана и Хорезма от пришельцев - огузов. Атсыз стремится заручиться заручиться поддержкой халифа против общего врага - Сельджукидов и обвиняет их в подстрекательстве исмаилитов к убийству халифов ал-Мустаршида и ар-Рашида. Атсыз не скрывал своего намерения использовать враждебное отношение халифа к Сельджукидам вообще и к султану Санджару в частности. Он писал: "Что хорошего можно ожидать с его стороны и что он может сделать такого, чтобы дружить или сближаться с ним?" В конце послания хорезмшах излагает свое желание об обнародовании халифом указа о юридическом признании его государства и добавляет: "Этот указ должен быть скреплен благороднейшей высочайшей подписью, чтобы она вызвала злость у надменных завистников, чтобы благодать этого указа пресекла вожделения врага на земле раба Аллаха (Атсыза), чтобы с его помощью были выкорчеваны корни его зла и порочности, чтобы раб этот и его союзники пребывали в гордости во веки веков и были вечными должниками во имя продления дней Эмира верующих и имама мусульман, да вознесет Аллах через этот указ его указ его заповеди и да умножит он его величие!"

Затем хорезмшах Атсыз отправил халифу ал-Муктафи второе послание, содержащее заверения в его верности халифу в послании Атсыз сообщает халифу, что в Хорезме начали читать хутбу с именем халифа: " И не осталось в Хорезме ни одного из его улемов, имамов и его хатибов, кто не призывал бы следовать по святой стезе».

В третьем послании халифу ал-Муктафи хорезмшах снова уверяет его в своей преданности и просит принять его извинения за то, что он не может лично прибыть ко двору халифа для изъявления своей покорности, ибо занят войной с неверными. Атсыз уверяет, что он «самый верный из его рабов со святыми намерениями и самый искренний из его верных правителей»

В таком же духе составлено и четвертое послание хорезмшаха халифу. В пятом послании халифу ал-Муктафи хорезмшах сообщает о своем негодовании по поводу того, что султан Мухаммад ибн Махмуд (1153-1154 г.), ставший после смерти султана Санджара главой сельджукской династии, вышел из повиновения халифу, о том, что он, Атсыз, возненавидел султана Мухаммеда за его возмутительное пренебрежение именем халифа, и снова заверяет ал-Муктафи в своей преданности и покорности.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.