Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-06-05 | 311 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ж.-Д. создал систему приобщения учеников к музыке путем передачи ее ди-намики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластиче-ских движений под музыку, а также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к муз. импровизации. Ж.-Д. стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма Согласно его тео-рии, музыкльный ритм должен быть не объяснен и усвоен, а «телесно пережит», пре-творен в движении.
Мухаринская Л.С. Музыкальная энциклопедия. М., 1974, Т.2, с.381
«Усовершенствование слухового восприятия музыканта должно рассматри-ваться в качестве исходного пункта формирования педагогической системы Жак-Далькроза. Цель ритмической гимнастики:
1 Развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат та-ким образом, чтобы создать высшее владение ритмическими способностями, благо-даря глубокому (интимному) взаимодействию тела и духа под влиянием музыки;
2. Установить гармонические соответствия между движениями тела, под-черкнутыми динамическими акцентами и различными размерами и раздроблениями длительностей в такте, т.е. создать «чувство музыкального ритма».
3. Привести в связь движения тела, организованные во времени (в такте) с ограничением и сопротивлением пространства, т.е. создать «чувство музыкально-пластического ритма» (Мухаринская, с. 7-8. Музыкальный словарь. Прага 1937).
3
Библиография.
Эмиль Жак-Далькроз. «Ритм» (его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций [ далее Д.](Перевод Н.Гнесиной).1-е изд.СПБ1913г. 2-е–М. 1922. Лекции прочитанные 1907, в первое десятилетие его педагогической работы (Женева, проф. гармонии и сольфеджио). По-видимому, его ранняя работа.
|
К.Шторк. Система Далькроза. Изд. «Петроград»Л.,М., 1924г.[ далее Ш.].Наиболее основательная работа о системе Далькроза, о её теоретической основе, о практической стороне. (В Муз. энциклопедии указана лишь эта книга). (Книга в Республи-канской библиотеке им.М.Горького в г. Минске)
Кроме этого использовались личные рукописные материалы (сведения из иностранных муз. словарей и энциклопедий) Лидии Сауловны Мухаринской [ далее М.], доцента Белорусской государственной консерватории, автора статьи о Жак-Далькрозе в Муз. энциклопедии т.2, с.391, М., 1973-1982.
Ценные сведения о Далькрозе, о ритмической гимнастике в нашей стране есть в статье В.П.Россихиной «Н.Г.Александрова и ритмика в нашей стране»в сб.ст.«Из прошлого Сов. Муз. культуры». Вып. 3, М., 1982. [ далее Р.].
Краткие сведения о Далькрозе в предисловиях к учебникам и пособиям по рит-мике Н.Г.Александровой, Е.В.Коноровой, Яновской, Шушкиной, Г.С.Франио и Лиф-шиц.
Есть публикация доклада Волконского С.М., ученика Далькроза и ак-тивного пропагандиста Ритмической гимнастики в России, «Ритм в истории человечества» (труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Де-кабрь 1911 – январь 1912. Т.1-й, с. 7-12. П. 1914). Книга в отделе редкой лите-ратуры в библиотеке Салтыков Щедрина в Санкт Петербурге.
Кто он, Далькроз, и что эта за система «Ритмической гимнастики», создателем которой он явился? О системе Далькроза с восхищением и благоговением отзывалась Лидия Сауловна Мухаринская, увлекавшаяся ритмической гимнастикой в довоенные годы, в годы учебы в Московской консерватории. Поклонником Далькроза был всем нам известный и уважаемый Арон Львович Островский, автор многих учебных посо-бий по сольфеджио и теории. (В 1975-м году на ФПК в Ленинградской консервато-рии в выступлениях Островского неоднократно упоминалась ритмическая гимнасти-ка. Островский был уже в годах. Одно лишь упоминание о Далькрозе преображало его: светились глаза, лицо сияло восторгом).
|
Что это за метод, который был призван решать не только узкие методологиче-ские задачи? Метод, «значение которого определяется «открытием воздействия си-стемы ритмического воспитания на функционирование человеческого организма в целом…»» (М. 9). Наконец, метод, с которым «связаны также и утопические надежды Жак-Далькроза на преобразование природы человека и общественных отношений мирным, не революционным путем» (там же 9). Прекрасные надежды и прекрасный ряд удивительных людей, одержимых высокой гуманной идеей преобразования ми-ра!: Вагнер!, Скрябин!... И вот, Далькроз!.
Еесть сведения, что Скрябин знал труды Далькроза. Естественно, в поисках своей «темы» в искусстве, темы «преображения мира», превра-щения его из царства мрака и печали в царство безграничной радости и счастья ». Скрябин не мог оставить без внимания родственную душу.
Так что же это за система, если она даже введена в учебные планы муз училища и ДМШ, система музыкального воспитания (по замечанию советского муз. деятеля в
4
области муз педагогики Л.А.Баренбойма), характеризующая собой исторический путь
XX века? Очень радостным и обнадеживающим было обещание Баренбойма подго-товить материалы к публикации системы Далькроза (предисловие книги «Музыкаль-ное воспитание в СССР», М., 1978, с. 41). (К сожалению, обстоятельства не позволи-ли выполнить это обещанием).
Наконец, что же это за система, на которую возлагали большие надежды и, за-метим, решающие в деле воспитания новой личности, нового человека деятели куль-туры на заре Сов. Власти, одержимые прекрасными идеями Октябрьской революции? В предисловии к советскому изданию книги К.Шторка «Система Далькроза» записа-но: Наша задача «дать делу Далькроза действенный смысл, как культуре тела и осво-бождению духа. Оно кажется приуготовленным к тому, чтобы волею величайшей из революций, стать орудием одного из величайших ее устремлений – к перерождению человека и человечества, к возвращению его к его естественной природе» (с.8 28 авг. 1923. Тепличка.)
Биографические сведения.
Эмиль Жак-Далькроз (Настоящая фамилия ЖАК. Далькроз – псевдоним) 1865 г. Вена
|
– 1950 г. Женева) – швейцарский музыкант -педагог, композитор, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился в Женевском университете (бакалавр литературы в 1883) и параллельно в консерватории, затем у Р.Фукса и А.Брукнера в Вене (1886), у Л.Делиба в Па-риже (1888). С 1892 по 1919 – профессор гармонии и сольфеджио в Женевской консервато-рии. В 1896 -1898 г.г. редактирует «Музыкальную газету французской Швейцарии (Gazette musicale de la Suisse Romane)/ В 1900-1902 г. газету «Музыка Швейцарии» (Yu musique en Suisse). В период 1906-1914 создает наиболее значительные труды по вопросам муз. воспи-тания. В 1910 возглавляет в Хеллерау (под Дрезденом) специально для него построенный институт музыки и ритма. Деятельность института, объединившего музыкантов многих стран мира, получила значение всеевропейского художественно-пропагандистского и мето-дического центра (М. с 1-2). В 1915 г., когда в связи с 1-й мировой войной, институт был за-крыт, был открыт «Институт Жак-Далькроза» в Женеве. Учениками и последователями Жак-Далькроза во многих странах были открыты школы, курсы, институты сходного направле-ния: в Петербурге – курсы ритмической гимнастики Жак-Жалькроза (директор – Сергей Волконский, автор ряда книг и статей о роли ритма в воспитании актера); в Нью-Йорке – «Далькрозовская школа» (директор Пауль Бёпле, переводчик педагогических трудов Даль-кроза на нем. яз.). Подобные институты были основаны в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне и др. городах последователями Жак-Далькроза, среди которых – танцовщи-цы М.Вигман, Р.Сен-0Дени, М.Рамбе р, балетмейстер В Нижинский и др.(М. c.3; М.Э.).
В 1912 г. Жак-Жалькроз посетил Россию. Его первый урок по ритм ческой гимнастике был продемонстрирован в особняке князя Гагарина. Второе выступление состоялось в Ху-дожественном театре (Р. с.246-247). В 1919-20 в Москве и Петрограде были организованы Институты ритмического воспитания по методу Жак-Далькроза
В 1937 г. Жак-Далькроз принимает деятельное участие в международном Конгрессе по воспитанию, проводимому в Праге под лозунгом «Музыкальное воспитание объединяет народы». В 40-е годы заканчивает воспоминания, приводит в порядок основные педагогиче-ские труды.
Кроме работ о ритмике, ритме и муз. воспитании, Жак-Далькрозу принадлежит ряд муз. сочинений разных жанров: музыкальн -сценических, вокальных, оркестровых, вокально-оркестровых, инструментальных (см. М. Э. Т-2, с. 382).
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!