Нулевой (подготовительный) класс (30 занятий) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Нулевой (подготовительный) класс (30 занятий)

2020-05-07 125
Нулевой (подготовительный) класс (30 занятий) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ (2 ЗАНЯТИЯ)

Природа вокруг нас. Объекты, созданные руками человека. Объ­екты природы. Эти объекты вокруг детского сада, вокруг дома. Наблюдения в природе.

ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ (10 ЗАНЯТИЙ)

Представители живой и неживой природы ближайшего окруже­ния, их названия.

Признаки жизни живых организмов (растений, животных): пере­движение, питание, дыхание.

Нахождение объектов живой и неживой природы, доступных для восприятия с помощью неполноценного зрения и сохранных у детей органов чувств.

Небо днем и ночью: Солнце, облака. Луна, звезды. Наблюдение за сменой дня и ночи.

Время суток: утро, день, вечер, ночь. Поведение животных днем и ночью.

[Из них одно занятие отводится на изучение правил безопасности поведе­ния на улицах и дорогах.]

 

Земля: песок, камни, глина, почва. Простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и выделение признаков жизни последних. Правила пользования контрастными фоновыми экранами и рекомендованными средствами оптической коррекции зрения при проведении наблюдений в природе.

Последовательность и поэтапность наблюдения в природе (нача­ло работы, фиксация признаков, простейший вывод).

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (16ЗАНЯТИЙ)

Влияние Солнца на изменения в природе. Солнце весной, летом, осенью, зимой.

Знакомство со временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года: тепло, жарко, холодно, облачно; ве­тер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды (вчера, сегодня).

Растения в разные времена года. Окраска растений в разные вре­мена года. Появление проростков у растений, ночек п листьев, цве­тов, плодов, семян. Основные сезонные признаки у тополя, клена, мать-и-мачехи. Наблюдения в природе.

Практические работы: проращивание семян фасоли (гороха); луковиц лука репчатого (в горшочках, ящиках, баночках); наблюде­ние появления листьев из почек на веточках, срезанных весной и помещенных в сосуд с водой.

Экскурсия в лес, сад, огород или парк и знакомство с сезонными изменениями растений.

Поведение животных зимой и летом (медведь, заяц, ворона, грач).

Практические работы: изготовление простейших кормушек для птиц, условия их подкармливания в разные времена года.

Экскурсия в зимний лес, парк, знакомство с некоторыми усло­виями жизни животных в зимний период.

Труд людей в различные времена года: посев семян, посадка рас­тений, уборка урожая, полив, внесение удобрений под культуры, снегозадержание.

Одежда людей в различные времена года. Игры детей в различ­ные времена года. Деятельность человека в течение суток.

 

Экскурсия на производство, знакомство с условиями труда лю­дей, продукцией, выпускаемой на отдельном (доступном для детей) участке производства (фабрика, мастерская, ферма, тепличное хо­зяйство и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ЗАНЯТИЕ)

Обобщение знаний о живой и неживой природе, о сезонных из­менениях в окружающей среде.

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей (минималь­ ные).

К концу подготовительного класса дети должны знать:

• представителей живой и неживой природы, их названия;

• основные признаки жизни животных и растений;

• название времен года;

основные показатели времен года (1—2 для каждого на приме­рах объектов неживой природы и на конкретных растениях и животных);

• особенности труда людей в различные времена года (по одному
примеру для каждого сезона);

• виды деятельности человека в течение суток (утро, день, вечер,
ночь).

К концу подготовительного класса дети должны уметь:

• различать объекты природы и созданные руками человека (в
ближайшем окружении);

«пользоваться контрастным фоновым экраном для элементарных исследований признаков объектов живой и неживой природы;

• использовать рекомендованные средства оптической коррекции
для простейших наблюдений в природе;

• различать объекты живой и неживой природы по признакам,
доступным для восприятия с помощью ослабленного зрения и
сохранных органов чувств;

элементарно обследовать объекты живой и неживой природы с помощью ослабленного зрения и осязания;

• выделять части растений: корень, стебель, листья, цветы (пло­ды), узнавать их в природе и на специально подготовленных ри­сунках (рельефных, адаптированных плоских);

отличать деревья, кустарники, травы;

 

выделять части строения животных: голова, туловище, конечно­сти, узнавать их на специально подготовленных рисунках (рель­ефных, адаптированных плоских);

• называть наиболее распространенные виды диких и домашних
животных (10—12 видов);

• называть наиболее распространенные и доступные признаки се­
зонных изменений в мире растений и животных;

• элементарно ориентироваться в природе с помощью ослабленно­го зрения и сохранных органов чувств.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рисование, лепка, аппликация и конструирование основные виды изобразительной деятельности, посредством которых дети об­разно отражают окружающую действительность. Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира.

Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того чтобы успешно

 изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.

Содержание программы направлено, в первую очередь на овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными и др. В связи с этим в программе представлено значительное количество занятий по предметному рисованию с натуры, когда дети изучают натуру и затем только приступают к изображению.

Накопление зрительного опыта у детей с нарушением зрения осуществляется медленнее, поэтому сюжетное рисование начинает активно формироваться на 3-4 годах обучения.

Взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельно­сти прослеживается в повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, аппликации и рисованию. Это позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения. Так, в процессе лепки дети с нарушением зрения познают видоизменения в положении тел и позы фигур; на занятиях по ап­пликации силуэтные изображения, составление изображения из час­тей помогают ребенку в планировании рисования, облегчают ориен­тировку на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с на­рушением зрения.

С учетом специфичности изображения сюжета в разных возрас­тных группах детей с нарушением зрения в программе представлены тематические занятия.

На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений, формирование способов об­следования. При формировании изобразительных навыков выполне­ние задания следует организовать индивидуально с учетом возмож­ностей каждого ребенка, его зрения и общего развития.

Значительное место занимают задания по формированию про­странственной ориентировки в самом процессе изображения, а так­же при отображении пространственных характеристик изображае­мых объектов.

На отдельных этапах обучения при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации возможно применение шабло­нов, трафаретов для обводки при рисовании и аппликации. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром и развитием зритель­ного восприятия, ручным трудом и формированием элементарных математических представлений. Занятия проводятся воспитателем и учителем-дефектологом (тифлопедагогом). При этом тифлопедагог проводит ту часть работы, где осуществляется процесс формирова­ния способов обследования предмета и на начальном этапе овладе­ния изобразительными навыками; воспитатель проводит занятия по закреплению навыков обследования и изображения предметов.

К оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, уровня общего развития, навыков и умений изобразительной деятельности.

 

 

1-й год обучения

Лепка. Учить обследовать (ощупывать, рассматривать) знакомые предметы: видеть форму, цвет, величину.

Для развития формообразующих движении и ленке учить пользо­ваться трафаретами, формами-печатками, объемными эталонами (шары, конусы, эллипсоиды и т.д.). Знакомить со снопе; нами глины (мягкая, можно лепить).

Учить пользоваться глиной, подражая действиям воспитателя; ле­пить на клеенке, доске. Обучать приемам лепки: отрывать, отщипывать комочки, раскатывать комочки в ладонях продольными движениями (палочки, карандаши, веточки, колеса и колечки для пирамиды и т.п.); свертывать полученную форму в виде колен, передавая строение про­стых предметов, соединять элементы в более сложные предметы.

Учить приемам раскатывания отщипнутого куска глины круго­выми движениями, закрепляя представления о предметах округлой формы (шарики, орешки, апельсины, мандарины, снеговик, пирами­да из шаров).

Формировать умение раскатывать глину продольными и круго­выми движениями и сплющивать ее между дощечек, ладоней и др.

Учить отщипывать большие, маленькие кусочки глины и в зависимости от величины изображаемых предметов (яблоки пуговицы, ли­стья большие и маленькие).

Учить делать углубления палочкой, пальцем, сопкой па поверх­ности формы (мисочки разной величины).

Учить лепить по подражанию действиям воспитателя, сочетая продольные и круговые действия ладоней или между ладошек.

Закреплять умение соединять элементы при передаче предметов более сложной, формы (ложки разной величины, неваляшки, цыпленок).

Аппликация. Конкретизировать и уточнять представления детей о свойствах предметов окружающей действительности, их форме и цвете.

Учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету и величине.

Учить детей правильно располагать их на полоске фланелеграфа согласно заданию.

Учить изображать на фланелеграфе из готовых форм знакомые предметы и явления (дорожки длинные и короткие, разноцветные карандаши, ниточки, ленточки короткие, широкие, узкие и т.п., мор­ковки для зайчика, лесенки для матрешки). Упражнять детей в вы­боре необходимых готовых форм для изображения (выкладывания на фланелеграфе) образов окружающей действительности (разно­цветные шары, яблоки, апельсины, мандарины).

Учить детей различать и называть цвета (красный, желтый, оран­жевый, синий, белый, черный).

Учить детей правильно пользоваться клеем, кисточкой, клеенкой, тряпочкой.

Учить наклеивать округлые готовые формы и составлять из них изображения знакомых предметов, правильно и красиво располагать их на плоскости (снеговик, пирамида из шаров).

Учить детей, чередуя по цвету или величине круги или полоски, украшать ими силуэты знакомых форм (закладка для книги, салфет­ка круглая или прямоугольная).

Подводить детей к созданию коллективных работ. Детские рабо­ты использовать в повседневной жизни детей. Продолжать учить со­ставлять аппликации, четко следуя условиям размещения элементов на силуэтах вырезанных из бумаги форм, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости (пуговицы на пальто, платье, костюме и т.н.). Совершенствовать умение детей наклеивать изображения ок­руглых предметов простой и более сложной формы (яблоки разной величины, неваляшка, яйцо и цыпленок, одуванчик в траве). Исполь­зовать поэтапно составление сюжетных аппликаций из отдельных изображений, выполненных на одном листе в течение двух или не­скольких занятий (цыпленок гуляет на лугу).

Рисование. Учить детей узнавать предметы после изображения их воспитателем, а также в картинках, называя их, их форму, цвет, при сравнении — величину.

Учить детей рисовать фломастером и кистью, углем, пастелью, мелками, правильно держать, вести свободно по бумаге, доске.

Учить детей рисовать линии разной длины, штрихи, мазки, изо­бражая образы предметов и явлений окружающей действительности (дорожки разной длины, карандаши, ленточки узкие и широкие, ни­точки, волны, ручеек, дождь, снег, следы на дорожке, травку).

Учить рисовать различные линии в разных направлениях по трафа­рету, линейке и самостоятельно (прямоугольная и квадратная салфетки в полоску и клетку, с волнистой каймой, снежные дорожки, снежные комочки). Формировать и совершенствовать круговое формообразую­щее движение руки для изображения предметов округлой формы (солнце, мячи, снежки, апельсины, мандарины, снеговики, пирамида из колец и шаров) и предметов, состоящих из одной или нескольких ок­руглых форм (яблоки разной величины, пуговицы на пальто, неваляш­ка, воздушные шары, мисочка, яичко, цыпленок, одуванчик).

Учить украшать мазками, полосками, кольцами силуэты выре­занных из бумаги форм (платья, платки).

Учить пользоваться для изображения и раскрашивания трафаре­тами, лекалами, линейками.

Учить видеть и использовать выразительность циста н рисунке, различать, называть и подбирать цвет, соответствующий изображае­мым предметам. Подводить детей к изображению сюжет путем по­этапного выполнения отдельных изображений на одном листе в те­чение двух или нескольких занятий (снег идет, снежные комочки, снеговик).

Конструирование. Знакомить с разнообразными конструктивными свойствами строительного материала (кирпичики, пластины). Познакомить детей с зависимостью устойчивости деталей строи­тельного материала (кирпичики, пластины) от их расположения от­носительно плоскости.

Учить размещать элементы по горизонтали (дорожка, лесенка), по вертикали (дом).

Учить детей подбирать и создавать постройки и ч знакомых дета­лей (дом с воротами, дом с воротами и забором, дом с дорожкой, стол, стул, кровать для кукол).

Обучать детей обыгрыванию построек: угостим кукол, уложим кукол спать и т.д. Побуждать детей к самостоятельной игре с по­стройками, самостоятельному конструированию.

Учить разбирать постройки и аккуратно складывать детали в  ко­робку.

2-й год обучения

Лепка. Совершенствовать умение раскатывать кусок мини пря­мыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его, пере­давать круглую, цилиндрическую и овальную форму предметов.

Учить видеть и передавать в лепке характерные делали и видоиз­менения формы (огурцы, морковь, грибы, яблоки, вишни).

Учить создавать простые рельефные изображения на готовой основе (листья, рыбка, ягоды рябины, виноград, веточки, дерево, куст, ель). Продолжать учить раскатывать комки глины продольными и круговы­ми движениями, используя при этом мелкие детали. Познакомить детей с приемами общипывания, прощипывания, приглаживания.

Учить детей лепить животных, передавая форму туловища, голо­вы и других частей (птичка, уточка, зайчик).

Закреплять умение расплющивать раскатанный комок глины, пользоваться приемами вдавливания, оттягивания, прощипывания, соединения частей, прижимая и сглаживая места соединений (блюдце, чашка, самолет, птица, птица клюет, птица летит). Продолжать учить делать рельефные изображения на готовой пластине (рыбки, цветы).

Учить детей использовать стеки и палочки для украшения форм (мисочки, рыбка).

Аппликация. Учить детей раскладывать готовые формы, состав­лять простые комбинации из изображений предметов округлой фор­мы (яблоки, вишни, огурец, грибы, рыбки, листья, веточки); распо­лагать изображение в центре листа. Совершенствовать умение акку­ратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы на клеенке, прижимать детали тряпочкой. При затруднениях в опреде­лении изображения использовать выкладывание аналогичных форм на фланелеграфе.

Учить правильно держать ножницы и действовать ими, отрезать узкие и более широкие полоски по линии, нарисованной фломасте­ром. Составлять из полосок изображения знакомых предметов и на­клеивать (ветка, куст, дерево, самолет).

Учить детей создавать простые комбинации (зимний лес, овощи, фрукты на столе) путем поэтапного наклеивания отдельных изобра­жений на один и тот же лист бумаги в течение двух или нескольких занятий.

Учить наклеивать отдельные изображения из 2—3-х частей (мяч: половина — синяя, половина — красная и др.).

Учить детей составлять композицию из геометрических фигур, изображая предметы, знакомые детям по конструированию.

Развивать и совершенствовать пространственную ориентировку при составлении изображения на плоскости листа (тюльпан, скворец на вет­ке, скворцы прилетели, веточка цветущей яблони, яблоневый сад).

Рисование. Учить детей видеть и передавать в изображении харак­терные особенности предметов: их форму, цвет, строение (яблоки, вишни, воздушные шары, огурцы, морковь, рыбки, грибы, разные ли­стья, ветки) с помощью трафаретов. Учить рисовать линии равной фор­мы, длины и ширины (дорожка, ленточка, речка, море из волнистой ли­нии, «дорожка зайца» — кривые линии и др.). Рисовать простые цветы: мать-и-мачеха, одуванчик, тюльпан, колокольчик по трафарету.

Рисовать простые формы предметов (чашка, блюдце, кастрюля), выделяя основную часть и дополнительную (чашка состоит из квад­рата и ручки (овал) и т.д.).

Развивать умение зрительно анализировать формы натуры. Ис­пользовать в рисовании разные средства: фломастер, краски, сан­гину, пастель, уголь.

Учить детей создавать на фланелеграфе простые сюжеты и сри­совывать их поэтапно, изображая различные объекты (дом, лес. реч­ка, цветы, солнце) на двух-трех занятиях. Приучать детей к длитель­ной работе над одним рисунком.

Конструирование. Учить детей создавать конструкции из одного или нескольких объектов и учить детей играть с ними, самостоя­тельно преобразовывая их в комнату для кукол, дома с высоким и низким забором, с длинным и коротким крыльцом. Гараж для маши­ны, конуру для собачки и др.

Учить делать простые игрушки из бумаги, сгибая пополам, при­клеивать к основной форме дополнительные детали.

Учить сооружать постройки в соответствии с размерами игрушек, коллективные постройки: улицы по рисунку-образцу комнаты для кукол, гараж для больших и маленьких машин. Сооружать, постройки из мелкого и крупного строительного материала, ящиков, дощечек, обыгрывать их.

3-й год обучения

Лепка. Учить детей передавать в лепке характерные признаки предметов (корзинка, грибы, овощи, фрукты). Лепить, посуду из час­тей шара, брусочка, круга — детали, и затем соединять их (горшки, крынки, кувшины).

Продолжать учить лепить предметы, из нескольких частей пра­вильно соблюдая пропорции (стаканчик, коробочка, шкатулка, ло­дочка, тележка).

Учить лепить знакомые формы, применяя конструктивный спо­соб лепки. Совершенствовать в лепке движения кистей рук и пальцев(уточка, петушок, цыпленок, птичка с птенцом). Учить делить комок глины на нужное количество частей. Учить передавать выра­зительность образа и характерные признаки предмета. Соблюдать относительную величину частей («Два жадных медвежонка», «Зай­чик на снегу», «Снегурочка», домашние и дикие животные: собака, кошка, белочка, конь).

Устанавливать вылепленную фигуру в вертикальном положении, плотно скрепляя части, прижимая их одну к другой, сглаживая места скрепления. Отрабатывать приемы лепки пальцами: прищипывания, оттягивания, сплющивания. Располагать фигурки на подставке.

Учить детей создавать рельефные изображения на доске с помо­щью печатки круга, рисовать палочкой на мокрой глине.

Аппликация. Развивать умение вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы по нарисованному контуру.

Учить вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое или в несколько раз (шары, цветы, геометрические фигуры и др.).

Учить ритмично располагать изображение, подбирая по форме и цвету. Развивать зрительный контроль за действием рук при пользо­вании двигательными ножницами.

Учить вырезывать форму предметов по округлым и ломаным ли­ниям, использовать трафарет для рисования разной формы предме­тов (корабль, машина, автобус, дом).

Упражнять детей в вырезывании более сложных предметов: птиц, животных. Обучать силуэтному вырезыванию простых по форме предметов и создавать сюжеты аппликации.

Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной ве­личины, из которых вырезывается часть или целое изображение по трафарету.

Рисование. Учить рисовать предметы разной формы, соотносить пропорции и пространственные признаки.

Рисовать предметы прямоугольной формы, точно передавать пропорции и характерные детали (корабль, машина, автобус, трол­лейбус, трамвай, поезд). Передавать несложные сюжеты, создавать композиции (транспорт на улицах города, поезд едет и др.).

Рисовать форму сложных предметов (животных, птиц) с помо­щью трафарета.

Учить вписывать в геометрические фигуры реальные предметы, преобразовывать геометрические фигуры (путем подрисовывания, видоизменения) в форму реальных предметов: например, при рисо­вании собаки овал — это туловище, круг — голова, треугольник — уши и т.д.

Учить создавать простые сюжеты из вырезанных изображений на фланелеграфе и затем их срисовывать.

Обучать рисованию предметов с натуры: цветов, деревьев, домов и т.д. Обучать композиционному построению рисунка, используя фланелеграф, вырезанные изображения.

Обучать рисовать части предмета, а затем объединять их в единое изображение (ствол дерева, листья и т.д.).

Учить подбирать соответствующий фон бумаги и краски для изо­бражения пасмурного и солнечного дня, упражнять в использовании цвета для передачи эмоциональной выразительности образа изобра­жаемого объекта.

Учить передавать пространственные отношения предметов, пра­вильно располагая их между собой и относительно нарисованной линии горизонта.

Конструирование. Учить намечать очертания будущей построй­ки. Создавать различные конструкции одною и того же объекта с учетом определенных условий: улица города, зоопарк. Закреплять умение складывать бумагу пополам, делить квадратный лист бумаги на 16 равных частей. Обучать конструированию из готовых форм (из спичечных коробков).

Учить делать отдельные простые, но выразительные фигурки, используя различные природные материалы.

Учить детей выделять зависимость конструкции от ее практиче­ского назначения, создавать постройки в соответствии с определен­ными условиями (комната для кукол по рисунку-образцу, мост по образцу). Формировать умение складывать квадрат по диагонали.

Знакомить со свойствами поролона. Учить детей делать из него несложные игрушки: вырезывать по трафарету круг, куклу и другие игрушки.

Учить строить по рисунку, по фотографии, самостоятельно под­бирать необходимый строительный материал. Учить строить на тему «Наш детский сад». Учить изготовлять фигурки из бумажных цилиндров, объединять их в композиции.

Учить складывать круг по диаметру, склеивать конус.

4-й год обучения

Лепка. Учить передавать в лепке образы хорошо знакомых пер­сонажей (клоун, Машенька и медведь).

Учить изображать фигуры, передавать характерные особенности и детали образа. Закреплять разнообразные приемы лепки, умение закрепить фигуру на подставке.

Учить образной оценке своих работ и работ других детей. За­крепить умение лепить но мотивам народной игрушки, передавая их характер, используя при этом разнообразные приемы лепки: ле­пить полые формы, лепить из целого куска, оттягивание, прищи­пывание, сглаживание и др. (дымковская барышня, дымковский конь, дымковский всадник на коне); совершенствовать рельефные пластины: наносить глину ровным слоем на доску или картон раз­ной формы, рисовать стеком узор, портрет, накладывать или выни­мать стеком глину в соответствии с изображением. Закреплять умение передавать пропорции тела человека и животного, относи­тельную величину частей фигуры, изменения их положения при движении.

Учить детей изображать в лепке несложную сценку (лыжник, се­мья на прогулке, девочка кормит птиц, ребенок с котенком, матрос с флажком, пограничник).

Учить лепить из целого куска глины. Учить передавать образ на­родной игрушки в лепке (няня с младенцем, конек-горбунок). Разви­вать эстетическое восприятие при знакомстве с произведениями мелкой пластики и декоративного искусства.

Вызывать желание делать красиво (кулон для мамы, бусы для ба­бушки). Развивать образное представление, воображение.

Продолжать учить передавать в лепке фигуру человека в движе­нии, достигая в позах выразительности (дети в хороводе, космонав­ты, работа в саду).

Учить лепить небольшие скульптурные группы из 2—3-х фигур, передавая пропорциональные соотношения, динамику действия («По щучьему велению», «Три медведя»).

Аппликация. Учить создавать декоративную композицию из за­сушенных листьев и цветов.

Учить видеть прекрасное в окружающей природе.

Учить детей вырезывать симметричные формы из бумаги, сло­женной вдвое (клоун, мишка), с помощью трафарета и без него.

Учить создавать на, фланелеграфе портреты смеющихся и груст­ных детей, а затем создавать аналогичные аппликации. Обучать вы­резыванию по контуру и на глаз силуэтные изображения (лыжник, дети па прогулке), симметричные узоры путем многослойного сло­жения листа.

Обучать составлению композиции по образу и детскому вообра­жению.

Учить вырезывать силуэты героев сказок для теневого театра. Создавать аппликации изображений кукол в национальных костю­мах, праздничного хоровода, деревьев в цвету, цветов на лугу и др.

Рисование. Учить изображать с натуры отдельные предметы, пе­редавая их форму, строение, характерный цвет (осенние листья и цветы, плюшевый медведь, клоун, кукла в национальном костюме, дымковская барышня, дымковский конь, всадник на коне). Изобра­жать предметы и группы предметов, связанных одним содержанием (осень, Машенька и медведь, сказочный дворец), располагать рису­нок в зависимости от размеров и формы листа бумаги.

Учить рисовать портреты, передавая пропорции и формы лиц грустных, веселых, поющих. Продолжать учить детей рисовать с на­туры отдельные объекты, передавая их форму, строение, цвет (кук­ла, лыжник, сидящий мальчик, девочка с мячом); изображать сюже­ты на фланелеграфе и срисовывать их. Анализировать натуру и стремиться правильно ее изображать на листе бума: и.

Учить выполнять задания, построенные на тотальных сочетаниях одного и того же цвета (зимний день, Городецкий узор).

Учить детей выбирать формат бумаги в соответствии с замыслом, заполнять весь лист. Иллюстрировать литературные произведения: стихи о зиме, сказки.

Учить составлять узоры из готовых форм, ритмично располагать узоры на разных по форме плоскостях (доска, поздравительная от­крытка, Городецкий конь, поднос). Сочетать крупные и малые фор­мы, включая мелкие элементы: травку, розаны, листья, ягоды.

Учить приемам работы кистью и красками (гуашью и акварелью), составлять цвета и оттенки на палитре, используя для смешивания бе­лила и акварель. Подбирать оттенки цвета в натуральных изображени­ях. Рисовать с натуры и с использованием образца: «Сосульки тают», «Дерево на фоне голубого неба». Тематическое рисование: «Наш го­род (поселок, улица, детский сад) украшены к празднику», «Весна», коллективная работа «Сад цветет», «Участок детского сада», иллюст­рации к книжкам-самоделкам, подготовка выставки детских работ.

Конструирование. Учить строить по образцу или описанию (мост через широкую и узкую реку, мост для пешеходов, мост для транспорта), по рисунку-образцу (многоэтажное здание), по плану-схеме (улица города, площадь).

Учить детей делать постройку но фотографии (улица, много­этажный дом с двумя подъездами), по описанию (детский сад), по плану-схеме (комната для кукол).

Учить сооружать из пластмассового конструктора знакомые по­стройки, сооружать коллективные постройки (улицы, стадионы, площадь, аэродром).

Учить детей делать выкройки по трафаретам и изготавливать объемные фигуры (корзиночки, коробочки), поделки для подарков (закладки для книг, коврики).

Учить создавать поделки из природных материалов но образцу (люди, животные, птицы). Изготавливать из природного материала макеты к сказкам для использования на занятиях по развитию речи, по лепке.

Учить изготавливать из готовых деталей (коробочки из-под спи­чек, конфет, сахара) кормушки для птиц, футляры для очков, сал­фетки для чистки очковых стекол.

Учить создавать постройки и конструкции из пластмассового конструктора по образцу-рисунку.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физи­ческое воспитание направлено на преодоление недостатков физиче­ского развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отри­цательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориенти­ровки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и об­щее функциональное состояние здоровья.

Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня
развития основных движений, физических качеств (быстроты,
точности, выносливости, равновесия), ориентировки в пространстве, координации движений и др.);

• коррекция здоровья и физического развития п\1см применения
специальных средств и методов, способствующих повышению
функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную
системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зритель­
но-двигательную ориентировку;

• преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малопод­ вижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

• активизация и упражнение зрительных функций и процессе фи­зического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-
воспитательной работой.

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями фи­зическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и

координации движений.

В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки.

Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей: окулиста
, ортопеда, психоневролога, педиатра – и общего психического развития ребенка.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает зада­чи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных усло­виях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь и мышление (т.е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения).

Й год обучения

Знакомить детей с разнообразными видами движений и создавать условия для их выполнения.

Учить ходить и бегать свободно, естественно, координированны­ми движениями рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы; ов­ладевать разными видами ходьбы и бега; энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением; ползать, лазать; сохранять равновесие; уверенно бросать и отталкивать предметы при катании, ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди. Учить принимать правильное ис­ходное положение в прыжках, метании предметов, лазании, сохра­нять правильную осанку (правильное положение головы, туловища, рук, ног) в ходьбе, беге, при выполнении упражнений в равновесии.

Приучать ориентироваться в пространстве (соблюдать заданное направление, действовать в соответствии со зрительными и звуко­выми ориентирами).

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и сходить; учить надевать и снимать лыжи, ставить их на место, ходить на лыжах с помощью взрослого.

Учить выполнять пропедевтические упражнения для овладения ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем, равновесием, ори­ентировкой в пространстве, координацией движений.

Учить выполнять движения глазами для развития зрительно-двигательной ориентации (прослеживание, сосредоточение).

Развивать координацию движений при выполнении общеразви­вающих упражнений.

Приучать действовать совместно в общем для всех темпе. Учить строиться по одному, в шеренгу, крут; находить свое место при по­строениях с использованием ориентиров.

Учить выполнять правила в подвижных играх.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием ко­лена, по два (парами), взявшись за руки; ходьба в разных направле­ниях: по прямой (держась за шнур), по кругу (держась за обруч), врассыпную (за звуковым и зрительным ориентиром).

Упражнения для пропедевтики ходьбы. Выполнять ходьбу вперед по дорожкам с размеченными стопами.

Ходьба по одному и друг за другом, держась за опору на уровне пояса ребенка, укрепленную вдоль стены (длина 5-6 м).

Ходьба по размеченному кругу, взявшись за руки, сосредоточивая взор на ориентир, находящийся в центре круга па уровне глаз детей.

Ходьба по извилистой дорожке. Бег. Бег обычный, на носках, подгруппами и всей группой с одной стороны зала (площадки) на другую, в разных направлениях по прямой дорожке (длина 5 —6 м, дорожка окрашена в яркий цвет и расположена па контрастной по­верхности), по извилистой дорожке (длина 5 6 м. поверхность до­рожки светлая), по размеченному кругу змейкой (между предмета­ми), врассыпную (за звуковым и зрительным ориентиром); бег с за­даниями (останавливаться у ориентира, убегал, от догоняющего, догонять догоняющего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа.

Бег. Упражнения для пропедевтики бега. Пробегать небольшое расстояние по одному в ограниченном пространств (между цвет­ными шнурами, расстояние I м). Пробегать по одному по извили­стой дорожке (ширина 25 —30 см) в пределах 1 2 циклов. Пробе­гать в индивидуальном темпе по прямой дорожке (длина 5—6 м, ширина 25—30 см). Пробегать небольшое расстояние за движущим­ся ориентиром, расположенным на уровне глаз ребенка, соблюдая интервал, сохраняя и меняя направление. Индивидуально выполнять бег с остановками у ориентира по сигналу.

Катание, бросание, ловля и метание. Катание мяча, шарика (размер соответственно зрительным возможностям детей) по на­клонной плоскости, в воротца, бросание и ловля мяча.

Упражнения для пропедевтики катания, бросания, ловли, мета­ния. Прокатывать шарики по наклонн


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.