Раздел 1. Теоретическое обоснование технологий обучения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раздел 1. Теоретическое обоснование технологий обучения

2020-04-03 162
Раздел 1. Теоретическое обоснование технологий обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) «Педагогические технологии» являются: формирование целостного представления о педагогических технологиях через осмысление современных проблем профессиональной школы и формирование основ организационно-технологической и организационно-проектировочной деятельности будущего педагога профессиональной школы.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины заключается в формировании ценностного отношения к деятельности педагога профессионального обучения, через развитие творческого и проектировочного мышления.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Педагогические технологии» входит в структуру профессионального цикла Б.3 базовая (общепрофессиональная) часть.

Дисциплина (модуль) «Педагогические технологии» является логическим продолжением модуля «Общая и профессиональная педагогика», но базовой для следующей дисциплины (модуля) «Методика профессионального обучения» базовой части профессионального цикла, смежных курсов вариативной части данного цикла, всех видов практики и государственной итоговой аттестации.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Общая и профессиональная педагогика»:

Знания: история и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; сущность педагогического процесса, общее и особенное в разновидностях педагогического процесса, движущие силы, закономерности и источники развития педагогического процесса; формы, средства и методы педагогической деятельности; профессиональная лексика.

Умения: выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации.

Владения: технологией педагогического общения; умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· методика профессионального обучения.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Педагогические технологии» является базовой для изучения последующих педагогических дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

· владение нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК – 9);

профессиональные компетенции:

· способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

· способен проектировать и применять индивидуализированную, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-17);

· способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

· готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27);

· готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29).

Знать:

· сущность, содержание и структуру образовательного процесса;

· современные педагогические технологии.

Уметь:

· разрабатывать индивидуальную личностно ориентированную технологию обучения.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методиками проектирования педагогических технологий и методического обеспечения для подготовки современного рабочего различных отраслей экономики.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы, 216 часа, из них 70 аудиторных часов.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

· аудиторная – 2 часа в неделю в 5-м и 6-м семестре;

· самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 5-м и 6-м семестре.


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Очная форма обучения

Заочная форма (полный срок обучения)

Заочная форма (сокращенный срок обучения)

Семестры

5-й 6-й 7-й 8-й 5-й 6-й
Общая трудоемкость дисциплины 6 (216)

6 (216)

6 (216)

6 (216)

Аудиторные занятия 70 34 36 14 14 10 10
лекции 34 16 18 10 10 6 6
практические занятия 36 18 18 4 4 4 4
семинарские занятия - - -        
лабораторные работы - - -        
другие виды аудиторных занятий - - -        
Самостоятельная работа 146 46 100 94 94 98 98
изучение теоретического курса 40 20 20        
курсовая работа - - -        
домашние задания 60 26 34        
подготовка к экзамену 46 - 46        
Вид промежуточного контроля   Зачет Экзамен Зачет Экзамен Зачет Экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Консультации и контр. раб.
1. Теоретические основы технологий обучения 5 1 4 2 20 Еженед. Диагностическое тестирование
2. Метод проектов как педагогическая технология 5 1,2 6 8 24 Еженед. Защита творческих проектов и творческих заданий
3. Модульно-компетент­ностная технология обучения 5 2,3 6 8 30 Еженед. Защита проектов моделей учебных планов, фрагментов программ про­фессиональных модулей, учебных программ междисциплинарных учебных курсов

Окончание таблицы 2

4. Игровые технологии 6 3,4 6 8 28 Еженед. Показ и обсуждение проектов дидактических игр. Диагностическое тестирование
5. Дистанционное обучение 6 4,5 6 4 22 Еженед. Защита проекта учебной аудитории дистанционного обучения Зачет в форме защиты проектировочной работы
6. Технология case-study («кейс-стади») 6 6,7 6 6 22 Еженед. Проектирование и защита кейс-стадий

Всего за курс

34 36 146  

Экзамен

216

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональных компетенций. В рамках рассматриваемого модуля необходимо изучать предлагаемые педагогические технологии в контексте самих технологий. Модульно-компетентностную технологию рассматривать через проектирование профессиональных модулей основных образовательных программ НПО/СПО соответствующей отрасли, по которой проходит подготовку будущий бакалавр профессионального обучения. Игровые технологии изучать через применение инструментов игровых технологий и т.д

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Все оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации должны соответствовать тем видам работ, которые предусмотрены учебным планом по направлению, а также содержанию и тематическому планированию по дисциплины. Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины Педагогические технологии. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему педагогу проектирования педагогических технологий. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента. 


6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Раздел 1. Теоретическое обоснование технологий обучения

Занятие 1. Технологический подход к обучению: сущность, теоретико-методологические основы

Контрольные вопросы:

1) Раскройте понятие «системный подход» как методологический принцип исследования педагогических технологий?

2) Раскройте понятие «деятельностный подход» как методологический принцип исследования педагогических технологий.

3) Раскройте сущность понятия технологии обучения.

4) Сформулируйте основные свойства педагогических технологий.

5) Какие основания лежат в основе классификации технологий обучения?

6) Составьте структурно-логическую схему понятий «педагогический процесс», «модель обучения», «методика обучения» «педагогическая технология».

Задания:

1) Составьте анализ понятий педагогической технологии в виде таблицы.

2) Составьте сравнительный анализ компонентов педагогического процесса: традиционного и технологического.

3) Определите отличительные признаки педагогической технологии и дайте характеристику каждому из свойств педагогической технологии.

Занятие 2. Развитие технологий обучения в современных российских и зарубежных исследованиях

Контрольные вопросы:

1) Охарактеризуйте основные тенденции развития систем образования в мировой практике.


 

Задания:

1) Составьте краткую характеристику особенностей личностно-ориентированного образования как стратегического направления развития образования в разных странах мира.

2) Составьте вопросы и задания по теме «Развитие технологий обучения в российских и зарубежных исследованиях».

Раздел 2. Метод учебных проектов как педагогическая технология

Занятие 3. Теория и практика применения метода учебных проектов в образовательном процессе

Контрольные вопросы:

1) К какому времени относится первое упоминание о проектных методах? Кто их авторы?

2) Имели ли эти методы успех в России?

3) Охарактеризуйте сущность и структуру учебных проектов.

Задания:

1) Постройте классификационную схему учебных проектов.

2) Составьте вопросы и задания для проверки знаний по теме «Характеристика метода учебных проектов как педагогической технологии».

Занятие 4. Этапы проектной деятельности

Контрольные вопросы:

1) Каковы основные требования к методу проектов?

2) Что может явиться темой проекта?

3) Охарактеризуйте содержание и особенности этапов проектной деятельности.

Задания:

1) Предложите несколько тем для проектов по дисциплинам профессионального цикла.

2) Наметьте возможные результаты проекта (в каком виде они могут быть оформлены: в виде реферата, альбома, проекта закона, предложений по совершенствованию, преобразованию чего-либо, сценария фильма и т.д.).

3) Предложите темы для различных типов проектов (по первому признаку – доминирующая в проекте деятельность). Придайте им определенный характер и по другим признакам (по характеру контактов, по продолжительности проведения, количеству участников). Обязательно определите проблему, цели и задачи проекта, укажите учебный материал по дисциплинам, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта будут оформлены и какую практическую/теоретическую значимость этот проект имеет и в какой области. Обсудите свои проекты в группе, выберите лучшие, на ваш взгляд, проекты. Представьте их на семинаре с соответствующей аргументацией. Определите, предложения какой группы окажутся наиболее интересными и грамотными, с точки зрения технологии проекта.

Раздел 3. Модульно-компетентностная технология

Занятие 5. Теория и практика применения модульно-компетентностной технологии в образовательном процессе

Контрольные вопросы:

1) Сформулируйте основные принципы модульно-компетентностной технологии.

2) Что такое основная профессиональная образовательная программа?

3) Перечислите основные компоненты основной профессиональной образовательной программы.

Задания:

1) Сделайте разработку проекта основной профессиональной образовательной программ НПО/СПО: 

• фрагмент модели учебного плана;

• программы профессионального модуля;

• программу междисциплинарного учебного комплекса.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / И.А. Колесникова. – 3-е изд. М.: Академия, 2008.  285 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]; ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2008. 269 с.

Дополнительная литература:

1. Вербицкий, А.А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.

2. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Школьные технологии. 2006. №5. С.77-80.

3. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению: [Текст]: подход и модель.  Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. 246 с.

4. Гугнина, О.В. Метод проектов в воспитании толерантности / О.В. Гугнина // Преподавание истории в школе. 2007. №3. С.18-24.

5. Денисова, Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования / Н.А Денисова // Дополнительное образование и воспитание.2007. №10. С.14-22.

6. Деревянко, И. От проекта к проекту – путем самостоятельного поиска знаний / И. Деревянко // Директор школы. 2007. №5. С.69-75.

7. Загвоздкин, В.К. Реформа школы в духе компетентностного подхода в Германии / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. 2011. №3. С.72-77.

8. Эрганова, Н.Е. Ведение в технологии профессионального обучения: монография / Н.Е. Эрганова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009. 151 с.

 

9. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Высш. шк., 2004. 157 с.

10. Захарова С.А. Содержание и реализация музыкально-проектной деятельности учащихся в условиях интеграции базового и дополнительного образования / С.А.Захарова // Методист. 2008. №9. С.37-40.

11. Иванов, Д.И. Метод проектно-проблемного обучения / Д.И. Иванов // Биб-ка ж. «Директор школы». 2007. №6. С.97-103.

12. Информационные технологии в российском образовании / сост.: И.Б. Шиян; автор идеи А.И. Адамский. М.: Эврика, 2003. 144с.

13. Кейс-стади в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования / сост. Т.В. Никонова. Пермь: Изд-во ПКИПКРО, 2008. 48 с.

14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2005. 367 с.

15. Лернер, П.С. Инструменты поддержки и развития компетентностного подхода в образовании старших школьников // PR в образовании. 2010. №4. С. 42-50.

16. Нагель, О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся // Школа и производство. 2007. №№6. С.12-20.

17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат М.: 2000. 246 с.

18.  Олейникова, О.Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. 288 с.

19. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. спец. / М. В. Буланова-Топоркова [и др.]; ред. В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: МарТ, 2006. 333 с.

20.  Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Е.С. Полат [и др]; М.: Академия, 2006. 340 с.

21. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя: [в книге впервые в отечественной педагогической литературе излагается общая теория проектной деятельности школьников] / К.Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2008.-192 с.

22. Привезенцев М.В., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. и др. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентно-способных работников: метод. пособие.  М.: Альфа-М, 2007. 150 с.

23. Применение кейс-метода в образовательном процессе в методической работе ссуза: научно-методическое пособие / сост. Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, И.П. Пастухова. М.: Просвещение, 2007104 с.

24. Проектный урок: сб. ст./Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования; [ред.-сост. Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина]. М.: МИСО, 2006.119 с.

25. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие): [современные подходы к содержанию и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования] / М.Б. Романовская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.160 с.

26. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 219 с.

27. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активации, интенсификации и эффективного управления УВП: научное издание / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 284 с.

28. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода /под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

29. Современные технологии в образовании [Текст]: метод. рекомендации. Ч. 1 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; сост. Г.П. Климова. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009. 51 с.

30. Соосаар, Н. Интерактивные методы преподавания [Текст]: настольная книга преподавателя / Н. Соосаар, Н. Замковая. СПб: Златоуст, 2004. Ч. 1. 188 с.

31. Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов: [рассматривается взаимосвязь плана, проекта, программы; описывается методика управления проектным циклом; приводятся примеры социальных проектов, успешно реализованных в образовательных учреждениях Нижегородской области] / Авт.-сост. Е.В.Орлов. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007. 60 с.

32. Фреймовые опоры: [метод. пособие] / [Р.В. Гурина и др.]. М.: НИИ шк. технологий, 2007. 95 с.

33. Херрид, К.Ф. Кейсовое обучение в науке // Школьные технологии. 2009. № 6. С. 112-116.

34. Херрид, К.Ф. Кейсовое обучение как техника преподавания // Образовательные технологии. 2010. №4. С. 100-106.

35. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Д.В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.

36. Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения / Н.Г. Шаповалова // Начальная школа плюс до и после. 2010. №9. С.3-9.

37. Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко // Образование в современной школе. 2008. №1. С.15-22.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Современные педагогические технологии как объективная потребность. Электронный ресурс – [Режим доступа]: kpip.kbsu.ru

2. Электронный научный журнал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: journal.kuzspa.ru

3. Российское образование. Федеральный образовательный портал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: www.edu.ru.

4. Закон РФ «Об образовании». Электронный ресурс. – [Режим доступа]: www.zakonrf.info.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Не предусмотрено.


 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Педагогические технологии»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) «Педагогические технологии» являются: формирование целостного представления о педагогических технологиях через осмысление современных проблем профессиональной школы и формирование основ организационно-технологической и организационно-проектировочной деятельности будущего педагога профессиональной школы.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины заключается в формировании ценностного отношения к деятельности педагога профессионального обучения, через развитие творческого и проектировочного мышления.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Педагогические технологии» входит в структуру профессионального цикла Б.3 базовая (общепрофессиональная) часть.

Дисциплина (модуль) «Педагогические технологии» является логическим продолжением модуля «Общая и профессиональная педагогика», но базовой для следующей дисциплины (модуля) «Методика профессионального обучения» базовой части профессионального цикла, смежных курсов вариативной части данного цикла, всех видов практики и государственной итоговой аттестации.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Общая и профессиональная педагогика»:

Знания: история и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; сущность педагогического процесса, общее и особенное в разновидностях педагогического процесса, движущие силы, закономерности и источники развития педагогического процесса; формы, средства и методы педагогической деятельности; профессиональная лексика.

Умения: выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации.

Владения: технологией педагогического общения; умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· методика профессионального обучения.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Педагогические технологии» является базовой для изучения последующих педагогических дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

· владение нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК – 9);

профессиональные компетенции:

· способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

· способен проектировать и применять индивидуализированную, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-17);

· способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

· готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27);

· готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29).

Знать:

· сущность, содержание и структуру образовательного процесса;

· современные педагогические технологии.

Уметь:

· разрабатывать индивидуальную личностно ориентированную технологию обучения.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методиками проектирования педагогических технологий и методического обеспечения для подготовки современного рабочего различных отраслей экономики.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы, 216 часа, из них 70 аудиторных часов.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

· аудиторная – 2 часа в неделю в 5-м и 6-м семестре;

· самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 5-м и 6-м семестре.


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Очная форма обучения

Заочная форма (полный срок обучения)

Заочная форма (сокращенный срок обучения)

Семестры

5-й 6-й 7-й 8-й 5-й 6-й
Общая трудоемкость дисциплины 6 (216)

6 (216)

6 (216)

6 (216)

Аудиторные занятия 70 34 36 14 14 10 10
лекции 34 16 18 10 10 6 6
практические занятия 36 18 18 4 4 4 4
семинарские занятия - - -        
лабораторные работы - - -        
другие виды аудиторных занятий - - -        
Самостоятельная работа 146 46 100 94 94 98 98
изучение теоретического курса 40 20 20        
курсовая работа - - -        
домашние задания 60 26 34        
подготовка к экзамену 46 - 46        
Вид промежуточного контроля   Зачет Экзамен Зачет Экзамен Зачет Экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Консультации и контр. раб.
1. Теоретические основы технологий обучения 5 1 4 2 20 Еженед. Диагностическое тестирование
2. Метод проектов как педагогическая технология 5 1,2 6 8 24 Еженед. Защита творческих проектов и творческих заданий
3. Модульно-компетент­ностная технология обучения 5 2,3 6 8 30 Еженед. Защита проектов моделей учебных планов, фрагментов программ про­фессиональных модулей, учебных программ междисциплинарных учебных курсов

Окончание таблицы 2

4. Игровые технологии 6 3,4 6 8 28 Еженед. Показ и обсуждение проектов дидактических игр. Диагностическое тестирование
5. Дистанционное обучение 6 4,5 6 4 22 Еженед. Защита проекта учебной аудитории дистанционного обучения Зачет в форме защиты проектировочной работы
6. Технология case-study («кейс-стади») 6 6,7 6 6 22 Еженед. Проектирование и защита кейс-стадий

Всего за курс

34 36 146  

Экзамен

216

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел 1. Теоретическое обоснование технологий обучения

Тема 1. Технологический подход к обучению: сущность, теоретико-методологические основы

История становления понятия «педагогические технологии». Предпосылки развития педагогических технологий как феномена образовательного процесса. Концептуальная мозаика в определении понятия «педагогическая технология». Системный подход, деятельностный и личностный подходы как методологические принципы в исследовании педагогических технологий и основа их разработки.

Тема 2. Сущность и основные аспекты понятия «педагогические технологии»

Научный аспект. Процессуально-описательный аспект. Процессуально-действенный аспект. Особенности конструирования учебного процесса в условиях технологического подхода. Специфические черты технологии обучения. Способы постановки целей, распространенных в практике педагогов. Структура педагогических технологий. Свойства педагогических технологий. Классификация педагогических технологий.


Тема 3. Развитие технологий обучения в современных российских и зарубежных исследованиях

Основные тенденции развития систем образования в мировой практике. Личностно-ориентированное образование – стратегия развития системы образования. Условия реализации технологий обучения.

Раздел 2. Метод учебных проектов как педагогическая технология

Тема 4. Теория и практика применения метода учебных проектов в образовательном процессе

История развития метода проектов в российском образовании. Основная цель и идея современного метода проектов. Сущность метода учебных проектов. Классификация учебных проектов. Структура и содержание проектировочной деятельности обучаемых.

Тема 5. Этапы проектной деятельности

Содержание и особенности этапов. Работа на этапе предпроектной подготовки. Постановка учебной проблемы. Определение целей и задач проектной деятельности. Педагогическое руководство проектной деятельностью обучаемых. Методическое обеспечение проектной деятельности. Формы продуктов учебной проектировочной деятельности. Роль педагога в учебном проектировании. Управление деятельностью учащихся над учебным проектом: выделение аспектов оценки проделанной работы (результат проектирования, процесс проектирование, оформление и защита проекта). Виды презентаций учебных проектов. Критерии оценки продукта проектировочной деятельности учащихся.


Раздел 3. Модульно-компетентностная технология обучения

Тема 6. Теория и практика применения модульно-компетентностной технологии в образовательном процессе

Предпосылки внедрения модульно-компетентностного подхода в образовании. Противоречия знаниевой парадигмы образования. Сущность, принципы реализации модульно-компетентностной технологии обучения. Функциональный анализ деятельности. Связь функционального анализа профессиональной деятельности с профессиональными модулями. Функциональная карта. Процедура разработки функциональной карты.

Тема 7. Логика разработки модульно-компетентностной программы

Назначение программы профессионального модуля. Структура программы профессионального модуля: паспорт программы профессионального модуля, результаты программы профессионального модуля, структура и содержание программы профессионального модуля, условия реализации программы профессионального модуля, контроль и оценка усвоения программы профессионального модуля. Междисциплинарный курс. Назначение междисциплинарного курса, структура междисциплинарного курса, соотношение учебных элементов междисциплинарного курса с дискрипторами профессиональной компетенции. Этапы проектирования междисциплинарного курса.

Раздел 4. Игровые технологии

Тема 8. Теория и практика применения игровых технологий в образовательном процессе

Сущность игровых технологий, их место и возможности в учебном процессе. Классификация игровых технологий. Психолого-педагогическое и научно-методическое обеспечение игровых технологий. Характеристика образовательных и воспитательных целей игры. Психолого-педагогические принципы проектирования игровой технологии: имитационное моделирование конкретных условий; игровое моделирование содержания и форм профессиональной деятельности; проблемность содержания; ролевое общение; диагностичность, рефлексия. 

Тема 9. Организация игровых технологий

Основные этапы разработки и реализации игровой технологии. Выбор целей обучающей игры; разработка модели игры, выбор сюжета, конструирование игровой ситуации, определение сценария, ролей и средств игровой организации. Реализация игровой технологии: создание мотивационной сферы у участников игры, знакомство с правилами и требованиями игры; организация игрового цикла; формирование игровых мини-групп; выбор игровых органов подготовки; проверка, обсуждение и контроль. Методическое обеспечение игры. Методика разработки и подготовки проведения игры. Рекомендации по использованию ТСО, дидактических материалов.

Раздел 5. Дистанционное обучение

Тема 10. Общие проблемы дистанционного обучения

Особенности организации дистанционного обучения. Основные принципы дистанционного обучения. Модели дистанционного обучения и особенности организации обучения в различных моделях. Психологические особенности дистанционного обучения.

Тема 11. Проблемы контроля и определения эффективности в дистанционном обучении

Проблемы управления и администрирования учебной деятельности в дистанционной форме. Формы и виды контроля в дистанционном обучен


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.