Организация коллективных экспертных оценок — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация коллективных экспертных оценок

2020-05-07 104
Организация коллективных экспертных оценок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ограниченные возможности одного человека и субъективность его оценок для решения сложных проблем вынуждают использовать коллективные оценки.

Этапы проведения экспертизы

Формирование группы экспертов. Зависит от целей экспертизы.

Создание благоприятных внешних и внутренних условий для работы экспертов.

Формулирование цели экспертизы, постановка задачи и разработка процедуры опроса. Указанные этапы работы имеют разные формы проведения.

Проведение опроса. Также имеет разные формы.

Обработка и анализ полученной информации.

Формулирование рекомендаций для принятия решения.

Мозговой штурм

Метод систематической тренировки творческого мышления, направленный на открытие новых идей и достижения согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционного решения проблем. МШ проводится группой из 5-8 человек, являющихся экспертами в разных областях. Во время сеанса происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву при контакте с мыслями других людей.

Особенности МШ

В МШ упор делается на количестве высказываемых идей, а не на их качестве. Во время МШ записывается любая идея независимо от того, насколько нелепой она может показаться на первый взгляд. На стадии генерирования идей критика полностью запрещена, поскольку каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. Участники МШ не обосновывают свои идеи, а просто генерируют их. Работа по генерированию идей продолжается до тех пор пока участники не исчерпают все свои идеи по рассматриваемому вопросу.

По окончании МШ идеи подвергаются критике группой технических экспертов и даже отвергнутые идеи могут быть в дальнейшем доработаны и приняты к рассмотрению.

Организация проведения сеанса МШ

1. Представление участников и ознакомление с правилами проведения сеанса (5-10 мин)

2. Постановка задачи ведущим и ответы на вопросы участников (10-15 мин)

3. Проведение сеанса МШ с записью идей любым способом (20-30 мин). Возможна запись с помощью технических устройств, возможна людьми.

4. Перерыв (10 мин)

5. Составление списка идей с быстрым, коллективным редактированием и полукритическим отношением (30-40 мин)

6. Оформление результатов МШ

Формы проведения и организации МШ

1. Прямая атака – высказываются идеи по устранению проблемы, недостатков. Обратная атака – только выявление недостатков.

2. Двойная прямая и обратная атака, проводится в два сеанса с перерывом от 2-х часов до 3 дней. При проведении второго сеанса появляются наиболее ценные идеи вследствие работы подсознания экспертов в перерыве.

3. Обратная и прямая атака – на первом сеансе выявляются недостатки, на втором идеи по их устранению.

4. Прямая и обратная атака - на втором сеансе прогнозируются недостатки предложенных идей.

5. Двойная обратная и прямая атака- атака с оценкой идей проводится в три этапа для решения сложных конструкторских задач.

Синектика

Предназначена для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче. Целью является не количество альтернатив, а генерирование небольшого числа альтернатив решающих проблему.

Сеанс проводится группой из 5-7 человек сформированных по принципу гибкости мышления, практического опыта (предпочтения отдается людям менявшим профессии), психологической совместимости, общительности, подвижности.

Особенности синектики.

Группа ведет систематически направленное обсуждение любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе обсуждения. Перебираются не только три известных вида подобия (прямое, косвенное и условное), но чисто фантастические аналогии (попытки представления вещей такими, какими они не являются, но хотелось бы их видеть для решения, например, «если бы вода не текла…»). Особое значение придается аналогиям, порождаемым двигательным ощущениями, например, представить себя на месте исследуемого объекта или его части.

Правила проведения:

1. Запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы.

2. Каждый имеет право прекратить работу, без объяснений при появлении признаков утомления.

3. Роль ведущего периодически переходит от одного члена группы к другому.

В отличие от МШ, синектика требует специальной длительной подготовки.

 

 

Разработка сценариев.

В некоторых проблемах искомое решение должно определить реальное будущее течение событий. В таком случае альтернативами являются различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти с объектом. Эти последовательности имеют общее начало (начальное состояние), но затем состояния различаются достаточно сильно, что приводит к проблеме выбора. Гипотетические альтернативные описания будущего объекта называют сценариями. Различные сценарии возникают вследствие неопределенности будущего.

Сценарии-альтернативы представляют ценность для ЛПР, только когда они представляют логически обоснованные модели будущего. Альтернатива, оставшаяся после процесса выбора, будет называться прогнозом.

Рекомендации при разработке сценариев

Рекомендуется разрабатывать крайние варианты сценариев, между которыми может находиться возможное будущее. Иногда полезно включать в сценарий воображаемый активно противодействующий элемент, моделируя «наихудший случай». Рекомендуется не разрабатывать детально сценарии, слишком «чувствительные» к небольшим отклонениям на ранних стадиях.

Важными этапами составления сценариев является:

1. Составление перечня факторов влияющих на ход событий.

2. Выделения лиц влияющих на такие факторы прямо или косвенно.

3. Выделение мер борьбы с критическими факторами.

Пример использования метода: 1 сентября 1812 г. состоялся военный совет в селе Фили. Варианты:

Защищать Москву

Оставить ее без боя.

Многие генералы предлагали дать сражение при Филях или двинуться навстречу Наполеону. За оставление Москвы первым высказался Барклай-де-Толли, которого поддержал ряд генералов. Заключая споры, Кутузов заявил: "С потерею Москвы не потеряна Россия. Приказываю отступать".

 

Морфологический анализ (МА) или метод Цвики [Титов В.В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социологической сфере..//URL: http://serendip.narod.ru/order/syst/sys1.htm#11 ].

Цвики – швейцарский астрофизик в 1969 г. опубликовал метод, который он назвал «морфологический подход» и применял для изучения различных систем, в частности, им открыты нейтронные звезды и черные дыры, сделана серия изобретений в области ракетных двигателей.

Цвики предложил семь методов исследования объектов из которых распространение получили три:

1. Отрицания и конструирования - любое утверждение, сформулированное в конечных и полностью определенных терминах, не может быть абсолютно верным. Пример: постулат Евклида «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит не более чем одна прямая, лежащая с данной прямой в одной плоскости и не пересекающая ее» - построение геометрии Лобачевского и геометрии Римана.

2. Систематического покрытия поля – в начале исследования любого объекта известно лишь конечное число знаниевых утверждений об объекте, которые распространяются на целые области объекта. Пример: система элементов Д.И. Менделеева (-периодический закон).

3. Морфологического ящика (наиболее известный, который сейчас и называют морфологическим анализом) – средство описания вариантов и упрощения выбора нужного варианта решения задачи. Пример: разработать конструкцию печи для небольшого помещения. Вся известная информация записывается в виде специальной таблицы (фактически, это другая форма записи первого и второго уровней дерева функций).

Таблица 4. Пример морфологического ящика.

  Параметры

                          Варианты

1 Материал корпуса Сталь

Чугун

Кирпич

Другое

2 Материал дымовой трубы Сталь

Асбестцемент

Кирпич

Другое

3 Вид топлива Дрова Солома

Хворост

Уголь

Другое
4 Форма топливника

Вертикальный

Горизонтальный

5 Средства аккумулирования тепла Водяной бачок

Засыпка песком или другим наполнителем

Обкладка кирпичом

6 Вывод трубы

Через окно

Через потолок

7 Средства пожарной безопасности Металлический поддон

Асбестовый поддон

Ножки

Нет

8 Устройства для приготовления пищи Одна конфорка

Две конфорки

Нет

                     

 

Здесь выписаны возможные варианты. Далее их анализируют, используется бальная оценка, запрещенные сочетания и пр.

 

Деловые игры.

ДИ называется имитационное моделирование реальных ситуаций. Участники ДИ распределены по реальным ролям, но при этом реальность моделируется в каком-то плане. Применение ДИ особенно ценно в слабоструктурированных ситуациях. Важную роль в ДИ играют контрольно-арбитражные группы: управляющие ходом моделирования, регистрирующие ситуацию, обобщающие ее результаты.

Пример (им-игра).

Проект игры: «МГПУ – место моего профессионального развития»

Цель: определение роли профессионального образа в управлении своим развитием.

Результаты:

1. Схема построения своего профессионального образа.

2. Связь профессиональных образов различных студентов и методологии обучения в МГПУ.

Вопросы:

0. Идеальные образы студента, преподавателя, администрации.

 

1. Схема (- дерево) построения своего профессионального образа Как мой профессиональный образ влияет на мое развитие? Связь образа и обучения. Как влиять на преподавателя, на обучение на факультете?

2. Как объединять результаты? Связь общих результатов и методологии обучения в МГПУ.

Группы: социально – профессиональные группы МГПУ или их «модели». Это администрация, преподаватели, студенты.

 

Метод «635»

Используется для конкретизации высказываемых идей или при поиске вариантов решения.

На первом этапе каждый из 6 членов группы записывает, в специально подготовленном бланке, три основные идеи (6х3=18) по решаемой проблеме.

На втором этапе основные идеи по очереди поступают к членам группы, каждый из которых дополняет каждую из них еще пятью (18х5=54) мыслями, касающимися решения поставленной проблемы.

После прохождения всех этих этапов бланк содержит (54х6=324) идеи

Задание 1.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.