Носкова, Говчиц и др. Программы обучения глухих дошкольников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Носкова, Говчиц и др. Программы обучения глухих дошкольников

2020-05-07 108
Носкова, Говчиц и др. Программы обучения глухих дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа предназначена для работы с глухими детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 – 2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необхо­димый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2) – 3,3 – 4, 4 – 5, 5 – 6, 6 – 7 лет) по разным направлениям педа­гогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и подготовку его к школьному обучению

 

В процессе общения с окружающими глухие дети стихий­но усваивают опыт в элементарной практической деятельнос­ти и приобретают некоторые представления о количестве путем сопоставления одних групп предметов с другими. Им доступно также сравнение реальных предметов по величине (длина, площадь, объем, масса).

Однако эти умения вне направленного обучения остаются на крайне низком уровне, не становятся одним из способов анализа окружающей действительности, не выходят за рамки наглядных представлений.

Программа рассчитана на систематическое обучение детей на специальных занятиях, расширение их математического опыта в процессе разных видов практической деятельности.

Основные направления данного раздела программы сле­дующие:

формирование количественных представлений;

формирование представлений о величине;

формирование представлений о форме предметов и их про­странственном расположении;

формирование временных представлений (начиная с треть­его года обучения);

формирование элементарных измерительных навыков.

Работа по этим направлениям осуществляется не последо­вательно, а параллельно. Усвоение глухими детьми основного содержания программы обеспечивает подготовку их к даль­нейшему изучению математики в школе.

Ведущим из всех указанных направлений является форми­рование количественных представлений. В конечном итоге намечается усвоение детьми нумерации в пределах 20. Основ­ная работа по образованию множеств, группировке предметов, их сопоставлению и преобразованию, подведение детей к усвоению счетных операций в мысленном плане осуществля­ется на материале первого десятка

Работа над числами первого десятка делится на три этапа (дочисловой период, изучение первого пятка, изучение перво­го десятка). На первом этапе (первый и второй год обучения) детей не знакомят с названиями чисел. Все количественные наблюдения осуществляются в процессе действий с наглядно представленными множествами при использовании термино­логии, обозначающей количественное соответствие или несоот­ветствие (Сколько? – Столько. Равно. Больше. Меньше). Для облегчения зрительного восприятия количества предметов в группе (от 3 до 10) они располагаются в один горизонталь­ный ряд, но с изменениями в расстояниях между предметами (по 2, по 3, по 4), Число фиксируется путем подбора того же количества других, нейтральных предметов (палочек, кружоч­ков), прикладывания пальчиков (поэлементное сравнение двух множеств), зарисовки того же количества предметов.

На втором этапе (с третьего года обучения) начинается ознакомление с понятиями один – много и с названиями чисел в пределах 5.

На третьем этапе (на третьем и последующих годах) дети знакомятся с нумерацией (до 5, до 10, до 20), с составом каждого числа, усваивают прямой и обратный счет, увеличи­вают и уменьшают каждое число, решают примеры на сложе­ние и вычитание в заданных пределах Детей учат анализи­ровать количественные взаимоотношения в реальных ситуа­циях, составлять тексты задач по наглядной ситуации, демонстрации действий, по картинке и оформлять решение задач в виде арифметической строки (из разрезных цифр). По мере овладения письмом букв и цифр это решение может быть записано. От сравнения наглядно представленных множеств дети переходят к сравнению отвлеченных чисел, а затем и у сравнению выражений, отличающихся одним компонентом, например: 3+2>3+1; 2+1=2+1; 4+1<4+3.

Количественные представления расширяются и закрепля­ются в ходе выработки измерительных навыков (измерение длины, затем площади условными мерками – палочками, ве­ревочками, шагами, ладонями, квадратами и т. п.). Работа над словами, обозначающими числа (числительными), и соот­ветствующими им цифрами ведется параллельно. Каждое число обозначается на пальцах (в пределах 10), цифрой, уст­ным, устно-дактильным и письменным (на табличках) словом. По мере ознакомления с числами первого десятка отрабаты­ваются и порядковые числительные. Различия между количе­ственными и порядковыми числительными подчеркиваются не только вопросами (Сколько? – Пять. Который?Пятый), но прежде всего тем, что пять –  это вся совокупность предметов, а пятый – это только один, последний предмет в группе, со­стоящей из пяти предметов. Количественные представления детей обогащаются в процессе разных видов деятельности, где всегда имеется необходимость что-то подсчитать, измерить, сравнить по величине.

В работе по всем другим направлениям данного раздела программы никаких этапов не выделяется. Усложнение содер­жания выражается в постепенном увеличении материала, в обобщений накапливаемых сведений и навыков. Особого вни­мания требует целенаправленная работа по формированию временных представлений: начало, конец, последовательность, продолжительность различных событий из жизни детей. Это усваивается путем фиксации временных отрезков (времен го­да, месяцев, дней недели, частей суток и т. д.) выходе самой жизни, организованной деятельности детей, сезонных наблю­дений, а также при проведении специальных занятий с ка­лендарем.

На занятиях по формированию элементарных математи­ческих представлений ведется систематическая работа по раз­витию речи. Опора на наглядность не должна мешать полно­ценному речевому оформлению производимых действий и опе­раций. Все типы фраз (вопросы, поручения, сообщения, отри­цания) должны употребляться не в краткой, а в развернутой форме. Учитель не должен также избегать трудностей, возни­кающих при речевом оформлении количественных отношений предметов (сочетания числительных с существительными), и по этой причине демонстрировать эти отношения на одних и тех же предметах (только на грибочках или только на елоч­ках). Все сочетания числительных с существительными не заучиваются детьми, а повторяются за педагогом или прого­вариваются с опорой на таблички, с точным воспроизведением формы слова.

Ведущей формой работы по развитию математических представлений являются специальные фронтальные занятия (по подгруппам). Вместе с тем счетный материал может от­рабатываться с детьми индивидуально на музыкальных и физ­культурных занятиях, на занятиях по другим видам деятель­ности, в режимные моменты (во время дежурства, на прогул­ках и т. п.). Связи с разделами программы выражаются не только в содержании, но и в методах обучения (дидактичес­кие игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения), в речевом материале, в требованиях к овладе­нию разными формами речи.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.