Таким образом, следует либо вовсе исключить пояснения, либо пояснять все аспекты приснодевства. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таким образом, следует либо вовсе исключить пояснения, либо пояснять все аспекты приснодевства.

2020-05-07 116
Таким образом, следует либо вовсе исключить пояснения, либо пояснять все аспекты приснодевства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шестоднев.

Излагая учение Церкви о творении мира, авторы пишут:

«Мир был сотворен Богом за “шесть дней”».

Слово «день» в Священном Писании имеет много значений и не всегда указывает на календарные сутки. “Днем” называются различные по продолжительности периоды времени. Обращаясь в молитве к Богу, Моисей говорит: “Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний” (Пс 89:5). Эти слова почти повторяет апостол Петр: “У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2Пет 3:8). “День» может означать целую эпоху, как, например, «день Господень” (Ам 5:18,20; Ис 2:12; Деян 2:20), то есть пришествие Мессии и Суд Божий.

Блаженный Августин говорит: “Какого рода эти дни (творения) — представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро вследствие восхода солнца; но из тех дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый”» (с. 39-40).

 

И ниже добавляют:

«Шестоднев не является научным описанием этапов сотворения мира.

Священное Писание — это откровение Бога о Себе как Творце и Промыслителе мира. Библия говорит об истории спасения человека и потому не является источником научного знания об окружающем человека мире. Попытка противопоставить Шестоднев научным данным и теориям о происхождении мира является ошибочной. Современная наука не может опровергнуть веру в Творца мира» (С. 41).

 

Этот уклончивый текст, обусловленный, видимо, желанием представить православных людьми просвещенными и не чуждыми «современной науки», не сообщает читателю действительного учения Церкви о днях творения. Авторы стыдливо умалчивают, что абсолютное большинство свв. отцов прямо говорило о буквальном понимании продолжительности дней творения. И процитированные слова блж. Августина никак не подкрепляют точку зрения авторов, ибо вообще не касаются вопроса продолжительности этих дней.

Эта стыдливость авторов не может не иметь своих последствий в продолжении текста проекта Катехизиса, в первую очередь влияя на описание последствий грехопадения.

_________________________________________________________

Представляется, что изложение должно учитывать традицию Церкви. Предлагаем такую редакцию:

 

«Мир был сотворен Богом за “шесть дней”.

Слово «день» в Священном Писании имеет много значений и не всегда указывает на календарные сутки. “Днем” называются различные по продолжительности периоды времени. Обращаясь в молитве к Богу, Моисей говорит: “Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний” (Пс 89:5). Эти слова почти повторяет апостол Петр: “У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2Пет 3:8).

Однако следует сказать, что традиционно, говоря о днях творения, большинство свв. отцов по разным причинам понимали слово «день» не иносказательно, почему и по летоисчислению, принятому Церковью, от сотворения мира насчитывается немногим более семи с половиной тысяч лет.

Следует, однако, подчеркнуть, что Священное Писание — это откровение Бога о Себе как Творце и Промыслителе мира. Библия говорит об истории спасения человека и потому не является источником научного знания об окружающем человека мире. Современная наука предлагает многообразные интерпретации научных данных в своих теориях о происхождении мира но, поскольку текст Шестоднева — не научный текст, а изложение вероучения, то Церковь не предполагает принимать участие в научных дискуссиях, ибо сверхъестественный акт творения не может быть предметом естественнонаучных исследований, и наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть веру в Творца мира».

 

При изменении текста таким образом, пункт «Шестоднев не является научным описанием этапов сотворения мира» может быть исключен.

 

PS Фразу: «День» может означать целую эпоху, как, например, «день Господень» (Ам 5:18,20; Ис 2:12; Деян 2:20), то есть пришествие Мессии и Суд Божий —лучше из текста удалить в связи с возникающим странным представлением, что пришествие Месии и Суд будут длиться некую эпоху неопределенного времени.

 

Последствия грехопадения.

 

В обоих вариантах проекта Катехизиса содержится правильное понимание того, что «человеческая природа сама по себе не обладала бессмертием, поскольку жизнь человека поддерживалась Божественной благодатью» (С. 78; С. 51). Причем авторы теперь обратили, наконец, внимание на хрестоматийные тексты свт. Афанасия Великого и прп. Иоанна Дамаскина.

Более того, есть подвижки и в сторону правильного понимания последствий грехопадния. Однако полной ясности в этом вопросе так и не достигнуто. Например, говорится, что

«Последствия грехопадения распространились не только на людей, но и на весь тварный мир.

“Проклята земля за тебя”, — говорит Бог Адаму (Быт 3:17). Призванный к тому, чтобы быть венцом творения, властелином тварного мира, человек пал с высоты своего призвания. По словам святителя Иоанна Златоуста, “так как [человек] получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы”.

Апостол Павел говорит, что вся тварь “покорилась суете не добровольно”, она “совокупно стенает и мучится доныне”, но с “надеждой ожидает” освобождения “от рабства тлению”» (С. 53).

_______________________________

 

Необходимо пояснение:

 «Свв. отцы, всегда связывая наличное состояние тварного мира с грехопадением Прародителей, как причиной этого состояния, чаще всего учили о последствиях грехопадения как изменении состояния твари после грехопадения. Однако некоторые считали возможным допускать и мнение, что  Бог — провидя падение человека — по предведению сотворил тварь в том состоянии, которое соответствует состоянию человека после грехопадения. Как это сказано у прп. Максима Исповедника и свт. Феофана Затворника:

“...поскольку человек создан был Богом украшенным добрóтой нетления и бессмертия, но безобразие окружающего его вещества предпочтя умной доброте, соделал совершенное забвение превосходного достоинства души, лучше же сказать — Бога, душу боговидно украсившего, сорвал достойный выбора по божественному постановлению, мудро устрояющему наше спасение, плод, [произведя] не только тела тление и смерть, и ко всякой страсти удобопреклонное движение и способность, но и вне и вокруг него материальной природы непостоянство, несоразмерность, и ко изменению готовность и удобоподвижность, и либо тогда ее Бог по причине преступления сорастворил с нашим телом, и вложил и в нее силу изменяться, подобно тому, как и в тело – страдать и совершенно распадаться, по написанному: и сама тварь повинуся тлению не волею, но за повинувшаго ю на уповании (Рим.8:20), либо от начала по предведению так сотворил ее по причине предвиденного преступления, дабы терпя от нее страдания и бедствия, пришли мы в сознание себя самих и своего достоинства, и с радостью согласились бы отвергнуть расположение к телу и к ней” (Прп. Максим Исповедник. Амб. к Иоанну, III)[41];

“Поелику привзошло сие последнее [грехопадение Адама]; то Он нашел необходимым подчинить и тварь, созданную для человека, тому же, чему подпал человек произволением. Но как? Так ли, что, провидя падение человека, Он и создал тварь так, как прилично быть ей при падшей главе, — с тем, однако же, чтоб, когда восстановлен будет падший, приподнять ее в меру его восстановленного состояния; или она создана была в лучшем состоянии, в каком был и первозданный, а потом низведена в худшее, когда пал человек, с тем, что и опять восстановлена будет в лучшем виде, когда восстановится глава ее? Святой Апостол не решает этого. Он смотрит на то, что есть, и предрекает, что будет, не поднимая завесы, скрывающей от нас первоначалие твари” (Свт. Феофан Затворник. Толкование на Рим, 8, 20–21)»[42].

 

Преображение.

Авторы пишут:

«После Воскресения человеческое естество Господа Иисуса Христа преобразилось.

С одной стороны, оно не утрачивает своей реальности и природной полноты. Явившись ученикам, Сам Господь говорит им, что Он не дух и не призрак, ибо «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24:39). Апостолы видят раны от гвоздей на руках и ногах Спасителя; апостолу Фоме Спаситель предлагает вложить перст в эти раны (Ин 20:27); в присутствии учеников Господь вкушает пищу (Лк 24:42–43). С другой стороны, Его человеческое тело после Воскресения проявляет сверхъестественные свойства: Господь проходит сквозь запертые двери (Ин 20:19,26); внезапно становится невидим Клеопе и его спутнику (Лк 24:31). Воскресший Христос является двоим ученикам «в ином образе» (Мк 16:12), порой оказывается неузнаваем для близких учеников (Ин 21:4).

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что после Воскресения человеческая природа Иисуса Христа преобразилась, но смысл этого преображения для нас открыт лишь частично; известно, что Он “устранил от Cебя все немощи, а именно тление, голод и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо хотя Он и после Воскресения вкусил пищу, но не в силу закона природы, ибо Он не взалкал, но... удостоверяя истинность Своего Воскресения и показывая, что одна и та же плоть — пострадавшая и воскресшая. Из частей же природы человеческой Он не устранил от Себя ни одной — ни тела, ни души, но имеет и тело, и разумную и мыслящую душу, способную хотеть и действовать”.

Воскресшая плоть Спасителя была осязаема и видима для людей (Мф 28. 9–10; Мк 16:9–14; Лк 24:28–50; Ин 20:20,25–27), в таком же виде Господь явится и при Своем Втором Пришествии — в видимой и осязаемой плоти (Деян 1:11)». (С. 65).

 

В данном тексте как-то забыто, что апостолы были свидетелями преображения человеческого естества Спасителя на горе Фавор, что сверхъестественные свойства тело Христово проявляло еще до Его крестной смерти и воскресения. Вот несколько цитат из свв. отцов для напоминания:

Свт. Григорий Богослов:

«Если кто говорит, что Христос стал совершенен чрез дела и что Он, или по крещении, или по воскресении из мертвых, удостоен усыновления (подобно как язычники допускают богов сопричтенных), да будет анафема: ибо то не Бог, что получило начало, или преуспевает, или усовершается, хотя и приписывается сие Христу (Лк. 2:52), относительно к постепенному проявлению. Если кто говорит, что теперь отложена Им плоть и Божество пребывает обнаженным от тела, а не признает, что с воспринятым человечеством и теперь пребывает Он и придет, — то да не узрит таковой славы Его пришествия! Ибо где теперь тело, если не с Воспринявшим оное? Оно не в солнце, как пустословят манихеи, положено, чтобы прославиться бесславием; оно не разлилось и не разложилось в воздухе, как естество голоса, и излияние запаха, и полет неостанавливающейся молнии. Иначе как объяснить то, что Он был осязаем по воскресении (Ин. 20:27) и некогда явится тем, которые Его пронзили (Ин. 19:37)? Божество само по себе невидимо. Но, как думаю, Христос придет, хотя с телом, впрочем, таким, каким явился или показался ученикам на горе, когда Божество победило плоть» (Послание к Кледонию первое)[43].

 

Прп. Иоанн Дамаскин:

«Итак, взяв с Собою на гору Фавор тех, которые отличались самыми высокими добродетелями, Господь преобразися пред ними (Мф. 17, 2). Хотя святое тело (Христово) с самой первой минуты ипостасного соединения совершенно обогатилось славою невидимого Божества, так что одна и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был» (Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа)[44].

 

Св. патр. Никифор:

«Восстание из мертвых, нахождение внутри дома при затворенных дверях и подобные этим явления происходят не по закону тела и нашего материального и тленного естества. И раньше страданий видели Спасителя шествовавшим по волнам, прикосновением руки воскресавшим мертвых и совершавшим другие подобные чудеса телесно. <…> Все это было совершено могущественной необоримой силою, которой покорялось все, и совершено именно чудесно, а не по свойству тела. А когда после воскресения оно возблистало красотой нетления, соделалось бессмертным, совершенно очистилось от тления и дебелости вместе с соединенным с ним ипостасно и не отделимым от него естеством, от которого оно восприняло преестественные свойства, то совершало действия, превышающие природу тела, и, как естественно, свойственные не просто телу, но телу божественному и нетленному» (Опровержение III, 38)[45].

 

Прп. Феодор Студит: «Равным образом и до страдания Христос, когда хотел, являл такие дела, которые выше природы... Затем, и после воскресения, находясь вне грубой материальности, Он, когда желал, обнаруживал свойства, как бы соответствующие грубой плоти...» (Опровержение II, 46)[46].

 

Феодор Абу-Курра: «Тело вечного Сына, от начала его создания и от несмесного по ипостаси соединения, узрело совершенное обожение, и, не претерпев изменений, стало тем, кто помазал это [тело], и, осмелюсь сказать, равным Богу. Тем не менее вечный Сын попустил ему желать жить, как живут человеческие тела, дабы быть скрытым от дьявола и чтобы подтвердить домостроительство Его спасительного воплощения. Он подвергся несчастиям, принял страдания и смерть за нас поистине, а не мнимо. Осуществив же все Свое домостроительство, Он обнаружил после Своего воскресения из мертвых в собственной плоти славу Своей Божественности. Однако не следует считать, что эта слава, которая была обнаружена во плоти вечного Сына после воскресения из гроба, снизошла извне, но [следует думать,] что она обнаруживается в ней скрытой с самого начала несмесного по ипостаси соединения. Очевидное свидетельство этого — то, что прежде страстей спасения Он показал Божественную славу в Своей плоти перед тремя учениками Его на горе Фавор, которую явил и после воскресения из мертвых. Ибо плоть вечного Сына, как уже было сказано, претерпела совершенное обожение с началасвоего образования, однако вечный Сын, по причине, которую мы уже упоминали, позволил ей проводить жизнь, как наши тела» (Послание к армянам)[47].

________________________________________

 

Учитывая сказанное свв. отцами, необходимо сделать уточнения.

После первого абзаца имеет смысл добавить:

«Сверхъестественные свойства, которые свидетельствуют об ипостасном соединении во Христе человеческой природы с божественной, тело Христово проявляло и до крестной смерти, так как воспринятое человеческое естество “тотчас было обожествлено Им одновременно с приведением его в бытие, так что вместе произошли три вещи: восприятие, осуществление, обожествление его Словом” (Прп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ, 56)».

 

Далее, во втором абзаце после сделанного добавления, следует удалить невнятные слова о «смысле преображения», лишь частично понятном авторам (это самосвидетельство авторов необязательно в катехизисе), и продолжить так:

«Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: “После же воскресения из мертвых Христос отложил от Себя все страсти, а именно тление, голод и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо хотя он и после воскресения вкусил пищу (Лк. 24:43), но не в силу закона природы (ведь Он не взалкал), а в целях Домостроительства, удостоверяя истинность Своего воскресения, что именно пострадавшая плоть воскресла; из частей же природы Он не отложил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и разумную и мыслящую душу, способную хотеть и действовать” (ТИПВ, 74)».

 

Всеобщий суд и спасение.

Вопрос спасения не получил в проекте Катехизиса достаточно определенного ответа. Это касается учения о спасении как православных христиан, так и раскольников, еретиков и нехристиан.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.