Глава 1. Теоретические основы здорового образа жизни. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 1. Теоретические основы здорового образа жизни.

2020-05-07 528
Глава 1. Теоретические основы здорового образа жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы здорового образа жизни………………………6

1.1.Теоретические аспекты исследования отношения студентов к здоровому образу жизни…………………………………………………………………..6

1.2.Основные составляющие здорового образа жизни……………………….14

Глава 2.Отношение студентов к здоровому образу жизни…………………..25

2.1.Методология изучения здорового образа жизни…………………………25

2.2.Результаты исследования анкетного метода опроса отношения студентов к ЗОЖ……………………………………………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………………41

Список использованных источников…………………………………………..43

Приложение………………………………………………………………………45

В ведение

Тема: Отношение студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни.

Актуальность: Актуальность отношения студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ), является неотъемлемой частью образовательного процесса, связана эта проблема со снижением уровня здоровья студенческой молодёжи, низкой двигательной активностью, недостаточной физической подготовленностью. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья студентов занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и приоритетов. Являясь своеобразным показателем общественного прогресса и отражением социального и экономического благополучия страны, здоровье человека и непосредственно студента как подрастающего поколения является мощным социальным и экономическим потенциалом общества и государства в целом. Процессы, происходящие в современном российском обществе, обострили проблемы сохранения, развития здоровья человека и формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - это концепция, согласно которой человек отказывается от вредных привычек, правильно питается, занимается спортом. Но концепция не ограничивается физическим состоянием здоровья, также она включает в себя и поддержание психологического состояния человека.

В число факторов ведения нездорового образа жизни можно выделить следующее: курение и употребление алкоголя, неправильное питание, вредные условия труда, повышен­ный стресс, плохие матери­ально-бытовые условия, употребление наркотиков, непрочность семей, одиноче­ство и многодетность, высокие темпы урбанизации, загрязнение воздуха, воды, почвы и т.д.

Здоровый образ жизни должен включать в себя: правильное питание, физические упражнения, общения с природой (прогулки, выезды), общение с приятными нам людьми, общение с самим собой (медитации), любимое занятие или увлечение, развлечения, отсутствие вредных привычек, регламентированные режимы труда и отдыха, закаливание организма и т.д.

Здоровый образ жизни как условие и предпосылка социальной активности человека, полноты выражения его духовных и физических сил предполагает, в первую очередь, целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья. Конкретная повседневная реализация здорового образа жизни - неотъемлемая часть общей культуры человека, богатства его духовного мира, жизненных целей и ценностных ориентаций. Поэтому одно из центральных направлений в формировании ЗОЖ - это воспитание сознательного, активного отношения к здоровью. Особое внимание заслуживают студенты, которые, являются не только основным источником пополнения трудовых ресурсов общества, но и активной частью общества.

Степень изученности:   Здоровый образ жизни изучается в социологической науке, при помощи таких дисциплин, как: социология здоровья и медицины, социология повседневности, социология спорта, социология тела и т.д. Основные категории здорового образа жизни рассматриваются в трудах многих известных  социологов, например таких, как: П.А. Сорокина, И.В. Бестужева-Лада, В.А. Ядова, Ю.П. Лисицина, Ю.И. Савенко, В.И. Толстых, Р.В. Рыбкиной, О.И. Генисаретского, М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, П. Бурдье и т.д. Социологическое определение здорового образа жизни включает в себя несколько основных характеристик. Во-первых, ЗОЖ является проявлением реализации потенциала общества (в индивидуальных или групповых проявлениях) в обеспечении здоровья. Во-вторых, ЗОЖ отражает степень социального благополучия, понимаемого как единство уровня и качества жизни. В третьих, ЗОЖ рассматривается как проекция эффективности и социальной организации в отношении к ценности здоровья.

Объект: Студенты Исторического факультета.

Предмет: Отношение студентов здоровому образу жизни.

Цель: Проанализировать, как студенты относятся к здоровому образу жизни.

Задачи:

1) Рассмотреть основы здорового образа жизни.

2) Изучить методологию исследования.

3) Выявить, отношение студентов к ЗОЖ.

Методы сбора информации:

1.Теоретические:

- анализ литературных источников, статистический анализ.

2. Эмпирические:

- данные вторичного анализа статистических материалов.

- анкетный опрос; выборка на квотной основе.

Методы исследования:

В курсовой работе была выбрана анкетная форма опроса. Анкетная форма опроса является наиболее удобной при обработке информации и анализе данных.

Заключение

Здоровье – это основа жизни человека, оно занимает наиболее высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – одна из важных составляющих частей человеческого состояния и одно из основных факторов социального и экономического состояния.

В социологическом исследовании на тему: «Отношение студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни» были достигнуты все поставленные цели и задачи. В этом исследовании преследовалась цель, проанализировать отношение студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни. В данной курсовой работе был проведен теоретический и эмпирический анализ отношения студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни».

Анкетирование проводилось с мая по июнь 2019 года.

Количество анкетируемых – 87 студентов Бурятского Государственного университета Исторического факультета, очной формы обучения, бакалавриата.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи является наиболее трудной. В современных условиях и динамичном развитии общества потребуются новейшие подходы к проблеме и ее решению. Удачные в разных областях жизнедеятельности имеет возможность существовать только тот студент, который нацелен на ЗОЖ.

Здоровье студенческой молодежи во многом определяется их образом жизни. Повышенный интерес к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, воспитания, образования и СМИ. Образ жизни студента можно определить как особый способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности или получаемой профессии. Структура здорового образа жизни выражается в тех отношениях, в которых пребывают различные виды жизнедеятельности студента. Состояние здоровья студентов во многом находится в зависимости от ЗОЖ. В связи с этим повышается интерес и обращается на организацию здорового образа жизни студентов. Здоровый образ жизни в основном отражает обобщенную стандартную структуру форм жизнедеятельности учащихся. Для которой характерно единство и необходимость процессов самоорганизации и самодисциплины, в учебном процессе, саморегуляции, саморазвития.

По итогам исследования получены такие результаты:

Студенты имеют различные представления о здоровом образе жизни, в основном для них, это представляет занятия физкультурой и спортом и отсутствие вредных привычек, малая часть составляет рациональное питание и соблюдение порядка труда и отдыха. В большинстве ответов на то, придерживаются ли ЗОЖа, студенты не могут точно сказать да или нет, ответы в основном составили скорее да, чем нет или скорее нет, чем да.  На вопрос о жизненной позиции большинство придерживается активной позиции, меньшая часть пассивной. Предпочтения опрошенных по ведению ЗОЖа составили: те, кто правильно питается 16,1%, соблюдают распорядки труда и отдыха 11,5%, занимаются физической культурой и спортом составило 42,5%, и не злоупотребляют вредными привычками 29,9%. Занимаются спортом ДА либо НЕТ, ответы оказались почти равномерными. Немного оказалось студентов, которые постоянно занимаются спортом, в основном студенты занимаются спортом иногда. Признаки, по которому респонденты не ведут ЗОЖ, в большинстве составило из-за лени, и равномерные результаты, нехватка времени и вредные привычки.

 

Приложение 1

Анкета!

Уважаемый студент!

Просим Вас заполнить анкету на тему «Отношение студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни». Внимательно ознакомьтесь с каждым вопросом и дайте вариант ответа, который наиболее для Вас характерен. Анкетирование анонимное.

1) Что для Вас представляет здоровый образ жизни?

а) занятие физической культурой и спортом;

б) правильное питание;

в) соблюдение режимов труда и отдыха;

г) отказ от вредных привычек.

2) Придерживаетесь ли Вы ведения здорового образа жизни?

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет.

3) Какой жизненной позиции Вы придерживаетесь?

а) активной;

б) пассивной.

4) Ваше предпочтение относительно здорового образа жизни?

а) правильное питание;

б) соблюдение режимов труда и отдыха;

в) занятие физической культурой и спортом;

г) отсутствие вредных привычек.

5) Занимаетесь ли Вы спортом?

а) да;

б) нет.

6) Активно ли Вы занимаетесь физической культурой и спортом?

а) постоянно;

б) иногда;

в) не занимаюсь.

7) Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

а) постоянно;

б) иногда;

в) не занимаюсь.

8) Закаливаете ли Вы свой организм?

а) да, часто;

б) да, редко;

в) нет.

9) Курите ли Вы?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

10) Употребляете ли Вы спиртные напитки?

а) каждую неделю;

б) один или два раза в месяц;

в) несколько раз в год;

г) никогда.

11) Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические вещества?

а) да;

б) нет.

12) Выберите признак, который наиболее препятствует Вашему ведению здорового образа жизни?

а) лень;

б) стресс;

в) вкусная еда;

г) вредные привычки;

д) нет времени.

13) На каком курсе Вы учитесь?

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

14) Ваш пол?

а) мужской;

б) женский.

15) Ваш возраст?

___________.


[1] Бурачевский Л.И. Студентам о здоровом образе жизни. М.: Изд-во МАИ, 2003.-35 с.

[2] Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 6. - С. 21-22.

[3] Каневская Т.М. Пропаганда ценностей здорового образа жизни как средство профилактики зависимостей в студенческой среде педагогического вуза: теория и практика [Текст] / Т.М. Каневская, В.А. Середа // Педагогическое образование в России. – 2011.- № 4. – С.87-95.

[4] Куценко Г.И., Харисова И.М., Ахмерова С.Г. Стратегия и технология сохранения здоровья школьников, студентов, педагогов. М.; Воронеж, 2000.-218 с.

[5] Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотипное. - М.: Академия, 1997. - 208 с

[6] Учение о здоровье / А.П. Исаева, И.Я. Прокопьев, В.М. Чимаров и др. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2002. 142 с.

[7] Добротворская С.Г. Ориентация старшеклассников и студентов на здоровый образ жизни. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. - 152 с.

[8] Качан Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 76 с.

[9] Ляхович А.В., Ахмерова С.Г., Курмаева А.А. Концептуальная модель формирования здоровья студентов в условия педагогического вуза. 1996. - № 2. - С. 52-56.

[10] Образ жизни и здоровье студентов. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Д.И. Рыжакова, С.Е. Квасова. Горький: Изд-во ГМИ, 1990. - 178 с.

[11] Ляхович А.В., Медведь Л.М. О структуре потребности в информации студенческой молодежи по проблемам здорового образа жизни // Здравоохр. РФ. 1992. - № 7. - С. 20-22.

[12] История физической культуры: Учебн. для пед. ин-тов// Под общ. ред. Столбова В.В.- М. Просвещение, 1989.-288 с.

 

[13] Физическая культура студента, Ильинич В.И., 2000.

[14] Ю.Соловьёв Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учебное пособие. Ч. 1 и 2. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007

[15] Чумаков Б.Н. Валеология: учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Пед. общество России, 2000. – 407 с.

 

[16] Васильев В.Н. Утомление и восстановление сил. - М.:Дрофа, 1994. – 167с.

 

[17] В. А. Пискунов, М. Р. Максиняева, Л. П. Тупицына, Т. И. Егорова, Э. В. Айриян
Здоровый образ жизни: Учебное пособие «Педагогическое образование» Дисциплина: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

 

[18] Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А.Б. Гофмана. - М.:Канон, 1996. - 432 с.; Дюркгейм, Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. - М.: ИН-ТОР, 1996. с.

 

[19] Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с немецкого Ю. Н. Давыдова, П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

[20] Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: АспектПресс, 1997. – 245 с.

[21] Мангейм, К.Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции / К. Мангейм; пер. Е.Я. Додина. - М.: ИНИОН РАН, 2000. – 164 с.

 

[22] Бурдье. - Социологические исследования. - 2002. - № 10. - С. 3-11.

[23] Гидденс, Э. Социология тела: пер. с англ. / Э. Гидденс, – 2-е изд., полностью перераб. и доп. – М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 632 с.

[24] Ионин // Социологические исследования. - 1995. - № 2. - С. 41-48.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы здорового образа жизни………………………6

1.1.Теоретические аспекты исследования отношения студентов к здоровому образу жизни…………………………………………………………………..6

1.2.Основные составляющие здорового образа жизни……………………….14

Глава 2.Отношение студентов к здоровому образу жизни…………………..25

2.1.Методология изучения здорового образа жизни…………………………25

2.2.Результаты исследования анкетного метода опроса отношения студентов к ЗОЖ……………………………………………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………………41

Список использованных источников…………………………………………..43

Приложение………………………………………………………………………45

В ведение

Тема: Отношение студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни.

Актуальность: Актуальность отношения студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ), является неотъемлемой частью образовательного процесса, связана эта проблема со снижением уровня здоровья студенческой молодёжи, низкой двигательной активностью, недостаточной физической подготовленностью. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья студентов занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и приоритетов. Являясь своеобразным показателем общественного прогресса и отражением социального и экономического благополучия страны, здоровье человека и непосредственно студента как подрастающего поколения является мощным социальным и экономическим потенциалом общества и государства в целом. Процессы, происходящие в современном российском обществе, обострили проблемы сохранения, развития здоровья человека и формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - это концепция, согласно которой человек отказывается от вредных привычек, правильно питается, занимается спортом. Но концепция не ограничивается физическим состоянием здоровья, также она включает в себя и поддержание психологического состояния человека.

В число факторов ведения нездорового образа жизни можно выделить следующее: курение и употребление алкоголя, неправильное питание, вредные условия труда, повышен­ный стресс, плохие матери­ально-бытовые условия, употребление наркотиков, непрочность семей, одиноче­ство и многодетность, высокие темпы урбанизации, загрязнение воздуха, воды, почвы и т.д.

Здоровый образ жизни должен включать в себя: правильное питание, физические упражнения, общения с природой (прогулки, выезды), общение с приятными нам людьми, общение с самим собой (медитации), любимое занятие или увлечение, развлечения, отсутствие вредных привычек, регламентированные режимы труда и отдыха, закаливание организма и т.д.

Здоровый образ жизни как условие и предпосылка социальной активности человека, полноты выражения его духовных и физических сил предполагает, в первую очередь, целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья. Конкретная повседневная реализация здорового образа жизни - неотъемлемая часть общей культуры человека, богатства его духовного мира, жизненных целей и ценностных ориентаций. Поэтому одно из центральных направлений в формировании ЗОЖ - это воспитание сознательного, активного отношения к здоровью. Особое внимание заслуживают студенты, которые, являются не только основным источником пополнения трудовых ресурсов общества, но и активной частью общества.

Степень изученности:   Здоровый образ жизни изучается в социологической науке, при помощи таких дисциплин, как: социология здоровья и медицины, социология повседневности, социология спорта, социология тела и т.д. Основные категории здорового образа жизни рассматриваются в трудах многих известных  социологов, например таких, как: П.А. Сорокина, И.В. Бестужева-Лада, В.А. Ядова, Ю.П. Лисицина, Ю.И. Савенко, В.И. Толстых, Р.В. Рыбкиной, О.И. Генисаретского, М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, П. Бурдье и т.д. Социологическое определение здорового образа жизни включает в себя несколько основных характеристик. Во-первых, ЗОЖ является проявлением реализации потенциала общества (в индивидуальных или групповых проявлениях) в обеспечении здоровья. Во-вторых, ЗОЖ отражает степень социального благополучия, понимаемого как единство уровня и качества жизни. В третьих, ЗОЖ рассматривается как проекция эффективности и социальной организации в отношении к ценности здоровья.

Объект: Студенты Исторического факультета.

Предмет: Отношение студентов здоровому образу жизни.

Цель: Проанализировать, как студенты относятся к здоровому образу жизни.

Задачи:

1) Рассмотреть основы здорового образа жизни.

2) Изучить методологию исследования.

3) Выявить, отношение студентов к ЗОЖ.

Методы сбора информации:

1.Теоретические:

- анализ литературных источников, статистический анализ.

2. Эмпирические:

- данные вторичного анализа статистических материалов.

- анкетный опрос; выборка на квотной основе.

Методы исследования:

В курсовой работе была выбрана анкетная форма опроса. Анкетная форма опроса является наиболее удобной при обработке информации и анализе данных.

Глава 1. Теоретические основы здорового образа жизни.

1.1.Теоретические аспекты исследования отношения студентов к здоровому образу жизни.

Здоровье человека – это качество характеристик, которые описывают физическое состояние человеческого организма как физиологического тела. Здоровый образ жизни включает в себя три группы такие, как: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни.[1] Уровень жизни (уровень благосостояния) – это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, применяемых в единицу времени. Стиль жизни – поведенческая сторона существования человека, т.е. установленный стандарт, под который подстраивается индивид (социально – психологическая категория). Качество жизни – анализ некоторого набора критерий и черт жизни человека, обычно основа на его личной степени удовлетворённости этими условиями и чертами.[2]

Здоровье – это основа жизни человека, оно занимает наиболее высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – одна из важных составляющих частей человеческого состояния и одно из основных факторов социального и экономического состояния. При этом здоровье, осуществляет интеллектуальный, нравственно–духовный, физический и репродуктивный потенциал, который, может существовать только в здоровом обществе. В данный момент в понятие здоровье включают такие составные части как: нравственное и духовное благополучие. Образец здоровья принято рассматривать с помощью некоторых его образующих: здоровье физическое (физическое состояние человека); здоровье психическое; здоровье социальное; здоровье нравственное. Это комплекс, который содержит в себе черты мотивационные и потребность в информации сферы жизнедеятельности, который описывает систему ценностей, установок и мотивов индивидуума в обществе. Нравственное здоровье человека связанно с духовностью, а так же оно связано с моралью, любовью, милосердием и красотой, это является основным условием преподавания и обучения студентам мотиваций на ведения ЗОЖ.

Здоровый образ жизни обусловлен постоянным образованием культуры здоровья у студенческой молодежи: физическое регулирование, физиологическое регулирование, психологическое регулирование, интеллектуальное регулирование. В основе практик работ, которые используются образовательными учреждениями как ориентирами состояния физического здоровья, которые формируется в процессе обучения студентам, выступают:

1.Медицинские данные; 2. активность: физическая, трудовая, общественная, познавательная; 3. изучение студентами физической культуры; 4. адекватность самооценки своего здоровья, своих физических способностей и т.д.; 5. формирование физических качеств (выносливости, гибкости, скорости, силы); 6. формирование полезных навыков (памяти, координационных возможностей, движений, различной чувствительности); 7. воспитание и привития самовоспитания (использование режима дня, питания, диагностики собственного здоровья и т.д.).[3]

Как показывает практика, в большинстве случаев ЗОЖ в огромной мере зависит от разработки и использования технологий обучения. Здоровье студенческой молодежи в основном изучается и измеряется на разных уровнях. Личное здоровье студента по своей сути оценивается как индивидуальная составляющая самочувствия ученика, так же по наличию или неимению заболеваний, способности трудится, физическому состоянию и развитию.[4]

Здоровье студентов исследуется на социологическом уровне, т.е. на уровне общественного здоровья населения. Туда включают не только медицинские определения, а в большей степени социальную, социально – политическую и экономическую категорию, так как внешняя социальная и природная сфера жизни студента определяется через определенные условия жизни – труд и быт. Выделяются три группы характеристик, по которым принято судить о состоянии здоровья студенческой молодежи, – это: 1. демографические характеристики; 2. характеристики заболеваемости и инвалидности; 3. характеристики физического развития. Огромная часть характеристик здоровья студентов демонстрирует наличие и распространенности заболеваний, недостатков и отставания в психическом и физическом развитии, т.к. для медицины характерно брать во внимания только болезненные состояния, т.е. устройство здоровья через характер и интенсивность заболеваний.[5] С понятием ЗОЖ тесно переплетаются представления о причинах появления и способствующих происхождению и развитию болезней. К числу основных факторов, характеризующих ЗОЖ, относятся: причины природной среды, биологические и психологические причины, социальные и экономические причины, медицинские причины. Студент приобретает сочетание воздействий, которые, взаимосвязаны и обусловливают друг друга факторами, поэтому комплексное медицинское и социальное исследование состояния здоровья учащихся ведется с учетом воздействия наибольшего числа факторов.

В своей основе ЗОЖ принято различать первичные факторы риска, которые, варируются в зависимости от социального, экономического, политического, и природно-техногенных условий. Вторичные факторы риска, которые способствуют происхождению развитию болезней, которые сопровождаются болезненными состояниями. Отсюда следует, что наряду с общепризнанными для характеристики ЗОЖ признаками большое значение придают показателям, которые, позволяют дать оценку функциональному состоянию организма по разным физиологическим и биохимическим сдвигам, которые еще не вызывают заболевания, но минимизируют возможности организма.

Более адекватным аспектом ЗОЖ студентов выделяют: Контроль собственного здоровья; Пропагандистская системы ЗОЖ; Снижение вредных привычек у учащихся (распространенности курения, потребления табачных продуктов, снижение употребления горячительных напитков, профилактика употребления наркотиков и наркотических средств); Огромное значение для формирования здорового образа жизни занимают личностно мотивационные качества каждого учащегося (жизненные ориентиры).[6] Практически никакие просьбы, приказы, наказания не в силах вынудить студента вести здоровый образ жизни, следить, оберегать и укреплять собственное здоровье, если студент сам не будет осознавать и сознательно идти к формированию своего стиля ЗОЖ. Для сохранения и восстановления утраченного здоровья в первую очередь студент обязан совершать действия направленные на то, что, для всякого действия необходима мотивация, а совокупность мотиваций (мотивация является побуждением, и вызывает активность организма и характеризующее направленность данной активности).

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи является наиболее трудной. В современных условиях и динамичном развитии общества потребуются новейшие подходы к проблеме и ее решению. Удачные в разных областях жизнедеятельности имеет возможность существовать только тот студент, который нацелен на ЗОЖ.[7] Но, как свидетельствуют анализы различных исследований в предоставленной области, у основной массы представителей студенческой молодежи, не сформировались ценностные убеждения, которые, обусловливают такой образ жизни, в котором отсутствуют положительные отношения и взгляды к собственному здоровью и ведению ЗОЖ. Все дело в том, что в иерархии потребностей, у которых в основе лежат поведение, студента, здоровье и ЗОЖ располагаются далеко не на первом месте и не на втором. В течение последних лет проблема влияния здорового образа жизни студентов и их здоровья вызывает повышенный интерес преподавателей и психологов, медиков и социологов. На данный момент активно исследуется категория «здорового образа жизни», которая за последние годы стала активно исследоваться в медицинских, педагогических и социологических исследованиях, в публикациях прессы, тем самым набирая популярность.

В последние годы учеными обсуждаются обширные вопросы здоровья молодых людей и их образа жизни, изучается воздействие разных причин и факторов на формирование ЗОЖ. Исследуется проблема степенью знаний студентов по предоставленной теме. Создание ориентиров для студентов на ведение ЗОЖ требует время в приобретении соответствующих познаний, умений, навыков, мотивации, ценностей и убеждений. Для формирования у студента эмоционального и ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ необходимо создание исследователями установки личности на здоровый образ жизни. Установка на здоровый образ жизни не возникает по желанию и сама собой, а создается в результате долгих работ и непосредственно конкретных педагогических и социологических воздействий. Пример человеческих действий, способствующих к пониманию у студентов значимости деятельности, направленной на самосохранение и самореализацию в разных областях, понимание значения здорового образа жизни.[8]

Жизнь студента во многом зависит от состояния здоровья организма. Практически все стороны деятельности личности – производственно–трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие – в конечном счете, ориентируются уровнем здоровья и ЗОЖ.

Главными причинами риска здорового образа жизни студента выступает: неблагоприятные условия труда, нехорошие материальные и бытовые условия, стресс, чрезвычайно высокий уровень роста городов, несбалансированное и грязное питание, пагубные привычки (алкогольные напитки, курение, использование наркотиков). Выделяются три значения ценности здоровья и ЗОЖ: 1. биологический: изначальное здоровье; 2. социальный: здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивидуума к миру; 3. личностный (психологический): здоровье как преодоления заболевания;

Ценностный подход требует учесть мотивационно–личностное отношение студента к здоровью, которое имеет возможность выражаться не только в форме конкретного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Важность здоровья и ведения, соблюдения ЗОЖ не прекращает быть главной причиной, в том числе, если она не осознается студентом; она может быть и скрытой. Как показывает практика, большая часть студентов важность здоровья осознают только тогда, когда оно частично потерянно или находится под суровой опасностью потери здоровья вообще. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции, следовательно, в студенческие годы, университет и государство, должно суметь привить ЗОЖ подрастающему поколению.[9]

Здоровье и ЗОЖ, будучи качественной чертой личности студента, должно способствовать достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что важность здоровья и ЗОЖ как средства достижения других жизненных целей для студентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее долгую и полноценную жизнь. Эти два свойства здоровья и ЗОЖ как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Здоровье студенческой молодежи во многом определяется их образом жизни. Повышенный интерес к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, воспитания, образования и СМИ. Образ жизни студента можно определить как особый способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности или получаемой профессии. Структура здорового образа жизни выражается в тех отношениях, в которых пребывают различные виды жизнедеятельности студента. Состояние здоровья студентов во многом находится в зависимости от ЗОЖ. В связи с этим повышается интерес и обращается на организацию здорового образа жизни студентов[10].

Здоровый образ жизни в основном отражает обобщенную стандартную структуру форм жизнедеятельности учащихся. Для которой характерно единство и необходимость процессов самоорганизации и самодисциплины, в учебном процессе, саморегуляции, саморазвития. Которые, направлены на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную и адекватную самореализацию собственных сущностных сил, возможностей в общекультурном и профессиональном развитии студента, и его жизнедеятельности в целом.

Здоровый образ жизни создает для личности такую комфортную социальную микросреду, в условиях которой появляются устойчивые предпосылки для высокой творческой самоотдачи, трудоспособности, трудовой, учебной и общественной активности, психологического комфорта, и более полно раскрывается потенциал личности учащегося, актуализируется процесс самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье студентов создается как часть общекультурного становления, проявляющаяся в единстве некоторых особенностей поведения, например в возможности, построить себя как личность.[11]

Содержание здорового образа жизни студентов отражает в основном результат распространения личного или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня обычного.

Организуя свою жизнедеятельность, студент вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные составляющие. Это может быть установленный режим сна или питания и прочего, когда студент, например, часто в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями или физической культурой, использует закаливающие процедуры.

Здоровый образ жизни во многом находится в зависимости от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни воспринимаются студентами как личностно–значимые, но не всегда схожи с ценностями, выработанными общественным сознанием.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.