Верховного Совета БелоРусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете БелоРусской Советской Социалистической Республики — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Верховного Совета БелоРусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете БелоРусской Советской Социалистической Республики

2020-05-07 151
Верховного Совета БелоРусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете БелоРусской Советской Социалистической Республики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Минск, 27 июля 1990 г.

Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики,

выражая воля народа Белорусской ССР,

осознавая ответственность за судьбу белорусской нации,

подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в Белорусской ССР,

свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов Союза ССР и мира,

считая республику полноправным и независимым членом мирового сообщества,

действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами,

торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Белорусской ССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решимости создать правовое государство.

Статья 1. Белорусская Советская Социалистическая Республика –суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.

Неотъемлемые права Белорусской ССР как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Белорусская ССР охраняет и защищает национальна государственность белорусского народа.

Белорусская ССР имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Белорусской ССР со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

Статья 2. Граждане Белорусской ССР всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти.

Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету Белорусской ССР.

Статья 3. Государственный суверенитет Белорусской ССР утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечена прав личности в. соответствии с Конституцией Белорусской ССР и ее международными обязательствами.

Статья 4. Гражданство Белорусской ССР является неотъемлемой частью ее суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Белорусской ССР. Республика принимает в гражданство к решает вопросы о выходе из гражданства.

Статья 5. Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Белорусской ССР, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.

Определение правового режима всех видов имущества отнесется к исключительной компетенции Белорусской ССР.

Белорусская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу белорусского народа и как республика-основательница Советского Союза, которая была его праводейственным субъектом, имеет право на свою долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР.

Белорусская ССР образует Национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, создает свою финансово-кредитную систему подтверждает права собственности на специализированные банки, находящиеся на ее территории на момент принятия этой Декларации, организует собственные налоговую и таможенную службы, имеет право на создание собственной денежной системы.

Статья б. Территория Белорусской ССР является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Белорусской ССР.

Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Белорусской ССР и смежными суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации Верховным Советом Белорусской ССР.

Статья 7. На территории Белорусской ССР устанавливается верховенство Конституции Белорусской ССР и законов Белорусской ССР. Все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, находящиеся или действующие на территории Белорусской ССР, обязаны исполнять законодательство Белорусской ССР.

Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Белорусской ССР как правого государства.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Белорусской ССР осуществляется Генеральным прокурором Белорусской ССР, который назначается Верховным Советом Белорусской ССР.

Статья 8. Белорусская ССР самостоятельно устанавливает порядок организации на территории республики охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу республики экологическую безопасность.

Белорусская ССР имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ей действиями союзных органов, союзных республик и других государств.

Белорусская ССР требует от Правительства СССР безусловной и срочной компенсации ущерба, связанного с преодолением последствий чернобыльской катастрофы.

Свою свободу и суверенитет Белорусская ССР в первую очередь использует на спасение народа Белорусской ССР от последствий чернобыльской катастрофы.

Статья 9. Белорусская ССР самостоятельна в решении вопросов культурного и духовного развития белорусской нации, других национальных общностей республики, в создании собственной системы информации, образования и воспитания.

Белорусская ССР обеспечивает функционирование белорусского языка во всех сферах общественной жизни, сохранение национальных традиций и исторической символики.

Национальные, культурные и исторические ценности на территории Белорусской ССР являются исключительно собственностью республики и ее граждан.

Статья 10. Белорусская ССР имеет право на собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету Белорусской ССР.

Белорусская ССР имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории.

Никакие воинские формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Белорусской ССР без согласия ее Верховного Совета.

Белорусская ССР ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством.

Статья II. Белорусская ССР самостоятельно осуществляет права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов.

Белорусская ССР предлагает безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.

Статья 12. Положения настоящей Декларации реализуются Верховным Советом Белорусской ССР путем принятия новой Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР, законов Белорусской ССР.

 

№ 7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИЯ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В РЕСПУБЛИКЕ ГРУЗИЯ

Тбилиси. 14 ноября 1990 г.

Верховный Совет Республики Грузия, объявляя переходный период в Республике Грузия, в течение которого должны быть подготовлены основы восстановления государственной независимости Грузии, постановляет:

Внести в Конституцию (Основной Закон) Грузинской ССР следующие изменения:

I. 1. Сформулировать преамбулу в следующей редакции: Государственность Грузии, берущая свое начало из глубины веков, была утрачена ею в начале XIX века вследствие вмешательства посторонней силы.

Грузинский народ никогда не мирился с утратой государственности.

В 1917 году была свергнута Российская империя, что дало грузинскому народу возможность провозглашением 26 мая 1918 года Акта о независимости восстановить государственность, упраздненную российским самодержавием более века назад.

Грузинская нация осуществила свою волю 12 марта 1919 года, когда на первом заседании учредительного собрания признала и подтвердила перед страной и историей акт полученной ранее независимости, а затем, 21 февраля 1921 года, приняла Конституцию Грузии.

В феврале–марте 1921 года Советская Россия, грубо нарушив Мирный договор от 7 мая 1920 года, путем вооруженной агрессии оккупировала Грузию, что в дальнейшем привело к фактической ее аннексии.

Весь период принудительного нахождения Грузии в составе Советского Союза отмечен кровавым террором и репрессиями (особенно в 1924, 1936–1938, 1949–1951, 1956 годах), последним проявлением чего была трагедия 9 апреля 1989 года. Это событие подняло на качественно новый уровень национально-освободительное движение в Грузии.

Один из важнейших этапов национально-освободительного движения завершился 28 октября 1990 года, когда в многопартийных, демократических выборах Верховного Совета Грузии победили национальные силы. Тем самым начался переломный период, который должен увенчаться восстановлением полной государственной независимости Грузии.

До выработки новой Конституции существующая Конституция Грузии с соответствующими изменениями и дополнениями будет действовать в соответствии с требованиями переходного периода как временный Основной Закон Республики Грузия.

Переходный период – важнейший этап национально-освободительного движения, за это время должны быть подготовлены реальные основы восстановления полной государственной независимости Грузии.

2. Слова «Грузинская Советская Социалистическая Республика», «Грузинская ССР» в наименовании и тексте Конституции заменить соответственно словами «Республика Грузия».

3. Исключить из наименования главы 4, из статей 1, 4, 60, 64 слово «социалистический», а в статьях 37, 43 и 59 – заменить его словом «государственный».

4. Исключить из статей 4, 35, 37 и 60 слово «советские».

5. Исключить из статей 4, 35, 37 и 57 слова «Конституция СССР».

6. а) исключить из статьи 6 слова «...Коммунистическая партия, другие...»,

б) из статьи 25 – «...служит коммунистическому воспитанию молодежи...»,

в) из статьи 36 – «...революционной и...»,

г) из статьи 45 – «...в соответствии с целями коммунистического строительства»,

д) из статьи 57 – «...уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина»,

е) из статьи 62 – «...Советского многонационального государства...».

7. а) наименование главы 7 Конституции изложить в следующей редакции: «Положение Республики Грузия в составе СССР»;

б) статью 68 изложить в следующей редакции:

«Республика Грузия – наследница суверенной Демократической Республики Грузии. Она насильственно введена в состав Союза ССР. Исходя из этой реальности, Республика Грузия вынуждена в течение переходного периода обеспечивать за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР, за исключением компетенции, определенной пунктами 3, 4 и 11 настоящей статьи.

За вышеуказанными пределами Республика Грузия самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории»;

в) статью 77 изложить в следующей редакции:

«На территории Республики Грузия действуют законы Республики Грузия и законы Союза СОР, Верховный Совет Республики Грузия приостанавливает действие законов и подзаконных актов Союза ССР на территории Республики Грузия, если они противоречат законам и интересам Республики Грузия. В случае расхождений между Законом Республики Грузия и Законом Союза ССР на территории Республики Грузия действует Закон Республики Грузия».

г) статью 180 изложить в следующей редакции:

«Государственный герб Республики Грузия представляет собой национальную орнаментированную семиконечную звезду; золотистый орнамент звезды окружен черной каймой. Пространство между краями -кизилового цвета.

В центре звезды помещается круглый грузинский щит с полем кизилового цвета, на котором изображен Тетри Гиорги на белом коне с золотыми копытами. В правой руке он держит изготовленное к бою золотое копье с серебряным наконечником, а в левой - щит с золотой полоской.

На Тетри Гиорги надеты алые шаровары и обувь золотистого цвета. На нем броня голубого цвета в серебристую клетку и белая накидка. Из-под брони видна рубаха коричневого цвета. Под седлом коня Тетри Гиорги – тигровая шкура, седло – золотое, уздечка – серебряная. Над головой Тетри Гиорги сияет восьмиконечная серебристая звезда; справа от звезды - серебристая луна, а с левой - золотистое солнце. Вдоль луны и солнца расположены по две восьмиконечные звезды. Под конем изображение горной вершины.

д) статью 181 изложить в следующей редакции: «Государственный и национальный флаг Грузии представляет собой ткань кизилового цвета прямоугольной формы, на которой со стороны древка, в верхнем углу, – черная (сверху) и белая (снизу) полоски.

Соотношение ширины флага с его длиной – 3:5, ширина каждой полоски (черной и белой) равна 1/5 флага, а длина – 2/5 длины флага»;

е) статью 182 изложить в следующей редакции: «Государственный гимн Республики Грузия утверждает Верховный Совет Грузии».

8. Исключить из Конституции статьи 3, 9, 14, 15, 16, 20, 23, 29, 30 и 61 целиком, а также части вторые статей 8 и 34 и второе предложение статьи 58.

9. Статью 28 Конституции Республики Грузия изложить в следующей редакции:

Статья 28.

«Во внешнеполитической деятельности Республика Грузия руководствуется принципами международного права и законодательством Республики Грузия.

В Республике Грузия пропаганда войны запрещена».

II. Настоящий Закон вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета Республики Грузия З. Гамсахурдиа.

 

№ 8. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Алма-Ата, 25 октября 1990 г.

                                  

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в союз суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.

Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организация, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.

4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.

Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийкой принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.

Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.

Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.

6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.

Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.

7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.

Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду Казахской ССР.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.

8. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.

Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.

9. В исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал - все национальное богатство, имеющееся на ее территории.

В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.

Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.

10. Казахская ССР вправе образовать Государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы:

Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.

11. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организацию охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.

На территории Республики запрещаются: испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и других).

Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военно-промышленного комплекса.

12. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и разные возможности во всех сферах общественной жизни.

Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.

13. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние –войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.

Республика имеет право по соглашению с правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.

14. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.

Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

15. Охрана суверенных прав Республики осуществляется Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики расценивается как нарушение ее суверенитета.

16. Символы государственного суверенитета Казахской ССР – герб, флаг, гимн – являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.

 

№ 9. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Фрунзе (Бишкек), 15 декабря, 1990 г.

Верховный Совет Республики Кыргызстан:

выражая волю народа Кыргызстана,

для всестороннего обеспечения прав и свобод человека,

заботясь о свободном, политическом, экономическом, социальном и духовном развитии народа Кыргызстана,

стремясь построить демократическое правовое государство, выступая за создание нового Союза суверенных республик,

ТОРЖЕСТВЕННО ПРОВОЗГЛАШАЕТ

государственный суверенитет Республики Кыргызстан, означающий верховенство государственной власти Республики на всей территории и независимость во внешних сношениях.

Статья 1. Республика Кыргызстан - суверенное государство, утвердившееся и развивающееся на основе осуществления кыргызской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение, свободного выбора всеми народами Кыргызстана общественного и государственного строя, выражающее и защищающее интересы граждан Республики всех национальностей.

Статья 2. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Республики Кыргызстан, который является единственным источником государственной власти в Республике. Вся власть исходит от народа, существует для народа.

Статья 3. Кыргызская нация, давшая название Республике, имеющая древнюю историю, самобытную культуру, свой язык, обычаи, традиции, заботится о сохранении целостности своего генофонда, этноса, ее национальной государственности, культурного и языкового наследия на основе государственной политики интернационализма, сотрудничества и взаимоуважения граждан всех национальностей.

Республика Кыргызстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей кыргызов, проживающих за пределами Республики.

Республика Кыргызстан заботится о сохранении и развитии национальных культур, родного языка, народных обычаев и традиций всех национальностей населяющих Республику.

Статья 4. Народ Кыргызстана осуществляет Верховную власть непосредственно и через представительные органы, на основе Конституции Республики Кыргызстан и законов Республики.

От имени народа могут выступить исключительно Верховный Совет Республики и Президент Республики.

Статья 5. Государственный суверенитет Республики Кыргызстан обеспечивается:

полнотой государственной власти Республики во всех сферах общественной жизни,

наличием своего гражданства,

исключительным правом народа владеть, пользоваться и распоряжаться всеми объектами достояния и собственности Республики,

верховенством Конституции Республики Кыргызстан и законов Республики на своей территории,

ратификацией законов Союза суверенных республик, в который входит Республика,

исключительным правом изменения существующей территории Республики,

правом представлять и защищать свои интересы в отношениях с другими республиками, входящими в Союз суверенных республик, иностранными государствами и международными организациями,

правом добровольного вхождения в Союз суверенных республик на основе договора,

правом свободного выхода из Союза суверенных республик,

наличием своего государственного языка, герба, флага, гимна и столицы.

Статья б. Государственная власть в Республике осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент является главой Республики и обладает высшей исполнительной и распорядительной властью.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики осуществляется Прокурором Республики, который представляется Президентом и назначается Верховным Советом Республики Кыргызстан, ответственен перед ним и подотчетен только ему.

Статья 7. Республика Кыргызстан имеет свое гражданство. Основания приобретения или утраты гражданства Республики определяются законодательством Республики.

 

Гражданам Республики за ее пределами гарантируется защита и покровительство Республики Кыргызстан.

Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Республики, гарантируются права и свободы, предусмотренные Всеобщей Декларацией прав человека и законами Республики. Они не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом, социальном отношениях по мотивам происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, цвета кожи, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к партиям или иным, действующим в соответствии с Конституцией общественно-политическим организациям.

Статья 8. Политическая жизнь в Республике осуществляется на основе принципа плюрализма.

Все политические партии, общественно-политические организации, народно-демократические и другие массовые движения работают в рамках Конституции Республики Кыргызстан. Создание новых организаций осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Республики. Политические и другие общественно-политические движения, имеющие антиконституционные и антиобщественные цели, запрещаются.

В Республике военнослужащие, а также лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в служебной деятельности руководствуются требованиями законов.

Статья 9. Территория Республики Кыргызстан в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия.

Республика Кыргызстан самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство.

Статья 10. Республика Кыргызстан самостоятельно организует свою экономическую жизнь.

В Республике функционируют разнообразные формы собственности, обладающие равным правовым статусом, которые являются основой формирования и развития рыночных отношений и- направлены на удовлетворение прежде всего интересов граждан Республики, в рамках не запрещенной Законом трудовой деятельности доходы граждан не ограничиваются, и наряду с этим осуществляется система социальной защищенности населения.

В Республике Кыргызстан Земля, ее недра, воздушное пространство, леса, воды, растительный и животный мир - все природные ресурсы, культурные и исторические ценности, а также весь экономический и научно-технический потенциал, созданный народом Республики, являются его национальным достоянием, исключительной собственностью. Никто не вправе: изымать, владеть, пользоваться и распоряжаться национальным достоянием без согласия самой Республики.

Решение вопросов союзной собственности (общей собственности всех республик) осуществляется на договорной основе ме:гду республиками - субъектами этой собственности.

Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории Республики и использовать природные ресурсы Кыргызстана согласно ее законам.

Республика Кыргызстан имеет право на свою долю в общесоюзном богатстве соответственно вкладу народа Республики, в том числе в алмазном, золотом и валютном фондах.

Республика Кыргызстан самостоятельно создает банковскую, ценовую, финансовую, налоговую систему, формирует государственный бюджет, при необходимости вводит свою денежную единицу.

Высшим кредитным учреждением Республики является Национальный банк Кыргызстана.

Статья II. Республика Кыргызстан обеспечивает на своей территории охрану природы, рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность народа, сохранение и обогащение генофонда фауны и флоры. При необходимости участвует в союзных и международных экологических программах.

Статья 12. Республика Кыргызстан охраняет и защищает свои государственные интересы, имеет органа внутренних дел и государственной безопасности, вправе создавать внутренние войска.

Республика Кыргызстан определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещений войск и зооружения на своей территории в рамках Союзного договора.

Производство и испытание на ее территории ядерного, химического или иного вида оружия массового уничтожения, а также хранение отходов ядерной энергетики не допускается.

Статья 13. Республика Кыргызстан является равноправным участником международного общения, активно способствует укреплению мира и международной безопасности.

Как субъект международного права Республика осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций.

Статья 14. Кыргызстан заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам дружбы и сотрудничества между народами, неуклонно соблюдать принятые на себя обязательства, не допускать конфронтацию в международных межреспубликанских, межнациональных отношениях.

Участие Республики в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза, обеспечивается путем представительства Республики в союзных органах государственной власти и управления на равных основаниях с другими союзным республиками.

Республика обладает правом устанавливать полномочные представительства Республики в других союзных республиках.

Статья 15. Настоящая Декларация является основой для разработки и принятия новой Конституции Республики Кыргызстан, законов Республики и определяет позиции Республики при заключении нового Союзного договора и международных соглашений.

Принята Верховным Советом Республики Кыргызстан.

 

№ 10. ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЛАТВИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ВОССТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Рига, 4 мая 1990 г.

Провозглашенное 18 ноября 1918 года независимое Латвийское государство получило в 1920 году международное признание и в 1921 году стало равноправным членом Лиги Наций. Свое самоопределение латышская нация юридически осуществила в апреле 1920 года, когда на всеобщих, равных, прямых и пропорциональных выборах мандат доверия народа был вручен Учредительному собранию. 15 февраля 1922 года оно приняло основной закон государства - Конституцию Латвийской Республики, которая de jure в силе по настоящее время.

Ультимативная нота сталинского правительства СССР того времени, врученная 16 июня 1940 года правительству Латвийской Республики с требованием смены правительства, и вооруженная агрессия СССР 17 июня 1940 года должны быть квалифицированы как международное преступление, результатом которого явилась оккупация Латвии и ликвидация суверенной государственной власти Латвийской Республики. Правительство Латвии было образовано по указаниям представителей правительства СССР. С точки зрения международного права это правительство не являлось исполнительным органом суверенной государственной власти Латвийской Республики, так как представляло интересы не Латвийской Республики, а СССР.

14 и 15 июля 1940 года в оккупированной Латвии в условиях политического террора на основе противоправно принятого антиконституционного закона о выборах были проведены выборы в Сейм. Из 17 представленных списков кандидатов к голосованию был допущен лишь список кандидатов "Блока трудового народа". В предвыборной платформе "Блока трудового народа" не содержалось требования о провозглашении советской власти в Латвии и о вступлении Латвийской Республики в состав Советского Союза. К тому же результаты голосования были фальсифицированы.

Сейм, образованный противозаконно, в результате обмана народа, не являлся выразителем суверенной воли народа Латвии. Он не обладал конституционным правом решать вопрос об изменении государственного устройства и ликвидации суверенитета Латвийского государства. Эти вопросы был вправе решать лишь народ, однако свободное всенародное голосование проведено не было.

Тем самым включение Латвийской Республики в состав Советского Союза с точки зрения международного права не имеет силы и Латвийская Республика как субъект международного права существует de jure до настоящего времени, что признают более 50 государств мира.

Исходя из принятых Верховным Советом Латвийской ССР 28 июля 1989 года «Декларации о государственном суверенитете Латвии» и 15 февраля 1990 года «Декларации по вопросу государственной независимости Латвии», а также принимая во внимание Обращение Вселатвийского собрания народных депутатов от 21 апреля 1990 года.

учитывая определенно выраженную волю населения Латвии, отдавшего большинство голосов тем народным депутатам, которые в своей предвыборной программе выразили решимость восстановить государственную независимость Латвийской Республики.

встав на путь восстановления свободной, демократической и независимой Латвийской Республики di facto.

Верховный Совет Латвийской ССР по<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.