Глава 4. Руководящие принципы управления погружением. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 4. Руководящие принципы управления погружением.

2020-05-07 47
Глава 4. Руководящие принципы управления погружением. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Море редко предоставляет нам несколько шансов. Если мы допустим хоть одну глупую ошибку, результат будет очевиден. По своей природе, море не может выбирать себе любимчиков – они выбирают себя сами при помощи мудрых решений и упорного обучения. Для некоторых это незначительная и часто упускаемая деталь, но на самом деле, именно она проводит грань между успехом и очевидными провалами.
John David Roberts.

Синдром страуса.
Как сторонника соло дайвинга, меня однажды спросили, «Как можете вы, как инструктор, потворствовать этой активности без официального разрешения ассоциации спортивного дайвинга?». После того, как я перестал смеяться, и мое самообладание вернулось ко мне, я процитировал Боба Дилана: «Если вы живете за рамкой закона, вы должны быть честными». Попробую разъяснить. Закон, относящийся к спортивному дайвингу не всегда ясен и порой недействителен. Мне не полагается погружаться соло (хотя причины этого весьма расплывчаты). Так как я являюсь соло дайвером, я живу вне рамок закона. Написав эту книгу, я освещаю проблему, которую необходимо решать. В моем понимании, это и есть честность.
Современную индустрию спортивного дайвинга, или некоторые ее аспекты, поразила болезнь, названная мной «синдромом страуса», когда страус напуган, он сразу же прячет голову в песок, неподходящее положение, которое приняли так называемые лидеры сообщества спортивного дайвинга по отношению к проблеме соло дайвинга. По этой причине, многие, решившие заняться соло дайвингом, не могут найти обновленную информацию по этому предмету.
В этой главе, я собрал основные принципы и информацию, и объединил их в маленькие главы. Каждая такая глава будет рассказывать о своем предмете. Главы не связанны между собой, но все они говорят об одном – как совершать безопасные погружения.

Правила планирования погружения.
Скуба дайвинг, особенно соло дайвинг, имеет несколько правил, которые необходимо соблюдать. Мы все помним вездесущую аксиому «не задерживайте дыхание», или «никогда не всплывайте быстрее маленьких пузырьков». Эти фундаментальные основы заучиваются (или должны заучиваться) начинающими дайверами на начальном курсе open water. Два правила, о которых далее пойдет речь, не столь широко известны. Но поняв их значение, вы поймете их важность. Эти две рекомендации должны учитываться при каждом погружении, особенно в соло дайвинге.
Помните, что эти «правила» не вырезаны на камне, и должны быть использованы в качестве руководящих принципов. Для них есть исключения, например пещерный дайвинг, рек дайвинг, глубоководный дайвинг, то есть все виды погружений, которые лучше выполнять с компетентным напарником, и каждый дайвер несет ответственность за свой выбор.
- правило 1: максимальная глубина погружения может быть в два раза больше глубины вашего фри дайвинга. Но не более.
- правило 2: подводная дистанция до точки выхода из воды (берег, лодка и т.д.) не должна превышать дистанцию, которую дайвер может легко и свободно проплыть с оборудованием на поверхности.

Если мы вернемся в 3 главу, где речь идет об физической подготовке, мы увидим, как работают эти принципы. Оставаясь в хорошей физической форме, дайвер повышает свою безопасность.
А теперь давайте рассмотрим эти правила более подробно, чтобы лучше их понять.
Правило 1 гласит, что глубина спортивных погружений не должна превышать следующее значение: глубина, на которую вы можете погрузиться на задержке дыхания, умноженная на два. То есть, вы не должны погружаться глубже 9 метров и более. Как я уже упоминал, эти правила являются общими руководящими принципами, тем не менее, не увеличивайте свой лимит. Ключевое слово здесь «истина». Я верю в важность уровня физической подготовленности дайвера, и для некоторых из вас 9 метров является истинным пределом, безопасным лимитом, даже при погружениях с напарником. Мне наверное не стоит напоминать вам, что даже если у вас есть сертификат (или копия этой книги), это не делает вас автоматически компетентным дайвером, способным погружаться в одиночку даже на 9 метров. К сожалению, сертификационные карточки - как водительские права – многие люди их имеют, но не все умеют хорошо и правильно ездить.
Я знаю, что вы подумали: «Мой инструктор учил, что максимальная глубина для спортивного дайвинга составляет 40 метров. Они никогда не упоминали о глубине погружений на задержке дыхания, умноженной на два…. и т.д.…и т.п.». Это понятно, ведь инструкторы возможно незнакомы с этими принципами. И в соответствии с большинством литературы, они учат абсолютно правильно. Но опять же, большинство учебников учат, что вы находитесь в большей безопасности, погружаясь с напарником.
Оставаясь в пределах, описанных в правиле 1, вы извлекаете несколько выгод. Дайвер может оказаться в ситуации, когда у него преждевременно закончиться воздух, и он будет вынужден выполнить аварийное всплытие. Если он находиться на глубине, не превышающей указанных пределов, то шансы выполнить аварийное всплытие без последствий увеличиваются. Находясь на данной глубине, дайвер будет чувствовать себя намного увереннее (часто игнорируемый аспект безопасного погружения).
Я всегда учил своих студентов, что компетентность и мастерство дайвера напрямую зависят от его способностей во фри дайвинге. Дайвер, который может надолго задерживать дыхание, имеет больше шансов стать хорошим скуба дайвером.

При желании, можно увеличить способности во фри дайвинге. Это улучшит ваши способности, как скуба дайвера. Насколько глубоко погружаться – это ваше решение. Но если вы погружаетесь соло, то небольшие предосторожности не помешают и займут время.

А теперь давайте рассмотрим правило 2, которое гласит, что подводная дистанция дайвера от его точки выхода не должна превышать расстояние, которое он может свободно и легко проплыть с полным оборудованием на поверхности. Это еще одна рекомендация по правилам безопасности, с которой вы может быть не знакомы. Тем не менее, это отличная рекомендация, которая идеально подходит для соло дайвинга.
Могут возникнуть ситуации, когда дайверу нужно будет выйти из воды раньше, чем планировалось. В зависимости от степени срочности, и принимая во внимание, что рядом нет напарника, дайверу вряд ли захочется оказаться от точки выхода дальше, чем он сможет проплыть самостоятельно. Если его дистанция превышает указанную в правиле 2, он может выбиться из сил раньше, чем он выйдет из воды. Следование этому правилу не означает, что дайвер сможет безопасно выйти из воды. Это лишь повышает безопасность, что нельзя игнорировать.
Чтобы выполнять правило 2, существуют несколько соображений, требующих вашего внимания. Достаточно ли хороши ваши навигационные навыки, чтобы вы смогли оставаться на одной и той же позиции по отношению к точке выхода? Приняли ли вы во внимание течения и прибой, которые могут вызвать отклонение от курса? Будет ли предстоящее погружение особенно трудным, требующим дополнительных усилий с вашей стороны? Достаточно ли хорошо вы знакомы с местностью, или будет разумнее взять с собой напарника, более опытного в погружениях в этих местах?
Как видите, правило 2 требует более тщательного планирования и подготовки, чем правило 1. Это рекомендация безопасности и ее нельзя игнорировать при погружениях в одиночку. Когда вы следуете ей, то выгода становиться очевидна.
Позвольте вам еще раз напомнить, что эти правила и рекомендации могут быть изменены в соответствии с определенным видом погружений. Это может означать более консервативные или либеральные изменения, или полную аннуляцию этих правил. Чтобы это ни было, безопасность всегда должна быть на первом месте.

Управление запасами воздуха.
Как гласит старая поговорка, мы – люди привычек. Если это так, то я мог бы предположить, что мы можем избавиться от всех наших привычек кроме одной – дыхания. Если бы не потребность в воздухе, наше время на дне обрело бы новый смысл. Но так как мы обременены этим «физиологическим обязательством», то нам остается только одно – умение управлять запасами воздуха.
Для многих дайверов управление запасами воздуха означает постоянное наблюдение за манометром и всплытие, когда стрелка манометра опускается ниже 500 psi (35 бар). В соло дайвинге требуется более эффективное планирование управлением запасами воздуха, по сравнению с тем, чему учат на курсах скуба дайвинга.
Как вы увидите в таблице 4.1, воздух состоит из смеси газов, с содержанием азота около 78 % и кислорода около 21%.


Состав воздуха в естественных условиях.
Газ -------------------- Процентное содержание
Азот ------------------- 78,084
Кислород ------------ 20,946
Аргон ----------------- 0,934
Углекислый газ ---- 0,033
Редкие газы ------- 0,003

Оставшийся 1% процент приходиться на долю аргона, углекислого газа и ассортимента редких газов.
Так как воздух это смесь газов, то значит все погружения совершаются на смешанных газах, а воздух служит самой распространенной смесью. В спортивном дайвинге также используют другие смеси, например Найтрокс и Тримикс. Погружение на этих и других смесях требуют дополнительного обучения, эту тему мы не затрагиваем в этой книге. Но использование этих смесей и их изучение становиться популярными и весьма распространенными. Эти смеси в один день могут заменить воздух, как стандарт для многих погружений.
Но на сегодня, основная смесь – это воздух. Важно не только следить за запасами воздуха во время погружения, но и установить несколько правил перед погружением.
Разные виды дайвинга, означают разные способы управления запасами воздуха. Пещерные дайверы используют правило «трети». Оно гласит, что когда 1/3 запасов воздуха истрачена, то пришла пора поворачивать назад, чтобы оставшейся 1/3 хватило выход их пещеры. А остальная 1/3 остается на непредвиденные расходы (экстренные ситуации).
Рек дайверы тоже имеют свою философию. Она заключена в одном слове – «избыточность». Cathie Cush, внештатный журналист и опытный рек дайвер Восточного Побережья, изложила свою точку зрения на «избыточность» во втором выпуске AquaCorp: Журнал для искушенных дайверов:

Если дюжина дайверов будет опускаться по одной якорной цепи на затонувший объект в середине Атлантики, то вы увидите множество различных систем подачи воздуха в действии. Одиночные, двойные, старые стальные 72-е, новые баллоны с высоким давлением, пони-баллоны, манифолды… вы представляете картину. Все эти дайверы могут прийти к согласию только в одном вопросе относительно воздуха – чем больше, тем лучше. Причина для такого разнообразия заключается в местах погружений на северо-восточном побережье. Установка, которая идеально работает при 26- метровом дайвинге при ловле лобстеров, совсем не подходит для 43-метрового погружения на затонувший корабль. Для проникновения на объект на глубине 72 метров требуется еще дополнительное оборудование, которое вам не захочется тащить с собой под воду без особой надобности.

Кроме пещерных и рек дайверов, исследовательские и спасательные команды, военные дайверы, коммерческие дайверы также имеют набор своих правил по управлению запасами воздуха. Поэтому в зависимости от выбранного вами вида дайвинга, вы можете попросить более опытных дайверов дать вам свои рекомендации.
Рекомендации по управлению запасами воздуха, приведенные в этой главе не подходят пещерного дайвинга, рек дайвинга, глубоководного дайвинга и любого вида этого спорта, несущего высокий риск. Как я уже говорил в предыдущей главе, здравый смысл должен преобладать. Лучше пройти дополнительный курс обучения или инструктаж, чем выполнять плохо подготовленное погружение.
Принцип «избыточности» актуален не только для пещерного и рек дайвинга, но и для соло дайвинга. Так как рядом не будет напарника, на которого можно положиться, важно иметь собственную запасную систему подачи воздуха. Более подробно я рассмотрел этот вопрос в главе 5.


Глубина против минимального давления в баллоне при всплытии.
Глубина (в метрах) ----- Минимальное давление бар (psi) в начале всплытия
0-15 ------------------------ 35 (500)
15-19 ------------------------ 40 (600)
20-23 ------------------------ 50 (700)
24-26 ------------------------ 55 (800)
27-30 ------------------------ 60 (900)
30-33 ------------------------ 65 (1000)
34-36 ------------------------ 75 (1100)
37-40 ------------------------ 80 (1200)
40-43 ------------------------ 90 (1300)

Управление запасами воздуха имеет огромное значение для соло дайвера. Недостаточно просто следовать рекомендациям и думать, что этого достаточно. Этого недостаточно. Нужно следить за показаниями манометра, нужно знать когда начинать всплытие и сколько воздуха оставлять на всплытие и непредвиденные обстоятельства.
Таблица 4.2. иллюстрирует, сколько воздуха должно быть оставлено на всплытие. Значениям во второй колонке нужно следовать без исключений, и они могут быть увеличены, если вы считаете это необходимым (холодная вода, высокая активность, высокий прибой, сильное течение и т.д.). Значения минимального бар (psi) применяется независимо от размера используемого цилиндра.
Данные в таблице 4.2. получены при выполнении погружений на запланированную максимальную глубину и округлены в большую сторону. При этих расчетах у дайвера останется достаточно воздуха для всплытия с предписанной скоростью 18 метров в минуту и выполнения остановки безопасности.

Потребление воздуха.
Как инструктора меня часто спрашивают: «Как можно увеличить время пребывания на дне?». Это равнозначно попросить кого-нибудь объяснить теорию относительности Эйнштейна. Вам придется запастись бумагой, ручкой, терпением и временем.
Я понимаю, что время на дне и теория относительности имеют мало общего, но я хочу сказать, что увеличение времени на дне более сложная процедура, чем кажется на первый взгляд. Нужно учитывать много факторов, зависящих от индивидуальных особенностей и вида погружения.
Увеличение времени погружения означает уменьшение потребления воздуха; для этого требуется следующее:
- соответствующая физическая подготовка
- эффективный контроль дыхания
- соответствующий вес
- эффективный контроль плавучести
любой из этих факторов может играть большую роль в потреблении воздуха и влиять на время пребывания на дне. Давайте рассмотрим каждый фактор, чтобы выяснить, как можно увеличить время на дне.
Так как значение физической подготовки было подробно разъяснено в главе 3, то мы начнем с эффективного контроля дыхания.

Вы, наверное, помните из курса open water, что дышать нужно медленно и глубоко. Частое дыхание не обеспечивает соответствующий газообмен в легких, и при этом выводиться незначительное количество СО2. Повышенное содержание СО2 (гиперкапния) вызывает желание дышать еще сильнее. Увеличение частоты дыхания приводит к большему потреблению воздуха, и сокращению времени пребывания на дне.
Наоборот, глубокое и более частое дыхание называется гипервентиляцией и оказывает обратное действие на дайвера. При гипервентиляции содержание СО2 в легких резко уменьшается и становиться ниже нормы. СО2 является физиологическим стимулом для вдоха, и когда его уровень снижен, дайвер не ощущает сильной потребности дышать. Это может привести к снижению содержания кислорода в организме (гипоксии) и вызвать внезапный обморок. Мне ведь не нужно объяснять, каким образом потеря сознания повлиять на ваше время на дне?

Другой практикуемый метод дыхания называется задержкой дыхания (skip-breathing), когда задерживают дыхание на вдохе как можно дольше, перед тем, как сделать следующий. Многие дайверы считают, что таким образом экономят воздух, но на самом деле это заблуждение. Задержка дыхания не рекомендуется, так как приводит к избыточному содержанию СО2 (гиперкапнии) и перенапряжению. Это также нарушает фундаментальное правило скуба дайвинга – дышать непрерывно. Когда дайвер перенапряжен, он начинает поглощать больше воздуха, что приводить опять к сокращению времени на дне.
Помните, что правильное дыхание (глубокий вдох, медленный выдох) и слежение за потреблением воздуха, увеличат ваше время на дне.

Другой фактор, влияющий на потребление воздуха, это груза. Здесь излишек груза не приветствуется. Если дайвер вешает на себя слишком много грузов, то последствия будут очевидными: перенапряжение, недостаточно хороший контроль плавучести, увеличение потребления воздуха и уменьшении времени на дне. Я видел дайверов, которые не могли всплыть из-за переизбытка грузов, начинали испытывать тревогу по этому поводу (первая стадия паники) и просили помощи у своих напарников. Это прямая угроза безопасности дайвера и спасателя. (Заметьте, я считаю, что такие дайверы не должны погружаться соло, и должны пройти дополнительное обучение перед тем, как погружаться в группе).

Эффективный контроль плавучести тоже влияет на потребление воздуха. Опять, возвращаясь к курсу open water, нейтральная плавучесть – это оптимальное состояние для дайвера. Учитывая, что эта книга предназначена не для начинающих, я не буду тратить время на объяснение как этого достичь. Но хочу заострить внимание, что при нейтральной плавучести, необходимость постоянно стравливать и поддувать BCD, отпадает, и, следовательно, запасы воздуха на это не расходуются. Когда дайвер находиться в положении нейтральной плавучести, это позволяет ему оставаться на одной глубине и экономить силы, что в свою очередь экономит воздух.
По моему мнению термины - «позитивная», «нейтральная» и «негативная» плавучесть, не совсем правильно применяются. Плавучесть, как и гравитация, это величина. Гравитация – это сила притяжения Земли. Плавучесть - это выталкивающая сила жидкости, в которую погружен объект. Поэтому говорить о позитивной, нейтральной, негативной плавучести, технически неправильно.

Тепловая защита.
Другой фактор, влияющий на потребление воздуха – это тепловая защита. Это важная часть планирования погружения. Если дайверу будет слишком жарко или холодно, отклонения могут быть весьма нежелательны, и даже представлять угрозу для жизни. Ниже освещены вопросы, связанные с термозащитой и несколько связанных с этим проблем. Также мы включили несколько вариантов решения проблем, которые могут вам помочь.
Если дайвер не будет соответственно защищен от холода, то он будет чувствовать себя некомфортно, и начнет поглощать больше воздуха, чем необходимо. Большинство своих погружений я выполнял за пределами США, там, где хорошая теплозащита была необходима. Я встречал дайверов, которые пренебрегали этим, но очень быстро приходили к правильному выводу. Они не только чувствовали себя некомфортно под водой, но и быстро расходовали воздух. Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что даже в воде при 27 градусах по Цельсию, нужно надевать какой-нибудь вид теплозащиты. Это не только сохранит вас в тепле, но и защитит от порезов, царапин и ссадин.
Длительное нахождение в холодной воде может привести к гипотермии, когда температура тела падает ниже нормы 36 градусов по Цельсию, что приводит к нарушению физиологических процессов. Если температура тела будет продолжать падать, последствия могут быть фатальными. Если же дайвер перегреется, то он может пострадать от истощения и в самом тяжелом случае, от теплового удара. Оба эти состояния опасны.
Потребность в том или ином виде теплозащиты диктуется условиями погружения и должна быть предусмотрена заранее при планировании. Если для вас незнаком данный регион или местность, выясните, какой вид защитного костюма необходим, прежде чем прыгать в воду.


Расчет потребления воздуха.
Вы должны уметь рассчитывать свое потребление воздуха, (единица измерения бар (psi) в минуту). Зная эту информацию, вы можете проанализировать эффективность своего дыхания и определить время нахождения на глубине.
Формула для расчета скорости вашего потребления воздуха на поверхности (SAC rate – Surface Air Consumption rate) следующая:
SAC rate = (Ac/Bt) / (D + 10/10)
Ac = потраченный воздух
Bt = время на дне
D = глубина (в метрах)

Например: если дайвер провел 40 минут на глубине 20 метров, выполнил остановку безопасности в течение 3-х минут на глубине 7 м., а использовал всего 170 бар, какова его скорость потребления воздуха на поверхности?
Ответ: (170 бар/43 минуты) / (20 метров + 10/10) = 1,31 бар/мин.
Когда вы определите свою SAC rate, вы сможете сконцентрироваться на ее снижении, чтобы увеличить время пребывания на дне. Как я уже упоминал ранее, эту формулу можно применять для расчета времени, в течение которого вы можете находиться на определенной глубине. Помните, что если вы рассчитали SAC для баллона одного размера, при применении баллона другого размера, эти расчеты могут быть не верны. Поэтому при смене типа баллона, необходимо делать расчеты заново.

Всплытие.
Недавние исследования показали, что большинство дайверов не делают остановки безопасности перед всплытием, несмотря на то, что это снижает риск образования азотных пузырьков. Иными словами, уменьшает риск ДКБ (декомпрессионная болезнь).
В сентябре 1989 года, Американская Академия Подводных Исследований (AAUS) спонсировала симпозиум в Woods Hole, штат Массачусетс, под названием «Биомеханизм безопасного всплытия». Присутствующие там эксперты работают в разных областях науки, связанных с дайвингом, например, гипербарическая медицина и декомпрессионная теория. AASU пришла к выводу, что 3-5 минутная остановка на глубине 3-9 метров значительно помогает выводить пузырьки «тихие пузырьки» и предотвращать их образование, по сравнению с медленным всплытием со скоростью 6-13 метров в минуту без остановки безопасности. «Тихие пузырьки» считаются предвестниками ДКБ.
Я обучаю этой процедуре моих студентов курса Open Water. Они знают эту процедуру под названием “SOAP” Safety Outgassing Ascent Procedure (процедура безопасного выведения газа во время всплытия). В техническом плане это декомпрессионная остановка, и она была разработана именно для этого. Вы можете подумать: «Я следую таблицам (или компьютеру) и не совершаю декомпрессионных погружений, так что мне не нужно делать остановку безопасности». Вы на самом деле можете строго следовать таблицам, но у меня есть новости для вас: любое погружение – это декомпрессионное погружение. Декомпрессия означает выведение газа, выведение азота, который успел накопиться в организме за время погружения, даже если вы совершаете погружение в пределах таблицы. Поэтому, ради собственно безопасности, выполняйте остановку безопасности в конце погружения на 3-9 метрах в течение 3-5 минут.

Холодная вода (Н2О) / способ изменения профиля погружения.
Вдобавок ко всем вышеперечисленным рекомендациям, я бы хотел предложить еще одну, которая может оказаться очень полезной для соло дайверов.
Холодная вода - это дополнительная мера предосторожности, которую я автоматически применяю при каждом погружении. Она предусматривает вычитание пяти минут из максимального времени погружения (декомпрессионного времени) для любого погружения, выполняемого в холодной воде. Для меня, холодная вода, это вода при температуре менее 13 градусов по Цельсию. Но эта величина для каждого может быть разной, в зависимости от того, в какой воде привык погружаться тот или иной дайвер. Также эта процедура предусматривает вычитание 5 минут от no-stop времени, если во время погружения дайвер совершает большие физические усилия, чем обычно. Опять таки, определение тяжести физических усилий для каждого дайвера строго индивидуально. Если погружение происходит в холодной воде при больших физических нагрузках, тогда от времени погружения нужно отнять 10 минут в общем.
Цель этих изменений двояка:
- во время погружений в холодной воде, организм не выводит азот столь же эффективно, как при нормальной температуре.
- во время большого физического напряжения, большее количество азота будет накапливаться в организме из-за повышения интенсивности дыхания и прочих физиологических изменений.
Пяти- или десятиминутное вычитание предохраняет дайвера от приближения к границам таблиц (или компьютера).

Учитывая, что многие таблицы на сегодняшний день имеют уменьшенное время no-stop, указанные способы изменения профиля погружения могут не потребоваться. Также это не требуется при использовании дайв компьютера. Но это будет зависеть от модели компьютера и вида совершаемого погружения.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.