Путь “мирного воина” или философия счастливого человека — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Путь “мирного воина” или философия счастливого человека

2020-04-03 306
Путь “мирного воина” или философия счастливого человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПУТЬ “МИРНОГО ВОИНА” ИЛИ ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

Человеческая жизнь драгоценна. И это утверждение – часть любой религии. Ведь только человек и именно человек может развиваться духовно. Ему доступно множество возможностей для роста, в отличие, кпримеру, от животных. Но действительно драгоценной жизнь становится тогда, когда мы эти возможности замечаем, и пользуемся ими. В этом курсе лекций я предлагаю тебе узнать, как сделать так, чтобы духовное развитие стало частью твоей повcедневной жизни.

 

Философия мирного воина.

 

Как не разделять духовную практику и повседневную жизнь? Ведь каждый день, который мы проживаем, может стать нашей полноценной практикой саморазвития. И через нее мы также можем помогать тем, кто оказывается рядом. Я называю людей, которые так живут, “мирными воинами”.

 

Многие из вас уже смотрели одноименный фильм и вдохновились его идеей. Она заключается в том, что не нужно быть кем-то особенным. Можно быть самым обычным человеком, который с утра собирается на работу, чистит зубы, делает свое дело, в общем, живет обычной жизнью. Но внутреннее отношение к ней и к событиям, которые происходят, в корне другое. Мирный воин все воспринимает через другую призму. Он видит, что каждый день дарит ему отличные возможности для продолжения практики. Для того, чтобы менять свой характер в лучшую сторону - прокачивать такие качества, как мудрость, терпение, сострадание, понимание жизни.

 

Для мирного воина каждый день – это практика с утра и до вечера. И это счастливый человек, который вокруг себя распространяет атмосферу спокойствия, умиротворения и принятия. И люди, с кем он соприкасается, тоже подхватывают эту волну: расслабляются, преободряются. И я знаю, что среди вас много людей, кто уже живет так, живет как мирный воин. И я надеюсь, что таких людей будет становиться все больше. Потому что, на самом деле, мирный воин – это соль земли. Поэтому в начале осени я решил записать курс лекций, посвященный философии мирного воина.

 

Лекции будут состоять из двух частей. Во-первых, теоретической, где я буду рассказывать о сути философии мирного воина и о 10 совершенствах, на которых она основывается. Во-вторых, здесь я буду делиться своими практическими советами о том, как жить в миру, и при этом не быть “не от мира сего”. Как не убегать из социума и каких-то ситуаций в свою пещеру. Как быть обычным человеком, у которого есть своя работа, бизнес, карьера, у которого есть семья, дети, обязательства, родители. И как при этом проживать свой день практикуя и не требуя для своего развития каких-то особых специальных условий. Вместо этого использовать для самосовершенствования любые возникающие ситуации. Последние годы я стараюсь жить именно так, и результатами этого тоже буду с вами здесь делиться.

 

Знакомство с десятью парами

 

Десять парами(т) – это десять совершенств, десять добродетелей, которые я предлагаю воспринимать как аналог банковского счета. Десять кармических счетов в кармическом банке. И наша задача в этой жизни и в последующих – работать над пополнением этих десяти счетов. Что это за десять счетов, и как мне пришло в голову такое сравнение рассказываю в истории ниже.

 

Открываем кармические счета

 

В буддистской традиции считается, что невозможно достичь просветления просто так. Из серии: жил себе человек, захотел просветлеть, сходил на какой-нибудь сатсанг или подписался даже на курс медитации, и готово! – Нирвана в кармане. Так не бывает. Потому что просветление - это кармически обусловленный феномен. То есть для того, чтобы оно случилось, должно совпасть очень много различных условий.

 

Это как если бы вы захотели посадить персики или вишню. Сначала вы должны посадить семечко в подготовленную почву, и сделать это нужно правильное время. Дальше вы должны ее поливать и ухаживать. Необходимо достаточное количество солнца, влаги... Очень много условий должны совпасть, чтобы родился плод этого дерева.

 

С просветлением все тоже самое. Считается, что для того, чтобы человек достиг освобождения или хотя бы приблизился к нему, необходимо соблюсти определенные условия. И развитие в себе десяти добродетелей – это и есть те самые условия.

 

Многие люди на востоке считают, что если в этой жизни у них нет возможности посвятить все свое время духовной практике, они обязаны практиковать десять парами. “Я не могу уйти в монастырь и медитировать там с утра до вечера, ну вот так сложилось. Я уже женат, уже есть работа, есть обязательства, и бросить все было бы не благом, а наоборот. Но для того, чтобы эту жизнь я не прожил напрасно, я буду методично и систематически работать над развитием десяти совершенств, которые, в свою очередь, обеспечат мне и в этой жизни и в следующей возможности для духовного развития”.

 

И рассуждая так – это на самом деле очень важная часть мировосприятия и философии мирного воина – мирный воин идет по жизни. И он, сознательно или нет, работает над развитием определенных качеств. И возможно, что когда мы будем эти качества разбирать (когда вы будете читать пост дальше), вы заметите, что, может, даже никогда про это не слышали, но так или иначе интуитивно практикуете десять совершенств. А если и всю свою жизнь попробовать воспринимать через призму развития этих десяти совершенств, то окажется, что ни один день не будет прожит напрасно. В каждый из них есть очень много возможностей для работы над одним, двумя, а чаще всеми этими качествами. “Парами” переводится не только как “совершенство”, есть еще красивая метафора – “состояние ума, ведущее на другой берег”. То есть это состояние ума, развивая которое вы создаете условия и предпосылки для своего просветления.

 

Как практиковать парами

 

В течение дня проживать все эти качества, наблюдая за тем, как их можно было бы развить и усилить в себе. Если ты всерьез заинтересуешься такими проработками, то могу предложить хорошую практику. Выбери какое-то одно качество, например, терпение, или, например, щедрость и сделай это качество темой целой недели, а возможно даже месяца. И в течение этого времени максимально глубоко исследуй это качество в своей жизни.

 

Как оно проявляется? Где ещё можно было бы его проявлять? Как можно использовать различные ситуации для того, чтобы развивать это качество? Опять же, понимая: это те инвестиции, которые никогда не сгорят, и ты обеспечиваешь себе тем самым духовное развитие и в этой жизни, и во всех последующих.

 

I. ДАНА - ЩЕДРОСТЬ

 

В переводе с языка пали “Дана” означает «щедрость». (К слову, именно так мы с Наташей назвали нашу дочь – Даной). Щедрость, отдавание, бескорыстие. И десять совершенств, которые мы разбираем, пришли из буддийской традиции Тхеравада. Но есть еще другой список совершенств – из традиции Махаяна. Там выделяется не 10, а 6 качеств. БОльшая часть из них повторяется, и примечательно, что оба списка начинаются с Даны – щедрости. Тем самым можно сделать вывод о том, что щедрость имеет очень большое значение для духовного развития.

 

Проявления щедрости

 

Сразу оговорюсь, что те сферы, которые я перечислю – это не более, чем примеры из моей жизни. И этот список ни в коем случае не ограничивает возможности щедрости. Я буду только рад, если у тебя появятся свои инсайты, истории, ситуации, которые помогут нам увидеть, насколько многообразно можно проявлять щедрость.

 

Тест на щедрость

 

Чтобы понять, насколько ты щедр или насколько жаден, представь, что к тебе домой пришли гости. Особенно если это произошло внезапно, а гости нагрянули без приглашения. Рад ли ты этим людям? Готов ли о них позаботиться: приготовить еду, дать покровительство, защиту, приют, если нужно уложить спать? Или воспринимаешь их как людей, которые вторглись без разрешения в твое личное пространство? И думаешь: «теперь ими надо заниматься, зачем они приперлись, их никто не звал...» По моим наблюдениям, это хороший критерий для оценки. Ответь себе на этот вопрос честно.

 

Щедрость в труде

 

Важно понять, что щедрость – это не только про деньги, и не только про материальное. Разумеется, это и про них тоже, но ими не ограничивается. Например многие из нас работают в компаниях или имеют свой бизнес. И в этой важной сфере реализации каждого человека - в своем труде – тоже можно быть щедрым или жадным. Как проявляется щедрость в труде? По моим наблюдениям, она проявляется в двух качествах:

 

1) Самоотдача – это значит, что вы полностью посвящаете себя своей работе, делу. И если занимаетесь этим, то выкладываетесь по полной программе. Сейчас очень многие работают вполсилы, и, к своему стыду, я сам был одним из таких халтурщиков, когда работал юристом. Я жил в парадигме, заключающейся в том, что лучше не перенапрягаться. То есть, в принципе, достаточно каких-то минимальных усилий для того, чтобы получать зарплату и чтобы тебя не выгнали.

 

И на глубинном уровне это на самом деле выражение жадности. То есть вы жалеете, вам жалко энергии на свой труд, свое дело. Часто люди так себя ведут потому, что верят: если сэкономят свои силы, свою энергию, то у них ее станет больше. Но так не происходит. И многие именно по этой причине все время чувствуют хроническую усталость. И наоборот, те люди, которые к своему делу относятся с энтузиазмом, горящими глазами и самоотдачей, они получают много энергии, много драйва и большую отдачу от того дела, которым они занимаются.

 

2) Бескорыстие – это не означет, что вы работаете бесплатно. Нет. Просто то, что вы делаете, не мотивируется деньгами в первую очередь. То есть на первом месте у вас создание ценности и служение другим людям. Именно это заставляет вас идти на работу и что-то там делать. Деньги, возможности, развитие, другие плюсы, которые вы получаете на работе, - это приятный бонус и следствие. Но не первопричина.

 

К сожалению, я вижу, что сегодня у многих людей картина такая: есть нелюбимая работа, на которой человек трудится вполсилы, и в качестве отдушины есть еще какое-то увлечение для души. Да, так можно жить. Но стремиться лучше к тому, что бы все, что вы делаете, было по душе и от сердца. И чтобы вы занимались не только проектами, на которых зарабатываете, но и проектами, которые вы делаете благотворительно, которые вообще никак не связаны с зарабатыванием денег. То есть вы их делаете просто в духе служения.

 

Подумай, как это может проявляться в твоей сфере деятельности. Я думаю, ты сможешь найти какие-то интересные варианты. И здесь самое важное - делать это с такой же самоотдачей, как и те проекты, за которые ты получаешь деньги.

 

Виды пожертвований

 

Кому помогать? Как? Кого поддерживать? Закономерные вопросы для мирного воина в начале пути. Поэтому разберем этот вопрос подробно.

 

Пожертвования делятся на три вида: сделанные в невежестве, в страсти, в благости. И очень важно разбираться в этих вещах. Очень важно осознавать, в какой гуне (качестве, свойстве, преобладающем в человеке) вы совершаете то или иное дарение. Потому что совершенное, например, в гуне невежества, оно имеет негативные последствия. Причем, как для дарителя, так и для принимающего дар. Это когда вы, допустим, даете деньги человеку, который просит их на выпивку. В конечном итоге это приводит к тому, что вы сильно портите прежде всего свою карму. Поэтому старайтесь делать пожертвования в благости. То есть те, которые позволят людям развиваться.

 

Практикуем Дану

 

Понаблюдай, поосознавай, в каких ситуациях ты можешь проявить щедрость. И задавай себе вопрос: а сейчас я проявляю щедрость? Или я проявляю жадность? Иногда ответ бывает такой: я не проявляю ни то ни другое, я проявляю мудрость. И это тоже нормально. Попробуй понаблюдать за этим в мелочах.

 

Я думаю, у каждого в жизни была какая-то спонтанная ситуация, когда вы сидели и ели, допустим, сэндвич, а рядом сидел какой-то неблагополучный человек, бездомный. И вы спонтанно просто отломили часть своего бутерброда и дали ему в руку. И доев свою половину осознали, что вам этого количества было достаточно, вы насытились. При этом вы тут же смотрите на человека, который стал счастливым благодаря вашей такой спонтанной щедрости. В этот момент вы не чувствуете, что у вас чего-то убыло, вы ощущаете радость.

 

На самом деле, практика щедрости дарит много радости, много удовлетворения и много счастья. Если вы хотите быть счастливым человеком, отдавайте больше, служите больше. А щедрость, в конечном итоге, это про служение, это про то, чтобы жертвовать собой и своими интересами. Опять же без фанатизма. До той степени, пока вы чувствуете, что у вас остается свой ресурс.

 

В семейной жизни, к примеру, это очень наглядно проявляется. И те, у кого есть дети, хорошо понимают, о чем речь. Это то чувство, когда у тебя есть какие-то свои личные интересы, ты бы хотел сейчас посидеть на диване, почитать умную книжку, но ты не можешь, потому что вместо этого тебе нужно служить своей семье, выполнять свои обязанности. Может, пойти за продуктами, сделать то, принести это. И ты жертвуешь своими интересами, ты служишь другим, но одновременно ты чувствуешь очень много смысла в своей жизни, очень много удовлетворения. Впрочем, опять же, это должно быть сбалансировано мудростью. Наряду с самоотдачей, вы должны уделять время и себе. Как минимум для того, чтобы наполняться, чтобы у вас был ресурс продолжать отдавать и служить другим, делиться с ними. Поэтому каждый мирный воин находит время для себя. Для медитации, пранаямы, йоги, цыгуна. Тут каждому свое.

 

Сегодня наблюдай и осознавай щедрость. Как она проявляется в жизни, что чаще проявляется - щедрость или жадность.

 

 


III. ТЕРПЕНИЕ

 

Терпение - одно из самых главных совершенств человека. Считается, что развитие этого качества значительно приближает нас к просветлению. Есть даже афоризм, который приписывают Будде: «В конце пути – свобода, но до тех пор – терпение». И сегодня мы поговорим о том, почему терпение ценится настолько сильно, что считается одним из обязательных условий для духовного развития и освобождения.

 

Выше я уже говорил, что есть разные уровни практики совершенств. Можно практиковать из страха, но гораздо более глубокая практика происходит из понимания и сострадания к другим людям. Можно быть щедрым напоказ, просто, чтобы все говорили, какой ты хороший человек. Но гораздо эффективнее, когда мы практикуем дану и балансируем ее мудростью, и делаем это из чистых намерений. Тоже самое, когда мы говорим про терпение.

 

Уровни терпения

 

1. Самый поверхностный. Но это не значит, что он плохой, напротив, он может быть очень полезным. И этот уровень терпения тоже надо развивать. Первый уровень – это когда мы что-то терпим из насилия воли. Мы просто это “претерпеваем”. Мы это выносим, так сказать. И вместе с этим страдаем внутренне. То есть возникает какая-то ситуация, которая нам причиняет боль и страдания, но несмотря на это мы терпим. Иногда в жизни бывают ситуации, когда нам действительно надо перетерпеть.

 

Например, когда мы пошли в поход. Мы уже устали, а идти еще несколько километров в треккинге, и надо просто потерпеть и все же дойти. И уже ноги натерты, уже спина болит от тяжелого рюкзака, и уже закочилась еда и вода, а надо просто продолжать движение, надо просто дойти до следующей остановки. Вот это и есть терпение насилием воли. Вот это полезно, и этим стоит заниматься. В жизни часто возникают возможности для прокачки силы воли. Но важно понимать, что терпение как совершенство не сводится только к прокачке силы воли. Есть более глубокие и высокие уровни терпения.

 

2. Мы говорили уже, что фундаментом, например, для нравственности должно стать сострадание. Мы не хотим причинять ни себе ни другим существам страданий. Поэтому нравственность становится нашим внутренним императивом. А вот у терпения сразу несколько фундаментов.

 

Терпение на фундаменте мудрости

 

Именно на фундаменте мудрости возникает более высокий, более глубокий уровень терпения. О чем это? Терпение в мудрости = понимание, что в этом мире нет ничего случайного. На все есть свои причины, на все есть свой закон. Закон причины и следствия, закон кармы. И чем больше вы исследуете в жизни этот закон, тем мудрее становитесь. Вы начинаете понимать, что никто не хочет специально, злонамеренно заставить вас страдать. Часто ситуации такие, какие они есть. И на это есть свои причины. Для примера разберём ситуацию, в которой многие из нас могут практиковать терпение ежедневно.

 

Пробки. В таких больших городах, как Москва, многие люди каждый день по несколько часов проводят в пробках. И это отличная возможность практиковать терпение, основанное на мудрости. Например, можно порассуждать: почему возникают пробки? Откуда они берутся? И чем больше вы будете в это углубляться, тем глубже вы будете понимать, как возникают пробки, что они появляются не для того, чтобы вас выбесить и позлить, но как проявление естественного закона природы.

 

Вы можете подумать, что в этом городе очень много людей, и все эти люди сейчас куда-то едут. Утром они едут на работу, вечером возвращаются к своим семьям. Почему в этом городе так много людей? Потому что это столица. Потому что кармические желания этих людей, включая вас, привели всех в этот город. Есть какие-то внутренние амбиции, цели и желания, реализацию которых человек связывает именно с этим городом. В каком-нибудь Саранске, в каком-нибудь маленьком провинциальном городе желание быть богатым, успешным, знаменитым, заработать много денег или стать лучшим в какой-то сфере жизни осуществить невозможно. Опять же это и не плохо и не хорошо. Просто так есть.

 

И вы осознаете, что все люди, ведомые своей кармой в этот город, сейчас сидят в железных коробках на колесиках и куда-то едут. И в то же самое время могут добавиться погодные условия, которые замедляют движение. Может быть дождь, снег. Может быть какое-то дорожное происшествие там, впереди, которое приводит к этой пробке. Может быть какой-то светофор, который поломался или плохо настроен. И это все - огромное количество причин, которые привели к такому следствию. И нет ни одного конкретного человека, кто бы был за это ответственен, и кого можно в этом обвинить.

 

Обратите внимание, каждый раз, когда вы хотите обвинить в чем-то какого-то конкретного человека - это не есть проявление мудрости. Потому что таких причин всегда много. И никакой чиновник или мэр города не виноват и не ответственен за то, что вы стоите в пробке. И если вы рассуждаете таким образом, то вы начинаете больше чувствовать принятие ситуации и в вас рождается терпение, которое основано именно на мудрости. Вы начинаете рассуждать из серии: “хорошо, но в конечном же итоге, это же мой выбор - жить в этом городе. Я решил, что я хочу жить в городе, в котором пробки - частое явление”. Отмечу, что пробки здесь мы взяли лишь как пример, один из многих, и вот еще один - погода.

 

Это может быть город или регион, в котором постоянно пасмурно, постоянно дожди. И, согласитесь, это очень глупо - обижаться на погоду. Мудрость - в осознании, что далеко не все в этом мире находится под нашим контролем. И чем больше вы будете исследовать, тем больше у вас будет открытий о том, что вообще мало что находится в этом мире под нашим контролем. Мы даже свое тело не можем контролировать. Тем более погоду или настроения других людей. Да что там, мы мысли наши контролировать и то не можем. На самом деле, одно из немногих, но очень ценное, что мы можем контролировать - это наше отношение к происходящему, отношение к ситуации.

 

И развитие мудрости приводит к тому, что у нас становится больше терпения. А почему этот уровень выше, чем просто терпение из силы воли? Потому что когда мы практикуем терпение, основанное на мудрости, у нас меньше страданий. Мы просто меньше психуем от ситуаций. Мы принимаем вещи такими, какие они есть. К примеру, понимаем: “Окей, Москва - это город, который даёт больше возможностей, но в этом городе есть и свои минусы. Постоянные пробки или нехватка бесплатных парковочных мест. Мало природы и загазованный воздух. Окей, вот Москва, она такая”.

 

И мы понимаем, что ну не бывает так, что только плюсы, должен быть баланс, поэтому есть какой-то противовес. Вы можете переехать в деревню, где отличная экология и нет пробок. И где один трактор на деревню. Но там не будет тех плюсов, которые есть в большом городе. И когда вы это понимаете, вы меньше нервничаете и расстраиваетесь. Вы думаете: “Ну хорошо, я тогда свое внимание перенастрою на те плюсы, которые есть в этой ситуации”.

 

А если в этой ситуации вообще нет плюсов, то это уже большой вопрос к вам - почему вы это сознательно выбрали? Ну, сознательно или несознательно, но это ваша ответственность. Почему тогда вы решили, что вы должны жить здесь, работать здесь? И тогда у вас есть выбор поменять свое решение. Так что мудрость и терпение развивают друг друга и очень связаны.

 

И смотрите, вот на простом примере, мы же никогда не расстраиваемся и не психуем из-за того, что в феврале или в марте в вашем саду до сих пор не поспели персики? Вы понимаете, что сейчас просто не сезон. Если вы хотите персиков с вашего огорода, то придется подождать. Потому что для того, чтобы они созрели, нужно соблюсти множество условий. И одно из этих условий – тепло и солнечный свет и т.д. Но вы смотрите за окно, а там стужа, февраль, снег, и вы не расстраиваетесь, что нет плодов на ваших деревьях.

 

Тоже самое происходит, когда вам приходится практиковать терпение. Вы осознаете, что для этой ситуации или результата, которого вы хотите, сейчас просто нет условий. Это не значит, что это невозможно, это не значит, что в будущем этого не случится. Просто в моменте здесь и сейчас недостаточно условий для получения того, что вы хотите.

 

Обратите внимание, каждый раз когда мы проявляем нетерпение, мы стремимся приблизить желаемое будущее. То есть по факту мы находимся не в настоящем моменте. Наш ум убегает вперед. И это тоже одна из возможностей практиковать терпение - вновь и вновь возвращаться в настоящий момент.

 

Задайте себе вопрос: “Так, хорошо, я снова нетерпелив. Что я хочу заполучить быстрее, чем это возможно?” Посмотрите на это и осознайте: “Хорошо, в будущем это будет, но сейчас есть так, как есть. И я буду лучше с тем, что есть сейчас”. И обратите внимание, у нас всегда есть выбор: либо мы проявляем терпение, либо мы страдаем, расстраиваемся, бесимся. Вот этот выбор, он всегда: “либо либо”. Это как две стороны одной монеты.

 

И если вы практикуете терпение, помните - вы практикуете одну из самых главных добродетелей, совершенств, которые ведут к вашему духовному развитию. То есть вы проводите свое время отнюдь не напрасно, вы проводите его с максимальной пользой для своего развития. Но если этого не происходит, то вы просто беситесь, просто расстраиваетесь, вы просто грустны, печальны и злы на весь мир и на себя. То есть порождаете плохую карму. Поэтому, возвращаясь к нашим примерам, вы можете и в пробке практиковать мудрость, и развивать терпение. Либо вы будете сеять плохие семена своей злости и ненависти по отношению к другим, к себе и к этой ситуации.

 

Терпение на фундаменте сострадания

 

Подлинное терпение держится не только на мудрости, но и на сострадании. И это довольно очевидно, потому что терпение мы практикуем не только стоя в пробке и промокая под дождем. Общение с другими людьми - то, что есть в жизни каждого человека - это также огромное поле возможностей для практики терпения. Мы делаем это, когда общаемся со своей женой, либо женщиной, ну и, соответственно, с мужем, мужчиной. Мы практикуем терпение, когда общаемся с детьми, когда мы воспитываем детей, особенно маленьких детей и подростков. Мы практикуем терпение, когда общаемся с родителями, с начальником или подчиненными. С друзьями, и даже с таксистом.

 

На самом деле, если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что в каждом социальном взаимодействии в течение дня у вас есть возможность практиковать терпение. И такая практика как раз может развивать сострадание и мудрость. Более того, она ими очень хорошо поддерживается и дополняется.

 

Когда, например, вы разговариваете со своими родителями и чувствуете, что они начинают вас бесить своими рассказами о том, что вы слышите на протяжении последних лет так пятидесяти.... То вы можете в это время отшагнуть внутренне от этой ситуации, посмотреть на нее со стороны, дать ей пространство и осознать: “Ну, вообще-то, это мои родители. Это люди, благодаря которым я в принципе появился на свет. Это люди, которые пошли на большие жертвы, чтобы у меня было в жизни то, что я имею. И уже просто в силу факта моего рождения я этим людям благодарен до конца жизни. Какими бы они ни были, чтобы они не говорили, я желаю им счастья благополучия. Я желаю, чтобы они меньше страдали…” Это сострадание.

 

И во-вторых, мудрость. Мудрость в общении с другими людьми выражается в таком понимании: “Вообще-то другой человек тоже обусловлен. Культурой, какими-то стереотипами, которые он, возможно, впитал от своих родителей, общества, той работы, тех взглядов, того круга общения. В некотором смысле он сам себе даже не принадлежит, сам себя не контролирует. Каждый человек, на самом деле, на 90% - это просто набор каких-то автоматических реакций, автоматических привычек, обижаться на которые глупо. И глупо из-за этого злиться”. Если вы смотрите в глубину, в корень, то понимаете, что человек, на самом деле, сам страдает. И тогда вы сможете внутренние желать ему счастья, если действительно его любите. И быть с ним терпеливыми.

 

Как правильно терпеть

 

Часто люди неправильно понимают значение выражения “быть терпеливым”. Они думают, что это о сдерживании своих эмоций внутри. И если, например, ваш партнёр вам что-то говорит, а вы внутри просто беситесь, хотите сейчас же его убить, удушить, то внешне вы сохраняете хладнокровие. Но на самом деле, вы только подавляете гневные эмоции. И это не совсем терпение в понимании духовного развития. Почему? Потому что по факту вы уже совершаете убийство, просто на более тонком уровне - уровне мыслей, намерений и желаний.

 

А подлинное терпение - это когда вы и внешне ничего не выражаете, и внутри у вас спокойно. И это происходит только тогда, когда у вас уже довольно хорошо развиты другие совершенства: мудрость, сострадание и невозмутимость. Про невозмутимость мы будем говорить дальше, и это тоже то совершенство, которое поддерживает терпение. Невозмутимость + терпение = самообладание, при котором негативные эмоции у вас уже не провоцируются словами других людей или какой-то ситуацией. Они просто не успевают, потому что вы настолько научились работать со своим умом, и он настолько натренирован, что не ведётся на какие-то провокации. Кто-то говорит вам обидное грубое слово, но вас это не задевает, не вызывает вспышку гнева или раздражения. Вот это и есть реальное терпение. Когда оно становится уже неким таким смирением. Но смирением отнюдь не перед тем, что вам не нравится или что бесит. А смирением оттого, что вы внутри очень мирные, внутри у вас мир и покой.

 

И теперь я хотел бы вернуться к тому, с чего начал. Считается, что терпение - это то качество, которое вплотную приближает нас к просветлению. И, возможно, теперь вам понятно почему. Для того, чтобы практиковать терпение на фундаментальном уровне, требуется одновременное развитие и многих других качеств. Таких как мудрость, сила воли, невозмутимость, сострадание. Именно поэтому такой человек уже близок к пробуждению и к просветлению.

 

IV. ПРАВДИВОСТЬ

 

Эта тема очень непростая, и, возможно, для тебя будет болезненной, но тем не менее пропускать ее нельзя.

 

Первое, что важно понять - совершенство правдивости всегда должно балансироваться другим совершенством. Состраданием. Если вы развиваете совершенство правдивости, но одновременно с этим не развиваете совершенство сострадания, то ваша правдивость становится очень колкой, очень болезненной. Вы тыкаете в глаза людям своей иголкой правды, причиняя лишь страдания, и не помогая им развиваться.

 

Уровни правдивости

 

На поверхностном уровне правдивость - это о том, чтобы не врать другим. Мы об этом уже говорили, когда изучали принцип нравственности. Врать другим = заставлять других страдать, а в конечном итоге - страдать и самому. Чаще всего бывает так, что многие люди врут без какого-то злого умысла. Это просто плохая привычка. Вместо того, чтобы сказать правду, какой бы она ни была, они что-то придумывают. И такая ложь, как правило, довольно безобидна (по крайней мере так кажется), но к чему это приводит? К тому, что ваша жизнь становится слишком сложной. Чтобы покрыть первую ложь, нужно придумать вторую. А ее, в свою очередь, покрывает третья ложь. И так на ровном месте создается конструкция из лжи, которая, на самом деле, никому не нужна, и ничего не даёт. Только усложняет вашу жизнь. Поэтому принцип правдивости в речи очень важен.

 

Но подробнее остановиться мне бы хотелось на более глубоком уровне правдивости. Это уровень нашей бытийности. Ведь одно дело - говорить правду, а другое - ЖИТЬ правду. Жить правдиво. Это очень непростая тема. Интересно, что когда я готовлю пост, мне Вселенная нет-нет, да подкидывает какие-то интересные примеры.

 

Будни Будвы

 

За день до написания этого текста мы с Наташей оказались на черногорском курорте Будва. К слову, мало чего о нем зная. И оказалось, что Будва - это такое идеальное место для деградации. Потому что главные ценности местного отдыха - интоксикация и обильное переедание. Мы не любим в таких местах оказываться, но вот так сложилось. И вечером, когда я пошёл супермаркет за продуктами, я стал свидетелем одной очень показательной сцены, как нельзя лучше иллюстрирующей вот, ту самую правдивость на уровне бытия.

 

Я наблюдал, как мужчина лет 40-45 (по таким мужчинам всегда сложно понять их возраст), такой классический отдыхающий с широкой шеей, широкой спиной, с загаром.. И он стоит со своим сыном, которому лет 10, и долго выбирает алкоголь. Причём они с сыном, как такие приятели в этом деле. Они советуются. Он возьмёт одну бутылку в руки, тщательно ее изучит, поцокает языком и скажет своему сыну: “Ты представляешь, мы эту бутылку брали там где-то в другом месте за 4,20, а здесь 4,60. Вот, зараза, вот наживаются на туристах!” Потом другую бутылку возьмет, а сын ему что-то такое подсказывает или спрашивает, типа “Почему вот это не возьмём? Или это?”

 

И я это всё к чему? Сейчас этот парень еще даже не подросток, ему всего 10 лет. Но через некоторое время, буквально через 3 года, неминуемо в этой семье настанет пора для разговоров об алкоголе и трезвости. Как правило, это происходит тогда, когда ребенок в первый раз надрался и пришел домой в стельку пьяный. И здесь отец должен поговорить серьезно со своим сыном. Сказать ему: “Сынок, вообще-то пить нельзя. Пить - это плохо, поэтому не пей”. Представьте в этой семье этот разговор! Отец, который своим бытием, своей жизнью, своим личным примером транслирует, что пить - это хорошо, это надо, это объединяет, и он сам пьет всю жизнь. Вот как он своему сыну скажет, что пить нельзя и плохо? В этих словах не будет никакой правды, не будет никакой силы. Сын вообще не поймет, о чем речь. “Пап, ты чего? Мы же с тобой эти бутылки выбираем ВМЕСТЕ с самого моего детства. Ты чего, пап?”

 

Будни Ганди

 

Возможно, ты уже слышал притчу про Махатму Ганди, к которому одна женщина привела своего маленького сына, страдающего от диабета?

 

Женщина попросила: “Махатма, сын никого не слушает, пожалуйста, хоть ты скажи ему, чтобы он не ел сладкого!” На что Махатма ответил: “Хорошо, приходите ровно через месяц”. Удивленная таким ответом мать согласилась, и они прождали целый месяц, и пришли снова. И тогда Махатма сказал сыну всего лишь одну фразу: “Дорогой, пожалуйста, не кушай сладкое”. Мать спросила, возмутившись: “Слушай, почему ты не мог сказать то же самое месяц назад? Зачем ты заставил нас ждать целый месяц?” На что Ганди ответил: “Ты знаешь, когда вы пришли в первый раз, я сам ел сладкое. И если бы я сказал твоему сыну не есть, то в моих словах не было бы никакой силы. С тех пор как ты тогда ушла, целый месяц я постился и не ел сладкого. Поэтому теперь эти слова заряжены силой, и они окажут влияние на твоего сына”...

 

И это действительно так. Я думаю, каждый из вас убеждался в этом и в своей жизни, и наблюдая за жизнью вокруг. Правда должна быть “внутренней”. И только тогда ваши слова будут иметь силу, только тогда ваш пример будет действительно вдохновлять других.

 

Все врут

 

Если оглянуться вокруг (если вы действительно наблюдательны и проницательны), то станет очевидно - ложь повсюду. Повсюду этот фейк, это лицемерие, эти маски, куда бы мы ни посмотрели. Взять хотя бы отношения между мужчиной и женщиной. И что мы видим? Что и здесь сплошной фейк. Во-первых, женщины все время пытаются создать какой-то образ. Вот откуда пошло это повальное увлечение искусственностью? Увеличивать губы, менять форму носа, размер груди, наращивать волосы, наращивать ресницы… Что там ещё делают женщины? Это что, правдивость?

 

В этом году к нам на Ладогу приезжал лучший в стране специалист по физиогномике - это такая наука, благодаря которой по лицу человека можно узнать о нем очень многое. И в беседе с ним подняли как раз вопрос: когда девушка увеличивает себе губы - это о чем говорит с точки зрения физиогномики? Ответ был такой: Губы - маркер чувственности человека, насколько он страстный, насколько он чувственный. Интуитивно, скорее неосознанно (но кто-то и осознанно, конечно) женщина увеличивает губы, чтобы транслировать в мир свою сексуальность, страстность, чувственность и, как следствие, привлекательность. Причем бОльшую, чем есть на самом деле. И это ложный маркер. То есть ты такой на самом деле не являешься, но пытаешься создать этот образ искусственно. Тоже самое макияж, тоже самое все эти увеличенные силиконовые груди и прочее. Лишь попытка создать некий внешний образ, совсем не являющийся отражением внутреннего.

 

Во-вторых, мужчины. Они ничем не лучше, на самом деле. Ведь тоже довольствуются фейком. Когда какой-нибудь клерк, которому едва хватает денег, чтобы сводить концы с концами, влазит в кредит и берет дорогую иномарку или какие-нибудь дорогие часы. Это для чего? Для того, чтобы произвести фейковое впечатление на окружающих, будто он супер-успешный, богатый и вообще альфа-самец. Чтобы на него клюнула та самая, вот с этим ложным маркером супер-чувственной и сексуальной.

 

И вот они встречают друг друга, и она вся такая сексуальная, а он весь такой богатый альфа-самец. А что происходит дальше? А дальше в этих отношениях они пытаются свой образ поддерживать. Но это всё требует очень больших усилий. Поэтому либо отношения быстро заканчиваются, либо в них начинается самый интересный период - период испытания правдой. Это когда женщина и мужчина начинают видеть друг друга такими, какие они есть на самом деле. Если они эту стадию проходят, их отношения становятся более честными, более правдивыми, более искренними. А если они этой правды не выдерживают, то заходят на очередной лже-круг ада, выходя на охоту в поисках какого-то очередного фейка.

 

Правда про других

 

Когда речь заходит о правдивости, то я часто слышу воп


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.