Эмоционально-оценочная характеристика восприятия человеком себя и других — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмоционально-оценочная характеристика восприятия человеком себя и других

2020-05-07 241
Эмоционально-оценочная характеристика восприятия человеком себя и других 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальные исследования и терапевтическая практика свидетельствуют о том, что одной из основных характеристик самовосприятия и восприятия других людей является эмоциональная оценка, которая может варьировать в весьма широких пределах: от едва ли не абсолютно позитивной до крайних проявлений негативной.

Эмоционально-оценочная характеристика восприятия человеком себя и других в целом названа А.И. Тащёвой генерализацией восприятия, которая является своеобразной призмой, позволяющей личности оценивать себя, близких, посторонних людей и людей вообще как личностей и как субъектов конфликтного взаимодействия. Эта перцептивная характеристика (без упомянутых крайних вариантов) определена автором как уровень позитивности генерализации восприятия человеком себя и других.

К внутренним факторам, обусловливающим становление генерализации восприятия, относятся пол, возраст, национальность, вероисповедание, состояние соматического, психофизиологического и психологического статусов человека.

К внешним факторам, детерминирующим развитие генерализации восприятия, могут быть отнесены традиции семейного воспитания, в том числе и в расширенной семье; пережитой опыт воспитания личности в образовательных и производственных учреждениях и т.д.

 Генерализация самовосприятия и восприятия других наиболее активно формируется в подростковом возрасте и завершается у большинства людей к 20-26 годам. При экстраординарных событиях (тяжёлая длительная болезнь самого человека или его близких, затяжные конфликты, развод, дли тельный статус безработного, приобретение новой профессии и пр.) сроки становления уровня генерализации восприятия могут в определённых пределах колебаться.

Однако в любом случае этот показатель является достаточно константным, в существенной мере характеризует личность и выполняет как минимум две функции: с одной стороны, он является простым, понятным и очень достоверным критерием принятия личностью себя и других от полного принятия до абсолютного неприятия, с другой, - представляет собой уникальный психологический механизм социальной адаптации человека, то есть представляет собой очевидный для самой личности и для психолога способ психологической коррекции едва ли не любых психологических проблем клиента. Но при низкой или неустойчивой самооценке именно изменение уровня генерализации восприятия становится самоцелью. А, например, при супружеском конфликте коррекция данного показателя наряду с другими личностными особенностями клиента и его партнёра по браку, особенностями их конфликтного взаимодействия может принести максимальный эффект по сохранению супружества.

Уровень позитивности генерализации восприятия – достоверный показатель психологического исследования личности, её отношения к другим людям, так как, несмотря на вербализацию клиентом информации о себе и других, именно этот индикатор является минимально осознаваемым, фиксирует, скорее, содержание бессознательной подструктуры личности, следовательно, с трудом контролируется и преднамеренно искажается обследуемым.

Характеристика опросника

Опросник состоит из открытых вопросов. Респонденту предлагается припомнить и записать на листке бумаги всех наиболее значимых для него людей и охарактеризовать каждого из этих людей как можно полнее, так, чтобы было понятно, что речь идёт именно об этом человеке. Причём сначала о каждом из людей следует написать как о личности, а затем – как о человеке, в данный момент ссорящимся с респондентом.

Меняя набор субъектов, которых характеризует респондент, можно исследовать межличностное восприятие в любых отношениях. Достаточно известным в этом смысле является вариант опросника «Атрибутивное сопровождение брака» («АСБ»), в котором респонденту предлагается охарактеризовать себя и партнёра по браку сначала как личностей, затем – как субъектов конфликтного взаимодействия. Если опросник заполняют все участники конфликта, то получаемый материал оказывается ещё более информативным за счёт возможности сравнения ответов субъектов;

К несомненным достоинствам теста и его вариантов относятся следующие:

1. Относительная простота и малое время на заполнение и обработку (в среднем 15-25 минут) результатов тестирования;

2. Тест не ограничивает респондента выбором имеющихся вариантов ответа, напротив, призывает его к свободным ответам в соответствии с его потребностями, что, в свою очередь, способствует сублимации возможных тревог, напряжения, агрессии человека, заполняющего тест;

3. Позволяет соотнести описываемые респондентом роли и отношения с идеальными для данного респондента ролями и отношениями;

4. Помогает исследовать ролевое поведение и межличностные отношения любого качества и содержания;

5. Выявляет осознанные и бессознательные установки респондента на себя и значимых других;

6. Диагностирует содержание аутоатрибуции и атрибуции человека в адрес других;

7. Фиксирует уровень позитивности генерализации восприятия респондентом себя и значимых других как личностей и как субъектов конфликтного взаимодействия;

8. Констатирует дисгармонии в эмоциональном отношении респондента к себе и значимым другим как к субъектам межличностного конфликта и как к личностям и т. д.;

9. Кроме значительного диагностического потенциала, опросник имеет мощный терапевтический (коррекционный) потенциал. С его помощью можно развить децентрацию, рефлексию, эмпатию партнёров, если попросить каждого из них заполнить опросник от имени другого; попытаться ощутить переживания другого и т.д.

10. В целом тест позволяет человеку оценить качества самовосприятия и восприятия значимых других, а грамотно проведённая беседа по итогам тестирования даёт культурному респонденту первые навыки самопонимания и понимания других.

 Недостатки теста:

1. Как и всякий тест с открытыми вопросами, «АСО» и его варианты выявляют субъективную оценку респондентом себя и значимых других, которая, конечно же, нуждается в какой-то объективная самооценка и оценка значимых лиц опрашиваемым чрезвычайно важна сама по себе в целях диагностики и коррекции психологических трудностей данного человека;

2. При неправильной организации опроса, в частности, при недостаточной готовности респондента к опросу, тест допускает формальные ответы опрашиваемого и лишь поверхностно вскрывает характер аутовосприятия и восприятия им значимым других;

3. Опросник вызывает трудности на всех этапах работы у шаблонно мыслящих людей; у лиц с неустойчивой самооценкой, с деструктивными взаимоотношениями со значимыми другими и у людей, недостаточно готовых к анализу этих отношений; у неудовлетворённых качеством исполнения описываемых ролей ими самими или их близкими.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.