Глава I. Методики профориентации — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава I. Методики профориентации

2020-04-03 99
Глава I. Методики профориентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..……3

ГЛАВА I. МЕТОДИКИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ………………………………..……4

ГЛАВА II. СООТВЕТСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ И ИХ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ ПРОФЕССИЙ…………………………………………8

ГЛАВА III. ПРОФЕССИИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ……………………….……….10

3.1. Профессии, которые окажутся не востребованными……………...…...……10

3.2. Профессии будущего…………………………………………..…………..…….12

Заключение………………………………………………………………………...……13

Список источников и литературы………………………………………………...…14


ВВЕДЕНИЕ

Вхождение во взрослую жизнь для старшеклассников, зачастую, характеризуется серьезной проблемой – это выбор будущей профессии. И именно от этого важного вопроса зависит дальнейший ход жизни человека. Современный мир развивается быстрыми темпами и вместе с ним изменяются все сферы человеческой жизнедеятельности. Появляются высокотехнологичные устройства – роботы, которые начинают заменять людей.

Актуальность темы заключается в том, что с каждым годом все больше и больше сокращается количество профессий, в которых необходимо участие человека. И если мы не будем успевать за темпами этого развития, то можно вообще остаться без работы. Наш проект призван помочь выпускникам 9-х и 11-х классов определиться с профессией будущего.

Цель исследования: выявить профессии, которые не потеряют свою актуальность и не будут заменены робототехникой в будущем.

Гипотеза: «Со временем машины заменят человека в большинстве профессий».

Задачи исследования:

- выявить оптимальную профориентационную методику;

- провести профориентационный срез в профильных классах;

- исследовать мнение старшеклассников на счет перспективности различных профессий;

- выявить профессии, которые будут заменены и усовершенствованы в следствии технического прогресса;

- выявить профессии, которые сохранятся, несмотря на технический прогресс.

Методы исследования:

- изучение и анализ необходимой литературы;

- анкетирование

ГЛАВА III. ПРОФЕССИИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Профессии будущего

Изучая статьи в «Атласе новых профессий» [16] мы можем найти такие профессии как IT – медик («Специалист с хорошим знанием IT, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования»), инженер производства малой авиации («Этот специалист занимается проектированием и моделированием дешевых летательных аппаратов малой гражданской авиации различной сложности»), игроматсер («Специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использование симуляторов»), медиаполицейский («Страж порядка в медиасфере. Ищет нарушения законодательства путем мониторинга медиаресурсов лично и / или с помощью специальных программ»), архитектор живых систем («Специалист по планированию, проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов. Такой профессионал будет незаменим в автономных городах – он сможет рассчитать необходимую мощность биореакторов, разработает проекты городских ферм и тщательно продумает систему переработки мусора») и мультивалютный переводчик («Специалист по организации систем обмена традиционных, заслуговых и альтернативных валют»).


 

Заключение

Наше время отличается большими и резкими переменами во всех сферах жизни общества. Стремительное развитие приобрели такие стороны жизни как технологии, Сеть, Интернет и технические устройства. Все это не остается, где – то там, за нашими спинами, а напрямую влияет на нашу жизнь и ее ритм. Это все находит свое отражение и на нас – современных подростках. Может быть наша жизнь и стала чуточку легче, но выбирать нам стал гораздо сложнее. Свои слова легко объяснить: те же 20 – 25 лет назад все профессии весьма отличались друг от друга, они все носили разные направления, и чтобы обучиться на кого – то надо было сдавать различные предметы. А сейчас все профессии связаны с одним лишь словом – IT: IT – медик, IT – инженер и так далее. Тем более, если учитывать тот факт, что у каждой личности свои наборы различных способностей и умений, и не у всех могут быть склонности к технологиям и компьютерам.

Таким образом, мы выявили наиболее устаревшие и, напротив, актуальные и высокооплачиваемые профессии. Можем сказать, что результаты проведенных нами опросов среди 9 – х, 10 – х и 11 – х классов не сильно совпадают с тем, что мы привели из «Атласа новых профессий». Например, в список устаревших профессий ученики чаще всего вносили художников, бухгалтеров, экономистов и продавцов – консультантов, тогда как в электронном источнике были представлены совсем иные направления. А вот в чем сошлись как все параллели, так и авторы «Автора», так это в том, что в будущем всем будут «заправлять технологии» и все профессии будут связаны или основаны только на технологиях.

Мы надеемся, что наш проект поможет ребятам в будущем в выборе их дальнейшей профессии.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..……3

ГЛАВА I. МЕТОДИКИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ………………………………..……4

ГЛАВА II. СООТВЕТСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ И ИХ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ ПРОФЕССИЙ…………………………………………8

ГЛАВА III. ПРОФЕССИИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ……………………….……….10

3.1. Профессии, которые окажутся не востребованными……………...…...……10

3.2. Профессии будущего…………………………………………..…………..…….12

Заключение………………………………………………………………………...……13

Список источников и литературы………………………………………………...…14


ВВЕДЕНИЕ

Вхождение во взрослую жизнь для старшеклассников, зачастую, характеризуется серьезной проблемой – это выбор будущей профессии. И именно от этого важного вопроса зависит дальнейший ход жизни человека. Современный мир развивается быстрыми темпами и вместе с ним изменяются все сферы человеческой жизнедеятельности. Появляются высокотехнологичные устройства – роботы, которые начинают заменять людей.

Актуальность темы заключается в том, что с каждым годом все больше и больше сокращается количество профессий, в которых необходимо участие человека. И если мы не будем успевать за темпами этого развития, то можно вообще остаться без работы. Наш проект призван помочь выпускникам 9-х и 11-х классов определиться с профессией будущего.

Цель исследования: выявить профессии, которые не потеряют свою актуальность и не будут заменены робототехникой в будущем.

Гипотеза: «Со временем машины заменят человека в большинстве профессий».

Задачи исследования:

- выявить оптимальную профориентационную методику;

- провести профориентационный срез в профильных классах;

- исследовать мнение старшеклассников на счет перспективности различных профессий;

- выявить профессии, которые будут заменены и усовершенствованы в следствии технического прогресса;

- выявить профессии, которые сохранятся, несмотря на технический прогресс.

Методы исследования:

- изучение и анализ необходимой литературы;

- анкетирование

ГЛАВА I. МЕТОДИКИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 «XXI век – это век технологий и стремительных изменений». Все мы слышали эту фразу, но мало кто задумывался над ее значением. Мир вокруг нас преобразился: появились новые технологии, устройства, были открыты и выведены новые законы, изменилось общество в целом. Современные люди, дети в большей части стали гораздо более серьезными. Они с большей ответственностью подходят к решению многих задач, таких как учеба, осознание самого себя, нередко, забота об окружающей среде, но особенно – свое будущее и своя будущая профессия.

Выбор будущей профессии в настоящее время – это очень тяжелое решение. На современных подростков сейчас влияет гораздо больше факторов выбора, чем те же 15 лет назад: популярность каких-либо направлений, разнообразные интересы и увлечения личности, влияние семьи, друзей, СМИ. Чтобы облегчить решение этого важного вопроса, от которого зависит будущее человека, многие ученые создали свои различные методики, помогающие ребятам определиться с выбором профессии. Эти методики были названы методиками профориентации.

Подобных методик существует великое множество, каждая из них имеет свои отличительные черты и направлена на какое-то свое течение. Но, к сожалению, все эти профориентационные способы имеют как свои плюсы, так и свои минусы. Один общий их недостаток – это идеализированность. В идеальной ситуации подросток должен быть стрессоустойчивым, целеустремлённым, активным и должен уметь быстро подстраиваться под ситуацию на рынке. По факту ученики 9-10 классов практически не обладают знаниями о реальной обстановке на рынке труда и вследствие этого, они не могут рационально и со всей ответственностью подойти к выбору профессии. К проблемам профориентации относят: большая загруженность учебной программы у выпускников: обилие факультативов, дополнительных, домашних работ и пр.; малая информированность учеников о реальной ситуации на рынке труда и профориентации вообще; отсутствие серьезного подхода учащихся к выбору профессии и пр. Подводя итог первой части можно сказать, что все эти методики созданы на разных теоретических подходах, поэтому не всегда совпадают с реальностью. Мы собрали наиболее эффективные методики для того, чтобы помочь школьникам с определением своей будущей профессии, потому что, заканчивая школу, ученик должен четко осознавать, на что он способен, и знать, куда пойти учиться.

Во-первых, в настоящее время стали популярны различные игровые методики. Их особенность состоит в том, что они создают непринужденную и спокойную атмосферу взаимодействия со школьниками. Так, ученики не станут паниковать, выбирая будущую профессию. «Профориентационная игра может стать универсальным и многофункциональным психолого-педагогическим инструментом, который позволяет в доступной каждому школьнику форме осуществить самостоятельный выбор собственного профессионального пути с момента получения профессионального образования до его применения на рынке труда, а также самоанализ результатов игровой профессиональной деятельности» [8]. Однако стоит отметить, что данная методика подходит преимущественно для 5-7 классов.

Во-вторых, особое распространение получили методики Холланда [18]. Джон Льюис Холланд – это американский ученый и психолог. После получения высшего образования в 1942 г. Холланд прослужил три с половиной года в армии рядовым, затем работал квалификационным интервьюером, испытательным инспектором, клерком, ассистентом психолога, администратором теста Векслера и т. д. Этот опыт, в особенности характеристика новобранцев по формам, принятым у военных, в четко обозначенные 15 минут, привели его к уверенности, что множество людей имеют сходные психологические типы. И уже 1966 г. Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом. Дж. Холланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Таким образом Холланд выделил 6 типов: реалистический (физическая сила, математические способности и изобретательность); социальный (гуманистичность, кооперативность), исследовательский (интеллектуальность, ориентированность на нетрадиционные ценности), артистический (демонстративность, стремление к самовыражению), предпринимательский (любовь к популярности, азартность и доминантность), конвенциональный (честность, упорство и бережливость). Джон Холланд считает, что чаще всего люди стремятся найти ту профессию, которая свойственна своему типу и которая позволила бы лучше раскрыть и выразить свои способности.

В-третьих, существует методика под названием «Матрица выбора профессий» [17], разработанная Московским областным центром профориентации молодежи, автором методики является Г. В. Резапкина. Она состоит их двух вопросов: «1. С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? 2. Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?» и таблицы, по которым можно выявить наиболее близкую к склонностям профессию, поэтому она довольно проста, увлекательна и популярна.

Каждая из вышеперечисленных методик имеет свои плюсы и минусы. Разберем подробнее. У игровых методик к плюсам можно отнести легкую и интересную обстановку для учеников: в отличие от обычных тестов и опросов, выпускники действительно заинтересованы в происходящем. Более того, во время прохождения этой методики учеников готовят больше к практике, чем к чистой теории. «Избегание попыток подводить «итог» каждому игровому упражнению, стремление к самостоятельному осознанию проблемы и принятию решения каждым участником профориентационной игры, возможно, с эффектом последействия» [8].

К минусам игровых методик можно отнести ограниченную возрастную категорию (5-7 классы), что ведет за собой несерьезное отношение к выбору профессии у учащихся.

У методики Холланда к преимуществам можно отнести точность прогнозирования, совместимость индивидуальных интересов и профессиональных склонностей. К недостаткам относится неопределенность - один человек может относится сразу к нескольким типам профориентационной личности.

К положительным сторонам методики Резапкниа «Матрица выбора профессий» можно причислить неограниченные возрастные категории (пример вопросов из статьи «2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью); 2.2. Обслуживание (помощь людям, удовлетворение чьих-то потребностей)»). А к недостаткам можно отнести неточность предсказания: слишком широкий выбор профессий в методике не позволит выбрать одну единственную для определенного человека профессию.

На наш взгляд, самой эффективной методикой можно назвать методику Джона Льюиса Холланда, потому что она наиболее точная в определении выбора, универсальна – подходит для всех возрастов и интересна.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение — это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.


 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.