Часть I. История институтов публичного права. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Часть I. История институтов публичного права.

2020-05-07 97
Часть I. История институтов публичного права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

           Это конспект по истории римского права проф. Покровского. В нём я не даю ссылок, прямых цитат из-за графомании проф. Покровского, неумения выразить свои мысли локанично, из-за чего мне приходится изменять в своём изначальном конспекте знаки препитания, падежи, рода и прочие лингвистические конструкции для ясности и избегания бессмысленной многословности. Можно убедиться, что опираюсь на указанную книгу.

Мало того, моя работа над данным конспектом лишь подтвердила правильность, необходимость сжигания книг, представляющих собой совокупность ¼ непонятной из-за неудачных попыток перевести устную речь в письменную информации, т.е. данных, и ¾ откровенного мусора – словесной шелухи, как раз и составляющей устную речь, да и то уместную лишь в разговоре с друзьями, но не во время лекции.

В-Вещь, имущество

ПС-Право Собственности/Правовые системы

ВФР-Великая Французская Революция

ГО-Гражданское Общество/Гражданская Ответственность

Для-По отношению

Н-наследник/Наследство

О-Обязательства/Обязанности

П-Право

Г-Государство

ГПО-Гражданско-Правовые Отношения

ГПП-Гражданский Процесс

УПП-Уголовный Процесс

 

Часть I. История институтов публичного права.

Глава I. Период царей.

Экономические отношения

           «В...XII таблиц, земледельческие преступления занимают…видное место.»[1]

           Институт частной, личной собственности – исконный институт римского права. По Варрону и Плинию, Ромул при основании города разделил между гражданами землю на участки по 2 югера, чтобы переходили по наследству, почему и назывались heredia (наследник).

           По Моммзену, 2 югера недостаточны для прокормления семьи. Народ, осаживаясь на территории смотрит на нее, как на свою, будет всеми силами защищать ее от вторжения чужеплеменников – это земля всего народа, всего племени: внутри народа нет частных прав на участок. По мере развития оседлости общины или роды привыкают смотреть на занимаемый ими участок общей земли, как на свой, в противоположность чужим общинам, родам. Так возникает чувство общинной, родовой принадлежности и право общинной, родовой собственности. Община и род распадаются на семьи (дворы) –основные хозяйственные единицы. Каждая семья сидит на участке общинной, родовой земли, обрабатывает его и пользуясь его плодами.

           Представление о всенародной принадлежности земли отходит на второй план, превращаясь в право верховной собственности государства на государственную территорию. Ослабляется сознание прав общины или рода, вспоминаемое когда семья вымирает, с ней отпадает пользователь части общинной или родовой земли. Сначала усвояются неотъемлемо отдельным семьям земли усадебные, затем обрабатываемые, пахотные; леса и луга дольше других остаются в общем пользовании. При захвате земли, Рим признает захваченную территорию за землю всего римского народа. Род занимал часть территории, которую и обрабатывал. Heredium представляет усадебное место, сближается со словом hortus, что употребляется часто вместо villa. При основании колоний, колонистам отводилось 2 югера как место для усадьбы; остальная необходимая земля отмежевывалась в одной общей черте. Сохраняется представление что участок, принадлежащий семье, - только доля этой семьи в общей земле. По Веберу первоначальная «квиритская собственность» обозначала только право на известный «жребий» в общинной земле, что fundus обозначало «надел». Принадлежность участка семье носит характер семейной собственности: участок, где живёт семья, рассматривается как общее достояние и хозяйственный фундамент семьи. Остатое древнейших ограничений свободы домовладыки –формальное необходимое наследование сыновей.

То, что раньше считалось общим наделом семьи, начинает рассматриваться как личная собственность paterfamilias, что говорит об установлении института частной, индивидуальной собственности. частная собственность сложилась к эпохе XII таблиц.

В реформе Сервия Туллия основу разделения граждан положено количество принадлежащей каждому земли.

В первый зачислялись граждане, имевшие свыше 20 югеров земли, во 2-й от 15 до 20, в 3-й от 10 до 15, в 4-й от 5 до 10 и в 5-й от 2 до 5. Югер равняется ¼ десятины. Граждане первого, высшего класса средние, достаточные крестьяне, составляли 98 центурий (80 пеших и 18 всаднических) из 193 центурий. В момент реформы в общем составе римского населения полноземельных крестьян > половины.

           Крупных хозяйств нет. Источники дохода – скотоводство с выпасом на общественных выгонах, для чего предоставлялись значительные части ager publicus. Скот играл роль денег. В начале республики штрафы назначались в виде скота (Lex Aternia Tarpeia определяет maximum штрафа, в 30 быков и 2 овцы). Нума организовал ремесленников в цехи. Центурии плотников и слесарей и 2 центурии военных музыкантов занимают особое место.

Мейр, ссылаясь на предание о торговом договоре с Карфагеном 508 г. до Р. Х., считает Рим в начале исторической эпохи крупным торговым центром, жившим заморской торговлей, но заморская торговля привела бы к гораздо большему имущественному расслоению общества и иному характеру римских денег.

           Позже начинают употреблять медь, aes, фигурирующую в слитках. При сделке удостоверялись в чистоте предлагаемого слитка звуком, издаваемым слитком при ударе о другой предмет, и весе взвешиванием, для чего присутствовал весодержатель с весами, дающий деньги ударял монетой по весам. Монету по одним начали чеканить при Сервии Туллии; по другим, при Сервии Тулии государство стало только своим клеймом гарантировать чистоту слитка, чеканка установилась при демцемвирах; по третьим – позже. Первой чеканной монетой был as libralis – асс, равный 1 фунту меди.

Источники права

I. Древнейший источник права – обычай, mores majorum меняющийся при помощи судебных решений, делающимися прецедентами – не выходят за пределы конкретных случаев. Не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Н из обычного П – принципиальные предписания границ/типа дозволенного П поведения. Заменяют указания других, > определенных источников П. Свидетельствуют о способе применения З в юрпрактике, что не исчезает даже при полном переходе к чисто Г нормированию П.

           Обычаи признавались источником при отсутствии конкретных требований, выраженных в других формах. Не должен противоречить З, дополняет его, не может отменить указание З. Должен выражать продолжительную П практику в пределах жизни > 1 поколения выражать однообразную практику, воплощать неотложную,разумную потребность в П именно регулировании ситуации. Ссылающийся на обычай должен доказывать факт его наличия. Неразрывное понимание обычая с нравами носило черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования. Глашатаем обычая часто становилось обращение к оракулу. Подчиняло вытекающие из него П требования религиозной традиции.

II. З появляется, когда на основании конкретных наблюдений назревает мысль сознательно установить на будущее время Н как общее правило поведения. По Дионисию Галикарнасскому, Сервий Туллий собрал 50 З Ромула, Нумы, своих, предложил их народному собранию, получил утверждение, что недостоверно, т.к. если бы 50 З существовали, плебеи не жаловались бы на отсутствие писанных З. В конце республики циркулирует сборник З jus Papirianum с комментариями Грания Флакка. Цицерон, Варрон не упоминают об этом сборнике, поэтому предполагают, что в их время неизвестен, составлен позже изгнания царей. Отдельные постановления в нём очень стары, но одни касаются сакрального П, жреческого ритуала, в чём народные собрания не компетентны, другие – обычаи, предание приписало их царю для придания авторитетности. Нельзя думать, что до республики З неизвестно. Реформа Сервия Туллия – планомерное З создание. Lex rogata – по желанию царя устанавливаемая народным собранием частно-правовая норма. Для признания П предписания З надо чтоб: исходил от имеющего соответствующие полномочия органа – воплощал весь народ, правильно обнародован – тайный НПА не имеет верховной юрсилы.

Гражданский процесс

           Не считали бы права правом, если б не верили, что, в случае его нарушения можем потребовать для нашей защиты власть с ее моральным авторитетом и внешнею силой, предъявляя иск, т.е. обращаясь к огв с требованием о защите нарушенного права

РЧП=исковое П, признания правомочия субъекта в отношении В, в отношении совершения значимого юрдействия в РП означало, что есть точно определенные, установленные формы П требований, не может быть не: охраняемых, гарантируемых П.

           Главный источник (неполный) сведений о древнем гражданском процессе – 4-я книга «Institutiones» Гая. Древнейшая форма гражданского процесса – leges astiones, созданая законом, претензии сторон выражаются словами закона, на который опираются. В иске о порубке ветвей, нельзя говорить «vites», надо «arbores», т.к. XII таблиц говорят de arboribus succisis. Несоблюдение формулы теряло процесс.

Для начала процесса нужно личное присутствие истца и ответчика. Доставить ответчика на суд – дело истца, для чего дается in jus vocatio, может потребовать явки в суд там, где встретит (вторгаться в дом нельзя). Ответчик обязан немедленно подчиниться («ito»). В случае отказа истец должен опротестовать перед свидетелями («antestamino») и задержать ответчика силой («igitur em capito»). При сопротивлении или попытке к бегству, ответчик подлежит manus injectio. Если ответчику следовать сейчас в суд неудобно, может обещать явиться в другой день, подкрепив поручительством (vadimonium) другого лица (vas). К vadimonium прибегают и если во время производства дела надо отложить его.

I. legis actio sacramento – процесс-пари. Стороны высказывают в формулах претензии, назначают в залог правоты sacramentum – деньги. Суд решает чей залог проигран. Сторона правая возвращает залог, неправая теряет его в пользу казны. Решает вопрос и о претензии истца. Модификации исков без установленной формы:

1. Аctio in rem. Чтобы процесс мог начаться, необходима наличность спорной вещи. Если спор движимости, должна приносится на суд. Если доставка ее затруднительна, приносит часть ее. Если недвижимость, стороны с обрядами отправляются на участок, берут кусок земли, приносят его (manum consertio). Стадии:

1) In jure. Vindicatio – истец с палкой (vindicta), произносит формулу, утверждающую его права на вещь и накладывает на вещь vindicate.

Сontrauvindicatio: ответчик говорил аналогично и накладывал на вещь vindicta. Магистрат приказывает: «оставьте оба вещь». Снимают палки. Истец спрашивает ответчика: на каком основании виндицируешь? Ответчик мог объяснить или заявить: «таково мое право» - тогда истец предлагает ответчику установить sacramentum (если вещь дороже 1000 ассов, sacramentum – 500 ассов, если дешевле – 50, полагались в кассу понтификов, позже в казну, давался реально после provocatio sacramento, позже только обещали уплатить залог, если проиграют). Ответчик отвечал аналогично. Магистрат отдает вещь истцу или ответчику, дающему поручителей того, что если вещь присудят противнику, то вещь (lis) и его доходы (vindiciae) выдадут последнему. Затем litiscontestatio: стороны обращаются к свидетелям с воззванием: «будьте свидетелями всего здесь происшедшего».

2) In judicium. Стороны, при участии магистрата, выбирают judex – судью из частных лиц, разберающем спор и произносящим приговор;

2. Аction in personam – спор об обязательстве. Истец говорил: «утверждаю, что ты должен уплатить мне 100»; ответчик отрицал. Затем: provocatio sacramento, litiscontestatio и переход дела in judicium.

II. Legis actio per manus injectionem (manus injecto) применяется только к известным искам из обязательств. Истец приводит ответчика в суд. Произнося формулу, накладывает на него руку. Если ответчик немедленно не уплатит, истец уводит его к себе, может заключить его в оковы, 60 дней держит у себя. В течение 3 рыночных дней выводит на рынок, объявляет сумму долга – вдруг найдутся желающие его выкупить. На 61-й день кредитор может убить, продать в рабство.

Если несколько кредитов, то могут рассечь должника на части пропорционально размерам своих требований. Не виновен, если по ошибке отсечет >/<. Если ответчик, подвергнувшийся manus injection, захотел оспаривать существование долга, за него должен выступить vindex – отстранив руку истца, освободит ответчика окончательно, приняв спор на себя. В случае неосновательности своего вмешательства, платит вдвое.

III. legis actio per pignoris capionem (pignoris capio) применялась к некоторым требованиям религиозного, публичного характера, воинами против tribunus aerarius за неплатеж им жалованья. Имеющий требование к другому произносит слова. Берет вещь должника без представителя власти, в отсутствие должника.

IV. О legis actio per judicis postilationem сохранилась только формула обращения к магистрату. После in jure обращались с просьбой к магистрату назначить судью для разбора претензий (judicis pistulatio). Затем litiscontestatio и in judicium. По одним, употреблялась в исках, о посредничестве судьи в исках о разделе общего имущества. По другим, это поздняя факультативная форма legis actio для всяких исков из обязательств: чтобы избежать риска потерять sacramentum, стороны, по взаимному соглашению, прибегали к judicis postulation. Возникла позже предыдущих (не отрицает и представитель первого мнения – Жирар). Не существовала в эпоху XII таблиц.

V. Legis actio per condictionem – позднейшая республиканская форма, введённая lex Silia для исков о certa pecunia и lex Carpunia для исков de alia certa re, состояла из: заявления претензий перед магистратом, condictio – denuntiatio (истец condicit ответчику явится через 30 дней для получения судьи, потом снова являются для выбора судьи), litiscontestatio, in judicium. Произносимые при захвате вещи слова – знак осуществления обязательства. Злоупотребивший словами, подлежит ответственности как вор. Государственная власть присутствует при осуществлении прав в целях охраны порядка. Если завладевали чужою вещью, обворованный в древнейшее время силой возвращал ее себе, наталкивалось на сопротивление, неверность исхода заставляла спорящих идти на мировую сделку или обращаться к третейскому суду. Большинство народов, запрещая месть и самоуправство, создают судебные органы, решающие споры от имени государства, выводя свою компетентность и силу из понятия государства и власти. Римляне избрали путь усвоения и обобщения третейских судов. Власть лишь прекращает физическую борьбу сторон и затем заставляет спорящих прийти к соглашению о третейском суде, разбирающем спор по существу. Древнейшая сфера legis actio sacramento споры о вещи, т.е. о праве собственности. Перенесение этой формы на иски из обязательств явилось продуктом дальнейшего развития. В историческое время судьи in judicio - светские частные лица. Sacramentum – присяга сторон: оставленные властью в начале борьбы, стороны подтверждали свои претензии присягой (в позднее время – присяга солдат). Возникал вопрос, кто из них присягнул ложно, что подлежало суду понтификов. Признанный присягнувшим ложно уплачивал штраф, как сумму expiation. По мере эмансипации светского права от сакрального исчезла присяга. Сакральный штраф превратился в денежный процессуальный залог, вместо понтификов судить in judicio стали светские.

Глава II. Период республики

Территория

Крупное восстание латинян оканчивается победой Рима и миром, заключённом Спурием Кассием – foedus Cassianum (493 г.).

Рим обособился от союза, занял положение равного ему международного тела. Сivitates не потеряли самостоятельности, сохранили свое управление и законодательство, продолжали иметь полное jus commercii, без воли Рима не вступали в соглашения с соседними государствами, должны поддерживать Рим войсками, имели право на половинную долю в военной добыче. Восстание союзников (340-338 гг. до Р.Х.) подавлено Маплием Торкватом, Латинский союз уничтожается. Часть завоеванных земель в качестве ager publicus присоединяется к Риму, предоставляется пользованию граждан, или употребляется для созданию организованных колоний с внутренним самоуправление, колонисты – cives romani, в политике Рима не участвовали. В comitia tributa по жребию получали трибу, где и голосовали, будучи в Риме. В конце республики, магистраты не пускали колонистов в Рим. Формы римского господства в Италии:

I. Одним civitates включаются в состав Римского государства с правами римского гражданства делаясь cives Romani suffragio, заносились в поземельные трибы. Значимая территория образовывала новую трибу. Max триб в 241 г. до Р.Х. (35). земли, присоединяемые вновь, заносились в старую трибу;

           II. Municipia – civitates становились cives cine suffragio - получали jus commercii и jus connubii, не приобретали римских политических прав (jus suffragii, jus honorum), несли воинскую повинность в своих особых войсках, управлялись магистратами – praefecti jure dicundo;

           III. > многочисленны сivitates foederaete/liberae, сохраняющие политическую самостоятельность, чьи отношения с Римом определяются договором (foedus), не входят в римское государство, составляют государство со своим гражданством, управлением. Иногда договор ограничивается лишь установлением дружества (amicitia, hospitium publicum), иногда налагает обязательства определенные: foedus aequum (союз оборонительный) – стороны помогают в случае нападения врага, не лишается права вести свою собственную политику, и foedus iniquum - обязуются всегда помогать Риму, обязуется следовать в международной политике за Римом, остаются peregrine, не способны к сделкам чистого РП и квиритским правам, не могут обращаться к суду в legis actio, для них создаются jus gentium, учреждается praetor peregrinus, клиентела исчезает.

IV. Сдающиеся на милость (deditio) управляются начальниками из Рима, становятся peregrini dediticii – теряют любое гражданство.

           V. Оccupation bellica (где война привела к полному разгрому) – земля обращалась в ager publicus populi Romani, жители стали рабами

           В н. I в. до н. э. общины восстают, думают основать государство Italia с сенатом из представителей civitates. В 90 г. консул Цезарь проводит lex Julia, дающий П полного римского гражданства верны Риму союзникам и изъявившим свою покорность за 2 месяца. В 89 г. издан lex Plautia Papiria – П гражданства давалось всем жителям Италии, вносимым в 8 триб, ослабляя их влияние в народном собрании. Италии становится территорией Рима. В 45 г. lex Julia municipalis устанавливает общие правила о местном городовом устройстве. Управлялись внеиталийские земли, кроме Афин (провинции, что обозначало указываемую сенатом сферу военных действий каждого из 2 консулов) propaetores’ами с военной, административной и судебной властью (без provocatio). Земля оставалась у прежних собственников, рассматривалась как их владение – possessio. За провинциальную землю (solum provinciate), в отличии от Италии (solum italicum) платят Н Риму. Lex provinciae определяет устройство провинции по ее присоединении, порядок управления устанавливался правителями провинций в их edicta provincialia.

Население

           Консулы избирались только из патрициев, что отдавало плебеев в руки патрициев >, чем при царях. C 509 г. по lex Valeria de provocatione смертный приговор от консула мог обжаловаться в народном собрании. В 454 г. lex Aternia Tarpeia ограничил, что размеры консульских штрафов. В 494 г. многие плебеи оставили Рим и перешли на Священную гору с намерением основать город. Достигли соглашения (leges sacratae) – учреждили 2 избираемых плебейских трибунов (tribuni plebis) с 2 плебейскими эдилами, защищающих от распоряжений патрицианских магистратов. Санктис прав, что на первых порах плебеи могли только бороться до крайности с нарушителями их П, почувствовали необходимость сплотиться в организацию, стали избирать вождей, поклялись мстить за посягательство на их организацию – это leges sacratae. Сначала плебеи избирали трибунов в собраниях по куриям. В 471 г. lex Publilia Voleronis признал собрания плебеев по (территориальным) трибам надлежащими. По Санксису, Майру искони земельные трибуны – выборные представители этих триб – основы плебейской сословная организации. Органы плебейского сословия – собрания по трибам (concilia plebis tributa). Плебеи начинают агитацию издания кодекса, заменяющего произвол из-за неопределенности. После децемвирата и 2-го удаления плебеев на священную гору появляются leges Valeriae et Horatiae (449 г.), восстанавливающие плебейские учреждения, приостановленные на время децемвиров. Плебеи требуют равного участия в решении государственных дел и равного общественного положения. В 445 г. плебейский трибун Капулей проводит lex Canuleia – допускаются запрещенные ранее браки между патрициями и плебеями. Выдвигают требование о допущении их к консулату.

В 444 г. уничтожили должность консулов, заменили военными трибунами с консульской властью (tribuni mititum consutari potestate), куда избрались и плебеи, создают для составления гражданских списков и распределения граждан по трибам, классам и центуриям цензуру, недоступную плебеям. В 421 г. впервые допустили плебеев к ординарным магистратурам – в квесторы (их стало 4). Leges Liciniae Sextiae, 367 г. восстановили власть консулов (1 из них – плебей), учреждили должность претора и присовокупили 2 курульных эдила, ими могли быть плебеи. В 350 г.появляется 1-й цензор из плебеев. По lex Publitia Phileris 339 г. 1 цензор должен быть плебеем. По lex Ogulnia 300 г. ½ понтификов и авгуров состояла из плебеев.

           Возникают nobiles – должностная аристократия. Политическая карьера предполагала богатство политиков, им запрещалось занятие торговлей и промыслами. Появляются всадники – ordo equester, 18 всаднических центурий из > богатых патрициев.

Народное собрание

           Народ осуществляет свое верховенство только когда выступает организованным. Даже если contiones созваны магистратом для обращения к народу, для предварительного обсуждения законопроекта, мнения и решения собравшихся юридически незначимо, магистрат решения народа не ждет. Предмет комиций – решение народа, ответ на предложение магистрата.

           Комиции эпохи республики: I. Старые досервиановские народные собрания по куриям (comitia curiata) из 30 ликторов, по обязанности представляющих 30 курий. Дают магистрату lex de imperio – необходо для сношений с богами (ауспиций), утверждают усыновление (arrogatio) и завещание (testamentum).

           Плебеи входили в курии. Во главе курии curio, во главе их – curio maximus. В 209 г. до Р.Х. curio maximus’ум избран плебей. Во второй половине республики патриции усыновляются плебеями. До lex Publilia Voleronis народные трибуны избирались в собраниях плебеев по куриям. По Солто, Лепелю, плебеи участвуют в comitia curiata даже в период царей, но тогда дальнейшая борьба патрициев с плебеями непонятна: естественный рост плебейства дал бы ему > легкий перевес над патрициями в comitia curiata, чем в comitia centuriata.

           II. Собрания по центуриям (comitia centuriata) выбирают консулов, преторов, цензоров, судят за преступления, влекущие смертную казнь. В середине республики множество не-землевладельцев. Аппий Клавдий Цек, цензор 312 г., стал записывать не-землевладельцев (aerarii) в трибы и классы сообразно их движимости, с 304 г. стали заноситься только в 4 городские трибы.

           Реформа цензоров Эмилия и Фламиния 220 г. до Р.Х. (по Моммзену) повысила имущественный ценз классов из-за богатства и инфляции: для 1-го класса – 100 тыс. ассов, для 2-го – 75, для 3-го – 50, для 4-го – 25, для 5-го 12,5, центурия, начинающая подачу голосов теперь избирались из центурий с числом триб. В 241 г. до Р.Х. Присоединяемые территории включались уже в состав существующих триб, т.к. число 35 – в основании новой организации центуриатных комиций. Центурий 1-го класса теперь не 80, а 70. По Моммзену остальные классы имеют теперь одинаковое количество центурий и голосов – по 70 от трибы, centuria juniorum, centuria seniorum.

Центурии, образующие comitia centuriata, возросло до 375; 350 центурий от 5 классов+18 центурий всадников+2 центурии военных мастеров, 2 центурии музыкантов и 1 для лиц с имуществом <12,500.

III. Собрания по трибам: 1. Специально-плебейские собрания (concilia plebis tributa) избирают плебейских эдилов и трибунов (по lex Publilia Voleronis 471 г.), издают plebiscite, равный lex’у (по lex Hortensia 286 г. до Р.Х.);

2. патрицианско-плебейские собрания, т.е. всего народа – comitia tributa – узаконены в 336 г. lex Valeria Horatia и lex Puplilia Philinis, избирают квесторов и курульных эдилов, издают populiscita, судят преступления, влекущие только штраф.

Каждый магистрат предлагает свои проекты тем комициям, в которых избирается. Инициатива в созыве народного собрания принадлежит только магистратам. День и предмет собрания должны объявляются заранее. Законопроект или имена подлежащих избранию кандидатов заблаговременно выставляются на форум. Начинается народное собрание с ауспиций, затем объявляется подлежащий решению вопрос и без речей и дебатов приступают к голосованию. Подача голосов первоначально устная и открытая. Lex Gabinia 139 г. для выборов, lex Papiria 131 г. для законоподательства устанавливается голосование закрытое и письменное (посредством табличек с надписью UR – uti rogas, согласие и A – antique, несогласие). Участвующий имел один голос; голоса сосчитывались внутри курии, центурии или трибы – получался голос этой единицы; большинство голосов этих единиц давало решение народного собрания.

Сенат

К консулам перешло П составлять сенат (lectio senatus), куда введены и плебеи. Образовалась формула обращения к сенату – «patres conscripti»: patres – это сенаторы из патрициев, conscripti – сенаторы из плебеев. Низе считает вероятнее, что плебеи вошли в сенат лишь в эпоху сословной борьбы. По Виллеме, т.к. в 1-й раз сенатор из плебеев упоминается в 400 г., плебеи получили доступ в сенат после допуска к курульным должностям, т.е. с 444 г. формула не указывает на различие между сенаторами, что относится к эпохе царей и обозначает patres, избранных царем. Lex Ovinia, плебисцит 312 г. отдал lectio senatus цензорам, сенат составляется теперь на lustrum (5 лет). Составляя сенаторский список, цензор заносил сначала бывших магистратов, располагаемых по рангу: consulares, censorii, praetorii. Рrinceps senatus – сенатор, стоящий во главе списка. 300 сенаторов, при Сулле 600, при Цезаре 900. Сенаторы участвуют в прениях (jus sententiae dicendae), голосовании (jus sententiae ferendae). В составе senatores pedarii, не участвующие в обсуждении вопроса, при голосовании присоединяющиеся к чужому мнению, по Моммзену не занимавшие до зачисления в сенат никаких должностей, по Виллеме не занимавшие курульных должностей, имеющие все П сенаторов, в сенате имеют только совещательный голос flamen Dialis и сложившие магистратуру в текущем lustrum. Созывает сенат и председательствует консул, в его отсутствие – претор, открывается сообщением (relatio) созвавшего магистрата. Вопрос подвергается голосованию или  предварительно опрашиваются мнения сенаторов.

           Происходят дебаты, согласные отходят в одну сторону, несогласные в другую. Сенат установливает общественные празднества, очистительные жертвоприношений, высшие меры общественной безопасности, в экстренных случаях – предоставляет магистратам чрезвычайные полномочия, регулирует государственный бюджет и распределяет суммы между магистратами, контролирует бюджетное исполнением, чеканку монеты, управляет провинциями, дипломатирует, при частой смене должностных лиц делался хранилищем административной традиции и руководителем политики, управляет государством во время interregnum.

По Виллеме interregnum исчезло, когда стали избирать магистратов до истечения срока старых, в случае смерти 1 магистрата оставался другой, берущий всю власть, аuctoritas partum отпала.

III. Магистратура

Общая система магистратур

           Царская власть перенесена на 2 консулов. Республика - «модификация монархии» (Майр). Каждый носит часть царского величия и с народом носит государственное «величество». Должность магистрата – почесть (honor), поэтому выборная и безвозмездная. 2 избранных на год < властелин, чем царь пожизненный. По Бонфанте коллегиальность – явление позднее (большинство не согласно).

Jus intercessionis – магистрат действует отдельно, полновластно и самостоятельно, как будто 1, своим veto парализует распоряжение 1-го. Консул интерцедирует консулу, претору, квестору, народный трибун – всем, цензору никто. В тревожные моменты прибегают к диктатуре – магистратуры замирают.

Магистратов судит народное собрание за дурное/своекорыстное властвование, что принуждает слушать народ. Imperium – военная, административная, уголовную власть: magistratus cum imperio и sine imperio. Цензоры, трибуны обладают potestas. Важейшие П магистрата – ауспиции, П сношений с сенатом и народом – П вносить в сенат relationes, а в народные собрания rogationes, П издания общеобязательных распоряжений, выставляемых на форуме – jus edicendi, раньше объявлялись устно, отсюда «edictum», военное главнокомандование, высшая административная и полицейская власть – охрана внутреннего общественного порядка, откуда уголовная юрисдикция, участие в гражданском суде и их полицейская власть.

Средства осуществления распоряжений – П личного задержания непослушного (jus prendendi), предание суду (in jus vocatio), наложение штрафа (multae dictio), арест вещи ослушника для обеспечения его повиновения (pignoris capio). Различается imperium domini и imperio militiae. Обычный гражданский порядок возможен только в городе и в одной мили вокруг его, где возможна provocation на решения магистрата (бессрочного за этими пределами, где возможно вражеское нападение, потому там всегда военное положение и невозможна provocation). «До приезда преемника старый магистрат остается у власти pro magistratu.»[2] Магистраты рассылаются сенатом по разным местам или правят через день. Magistratus majores – консулы, преторы и цензоры, остальные – minores. Курульные магистраты (сидящие в курульном кресле) – консул, претор, цензор, курульный эдил, некурульные - остальные.

           Промагистратуры – не избранные и не обладающие властью магистратов, действуют pro magistratu. Иногда претор действует за консула, иногда частное лицо облекается полномочиями. Правители провинций часто посылают уполномоченных, действующих их именем – legati pro praetore. Вокруг магистрата совет – consilium без широкого официального значения, и низшие служащие – apparitores: секретари, письмоводители (seribae), ликторы (lictores), глашатаи (precones), посыльные (viatores), состоят на жалованьи, переходят от одного представителя к другому, образуют корпорацию, для вступления нужна покупка места. В магистратуру избирался гражданин, имеющий право участия в народном собрании.

           В 180 г. lex Villia annalis, установил порядок должностей: квестор, курульный эдил, претор и консул, стать консулом можно только пройдя через эти предварительные ступени, установил, что кандидат в квестор должен в течение 10 лет предъявлять себя к набору в армию с 17 лет, предписала обязательный 2-летний промежуток между сложением с одной должности и избранием в другую. Закон к концу республики устарел – граждане перестали привлекаться к отбыванию обязательной воинской повинности, войско комплектуется из волонтеров-пролетариев. Закон Виллия установил min возраст для квестуры – 30 лет, претуры – 40, консулата – 42. Рrofessio nominis -Кандидат в должность, должен заранее заявить о себе магистрату, созывавшему народное собрание, где происходят выборы, имя выставлялось на форум, до выборов – агитация (в белой тоге).

           По leges de ambitu избранный кандидат, если принадлежит к magistratus cum imperio, должен получить еще lex curiata de imperio, затем всякий приносит присягу на верность законам (jurare in leges), в общем хранилище законов, в храме Сатурна, в присутствии квестора.

 § 15. Отдельные магистраты и отдельные ветви государственного управления

           Во главе ординарных магистратур 2 консула – praetores и judices, имеющих suprema potestas и majus imperium (обозначался 12 ликторами). Консулат во 2-й половине республики исчерпывается высшим военным командованием. С Мария легионы комплектуются консулами, получающими по 2 легиона из добровольцев пролетариев с жалованьем. Высшие офицеры – tribuni militum по 6 на легион – назначались консулом, с половины республики народным собранием. Солдаты присягают консулу лично; поэтому со сменой консулов легионы распускаются. В случае дальних кампаний консул с соизволения сената, остается там по окончании должностного года проконсулом. При чрезвычайных затруднениях сенат может дать консулу приказ назначить диктатора на полгода с 24 ликторами, для чего необходима еще lex curiata de imperio – прекращалась деятельность магистратов, обладает summum imperium, не гасимый intercessio, provocatio. Другие диктаторы – immunuto jure назначались иногда во второй половине республики для исполнения устройства игр/снабжения народа хлебом, не имеют summum umperium, магистраты продолжают действовать.

После восстановления консулов из-за их отсутствия учреждён претор законами Лициния и Секстия в 368 г., в 242 г. ещё 1 для наблюдения за перегринами по образцу магистратур в торговых греческих городах. 1-й претор – praetor urbanus, 2-й – praetor peregrinus. После покорения Сицилии и Сардинии прибавились по 1 для Сицилии и Сардинии, в 197 г. ещё 2 претора для Испаний. При Сулле ещё 2 для судебных комиссий по уголовным делам, при Цезаре ещё 8. Сопровождают 6 ликторов, подведомственны те же дела, что и консулу, не интерцедирует консулу, созывает народные собрания, заседания сената, где председательствует, обладает jus edicendi, охраняет внутренний гражданский мир и порядок. Специально-полицейская функция сосредоточивалась у помощников – курульных эдилов. Даже если преследовали цель полицейскую, предпочитали прибегать к средствам гражданского процесса, выступает охранителем общественного порядка посредством штрафов (multae dictio) – imperium merum. Разрешение частного спора применением закона –jurisdictio. Когда прибегает к средствам обыкновенного гражданского процесса – imperium mixtum. В 443 г. консулы заменены военными трибунами с консульской властью, их цензовые полномочия поручили цензорам. Избираются на 5 лет 2 цензора, по lex Aemilia заканчивали производство ценза < чем в 1,5 года. Переход от одного ценза до другому – lustrum. Не имеют imperium, имеют potestas, вручаемый посредством lex centuriata de potestate censoria, интерцедирует коллеге, не подлежит intercessio других, распределяет граждан по трибам, классам и центуриям, зачисляет во всадники, участвует в финансовом управлении, надзирает за правами – regimen morum, цензорская отметка (nota censoria) устраняла от участия в народных собраниях, исключала из списка сенаторов. Провинциалы платят slipendium – подать, налагаемая сенатом на провинцию и decuma – 10% продуктов земли. В республике появляются таможенные пошлины с привозимых из заграницы товаров (portoria), 5% стоимости рабов за их отпуск (vicesima manumissionum, установленная законом Манлия). После завоеваний треть оставляли себе: лучшую, обработанную часть размежёвывали, отводили для поселения колоний или квесторы распродавали в частную собственность (ager quaestorii). Последние остатки государственных земель в Италии розданы при Гракхах колонистам, при Марии и Сулле – ветеранам.

           На откуп путем подрядов сдаются все статьи доходов, при заключении контрактов казны с частными лицами или компаниями публиканов представителяет Г цензор – определяет условия договора (lex censoria), контруется сенатом. В помощники плебейским трибунам даны 2 эдила, после leges Liciniae ещё 2 патрицианских курульных эдила, сливаемых в коллегию с одинаковыми правами власти: cura urbis – наблюдение за порядком в городе и пожарная полиция, cura annonae – забота о снабжении народа продовольствием, надзор за торговлей на рынках, правильностью мер и весов – торговая полиция, регулирование их эдиктами (edicta aedilicia) торговых дел, cura ludorum – забота об устройстве игр и зрелищ. Квесторы – сначала помощники консулов, потом избираются в comitia tributa, специализируются в уголовной юрисдикции, заведовании казной, государственным архивом, производили предварительное следствие (до 2-й половины республики, когда уголовный суд перешел к народным собраниям, затем и к quaestiones perpetuae), вели приходо-расходные книги, хранят казенную наличность и государственный архив. Присягали магистраты на верность законам перед квесторами. Сначала квесторов 2, затем – 4, 8, при Сулле – 20, при Цезаре – 40. Quaestores urbani/aerarii оставались в городе заведововать казной и архивом. Одни ведали финансовыми делами военачальников, другие – проконсулов и пропреторов. Некоторые наблюдали за взиманием в приморских городах таможенных пошлин.Народные трибуны контролировали магистраты. Трибуны приобрели право протеста против устанавливаемых магистратами общих норм и распоряжений, участвовали в заседаниях сената, созывали плебейские собрания, где председательствовали. 26 мелких, магистратов – viginti sex viri: tresviri capitales/nocturni <


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.