Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-05-07 | 74 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Между Пляской Смерти и Распятием
Проповедь 1 Воскресенья Великого Поста, 2017, ред 2020
Из всех памятников старого Таллина, что мне довелось посмотреть в последней поездке туда, три года назад, самое сильное впечатление на меня произвел храм Нигулисте – древняя церковь святого Николая. Вернее, это уже не церковь, а музей, «музей церковного искусства». Когда я вошел в него, я потерялся… Бродил среди картин, алтарей и множества могильных плит, ощущая себя рыцарем Антониусом Блоком из фильма Бергмана «Седьмая печать», который вернулся из крестового похода и встретил смерть. «Нашелся» я только в капелле святого Антония, возле почти восьмиметровой картины Бернта Нотке, написанной в XV веке, картины, которая называется «Пляска Смерти». Вообще, это только половина картины, которая сохранилась и дошла до нас, на ней изображены шесть человеческих фигур, которые держат за руки, соединяя их в длинный хоровод, скелетообразные фигуры Смерти. Скелет, играющий на волынке, задает тон всей этой невеселой процессии, в которой узнаются папа римский, император, король с королевой, кардинал… Вероятно, далее должны были следовать простые горожане – купцы, ремесленники, актеры, крестьяне. Замысел картины прозрачен и воплощен в ведущей всех фигуре Смерти с гробом на плече – кто бы ты ни был, у тебя есть только один исход - ты умрешь…
Подобные сюжеты были популярны в средневековой Европе, особенно в годы страшной чумы, выкосившей цивилизованный мир более чем вполовину. Чума напомнила всем, что «смертию умрешь» - такая же заповедь, данная человеку, как и то, что он будет приходить в этот мир, надеясь обрести спасение.
«Спасись или умри» - вот мироощущение средневекового человека эпохи Великой Чумы.
|
Я простоял у картины, наверное, с полчаса, она завораживала меня своей жутковатой монументальностью, и словно завлекала в этот страшный круговорот пляски под плачущую волынку. А потом, оторвав он нее взгляд, я обернулся. И на противоположной стене увидел огромную деревянную фигуру Христа на кресте, а рядом с ним – статуи Девы Марии и Евангелиста Иоанна. И я понял, чего так не хватало в великом полотне Нотке…
Сегодня, в Первое Воскресенье Великого Поста, мы словно находимся там, в капелле святого Антония, между этими двумя стенами – на одной «Пляска смерти», а на другой – Распятие. Кажется, что и то и другое изображают смерть, но это не совсем так.
Смерть вошла в наше человеческое существование, разрушив Божий замысел о нашей вечности, когда наша праматерь вкусила в Эдеме тот запретный плод. Мы читали сегодня об этом:
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете…
Смерть входит в человечество с обмана о себе самой. Жизнь утрачивается тогда, когда она подвергается сомнению, когда искушаемая змеем жена соблазняется вечной жизнью, которую она и так имела от Бога, соблазняется возможностью изменить свой статус с положения «пониже» на положение «повыше»:
И сказал змей жене: нет, не умрете,
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
Если вы задумаетесь, то увидите, что эта сцена из Матфея, сцена искушения Христа в пустыне – это зеркальное отражение искушения из Бытия. Все здесь – в обратной пропорции, говоря языком математики.
Там – сад, а тут – пустыня.
Там сочные красивые плоды, которые чуть не сами просятся в рот, а тут – только камни, которые только в воображении голодного человека могут напоминать засохшие булки хлеба.
|
Там – гармония вечности, прохлада дерев, а здесь – мучительные вопросы предназначения под слепящим и жарким солнцем
Но и там и там – человек и диавол и их диалог, в одном случае приводящий к падению и смерти, а в другом…
А что происходит в другом случае?
2… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Между Пляской Смерти и Распятием
Проповедь 1 Воскресенья Великого Поста, 2017, ред 2020
Из всех памятников старого Таллина, что мне довелось посмотреть в последней поездке туда, три года назад, самое сильное впечатление на меня произвел храм Нигулисте – древняя церковь святого Николая. Вернее, это уже не церковь, а музей, «музей церковного искусства». Когда я вошел в него, я потерялся… Бродил среди картин, алтарей и множества могильных плит, ощущая себя рыцарем Антониусом Блоком из фильма Бергмана «Седьмая печать», который вернулся из крестового похода и встретил смерть. «Нашелся» я только в капелле святого Антония, возле почти восьмиметровой картины Бернта Нотке, написанной в XV веке, картины, которая называется «Пляска Смерти». Вообще, это только половина картины, которая сохранилась и дошла до нас, на ней изображены шесть человеческих фигур, которые держат за руки, соединяя их в длинный хоровод, скелетообразные фигуры Смерти. Скелет, играющий на волынке, задает тон всей этой невеселой процессии, в которой узнаются папа римский, император, король с королевой, кардинал… Вероятно, далее должны были следовать простые горожане – купцы, ремесленники, актеры, крестьяне. Замысел картины прозрачен и воплощен в ведущей всех фигуре Смерти с гробом на плече – кто бы ты ни был, у тебя есть только один исход - ты умрешь…
Подобные сюжеты были популярны в средневековой Европе, особенно в годы страшной чумы, выкосившей цивилизованный мир более чем вполовину. Чума напомнила всем, что «смертию умрешь» - такая же заповедь, данная человеку, как и то, что он будет приходить в этот мир, надеясь обрести спасение.
|
«Спасись или умри» - вот мироощущение средневекового человека эпохи Великой Чумы.
Я простоял у картины, наверное, с полчаса, она завораживала меня своей жутковатой монументальностью, и словно завлекала в этот страшный круговорот пляски под плачущую волынку. А потом, оторвав он нее взгляд, я обернулся. И на противоположной стене увидел огромную деревянную фигуру Христа на кресте, а рядом с ним – статуи Девы Марии и Евангелиста Иоанна. И я понял, чего так не хватало в великом полотне Нотке…
Сегодня, в Первое Воскресенье Великого Поста, мы словно находимся там, в капелле святого Антония, между этими двумя стенами – на одной «Пляска смерти», а на другой – Распятие. Кажется, что и то и другое изображают смерть, но это не совсем так.
Смерть вошла в наше человеческое существование, разрушив Божий замысел о нашей вечности, когда наша праматерь вкусила в Эдеме тот запретный плод. Мы читали сегодня об этом:
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!