Группы сочинительных союзов: соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, присоединительные, градационные — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Группы сочинительных союзов: соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, присоединительные, градационные

2020-05-06 542
Группы сочинительных союзов: соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, присоединительные, градационные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тридцатое марта

Классная работа

Группы сочинительных союзов: соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, присоединительные, градационные

I. Объяснение учителя

Выучи правила:

В зависимости от значения сочинительные союзы делятся на следующие группы:

а) соединительные союзы, выражающие отношения перечисления: и, да (=и: щи да каша), и... и, ни... ни, не только… но и, как… так и,тоже, также: "Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили" (Цвет.); "Там с посвистом да с присвистом гуляют до зари" (Бл.);

б) разделительные союзы, выражающие отношения взаимоисключения: или, либо, то... то, не то... не то,  или… или, то ли… то ли.: "Теперь или никогда – вы моя, вы будете моею" (Л.); "Требую возвращения моего нормального облика! – вдруг не то исступленно, не то моляще прохрипел и захрюкал боров, – я не намерен лететь на незаконное сборище" (М.Булг.);

в) противительные союзы: а, зато, но,  да (=но: хорош собой, да беден), однако (же): "Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы ты сам не должен отличать" (Паст.); "Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились" (Л.);

г) градационные союзы: не только... но и, если не... то, не столько... сколько, как... так и, не то чтобы… а:   "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение... происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф" (М.Булг.); эта группа союзов указывает на то, что один из соединяемых членов (как правило, второй), является более значимым, более существенным;

д) присоединительные союзы: да и, да и то, причём, притом, тоже, также, присоединяющие предложения или отдельные члены предложения, которые дополняют, развивают ранее высказанную мысль: "Что сталось со старухой и с бедным слепым,– не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру" (Л.).

э) пояснительные союзы: то есть, а именно, или, как-то, которые используются для уточнения: Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Пили по обыкновенному, то есть очень много (А. Пушкин); Почти одновременно с фаянсовым производством в Египте начинают появляться и изделия другого рода, а именно чисто стеклянные (Н. Качалов); Отчего бы мне не сделаться педагогом, или, говоря попросту, учителем (И. Тургенев).

II. Закрепление

Выполнить упражнения 368, 369, 371.

Примечание. Тема урока выделена красным цветом, её записывать в тетрадь.

Тридцатое марта

Домашняя работа

§ 62 (учить правила),       а также правила в теме урока.

Выполнить упр. 375 (устно), упр. 377 (письменно).

Задания по русскому языку для 9-Б класса на 30. 03. 2020

Урок 78 (номер урока не записывать)

Тридцатое марта

Классная работа

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

I. Объяснение учителя

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.

В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:

I. Сочинение + подчинение.

II. Сочинение + бессоюзная связь.

III. Подчинение + бессоюзная связь.

IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.

Сложные предложения с разными видами связи

Виды связи Примеры

 

 

Сочинение и подчинение Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.  (М. Горький)
Сочинение и бессоюзная связь Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно  у входа. (А. Пушкин)

 

Подчинение и бессоюзная связь Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба.  (В. Белинский)
Сочинение, подчинение и бессоюзная связь Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль.  (М. Горький)

 

       Рассмотрим предложение со всеми видами связи:

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

(А. С. Пушкин)

 

(Куда бы...) и (...куда б...), [ ]: [ ]; [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Сочинительная связь соединяет два придаточных (несмотря на что? — уступительное значение). Они оба, в свою очередь, относятся к первому главному предложению, поэтому между ними не нужна запятая. Второе и третье главные предложения со значением перечисления уточняют первое (перед двоеточием можно вставить «а именно»).

 

Анализ предложений.

1) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И. С. Тургенев.)

[…так…], (что…): [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть — сложноподчиненное предложение с придаточным степени, которое относится к указательному слову так в главном. Вторая часть — простое предложение, осложненное однородными членами.

2) Чем шире становился Енисей, там положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В. П. Астафьев.)

(Чем…), [тем…], [ ], [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Придаточное сравнительное относится сразу к трем главным предложениям. Указательное слово тем в первом главном предложении подразумевается и в двух остальных. Третье главное предложение осложнено двумя рядами однородных членов.

3) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.

[ ] и [ ], (пока....такой...), (будто…). Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное 1-й степени (до каких пор? — время) относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними не ставится запятая. Придаточное 2-й степени (насколько? в какой степени? в сравнении с чем? — значения степени и сравнения) относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное.

4) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни. (В. П. Астафьев)

 (И когда…) и (), [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи сочинительной и подчинительной; повествовательное. Однородные придаточные (когда? — значение времени) соединены сочинительным союзом и, относятся к общему главному предложению, присоединяются к нему союзом когда (во втором придаточном этот союз подразумевается). Главное предложение осложнено уточняющим обстоятельством, тремя деепричастными оборотами и одним причастным, однородными членами.

 

II. Работа с учебником

§37 с. 143, §38 с. 147-148 (читать).

II I. Закрепление

Выполнить упр. 209, 210 (устно), упр.211 (письменно)

Примечание. Тема урока выделена красным цветом, её записывать в тетрадь.

Тридцатое марта

Домашняя работа

§ 37- § 38 (учить правила).  Выполнить упр. 212 (письменно).

Задания по литературе для 7-А кл. на 30. 03. 2020, а для 7-Б на 31. 03. 2020

Урок 53

Тридцатое марта (Тридцать первое марта – 7-Б)

Классная работа

Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ. Кр аткие сведения о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Работа по учебнику (с. 158 – 164 – читать, устно отвечать на вопросы).

Классная работа

Примечание

 Главные предложения выделены квадратными скобками, а придаточные – круглыми.

2. Работа по учебнику ( §63 – ознакомиться с теоретическим материалом на с. 155).

Выполнение упражнения 378.

Комментарии

Предложение 4 содержит изъяснительный, а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчинённым.

Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. (Н. Гоголь)

(Не заметил (чего?), как въехал…)

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин) (Роняю (как?), как дерево роняет…)

                                                                     Первое апреля

Домашняя  работа

Задание: выучить правила ( §63, таблица). Выполнить упр. 379.

Задания по литературе для 7-А, 7-Б кл. на 01. 04. 2020 

Урок 54 (номер урока не записывать)

Первое апреля

Классная работа

ЧАС МУЖЕСТВА.

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).                                                                

I. Работа с учебником

  Записать в тетрадь понятий о публицистике (с. 310) и об интервью (с. 306).

I V.  Составление интервью

«Мой разговор с участником войны»

1 этап. Составление плана беседы (записать в тетрадь план беседы и вопросы – смотри ниже)

О чем я хочу узнать?

а) О семье

б) О наградах

в) О роде войск, в котором служил

г) О самом близком друге на войне

д) Самый страшный случай на войне

е) Самый забавный случай на войне и т.д.

Первое апреля

Домашняя работа

Вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком»

2. Выучить наизусть одно из стихотворений:

• «Разговор с подругой» Ю. Друниной

• «Жди меня» К. Симонова

• «Мужество» А. Ахматовой

• «Як-истребитель» В. Высоцкого

• «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского

• «Москвичи» Евгения Винокурова

• «Ты помнишь, Алеш, дороги Смоленщины» К. Симонова

•  «Братские могилы» Владимира Высоцкого

 

Задания по литературе для 9-Б кл. на 01. 04. 2020 

Урок 79

Система образов произведения М. А. Булгакова «Собачье сердце». Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерстава»

Задание: ознакомиться с краткой характеристикой героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»..

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет — фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное — Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу — прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор — противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре — тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа — это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента — зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества — он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству — Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления — автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Подробнее читать материал по ссылке:

https://obrazovaka.ru/sochinenie/sobache-serdce/geroi-harakteristika.html

Домашнее задание

1. Устно анализировать образы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

2. Выполнить творческое задание (с. 114).

 

Тридцатое марта

Классная работа

Группы сочинительных союзов: соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, присоединительные, градационные

I. Объяснение учителя

Выучи правила:

В зависимости от значения сочинительные союзы делятся на следующие группы:

а) соединительные союзы, выражающие отношения перечисления: и, да (=и: щи да каша), и... и, ни... ни, не только… но и, как… так и,тоже, также: "Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили" (Цвет.); "Там с посвистом да с присвистом гуляют до зари" (Бл.);

б) разделительные союзы, выражающие отношения взаимоисключения: или, либо, то... то, не то... не то,  или… или, то ли… то ли.: "Теперь или никогда – вы моя, вы будете моею" (Л.); "Требую возвращения моего нормального облика! – вдруг не то исступленно, не то моляще прохрипел и захрюкал боров, – я не намерен лететь на незаконное сборище" (М.Булг.);

в) противительные союзы: а, зато, но,  да (=но: хорош собой, да беден), однако (же): "Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы ты сам не должен отличать" (Паст.); "Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились" (Л.);

г) градационные союзы: не только... но и, если не... то, не столько... сколько, как... так и, не то чтобы… а:   "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение... происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф" (М.Булг.); эта группа союзов указывает на то, что один из соединяемых членов (как правило, второй), является более значимым, более существенным;

д) присоединительные союзы: да и, да и то, причём, притом, тоже, также, присоединяющие предложения или отдельные члены предложения, которые дополняют, развивают ранее высказанную мысль: "Что сталось со старухой и с бедным слепым,– не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру" (Л.).

э) пояснительные союзы: то есть, а именно, или, как-то, которые используются для уточнения: Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Пили по обыкновенному, то есть очень много (А. Пушкин); Почти одновременно с фаянсовым производством в Египте начинают появляться и изделия другого рода, а именно чисто стеклянные (Н. Качалов); Отчего бы мне не сделаться педагогом, или, говоря попросту, учителем (И. Тургенев).

II. Закрепление

Выполнить упражнения 368, 369, 371.

Примечание. Тема урока выделена красным цветом, её записывать в тетрадь.

Тридцатое марта

Домашняя работа

§ 62 (учить правила),       а также правила в теме урока.

Выполнить упр. 375 (устно), упр. 377 (письменно).

Задания по русскому языку для 9-Б класса на 30. 03. 2020

Урок 78 (номер урока не записывать)

Тридцатое марта

Классная работа


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.