Заключительное упражнение «индивидуальный танец» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Заключительное упражнение «индивидуальный танец»

2020-05-07 121
Заключительное упражнение «индивидуальный танец» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: Стимулирование самоосознания, самопринятия; творческое самовыражение; катарсическое высвобождение чувств; развитие толерантности к личности Другого.

Время: 40-60 минут.

Материалы: Музыкальное сопровождение по выбору участников.

Участники садятся в круг. Звучит музыка. Один из членов группы выходит в центр круга и начинает спонтанно танцевать, выражая в индивидуальном танце свои чувства. Он может вступать во взаимодействие с кем-либо из членов группы, если возникнет такое желание. Участники, наблюдающие за танцем, также могут присоединиться к нему. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый желающий не исполнит свой индивидуальный танец.


Комментарии к занятию № 3

Упражнение «Шмели и лебеди» — модель отношений двух людей с совершенно различными темпераментом и характером. Проводится в игровой форме, особенно это касается момента выбора пары. Танцуют «лебеди» — «шмели» тем временем сидят на стульях и выбирают себе пару, никак не обнаруживая своих предпочтений. «Лебеди» стараются понравиться — но как индивидуальны эти старания! Кто-то заглядывает в глаза, танцует, используя преимущественно экстравертированные движения, выходит за свои пределы, теряя часть себя при этом; другой танцует на противоположной стороне тренингового зала, отдалившись как от «шмелей», так и от «лебедей», испытывая видимое наслаждение от танца, но, увы, теряя часть «зрительских симпатий». Но когда доходит черед до выбора пары, многие участники затруднены отсутствием четких инструкций, как это сделать. Один участник предлагает другому образовать пару, вызывая его на ответный выбор, при этом для него существует большой риск отвержения; другой участник ждет, когда его выберут, но рискует при этом остаться без пары, если число членов тренинга нечетное. В этом случае я сама танцую с этим участником на заключительном этапе упражнения, становясь, в зависимости от ситуации, то «шмелем», то «лебедем». При проведении этого упражнения можно сосредоточиться как на самом процессе танцевания, так и на обсуждении полученного опыта. Оно может быть применено к участникам, начиная с дошкольного возраста. Понятно, что темы, возникающие при этом, будут различны: от необходимости терпимости к людям, непохожим на тебя, до взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это упражнение дает участникам опыт успешной (иногда неуспешной) совместной деятельности с человеком, имеющим противоположные черты. В зависимости от группы и предыдущих этапов ее развития тренер сосредоточивает последующее обсуждение либо на этом опыте, либо на процессе выбора пары, либо на обсуждении способов приспособления друг к другу, использованных участниками. В последнем случае может пригодиться работа Кроник А., Кроник Е. (1985), в которой они выделяют несколько вариантов совместного решения задачи испытуемыми при наличии различных индивидуальных языков: переход на язык другого партнера; сохранение каждым участником эксперимента своего языка и при этом полное взаимопонимание и, как результат, успешное решение задачи; создание другого, нового языка. Эти же варианты развития событий между двумя партнерами наблюдаются и в финале упражнения «Шмели и лебеди» — участники либо переходят на язык общения противоположного по стилю движений партнера; либо находят возможность танцевать каждый свою партию, при этом танцуя парный танец и получая от него удовольствие; либо создают нечто среднее, где «лебедь» — уже не лебедь, а «шмель» — уже не «шмель», теряя каждый часть своей индивидуальности, но приобретая взаимность. И наконец, кому-то так и не удается протанцевать парный танец, и они останавливаются, ожидая окончания музыки. И мой последний комментарий относительно этого упражнения. Наилучшим вариантом обратной связи, данной участникам ведущим тренинга, является подстрочный комментарий к движению. Он же является лучшим способом инициировать групповую дискуссию. Подстрочный комментарий к движению позволит вызвать в группе эффект, который я называю «множественность интерпретаций». Этот эффект дает участникам множественную картину самого себя, в которой есть и болезненные компоненты. Но именно эта множественность позволит им отказаться от этих компонентов, если они чересчур болезненны, сохранив самооценку и собственную целостность, и принять их, когда они будут к этому готовы.


Занятие 4

РАЗМИНКА «ТАНЕЦ -ЗАГАДКА»

Цели: интенсификация обратной связи относительно особенностей экспрессии каждого участника группы; осознание участниками своих экспрессивных особенностей, социально-психологических и личностных характеристик.

Время: 20—40 минут.

Материал: Музыкальное сопровождение по выбору участников.

Группа становится в круг. Один из участников выбирает музыкальное сопровождение и танцует, имитируя наиболее характерные особенности экспрессии кого-либо из присутствующих. Остальные пытаются угадать, кто был загадан. По окончании танца участник приглашает следующего и становится на его место.

Обмен чувствами «здесь и теперь».

Анализируются специфические для каждого танца экспрессивные особенности, а также черты характера, состояния, отношения, которые могут находить выражение в экспрессии.

УПРАЖНЕНИЕ «ТАНЕЦ ВСЛЕПУЮ»

Цели: актуализация системы отношений в группе; запуск интерпретационных процессов в группе; осознание участниками собственной системы отношений: к себе, к другим, к миру.

Время: 2 часа.

Материал: Эстрадно-инструментальные и блюзовые композиции лирического характера (например, «Dire Straits»), платок (чтобы завязать глаза).

Группа садится в круг, по периметру зала, в котором проводятся занятия. Один из участников становится в центр с завязанными глазами. Звучит музыка. Центральный участник начинает двигаться. К нему подходит член группы и вступает во взаимодействие, которое длится 3—5 минут (обычно столько, сколько длится музыкальная композиция, но время взаимодействия участников не ограничено — оно может закончиться раньше музыки или длиться в течение нескольких композиций), после чего садится на место. Затем к центральному участнику подходит следующий член группы. Очередность подхода членов группы не известна центральному участнику. Задача центрального участника — осознавать возникающие чувства и по окончании взаимодействия описать своего партнера и свой танец с ним. Задача центрального участника осложнена тем, что ведущей у него становится тактильная система отражения. Задачей партнера центрального участника является также следование своим чувствам, но из-за того, что у центрального участника блокирован зрительный анализатор, инициатива в установлении контакта и в выходе из контакта ложится на него. Ведущий объясняет участникам, что при возникновении трудностей для прерывания контакта нужно подать знак, по которому он выключит музыку, тем самым создав искусственную ситуацию окончания контакта.

После каждого взаимодействия центрального участника с членом группы ведущий просит его поделиться своими чувствами, возникшими во время танца с партнером, и ответить на некоторые вопросы, а именно: «Опишите, пожалуйста, человека, с которым вы сейчас танцевали», «Возникло ли ощущение контакта, понимания?», «Что это был за танец?», «Какие чувства вы испытывали во время этого танца?», «Как вы думаете, что испытывал ваш партнер?», «Если бы я попросила вас на основании полученного только что опыта оценить вашего партнера по 10-балльной шкале, где 0 баллов — партнер мне совершенно не подходит, а 10 баллов — идеальный партнер, то как бы вы это сделали? Под словом партнер здесь подразумевается не партнер по танцам, а партнер в близких эмоциональных отношениях, например спутник жизни, близкий друг». Последним задается вопрос: «Назовите, кто из участников мог бы быть вашим партнером, с кем из участников вы только что танцевали?». Все вопросы задаются центральному участнику по окончании его взаимодействия с членом группы «по горячим следам», участник при этом не снимает повязки с глаз и может стоять или сидеть, по желанию. Вопросы центральному участнику может задать любой член группы. По окончании взаимодействия центрального участника со всеми членами группы проводится общее обсуждение. Центральный участник снимает повязку, садится в круг. Нужно дать ему немного времени, чтобы адаптироваться к своему состоянию.

Упражнение может продолжаться до тех пор, пока каждый желающий не побывает центральным участником (это упражнение может выполняться в течение нескольких занятий, до тех пор, пока есть желающие побывать центральным участником и энтузиазм у остальных членов группы).

В ряде случаев ведущий может посоветовать кому-то из членов группы стать центральным участником, аргументировав причину, но не настаивая в случае отказа. Иногда возможен возврат к этому упражнению по прошествии некоторого времени.

Обсуждение: Каковы были чувства членов группы во время взаимодействия с центральным участником? Трудно ли было брать на себя инициативу в установлении и прерывании контакта? Была ли ситуация неравенства, смоделированная в этом упражнении (один видит, другой — нет) для кого-то из участников обязывающей взять на себя ответственность за другого? Как вы себя чувствовали при этом? С какими партнерами центральному участнику было легко взаимодействовать, а с какими нет? Почему? Какой из партнеров центрального участника был для него «идеальным», какой совершенно неподходящим? Есть ли что-то общее во взаимодействии центрального участника с теми членами группы, кого он впоследствии назвал «идеальными» партнерами?


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.