Преподобный Афанасий Муромский. Чудотворец — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Преподобный Афанасий Муромский. Чудотворец

2020-05-07 130
Преподобный Афанасий Муромский. Чудотворец 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На выходные я приехал на дачу и планировал в саду спилить большое старое абрикосовое дерево, высотой 12 метров, которое занимало в саду большую площадь и уже плохо плодоносило. Начался дождь и все работы в саду я прекратил до следующего дня.

Все работы я запланировал в саду, а в доме не знал чем заняться. И вдруг меня мне в голову пришла мысль: надо написать статью о преподобном Афанасии Муромском. Я всё равно давно хотел этим заняться, но никак не доходили руки. Я сделал некоторые наброски по памяти. Было уже поздно, я прочитал вечернюю молитву и лёг спать.

В 2 часа ночи я проснулся и не мог снова заснуть. Все мои мысли были о преподобном Афанасии. Я встал, помолился и попросил: Святый Отче Афанасий, помоги мне написать статью.

К 6 часам утра статья была уже написана. Было уже светло, и я решил пойти в сад и отпилить на абрикосовом дереве ветки ножовкой, чтобы потом бензопилой отпилить сам ствол. Сначала я отламывал и отпиливал небольшие сухие ветки на больших ветвях. Затем я стал отпиливать большие ветви. Во время работы я всё время думал о преподобном Афанасии, напрягал свою память, что я ещё упустил в статье.

Где-то на высоте 5 метров я стал отпиливать большую толстую ветвь. В голове я услышал внутренний голос: «Опасно, разобъешься». Я подумал, какая чушь лезет в голову и не даёт работать. Ведь у меня хорошая опора под двумя ногами. Одной рукой я хорошо держался за большой толстый сук, а другой отпиливал большую толстую ветвь.

Но всё же я решил помолиться: «Господи, Спаси и помилуй меня грешного. Святый отче Афанасий, помоги мне закончить работу на абрикосовом дереве». И я начал отпиливать большую ветвь. Ветвь полетела вниз. Рука, которой я держался за сук, соскользнула и я полетел с 5-метровой высоты вниз спиной. Было такое ощущение, что кто-то невидимый поддерживает меня. Как в замедленной съёмке я опустился на землю. Спина лежала на большом толстом суку, а вокруг меня к верху, как пики, торчали острыми концами суки.

По всем законам физики я должен был если ни нанизаться на острые суки, так сломать спину о толстый сук. Но у меня не было даже ушибов. Я зашёл в дом и стал молиться перед иконами, благодаря Господа за своё чудесное спасение.

Вот так преподобный Афанасий Муромский показал, что не зря его в старину называли Чудотворец.

 

Могила преподобного Афанасия Муромского

Когда в конце октября 2011 года заблагоухала могила преподобного Афанасия Муромского, я находился в трёх метрах от источника благоухания.

Все говорили, что преподобный Афанасий захоронен под спудом в алтаре храма Всех Святых. А меня долго мучил вопрос, где же всё-таки он захоронен… И я решил провести свою небольшую исследовательскую работу.

Я молился и просил Святого Афанасия помочь мне в моих поисках. Я прочитал всю доступную мне литературу о Муромском монастыре, просмотрел в интернете все фотографии конца XIX и начала XX века и картину, висящую в трапезной монастыря, на которой виден храм Всех Святых до алтаря. Алтарь перекрывает двухэтажный дом настоятеля. А над крышей этого дома виден купол Богоявленской церкви.

Картина и фотография конца XIX века (я присылал рисунок с фотографии в редакцию) явились для меня главными ориентирами, по которым я высчитывал место захоронения преподобного Афанасия Муромского.

Сделав замеры и расчёты как в самом монастыре, так и по фотографиям и картине, я пришёл к выводу, что могила преподобного Афанасия находится у стены с левой стороны алтаря храма Всех Святых. Именно оттуда шло благоуханье в конце октября 2011 года.

Благотворители – купцы 1-ой гильдии Малокрашечные – очень хотели построить храм над могилой преподобного Афанасия Муромского, но не успели. Сначала в 1863 умер году старший брат Василий Иванович. Затем Иван Иванович в 1870 году умирая, просил своего зятя и наследника финансового состояния и продолжателя славных дел Малокрашечных Александра Петровича Базегского построить храм на могиле преподобного Афанасия.

Из-за невозможности Высочайшего разрешения на снос ветхой часовни над могилой преподобного Афанасия строительство храма откладывалось. Когда в 1886 году благотворительница Елена Ильинична Малокрашечная умирая просила своего зятя А.П. Базегского построить храм на могиле Святого Афанасия, Александр Петрович уже был не молодой человек. Он знал, что Высочайшего разрешения на снос ветхой часовни при своей жизни он уже не получит.

В 1891 году А.П. Базегский всё-таки нашёл решение как построить храм на могиле преподобного Афанасия. Новый храм Всех Святых с восточной стороны левой стороной в плотную подходил к ветхой часовне. Часовни XV-XVI веков над могилами святых на севере имели простую конструкцию в виде лесной избушки отшельника размером 2 на 1.5 метра и только крест или купол с крестом показывали, что это часовня.

Правая сторона часовни являлась стеной алтаря. Алтарь был деревянный, о чём говорят фотографии до 2008 года – что не было вмешательство кирпичной кладки.

Когда в октябре 2011 года у алтаря храма Всех Святых рядом с могилой преподобного Афанасия Алексей из Читы и я делали деревянные арки для крыши над алтарём, мне всё время в поле зрения попадал выступ в кирпичной кладке у самого края восточной стены, который тянулся по всей стене храма. Я думал какой странный выступ. Но я не придал этому большого значения.

И только когда я увидел фотографию храма Всех Святых, сделанную в 1991 году без куполов окон и дверей, где вместо алтаря сделана советская пристройка из дерева, а сверху над этой пристройкой шёл выступ от самого верха храма, тогда я сразу понял, что ещё в XIX веке выступ был сделан для того, чтобы крепить деревянную конструкцию.

Над могилой преподобного Лазаря Муромского и маленькой церковью Лазаря Четырехдневного незадолго до того, как построить храм Всех Святых, был построен деревянный навес-футляр. И здесь А.П. Базегский пошёл по этому пути: сделал пристройку-навес над ветхой часовней. К храму Всех Святых была пристроена деревянная конструкция-футляр.

За этой пристройкой находилась ветхая Богоявленская церковь и только купол с крестом возвышался над этой пристройкой. Эта пристройка-навес полностью накрывала ветхую часовенку.

Вход в часовню был со стороны алтаря. В праздники небольшую гробницу с изображением преподобного Афанасия и его железные вериги выносили из часовни и ставили в храме Всех Святых – с левой стороны в нише внизу окна. (ред.)

· Храм Всех Святых и сразу же пристройка из дерева со стороны Онежского озера выглядели так. К Богоявленской церкви пристроен храм Всех Святых. Об этом в своих впечатлениях делится паломник, побывавший в Муромском монастыре 24 июня 1905 года. В газете «Олонецкие Губернские ведомости» он ярко описывает всё, что он видел в монастыре. Но он ни разу ни упомянул о часовне над могилой преподобного Афанасия.

В 1907 году Муромский монастырь посетил епископ Петрозаводский и Олонецкий Преосвященный Мисаил. В своих записях о поездке в монастырь он упоминает о часовне над могилой преподобного Афанасия и о вещах, находящихся в часовне. Это небольшая гробница с изображением преподобного Афанасия, каменный жернов и железные вериги святого Афанасия.

Красивый изящный храм Всех Святых из красного кирпича и пристройка из дерева – всё это выглядело не совсем привлекательно. Вот почему вид со стороны Онежского озера не вдохновлял художников и фотографов делать свои шедевры храма Всех Святых полностью с пристройкой – не было эстетики.

Эта новая пристройка простояла до революции. Советская власть снесла пристройку с деревянным алтарем, часовней и Богоявленской церковью. Сняла купола с храма Всех Святых, пристроила свою советскую деревянную пристройку к храму и могила преподобного Афанасия оказалась внутри этой советской пристройки.

И только когда двое монахов в 2008 году – о. Нил и о. Вонифатий – построили новый алтарь из красного кирпича так, что могила преподобного Афанасия стала находится снаружи алтаря (левая сторона алтаря подходит вплотную к могиле), на могиле преподобного Афанасия из земли вылез большой камень. «Смотрите, здесь моё захоронение» – даёт понять преподобный Афанасий Муромский.

 

· Воспоминания об о. Ниле от Леонида Гатило.

Предисловие.

О. Нил был Воином с большой буквы. И слова «Не жалея живота - за други своя» были для него не пустым звуком.

В начале знакомства я видел в о. Ниле воина-героя, который в любую секунду может лечь грудью на вражескую амбразуру пулемета, защищая товарищей от смерти. Но у о. Нила была другая, более важная, миссия в этой жизни быть Духовным воином – воином во-Христе и совершать свои духовные подвиги. Только под духовным влиянием о. Нила, я осознал истинное православие и стал верующим человеком.

Каждый день я вспоминаю о. Нила и благодарю Господа Бога, что мне посчастливилось в жизни встретить этого святого человека. И теперь вместе со Святыми отцами Муромскими, о. Нил помогает мне в сложных жизненных ситуациях.

И так я начинаю серию рассказов об о. Ниле.

О. Нил принимал унижения и оскорбления в свой адрес, считая для себя это божьим испытанием.

Наместник монастыря иеромонах о. Макарий, мягко говоря, недолюбливал о. Нила и это, как заразная болезнь, передавалась другим насельникам монастыря.

О. Макарий, ещё совсем молодой человек, был маленького роста, худощавого телосложения и со слабым здоровьем. Поэтому он не понимал и не поддерживал стремление о. Нила следовать примеру древних монахов-подвижников Святой Руси и часто при всех высказывал своё недовольство о.Нилу. Зато о.Макарий любил молодых насельников монастыря и во всём этой молодёжи потыкал. И молодые послушники пользовались этим в своих интересах.

О. Нил работал в лесу с бензопилой, подол подрясника попал на вращающуюся цепь и изрядно его порвал. О. Макарий специально выдал о. Нилу старый ветхий подрясник, чтобы знал цену подрясника. Этот подрясник при каждом движении расползался, а о. Нил упорно нашивал на него всё новые и новые заплатки.

Я занимался строительством туалета у братского корпуса, рядом со мной стояли два молодых послушника в новых чистых подрясниках, о чём-то праздном ведя разговоры и мешая мне работать. Вдруг один другому говорит: «Гоблин едет, прячемся!» и убежали.

Подъехал о. Нил и спросил: «Где послушники?». Я сказал: «Были,но ушли». Поэтому мы с о. Нилом вдвоём на тракторе поехали в лес за дровами.

Так как чурки были набросаны небольшими кучками, через каждые пять метров о. Нил трогался на тракторе и почти сразу же останавливался: вылезет из трактора, побросает чурки в телегу и опять трогается. И так пока мы с о. Нилом не загрузили полную телегу дров.

Наступил обеденный перерыв. О. Нил и я пошли в трапезную, а у о. Нила на спине разорвался, вернее от ветхости разошёлся подрясник. В трапезной уже собрались все насельники монастыря. О. Макарий сразу стал выговаривать при всех, что о. Нил ходит как оборванец, хотя сам и выдал этот ветхий подрясник.

О Макарий стал говорить, что о.Нил не образованный, деревенский мужик, который ничего не понимает в монашестве. О. Макарий не знал, что о. Нил коренной москвич и очень хорошо разбирается в православном монашестве. Далее о. Макарий стал показывать на молодых послушников, которые убежали и не поехали в лес за дровами, что за такими молодыми будующее монашества.

Больше такого терпеть я не смог и ушёл из трапезной. Я ходил по берегу Онежского озера и думал о несправедливом отношении о. Макария к о. Нилу.

Немного успокоившись, я пошёл в келью к о. Нилу и стал высказывать своё недовольство о. Макарием. Выслушав меня, о. Нил сказал: «Леонид, нельзя так говорить о людях, а о. Макарий хороший человек и о священниках так говорить грех. О. Макарий по-своему понимает, что такое монашество и то, что он мне говорит - для меня это Божье испытание». Я посмотрел на о. Нила и подумал: «Он же святой, точно такой же, про которых я читал в книге «Жития Святых».

Через год, когда я приехал в монастырь, в моностыре произошли кардинальные изменения: умер иеромонах о. Макарий, уехал по болезни иеромонах о. Феропонт, о. Нил стал иеромонахом и благочинным монастыря.

На первой исповеди у о. Нила, вместо исповедования своих многочисленных грехов, я начал говорить: «О. Нил, я любил вас как монаха-подвижника, а вы стали батюшкой».

· О. Нил ответил: «Леонид, я всегда стремился к уединению, чтобы быть ближе к Богу, но на всё воля Божья и я принимаю всё, как есть».

Как я ошибался. Только для таких святых людей, как о. Нил, возможно быть одновременно монахом-подвижником и хорошим батюшкой для всех. А для меня он стал ещё духовным наставником, моим духовным отцом.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.