Обучение курсантов основам воспитательной работы с военнослужащими Росгвардии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Обучение курсантов основам воспитательной работы с военнослужащими Росгвардии

2020-05-07 360
Обучение курсантов основам воспитательной работы с военнослужащими Росгвардии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Е.А. Пермикин курсант

Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

В.Н. Калягин, кандидат пед. наук

Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматривается деятельность офицера как воспитателя военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: воспитание, войска национальной гвардии, войска национальной гвардии, культура, педагогическая культура.

Объект исследован ия – офицер как воспитатель военнослужащих войск национальной гвардии

Предметом исследования процесс воспитания военнослужащих.

Цель данной работы рассмотреть педагогическую деятельность офицера.

Привычное словосочетание «командир-воспитатель» вовсе не является изобретением последних десятилетий, как это полагают некоторые. Его истоки прослеживаются еще с суворовских времен и прочно вошли в традиции передовой армейской педагогики. Напомним, что генерал М. И. Драгомиров, видный последователь суворовской школы. В числе своих многочисленных трудов создал «Опыт руководства для подготовки частей к бою». В этом, по сути дела учебном пособии по тактике первые разделы посвящались не видам боевых действий, не боевым порядкам - первым был раздел «Воспитание», напрямую обращенный именно к командиру-воспитателю.

Войсковой опыт истории российской армии убедительно свидетельствует о том, что продуктивные результаты в воспитательной работе достигаются, если офицер включается в нее, личной примерностью, методическим мастерством, способностью создать в подразделении, части воспитательную систему и организовать общую согласованную работу всех педагогов в военной форме [1].

Из крупиц мельчайших, порой едва заметных штрихов личного поведения, манеры и стиля разговора, жеста, улыбки, культуры общения складывается первое впечатление об офицере [5]. Формируя вокруг себя окрашенный оптимизмом микроклимат, представляя центр притяжения других людей, командир приобретает возможность эффективно управлять и делами, и настроениями, и чувствами военнослужащих.

Все это и другие нравственные слагаемые вместе с высоким профессионализмом суммируется в педагогической культуре офицера и реализуется в конкретных деталях. Моральные качества военного педагога сегодня становятся более разнообразными по содержанию и интенсивности по силе воздействия, отражая новые явления в жизни общества, особые требования к руководителю.

Неразделимы личные примерность и авторитет офицера, который постоянно находится под увеличительным стеклом общественного мнения. Военнослужащие мгновенно фиксируют и снижение кругозора своего командира, и неосведомленность в последних событиях, и отвлеченность от службы иными заботами. Как бы ни был высок его престиж сегодня, завтра он начнет падать, стоит только отойти от истинного курса. Поддерживать свой авторитет офицеру приходится в служебной, деловой и нравственной сферах, и не от случая к случаю.

Самым влиятельным членом воинского коллектива должен стать его командир [3]. Несмотря на то, что он обладает большой, предписанной уставами властью, одной ее явно недостаточно, чтобы по-настоящему владеть умами и душами своих подчиненных [10].

Наиболее часто встречающиеся у офицеров ошибки: неуважительное отношение к личности подчиненного, искушение быть непререкаемым авторитетом во всех вопросах, игнорирование мнения коллектива, неумение или нежелание поддерживать душевные контакты с военнослужащими, правильно строить с ними служебные и неслужебные отношения, отсутствия педагогического такта [2]. Подтверждением тому служат полюбившиеся некоторым «воспитателям» такие авторитарные приемы, как «взрыв с немедленным наказанием», «демонстрация силы и власти», «гроза последующих воздействий» и т.п.

Мастерство воспитателя не может ориентироваться и на какое-то одно универсальное средство. Успех заключается в умелом применение самых разнообразных приемов и методов, всего методического богатства, которым располагает наука и передовой опыт [7]. Как художник не может писать картину, используя один цвет, так и воспитатель не добьется желаемого, полагаться на единственный метод, каким бы хорошим он ни был. Педагогически грамотный офицер владеет большим и разнообразным арсеналом воспитательных влияний на военнослужащих [8]. Здесь и доверительное общение, и уважительное отношение к людям, и глубокое понимание запросов каждого человека, и личный пример, и умение убеждать, и многое другое. В зависимости от обстановки реализуются они в разных сочетаниях и тональности: на занятиях и учениях – это командирская твердость, четкость, требовательность; входе индивидуальных бесед- внимательность, чуткость, доброжелательность [9]. Опытный командир всегда располагает не одним вариантом воспитательных воздействий, при этом с самым разнообразным психологическим тембром. Обоснованный их выбор, способность дополнить любой из них собственными находками расширяют творческую лабораторию офицера- воспитателя [6].

От того, как офицер относится к военнослужащему, во многом зависит его обратная реакция. На откровенность подчиненный отвечает откровенностью, на заботу-усердием и выполнением своих обязанностей [12]. Уважение, любовь к солдату обладать равновеликой силой отдачи и возвращаются к офицеру не менее сильным солдатским чувствам, которое нужно беречь с особой тщательностью и деликатностью, что, впрочем, не имеет ничего общего со снижением требовательности к военнослужащим [8].

С педагогических позиций командирская требовательность - одна из форм уважения труда военнослужащих, потому необходимо вести речь о ее культуре, о педагогике командирской требовательности [4]. Отсутствие контроля или безразличие к тому, как подчиненный выполняет задание, поражает равнодушие к порученному делу [13].

Таким образом, современный офицер выполняет ряд социально значимых функций, значительное число которых находится в сфере его педагогической деятельности. Характер воспитательной деятельности таков, что рассчитывать на успех могут только офицеры, обладающие высокой психолого-педагогической культурой [11].

Библиографический список

1. Арбузов А.И. Цель и сущность правового воспитания в формировании правовой культуры военнослужащих по контракту во внутренних войсках МВД России // Сибирский педагогический журнал. 2014. - №3. - с. 62-64.

2. Барабанщиков А.В. Педагогическая культура офицера. – М.: Воениздат, 1985. – 159с.

3. Калягин В.Н. Воинский коллектив как воспитатель военнослужащих войск национальной гвардии // Лучшая студенческая статья 2017: VIII Международного научно- практического конкурса. В 2 ч. Ч. 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - с. 208-211.

4. Калягин В.Н. Воспитание у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации культуры безопасности воинского труда // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации VIII Межвуз. научно-практическая конференция с международным участием (Новосибирск, 29 декабря 2016 года). 2017 г. часть 1. - С. 388-393.

5. Калягин В.Н. Социально-педагогическое прогнозирование в обеспечении безопасности военной службы в частях внутренних войск // Мир образования - образование в мире. - 2014. - №2. - С. 30-34.

6. Калягин В.Н. Сущность содержание и структурные элементы педагогического обеспечения безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. №4 2015 г. С. 85-87.

7. Лопатько С.В., Сочивкин М.П. Педагогический потенциал боевого наставничества // Образование. Наука. Научные Кадры. 2017. - №4. - С. 164-168.

8. Рябуха Е.В. Педагогическое общение офицера военного института как одно из основных средств воспитательного воздействия на курсантов // Матер. VIII Межвуз. научно-практ. конф. - Новосибирск, 2016. - С.174-177.

9. Рябуха Е.В. Реализация принципов педагогической праксиологии как условие повышения качества высшего военного образования (на примере обучения курсантов дисциплине «Военная топография»). Дисс… канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010. – 165 с.

10 Сидорина Т.В.Эволюция научного метода в интегративной психологии //Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014. – Т.1. – С. 3-6.

11. Соломатин Е.В., Зотов А.А., Утюганов А.А. Психология управления подчиненными во внутренних войсках МВД России. Учебное пособие для курсантов и слушателей высших военно-учебных заведений внутренних войск МВД России / Новосибирск, 2015. – 215 с.                              

12. Сочивкин М.П. Основы гражданско-нравственной активности будущих офицеров Росгвардии // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. - С. 153-154.

13. Федак Е.И., Калягин В.Н. Педагогическая методика обеспечения безопасности военной службы военнослужащих внутренних войск МВД России. - М.: Лаборатория «ОП», 2015. 250 с.  

 

 

УДК 37.01

 

ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕФОРМАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕФОРМ Д.А. МИЛЮТИНА)

 

В.А. Рожков курсант

Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

В.Н. Калягин, кандидат пед. наук

Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются военно-педагогические реформы, проведенные Д.А. Милютиным и их влияние на военную педагогику

Ключевые слова: реформы, Милютин, военное образование, реформа военного образования.

Объект исследования формирование у курсантов военных вузов представлений о военно-педагогических реформах.

Предметом исследования история военной педагогики.

Цель данной работы рассмотреть процесс формирование представлений о военно-педагогических реформах.

Дмитрий Алексеевич Милютин происходил из небогатой дворянской семьи. Его отец Алексей Михайлович вместе с фабрикой и имениями получил в наследство огромнейшие долги и был вынужден поступить на службу секретарем Комиссии по построению храма Христа Спасителя. Мать Милютина, Елизавета Дмитриевна из старинного дворянского рода [7].

В 1833 г. Дмитрий закончил пансион при Московском университете и определился в гвардейскую артиллерию. Затем учеба в Военной академии и служба в Генеральном штабе. В 1839 г. для приобретения боевого опыта Милютин был направлен на Кавказ, где в это время русские войска вели борьбу с горскими племенами, объединившимися под властью имама Шамиля. Затем заграничное путешествие по Европе и снова Кавказ, штаб войск Кавказской линии и Черноморья, далее - профессорство на кафедре военной географии в Военной академии в Петербурге и научная работа в области военной статистики и военной истории. Его фундаментальный труд «История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование Императора Павла I» был очень высоко оценен профессиональными историками [2].

В октябре 1856 г. Милютин был назначен на пост начальника Главного штаба Кавказской армии, где был разработан план военных операций, приведший в 1859 г. к пленению Шамиля. Реорганизация военного управления на Кавказе, победы в Кавказской войне делают личность Милютина заметной и популярной, отвечают умонастроению нового императора и его либерального окружения. И как закономерный итог - 9 ноября 1861 г. Дмитрия Алексеевича назначают военным министром.

Глава военного ведомства исходил из принципа содержания в мирное время мобильной и компактной армии, способной в условиях войны быстро развернуться во всю мощь. Д.А, Милютин не только добился сокращения срока службы солдат, улучшения условий их жизни и боевой подготовки. Он заменил рекрутские наборы всесословной воинской повинностью [4].

Важной частью изменений была реформа военного образования. Ранее большая часть офицеров получали домашнее или гимназическое образование, а военное обучение проходили уже в полку или кадетском корпусе. С 1863 года устанавливалась система военных гимназий, дававших среднее образование. Милютин полагал, что офицер должен расти как всесторонне образованный гражданин, чья мысль не искажена непрерывной муштрой, а инициатива не задавлена установленными порядками. Для управления всей сферой военного образования в 1863 году в составе военного министерства было образовано Главное управление военно-учебных заведений. В структуре управления впервые в России начал работу педагогический комитет. Началась активная разработка и издание учебных пособий. В 1878 году на международной выставке в Париже Россия представила полный набор учебных пособий, которые стали использоваться и за рубежом. Это было серьезное признание достижений русской военной науки [6].

Идея реформирования военного образования была следующей: из прежних кадетских корпусов выделяются старшие классы, из которых формируются военные училища со сроком обучения два года (для артиллерии и инженерных войск - три года). Из младших классов формируются военные гимназии со сроком обучения шесть лет (а с 1873 года - семь лет), которые готовят своих учеников к поступлению в военные училища. Помимо этого, существовала упрощенная форма военного образования, состоявшая из военных прогимназий, сформированных из училищ военно-начальных школ (которые, в свою очередь, являлись наследниками системы военного обучения кантонистов), и юнкерских училищ, формирование которых началось в 1864 году, куда могли поступать как выпускники военных прогимназий, так и нижние чины, в том числе вольноопределяющиеся [5].

В результате с 1868 года производство в офицеры из нижних чинов за выслугу лет прекратилось, а стать офицером можно было лишь после курса военного или юнкерского училища. Основной поток офицеров в армию, начиная с этого времени, шел через более демократические по составу учащихся юнкерские училища. Однако уже к концу XIX века юнкерские училища подверглись критике из-за недостаточного уровня образования, и в 1911 году они были преобразованы в военные, а их программы усовершенствованы. Из числа прежних кадетских корпусов были сохранены только Пажеский корпус - привилегированное учебное заведение, в основном обучавшее русскую аристократию, и Финляндский, бывший частью системы военного образования Великого княжества Финляндского. Реформа военного образования оценивалась весьма неоднозначно, а ее недостатки стали очевидны уже к концу правления Александра II [3].

Чуть раньше прошла реформа военных академий. В 1855 году из офицерских классов артиллерийского училища были образованы артиллерийская и инженерная академии, которые в 1863 году уже при Милютине были выделены из состава академии Генерального штаба как Михайловская артиллерийская академия и Николаевская инженерная академия [8]. Создание отдельных академий для «ученых» родов войск показывало возросшее внимание военного руководства к артиллерии и инженерным войскам [9]. В это время большие достижения демонстрировала военная медицина и Медико-хирургическая академия, впоследствии ставшая Военно-медицинской академией. Развивалась и подготовка учительских кадров [1]. В 1865 году при 2-й Петербургской гимназии открылись педагогические курсы для подготовки учителей военных гимназий.

Таким образом, задуманная Д.А. Милютиным реформа была проведена оперативно и своевременно. Преобразованиям подверглись и средние, и высшие военные школы. Милютин стремился освободить их от преждевременной специализации, расширяя программу их в духе общего образования и кадетские корпуса на военные гимназии.

 

Библиографический список

1. Байов А.К. Граф Дмитрий Алексеевич Милютин: Биографический очерк. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1912. Репринт, 2004. -78 с.

2. Зотов А.А., Сидорина Т.В., Юров А.А. Образовательная среда как условие развития курсантов // Глобализация науки: Проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 61-64.

3. Бородкин М.М. Граф Д.А. Милютин в отзывах его современников. - СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1992.-37 с.

4. Бушнелл Дж. Д. Милютин и Балканская война: испытание военной реформы // Великие реформы в России. 1856 - 1874: Сб. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 239- 259.

5. Военные реформы 60 - 70-х гг. XIX в. // Военная история Отечества: С древних времен до наших дней: В 3 т. Т. 2/ Под ред. В.А. Золотарева. - М.: Мосгорархив, 1995. - С. 5-28.

6. Калягин В.Н. Сущность содержание и структурные элементы педагогического обеспечения безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире, 2015. - №4. - С. 85-87.

7. Милютин Д. А. Воспоминания. 1860-1862 гг. / Под ред. Л.Г. Захаровой. – М, 1999. – 234 с.

8. Рябуха Е.В. Реализация принципов педагогической праксиологии как условие повышения качества высшего военного образования. Автореф. дисс… канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010. – 23 с. 

9. Сидорина Т.В. Алгоритмы образовательного процесса вуза в формировании профессионализма выпускников // Развитие и продвижение туристско-краеведческих ресурсов региона. Материалы III научно-практической конференции. – Новосибирск: НГУЭУ, 2012. - С. 176-181.    

10. Сочивкин М.П. Проблема личностного роста и гражданско-нравственной активности курсантов военных вузов / Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 14 декабря 2016 г.) // Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. Новосибирск, 2017. – с.154-156.

 

 

УДК 316.61


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.