Виды батика. Холодный батик. Двуслойный батик. Узелковый батик. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Виды батика. Холодный батик. Двуслойный батик. Узелковый батик.

2020-05-07 213
Виды батика. Холодный батик. Двуслойный батик. Узелковый батик. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы горячего батика. Способ росписи по ткани – аэрография. Сочетание техник между собой. Инструменты и материалы

Подготовка и последовательность росписи

Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка на ткань. Правила нанесения резерва. Практические занятия. Перенос рисунка на ткань и работа с резервом.

Подготовка к росписи

Прежде чем приступать к росписи, необходимо натянуть шелк на раму и нанести на него рисунок будущей росписи при помощи шаблона.

• Раздвижную раму с помощью винтовых креплений соберите под нужный вам размер.

• Натяните шелк на раму с помощью специальных натяжных крючков. Вначале шелк натягивается по четырем углам.

• Затем на натяжные крючки наколите одну из сторон ткани, а противоположную натягивайте, постепенно закрепляя на раме. Повторите процедуру с оставшимися краями. При правильной натяжке поверхность шелка должна быть тугой и гладкой, без складок и провисаний.

• Эскиз расстелите на рабочем столе рисунком вверх, накройте его рамой с натянутым шелком и прикрепите к ткани с помощью булавок или скотча.

• Аккуратно перенесите рисунок на ткань тюьиком с резервом. Эскиз прекрасно виден сквозь шелк, и вам не составит груда перенести на ткань контур рисунка.

 

Инструменты и материалы

Успешная работа детей во многом зависит от тщательной организации условий для занятий. Для занятий по батику необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение.

Первые, пробные работы по росписи на ткани лучше делать на не дорогих хлопчатобумажных тканях. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но чем толще ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входят и резервирующей состав.

На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке и растекается быстрее. Искусственный шелк на подрамнике почти не растягивается, а краска растекается хорошо, особенно по мокрой ткани.

Любую ткань перед росписью нужно постирать. Тем самым из нового материала удаляется аппретура – специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности.

Первые пробы удобно делать на пяльцах или на небольшом деревянном подрамнике. Ткань натягивают довольно сильно. Намокнув от краски, она не должна провисать и касаться стола, поэтому можно натягивать ткань и в мокром состояние. Для росписи подойдут кисти с мягким волосом, также необходимы кисти из щетины различных номеров.

Необходимо также резервирующий состав, парафин, соль и мочевина, для создания специальных эффектов на ткани. В росписи используется сухие красители и краски,предназначенные специально для росписи по ткани.

Перед тем как приступить к работе следующий набор инструментов:

• раздвижная рама, подрамники.

• кисти.

• формочки для краски или маленькие баночки.

• шаблон.

• шелковая ткань.

• резерв.

• краски.

• соль, мочевина, спирт.

 

Раздвижная рама: — применяется для качественного натяжения расписываемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех деревянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими закаленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что позволяет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме, разработанной автором, предусмотрены специальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают соприкосновение шелка и плоскости стола в процессе росписи.

 

Баллончики для распыления красителя: — применяются в свободной росписи для нанесения красителя на шелк.

Кисти: — применяются круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: колонок, синтетика.

Формочки для краски: — применяются для составления колера для росписи определенного цвета и тона. Наиболее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.

 

Ткань: — предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100%-му шелку различной плотности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обращать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем составе синтетических примесей и пригоден для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На такой ткани вы никогда не получите качественную роспись.

Эскиз: перед началом росписи необходимо нарисовать эскиз для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправления существенно повлияют на качество вашей работы. По контурам шаблона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкнутых плоскостей, подобно витражу, чтобы цвета в процессе росписи не смешивались между собой.

 

Резерв: — состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.

Краски: — которые закрепляются утюгом.

Соль: часто применяется в росписи для создания различных живописных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются также экстра, морская соль для ванн.

 

Мочевина: — также применяется для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свойствам она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнительного отбеливания.

Спирт: — применяется в росписи для улучшения растекаемости краски по шелку.

Техника холодного батика

Способ роспись на шелке — одна из наиболее востребованных и эффектных техник в декоративном искусстве. Роспись на шелке отличается от традиционного батика — создания красочных композиций на ткани с помощью различных приемов: способом нанесения красителя, а вместо воска используются другие материалы: резерв, солевой раствор.  

Холодный батик — это вид батика является самым распространенным в мире благодаря своей простоте и близости по логике к обычному рисунку на бумаге. В отличие от воска резервирующий состав для холодного батика наносить легче. Назначение контура — ограничить область распространения краски.

Для направления “холодный батик” характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись. Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно. Обязательное наличие контура придает произведениям, выполненным в этой технике, дополнительную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием. Именно в технике холодного батика расписывают платки на текстильных фабриках. Рисунок печатают резервирующим составом на машине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стеклянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас.

 

Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа:

• «Классический» — создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих      замкнутые плоскости, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой;

• «Многослойный» — создается также по витражному принципу, но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга;

• «Незамкнутая графика» — расписывается без использования замкнутых плоскостей. В этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

 

Свободная роспись

Свободная роспись включает в себя три техники:

• «Акварельная техника» — ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»;

• «Трафаретная техника» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления красителя.

• «Графика по свободной росписи» — создается с применением солевой техники и наводки графики резервом.

Выполнение творческих работ на выбранную тему

Двухслойный батик

Последовательность выполнения двупланового батика. Назначение декоративных панно, нарисованных в два слоя в интерьере. Выполнение росписи нижнего слоя на плотной подкладочной ткани, а верхнего (переднего) слоя на прозрачной ткани (вуаль, органза, шифон, шелк). Демонстрация картин преподавателя. Практические упражнения учащихся.

 

Основы горячего батика

Особенности современного горячего батика не только в его меньшей трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумываются все этапы работы. Сначала восковой массой покрывают те части рисунка, которые в окончательном варианте должны остаться белыми. Затем ткань окрасили в самый светлый из цветов композиции – желтый и высушили. Если ткань будет хотя бы слегка влажной, восковая масса не проидет через волокна ткани, будет моментально застывать, ломаться и слетать при малейшем движении. Далее резервируют те участки композиции, которые должны остаться желтыми и покрывают еще более темным цветом, например красным и так до самого темного цвета (черного). Таким образом, принцип окрашивания ткани от светлого к темному. После высыхания ткань накрывают газетами, и горячим утюгом снимают резерв.

 

Материалы и приспособления.

Чантинг: – инструмент для беспрерывного нанесения воска или парафина. Основы работы с горячим парафином. Техника безопасности с нагретыми инструментами. Практические навыки. Изготовление панно в этой технике.

 

Понятие об узелковом батике

Узелковый батик как искусство росписи тканей многогранее, поскольку эта древняя техника представляет собой некий исторический и культурный сплав из творческого опыта разных народов. Так, в Индии и Малайзии узелковый батик традиционно выполняется непосредственно путем завязывания узелков, а в Индонезии другим способом – прошиванием материала. Кроме того, уже готовый рисунок часто украшают – индийцы предпочитают бусины, африканцы – красивые жемчужины, а жителям Суматры по душе разноцветный бисер.

При различном складывании ткани и обработке краской получаются своеобразные интересные рисунки. В узелковой технике так же используются вкладывание мелких предметов: пуговиц, камушек, бусинок и т.д.) технические приемы Растяжка одного цвета позволяет выполнить плавный переход разной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).

Чем отличается узелковый батик от других разновидностей росписи, так это результатом. Вся прелесть в том, что он абсолютно непредсказуем и невероятен. Чтобы влиять на получаемый в итоге окрашивания рисунок, люди придумали множество способов складывать, затягивать, скручивать и прошивать материал. Так готовый узелковый батик приобретает определенный, хоть и весьма размытый, контур. Например, завязывая небольшие узелки в разных местах полотна, можно получить красивые абстрактные звездочки. Если сложить его в полоску и скрутить в ракушку – выйдет знаменитая спираль.

Рисунок может быть геометрическим – разноцветные квадраты, полосы, ромбы тоже образуются с помощью специальных техник складывания и прошивания. Простой пестрый узор получается при окрашивании хаотично скомканного и туго перевязанного нитками материала. Кроме обычных толстых нитей №10 в узелковом батике можно использовать более широкие, фактурные веревки, что придаст узору новые очертания. Часто применяют и дополнительные предметы – камушки, ракушки, пуговицы.

Сам процесс превращения куска ткани в покрытое восхитительными узорами полотно в узелковом батике довольно прост, да и времени занимает гораздо меньше, чем, скажем, в горячей технике с использованием воска.

Для узелкового батика также нужна большая емкость для окрашивания, нитки, натуральный материал (обычный хлопок, бязь, шелк), поскольку синтетика плохо берет цвет и не держит контур, рисунок смазывается, получаются странные разводы.

Главное – не развязывать мокрый узелковый батик – нужно подождать полного высыхания, иначе узор растечется.

Роспись по «сырому»— технический прием, позволяющий создавать различные узоры. Солевая техника – технический прием, при котором на подкрашенную сырую ткань наноситься соль или мочевина. При высыхании появляется эффект капель. Часто используется в морской тематике.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.