Сказка о волшебных превращениях Зины-Капризины — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сказка о волшебных превращениях Зины-Капризины

2020-06-05 156
Сказка о волшебных превращениях Зины-Капризины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Дороже, чем дети, найдется ль у нас достояние?
Они за благие деяния – даяния…

Индийский афоризм

Работа над этой книгой стала для меня источником радости и вдохновения. На мой взгляд, когда человек занимается любимым делом и может поделиться плодами своего труда с другими, это всегда доставляет ему огромное удовольствие. Прежде всего я бы хотела поблагодарить всех родителей и детей, моих клиентов, которые доверили мне как специалисту сопровождать их на пути, именуемом процессом воспитания. Мне очень нравится это замечательное слово, оно несет в себе такое глубокое значение. Только вслушайтесь в его звучание: воспитание – "в-ось-питание"[1].

Да, это очень важно – напитать душу ребенка любовью. Я благодарна всем клиентам за уникальную возможность быть причастной к их переживаниям, за их готовность к совместному творчеству со своими детьми, за энтузиазм и поддержку, которые помогли мне написать эту книгу.

Отправной точкой для ее создания стали мои размышления о том, что работа с обратившимися к психологу родителями обычно ведется в формате консультаций, в то время как для ребенка та же проблема требует решения совсем в другом формате.

И в этой книге я разместила материалы таким образом, чтобы читатели смогли почувствовать разницу в подходе к работе с детьми и взрослыми над одним и тем же запросом. Для мам и пап я изложила информацию так, как делала бы это на консультации, сочетая теоретические выкладки и практические рекомендации; а также приготовила специальные сказки, которые помогли бы им наполнить созидательной энергией своего Внутреннего ребенка. А для детворы вся работа "упакована" в чудесные волшебные сказки на те же важные темы, с интересными заданиями в конце каждой истории.

Мне кажется, что детей можно назвать своего рода "инопланетянами" на нашей взрослой планете. Они видят мир особенным образом. Мне часто приходится наблюдать ситуации, когда взрослые хотят помочь своему ребенку, но не знают, как это сделать. Многим известно, что долгие нотации, крики или уговоры не дают нужных результатов. Бывает так, что родители не могут найти подходящих слов или просто выразить свои чувства. Представьте себе состояние ребенка, которому кажется, что в целом мире его никто не понимает и он оставлен один на один со своей проблемой. Поэтому так важно не только слышать ребенка, но и понимать его истинные мотивы и потребности.

Мне очень нравится, что моя профессия помогает мне быть "переводчиком" со "взрослого" языка на "детский" и наоборот. А еще меня радует, что в процессе взаимодействия на занятиях дети и взрослые начинают лучше понимать и себя, и друг друга, а со временем – говорить на одном языке, языке взаимопонимания. И помогают им в этом волшебные сказки.

Я хотела бы немного приоткрыть завесу тайны и рассказать вам, как происходит встреча взрослых и детей со сказкотерапией.

Родители, записываясь на консультацию, примерно представляют, как она будет проходить. Все верно: я беседую с ними исходя из запроса, с которым они приходят. Обязательно напоминаю им о закономерностях возрастного развития детей, даю рекомендации. Затем мы разбираем возможные варианты эффективного решения сложившейся ситуации. Однако после консультации взрослые часто признаются, что перед консультацией их в большей степени интересовало, как будет проходить мое общение с ребенком. Многие из них испытывали волнение по этому поводу.

Как правило, с детьми все складывается наилучшим образом. Слово "диагностика" на самом деле больше пугает взрослых. Диагностика проводится в игровой форме и доставляет детям большое удовольствие. В своей практике я использую проективные техники и методы Комплексной сказкотерапии[2]. Большой популярностью у детей и взрослых пользуются песочная терапия, куклотерапия.

После первых встреч между мной и ребенком устанавливаются доверительные отношения, а потом…

…А потом начинается волшебство встречи со сказкой!

Ведь именно здесь, в мире фантазии, ребенок чувствует себя "как рыба в воде". Все дело в том, что фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который взрослые просто позабыли. А вот на совместных детско-родительских занятиях случаются чудеса! Взрослые начинают вспоминать целительную силу сказочного слова. Ведь в сказке ребенок может увидеть похожую на свою проблемную ситуацию сказочного героя и встретить возможности ее разрешения, при этом без назиданий и жестких инструкций.

Все сказочные истории, которые вы найдете в первой главе этой книги, были написаны мной для детей, чьи родители обращались ко мне с различными запросами психологического характера. Все это и легло в основу девяти авторских сказок, представленных в данной книге.

С какими вопросами и проблемами помогут поработать волшебные сказки-подсказки?

• Познание себя, своих особенностей.

• Регуляция эмоционально-волевой сферы.

• Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками).

• Страхи и тревожные состояния.

• Несоблюдение социально-нравственных норм поведения (ложь, воровство).

• Формирование самооценки (работа с переживаниями по поводу чувства неполноценности).

Как работать со сказкой?

Родители часто спрашивают меня о том, как работать со сказкой. Это хороший вопрос. Самое главное, на мой взгляд, – это особый душевный настрой, с которым вы будете читать сказочную историю. Позвольте себе посвятить 2530 минут времени душевному общению со своим ребенком.

• Старайтесь читать сказку неторопливо, выразительно, эмоционально окрашивая речь героев. При этом наблюдайте за реакцией ребенка (напряжен, внимательно слушает, замер, двигательно расторможен).

• Желательно после прочтения обсудить сказку. Можно пользоваться вопросами, которые даны после каждой истории. Попросите ребенка высказать все, что он чувствует, думает. Уточните, что взволновало его больше всего.

• Важное напоминание! Помните о принципе безоценочности. Будет чудесно, если вы откажетесь от выражений "неправильно", "неверно" и будете использовать такие речевые обороты, как: "Позволь, я поделюсь с тобой своим мнением…", "На мой взгляд…"

• Замечательно, если после беседы ребенок нарисует картинку к сказке. Предложите ему изобразить самый яркий для него эпизод.

Если же ваш малыш предпочитает лепку, предложите ему вылепить из пластилина понравившегося сказочного героя. Если вы знакомы с песочной терапией, проиграйте сказку в песочнице, используя подходящие фигурки. Такая творческая деятельность позволит ребенку лучше прочувствовать историю и будет способствовать релаксации.

Но самое важное: прочитав эту книгу, вы сами сможете придумывать сказки вместе с ребенком. Совместное творчество поможет вам заметно улучшить ваше взаимопонимание с ребенком.

А закончить свое введение мне хотелось бы словами известного психолога и психотерапевта Дорис Бретт[3]:

"Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно это делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, – на языке детской фантазии и воображения".

Удачи вам и взаимопонимания!

От издательства

Хотим обратить особое внимание наших читателей на то, что к книге прилагаются раскраски. Это отдельные листы – рисунки, основанные на сюжетах представленных в книге сказок. Ребятам доставляет большое удовольствие еще раз встретиться с уже знакомыми героями. Рисование закрепляет эмоциональное воздействие, оказанное сказкой. Взрослые могут предлагать детям раскрашивать соответствующий рисунок после прочтения каждой сказочной истории или же сделать сюрприз после прочтения книги, предложив все картинки одновременно. Дети могут раскрашивать картинки самостоятельно или вместе со взрослым. Это то совместное занятие, которое может способствовать развитию и углублению детско-родительских отношений, сближению членов семьи.

Глава 1
Сказки-подсказки для детей

Дружная команда

Автор

Оксана Степанова

Возраст: 5–8 лет.

Проблемы: трудности в общении со сверстниками в новом коллективе; неумение устанавливать контакты; зажатость.

Сегодня я приготовила для вас историю, которая произошла в Царстве Насекомых. Сколько там удивительных жителей обитает!..

Взять хотя бы муравья Андрейку. Вот с кого бы многим пример брать! Трудится не покладая лапок, еще и друзьям помогать успевает.

Жучок Жужик с божьей коровкой Крапинкой тоже даром времени не теряют, листочки от тли освобождают.

Бабочки-подружки Василинка и Маринка нектар сладкий с цветов собирают, а заодно и пыльцу переносят.

А светлячок Фонарик, как всем известно, по ночам путникам помогает дорогу домой найти. Стрекоза Зузя до сих пор его благодарит – он ее выручил, когда она у подружки на соседнем лугу заигралась допоздна. Кто знает, что было бы, не окажись рядом ее друга светлячка Фонарика.

Вот так наши друзья жили, в гости на чай друг к другу ходили. Концерты праздничные на дни рождения устраивали, а в выходные собирались, чтобы поиграть в футбол капельками росы или в догонялки.

А больше всего нравилось нашим друзьям собираться по вечерам под уютным большим лопухом. Светлячок зажигал свой фонарик, а остальные по очереди рассказывали чудесные сказки. Тому, кто придумывал самую интересную сказку, в качестве приза доставалась ягода-малинка.

Старались все.

Надо заметить, что не так давно рядом с этим лопухом поселился паук. Звали его Гоша. Гоша умел плести паутину и был не очень разговорчив. Зато паук любил слушать, а тут такая удача! Каждый вечер новая сказка!

Гоша, конечно, хотел быть поближе к остальным, но как это сделать, он не знал. Поэтому паучок сплел паутину побольше, оплел ею весь лопух и расположился поудобнее в ожидании вечера.

И вот вечер наступил.

Все насекомые спешили на любимую полянку. Каково же было их удивление, когда вместо зеленого лопуха они увидели завесу из паутины с раскачивающимся в середине пауком!

"Ж-ж-ж! Это что за безобразие?" – строго спросил жучок Жужик.

"И ведет себя так, как будто он тут самый главный", – пропели тоненькими голосками бабочки Василинка и Маринка.

Поднялся невообразимый галдеж. Гоша растерялся. Он не знал, что ответить, а главное – кому, ведь все говорили одновременно. Хорошо, что божья коровка Крапинка остановила этот шум и гам: "Друзья мои, давайте для начала дадим новичку возможность представиться и объяснить, как он здесь оказался и что тут делает".

Гоше сразу стало легче. Немного смущаясь, он рассказал, что недавно переселился в эти края и случайно оказался слушателем вечерних сказок друзей. "Знаете, а ведь у меня тоже есть своя сказка. Я мог бы вам ее рассказать", – предложил Гоша.

Друзья посовещались и вскоре согласились. О, это была чудесная история, которая не оставила равнодушным никого. Когда Гоша закончил рассказывать, раздались бурные аплодисменты. Так тепло и хорошо на душе у Гоши давно не было.

В этот вечер паучок Гоша был признан талантливым сказочником и награжден малинкой.

С тех пор он и остальные обитатели Царства очень подружились. Гоша сплел всем чудесные гамаки, в которых было так приятно раскачиваться под летним звездным небом, слушая волшебные сказки, которые, казалось, приходили откуда-то сверху, с самых звезд.

Вопросы и задания по сказке

• А у тебя есть друзья? Назови их имена. Почему эти ребята так дороги тебе?

• Была ли в твоей жизни ситуация, когда ты был новичком? Как ты думаешь, какие чувства испытывает "новенький"?

• Расскажи, как ты и твои друзья помогаете друг другу.

• Нарисуй, в какие игры ты любишь играть с друзьями.

• Слепи из пластилина подарок своему другу.

Неразлучные друзья

Автор

Оксана Степанова

Возраст: 5–8 лет.

Направленность: развитие коммуникативных навыков; знакомство с основными типами темпераментов; воспитание толерантности к сверстникам.

В одном живописном местечке, которое называлось Деревня забавных человечков, произошла эта удивительная история.

В этой деревне жили четыре человечка. Друг на друга они были не очень похожи, да и характеры у них отличались. Имена наших героев тоже многое о них говорили. Давайте познакомимся с ними поближе. Разрешите представить вам Шустрика, Весельчака, Неспешкина и Мечтателя.

Непоседа Шустрик – самый быстрый в деревне. Если вдруг что-нибудь произошло, он уже тут как тут, в курсе всех событий. Поможет чем может и новости последние расскажет. В футболе ему равных нет. На соревнованиях по бегу часто призовые места занимает.

Правда, не всегда терпелив бывает, может "вспыхнуть" в споре с друзьями, но зато в беде первым придет на помощь.

Смотрите, к нему другой паренек подходит – это Весельчак. Вот с кем скучать не приходится! Про него все говорят – "душа компании". Столько шуток-прибауток знает и с другими щедро делится. Вокруг него всегда полно детворы, нравится он многим. Однако и обижаются частенько на него – ведь, поиграв с одними ребятами, он может легко перейти к другим. Такой он, Весельчак, тут уж ничего не поделать.

А вот два мальчика стоят, о чем-то неторопливо беседуют. Это Неспешкин и Мечтатель. Спокойный и рассудительный Неспешкин все делает основательно. Надежный он товарищ. Правда, частенько опаздывает из-за своей медлительности, да и с новыми ребятами ему трудно знакомиться.

Мечтатель сейчас делится с ним своими стихами. Он такой выдумщик и фантазер! Других может внимательно выслушать, посочувствовать. А вот необдуманное, грубое слово может сильно ранить его. Мечтатель, как и Неспешкин, не любит споры. Они предпочитают играть в спокойные игры – лото или шашки. А вот Шустрику с Весельчаком подавай подвижные игры – футбол или салочки.

Так наши друзья жили, друг с другом дружили, пока в один из теплых погожих дней к ним в деревню не пришел почтальон. Он принес срочную телеграмму. В ней говорилось, что в каждой деревне, в том числе и в Деревне забавных человечков, будет проводиться конкурс на звание "Самый лучший человечек деревни". Представьте себе, что началось после получения такого известия…

Шустрик вскочил, замахал руками, начал тормошить всех, чтобы они немедленно придумывали спортивные конкурсы, в которых участники могут соревноваться. А он уж точно сможет победить всех!

У Весельчака тоже был боевой настрой: "Я готов участвовать! Обязательно придумайте конкурс шуток или веселых рассказов. Мне там не будет равных, победа за мной!"

Мечтатель испуганно стоял в сторонке. Как вы помните, он вообще не любил шумные мероприятия. Неспешкин задумался. Он не был ни таким суетливым, как Шустрик, ни таким самоуверенным, как Весельчак. Он проявил спокойствие и рассудительность. "Друзья мои! – сказал он. – Я понимаю вас и ваше желание одержать победу. Но мы такие разные. Кто-то из нас хорош в спорте, а кто-то делает успехи в творчестве. Не лучше ли нам провести такие конкурсы, чтобы присудить не одно звание, а несколько? Например, звания "Лучший спортсмен" и "Лучший поэт". А еще пусть будут "Лучший юморист" и "Лучший помощник". Как вам такая идея?"

Шустрик и Весельчак немного поворчали, но вскоре согласились. А Мечтатель был рад тому, что и для него найдется возможность показать свой дар сочинения стихов.

На следующий день все жители Деревни забавных человечков собрались на главной Площади талантов. Повсюду играла музыка, слышались веселые голоса. Ровно в двенадцать часов раздался звук колокола, и соревнования начались.

В упорной, но честной борьбе Шустрик, Весельчак, Неспешкин и Мечтатель вышли победителями в разных номинациях. И вот уже звучат фанфары, а глаза наших друзей блестят от счастья. Да, они такие разные, но каждый из них раскрыл свой талант и показал себя в том, в чем силен. И каждый был хорош по-своему.

А вы, ребята, догадались, кто какого звания удостоился?

Вопросы и задания к сказке

• Кто из человечков понравился тебе больше всех?

• Кто из человечков напоминает тебя?

• Представь, что ты превратился в мудреца. У тебя в руках волшебная книга с мудрыми подсказками. Какие советы ты бы прочитал каждому из человечков?

• Пофантазируй о том, что бы произошло в Деревне забавных человечков, если бы все стали Шустриками (Весельчаками, Неспешкиными, Мечтателями)?

• Нарисуй сказочные домики, в которых будут жить наши друзья. Как ты думаешь, домики будут отличаться друг от друга?

Оксана Степанова

Возраст: 4–5 лет.

Проблемы: недостаток самоконтроля и произвольности; неорганизованность.

Жила-была девочка. Звали ее Зиночка. И уж такая хорошенькая эта Зиночка была, слов нет. Глазки сияли, волосы золотом отливали. Смотрят на нее люди и любуются.

И все ее знай нахваливают: "Какая девочка! Какая красивая!" Слушает все это Зиночка и носик свой выше и выше задирает. Одного послушает, другого, перед зеркалом покрутится. "Да, я такая, я особенная!" – подумает.

Особа… Слово-то какое колючее… И Зиночка наша начала такой же колючей становиться.

То ей не так сказали, то ей не так подали. Ножками стала топать, на все ручками махать, кулачками по столу стучать, а что не по ней – и на пол могла падать. А еще и голосом себе помогает, чтобы, стало быть, все узнали, что она особенная! И так ей нравилось капризничать по любому поводу, так часто она это делала, что дети стали ее не Зиной, а КаприЗиной называть. Приклеилось это имя к девочке, как репейник, и никак не отклеишь его.

Время шло, Капризина росла. У других детей и друзья за это время появились, и увлечения новые. А у нее нет этого ничего. Ей ведь некогда было. Она же всю свою энергию и силы на капризы тратила, ослабела девочка, а новому ничему не научилась.

Страшно ей стало и горько. Поняла она, что сама себя наказала своими капризами. И решила Капризина поменяться. Стала девочка к другим деткам присматриваться. Как другие ребята себя ведут, чем увлекаются, как им удается так дружить? Пришлось ей теперь больше за другими наблюдать, чем к себе внимание привлекать. И вот что у нее получилось.

У Лены Капризина научилась терпению, каждое дело до конца доводить. Толик помог ей познакомиться с ребятами и рассказал по секрету, что с другими делятся не только сладостями, но и хорошим настроением. А воспитательница Зоя Николаевна помогла ей найти занятие по душе, и Зина теперь главная помощница в уголке природы. Столько интересного она про цветы знает, да и другим рассказать может. Дома родители тоже не нарадуются: дочка по хозяйству маме помогает, с братиком младшим на прогулки ходит.

Ой, что это? Пока я вам сказку про Капризину рассказывала, она уже в милую девочку Зину превратилась.

Чудеса да и только, скажете вы.

Бывает и такое!

А только вспомните про помощников, что на пути у девочки встретились. И о том, что желание большое у нее было поменяться. И сколько усилий она приложила… Вот тут-то и чудо подоспело!

Вот, оказывается, какой секрет у чуда есть!

А вам он открылся?

Вопросы и задания к сказке

• Как ты думаешь, почему с капризными детьми не хотят дружить?

• Представь, что ты превратился в доброго волшебника. Какое лекарство от капризов ты бы изобрел?

• Что тебе самому помогает справляться с капризами?

• Покажи перед зеркалом, как ведет себя капризный ребенок, требуя купить в магазине очень дорогую игрушку.

• Нарисуй портрет девочки Зины и портрет Капризины.

Оксана Степанова

Возраст: 4–7 лет.

Проблемы: неорганизованность; трудности c поддержанием порядка.

Жила-была девочка. Звали ее Людочка. Все эту девочку очень любили: и мама, и папа, и бабушка с дедушкой. Баловали Людочку как могли. Покупали девочке сласти всякие, игрушки красивые, вещи дорогие. Да вот беда – не могла Людочка следить за своими вещами и игрушками, да и порядок в ее комнате почему-то долго не задерживался. Игрушечная посуда валялась у нее вперемешку с книжками. Куклы грустно поглядывали из-под стола. Им так хотелось быть причесанными… А еще они с удовольствием попили бы чай из кукольной посуды. Но хозяйке было не до них. Она все время находила себе новое занятие, бросив предыдущую игру. И другие дела тоже часто не заканчивала.

Родители напоминали дочке о том, чтобы она навела порядок в своей комнате. Однако Людочке было неохота, и она все время находила какие-то отговорки. Будто кто-то опутывал девочку невидимой паутиной, и ей становилось труднее двигаться… А вскоре ей даже стало все равно, чистое или грязное на ней платьице.

Думаю, вы уже догадались, кто начал напускать свои чары на девочку. Вы совершенно правы, друзья мои, – это невидимая глазу колдунья Лень принялась за свою черную работу. Подкрадывается она к детям незаметно. Она бесцветная, и ее невозможно разглядеть. Ловушки у Лени тоже бесцветные, потому-то столько детей, да и взрослых, порой в них попадают. Вот и Людочка превратилась через некоторое время в неряху.

Соседские мальчики и девочки стали забывать ее имя, не хотели с ней водиться и даже придумали про нее дразнилку: "Неряшка – грязная рубашка". А самое ужасное – ее перестали узнавать.

Люде сделалось так больно и обидно, что решила она – так больше не может продолжаться. Девочка прибежала домой вся в слезах и бросилась к родителям: "Мама, папа, не хочу быть больше Неряшкой – грязной рубашкой! Хочу быть Людмилой – людям милой!" Родители несказанно обрадовались такому решению. А вот колдунье Лени стало неуютно в доме Люды. Стала она таять день ото дня, а вскоре и совсем исчезла, потому что теперь у Людочки был список добрых дел. В него были включены генеральная уборка комнаты, стирка вещей, водные процедуры, поход в парикмахерскую и множество других занятий, со временем превративших Людочку в милую и приятную девочку.

С тех пор в комнате у Людмилы царит порядок, а на видном месте висит листок с режимом дня, который она составила вместе с мамой. А в нем написано, что и когда девочка будет делать.

Вот такая история приключилась с Людочкой.

Ребята, а у вас в комнате всегда порядок?

Вопросы и задания к сказке

• Расскажи о том, как Лень мешала Людочке.

• Вспомни случай, когда тебе мешала твоя лень.

• Какие родительские просьбы ты был бы рад слышать и выполнять, а какие – не хотел бы?

• Как ты думаешь, детей нужно баловать или воспитывать строго?

• Составь вместе с родителями свой распорядок дня и постарайся следовать ему.

Сказка о ежике Забияке

Автор

Оксана Степанова

Возраст: 4–8 лет.

Проблемы: конфликтные отношения со сверстниками; повышенная агрессивность; неадекватная реакция на наказание и неодобрение.

За морями, за долами, за высокими горами в одном лесу жил ежик Забияка. Был он такого же возраста, как все зверушки, которые ходили в лесной детский сад. Однако с ежиком Забиякой никто из зверей не хотел дружить. "Почему?" – спросите вы.

Я открою вам этот секрет: уж очень этот ежик любил драться. А еще ему нравилось, когда на него обращают внимание, и он был готов привлекать это внимание любыми способами. Он мог на занятии у воспитательницы Белки вскочить и что-нибудь громко крикнуть. Или в столовой во время обеда веселить всех смешными рожицами. Воспитательница Белка, конечно, обращала на это внимание, только не такое, какого хотелось Забияке.

На прогулке зверятам тоже от ежика доставалось. То в песочнице у девочек куличики поломает, то с мальчиками повздорит, если ему главным быть не дают. И даже жаловаться бежал – мол, его никто в игру принимать не хочет.

А кто же такого задиру и ябеду терпеть будет?

Грустно и одиноко было Забияке. Ему казалось, что все против него. Ежик уже и сам устал от такого поведения, но как поменяться, он не знал. От огорчения Забияка убежал в самый дальний уголок площадки, чтобы его никто не видел, и расплакался.

– Ой-ой-ой! – вдруг раздался откуда-то тоненький голосок.

– Кто здесь? – испуганно спросил ежик.

– Я вымокла, точно под дождем побывала. Пожалуйста, перестаньте плакать. Лучше расскажите, что у вас случилось? Может быть, я смогу вам помочь? – спросила гусеничка.

– Мне уже, наверное, никто не поможет, – всхлипнул Забияка.

– И все же расскажите, вам непременно станет легче, – настойчиво повторила гусеничка.

И ежик рассказал гусеничке Ксюше свою историю. После небольшого раздумья Ксюша задала ежику вопрос:

– А сам-то ты, ежик, как думаешь? С чего тебе начать примирение со зверятами?

– Я думаю, прощения попросить в первую очередь. Только боюсь, что они мне могут не поверить.

– Ну что ж, начало неплохое. И позволь заметить, что все время, пока мы с тобой говорили, ты сжимал свои лапки в кулачки. Скажи, ты часто так делаешь?

– Да, очень часто, – удивился ежик.

– Знаешь, можно подумать, будто ты всегда готов к драке. Ты тратишь на это столько сил и времени, что тебя уже не хватает на увлекательные игры и любимые занятия, а это так важно и интересно! – заметила гусеничка Ксюша.

– Я даже не задумывался об этом, – погрустнел ежик.

– Не расстраивайся, вместе мы сможем придумать, как помочь тебе! Для начала попробуй спокойно подышать и выпустить из себя злость и обиду. Представь себе надутый шарик, который вот-вот может лопнуть. А теперь потихонечку выпусти из него лишний воздух.

– Да, стало гораздо легче, – заметил ежик.

– А теперь попробуй разжать кулаки! Можешь потрясти хорошенько лапами, как будто на тебя напали муравьи и тебе надо от них избавиться.

Ежик начал энергично трясти лапками, да так старался, что рассмешил Ксюшу и сам расхохотался.

– Устал? – участливо спросила гусеничка.

– Да, точно мешок яблок на колючках перенес, – поделился ежик.

– Вот и еще одна подсказка! Занимайся физическими упражнениями. Лучше колотить боксерскую грушу, чем кулаками в группе махать. Согласен?

– Даже очень! – сказал довольный Забияка.

– Я рада за тебя, – улыбнулась гусеничка Ксюша.

Так и закончилась эта история. Ежик с гусеничкой с удовольствием встречаются, их дружба продолжается. Забияка стал добрым помощником Ксюши. После этой встречи ежик понял, как плохо быть драчуном.

В детском саду он ведет себя уже по-другому. Удивительно, но ребята-зверята поменяли свое отношение к нему. Перед сном ежик, засыпая, часто вспоминает слова гусенички:

– Как все-таки хорошо, когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хорошее! Ведь при этом ты чувствуешь себя замечательно!

Вопросы и задания к сказке

• Расскажи, встречались ли в твоей жизни такие ребята, как ежик Забияка? Какие советы ты мог бы им дать?

• Умеешь ли ты прощать обиды? Что прощение дает человеку?

• Вспомни моменты в твоей жизни, когда какой-нибудь добрый человек пришел тебе на помощь.

• Сделайте инсценировку сказки. В сценке один будет играть роль ежика, а другой – роль гусенички.

• Нарисуй открытку для своего лучшего друга.

Оксана Степанова

Возраст: 5–8 лет.

Проблемы: трудности усвоения общественных норм поведения; недостаток рефлексии и осознанности поведения.

В синем море-океане жизнь бурлит. Кого здесь только не встретишь! Посмотрите на важных осьминогов – они спешат по своим взрослым делам. А там, за камнем, рак-отшельник прячется, усами шевелит. Вот подружки – мелкие рыбешки снуют стайкой туда-сюда, в догонялки играют. А медузы лениво поглядывают на них со стороны, неторопливо покачиваясь на волнах. Так и текла жизнь в подводном царстве, пока не произошло событие, которое не только взволновало море, но и заставило бурлить умы и трепетать сердца всех обитателей дна морского.

Дело в том, что неподалеку от Рифа жила Морская Звездочка. Она была очень добрая и любила собирать разные коллекции. У нее были наборы красивых морских камушков и экзотических ракушек. И была даже коллекция морских историй, которые Звездочка записывала в Книгу сказок. Эти истории ей рассказывали друзья, когда приходили полюбоваться ее коллекциями, как в музей. Однажды к Звездочке заглянули два братца – морские скаты. Они чересчур внимательно рассматривали коллекции Морской Звездочки, а потом один из них отвлек ее вопросом, а второй незаметно взял себе одну из экзотических ракушек. Потом братцы спешно распрощались и уплыли. Морская Звездочка, проводив их, ничего не заметила.

В эту ночь Звездочке спалось очень неспокойно, она несколько раз просыпалась, и на душе у нее было отчего-то очень тревожно.

Наутро она приготовила себе завтрак из морской капусты и пошла встречать своего друга Рыбку-клоуна (так его назвали из-за яркой раскраски). Друзья перекусили, и когда они проплывали мимо полочки с ракушками, Рыбка-клоун спросил Звездочку: "А куда ты переставила перламутрово-розовую ракушку?" Звездочка была в растерянности. Она точно знала, что ракушка должна быть на месте. Тогда Рыбка-клоун стал задавать ей вопросы: "Как давно ты ее видела? Кто был последним у тебя в гостях?"

И тут Звездочка вспомнила про братцев, а ведь они ей сразу не очень понравились. Уж больно пристально они вглядывались в экспонаты, а потом быстро уплыли, едва попрощавшись. Звездочка все поняла и расплакалась. Однако долго грустить ей не пришлось. Здорово, когда рядом с тобой есть настоящий друг! Таким другом был для Морской Звездочки Рыбка-клоун.

В тот же миг по морским волнам понеслись сообщения о похищенной ракушке. И уже через некоторое время морские скаты предстали перед хозяйкой с понурым видом.

– Прости нас, Морская Звездочка, мы ведь тоже коллекционеры и собираем интересные ракушки и предметы. Увидев твою изумительную ракушку, мы не сдержались и захотели во что бы то ни стало завладеть ею. И вот что из этого вышло. Теперь морские жители перестанут ходить любоваться нашей коллекцией. Да и восстановить свое имя трудно будет. Сколько нам предстоит добрых дел сделать, чтобы один неблаговидный поступок исправить…

– То-то же! Наконец-то вы это поняли. Сами себя наказали и нас волноваться заставили, – произнес Рыбка-клоун.

У Морской Звездочки было очень доброе сердечко, и она простила братьев. А в знак примирения два незадачливых братца подарили ей чудесную розовую жемчужину, которая стала украшением ее коллекции.

Вопросы и задания к сказке

• Какие чувства ты испытываешь, когда обнаруживаешь пропажу своей вещи?

• Как люди называют человека, который присваивает вещи, не принадлежащие ему?

• Как ты думаешь, почему иногда так трудно сказать правду?

• Объясни смысл пословицы: "Честное имя потерять легко, а заработать трудно".

• Нарисуй Морскую Звездочку с ее коллекцией ракушек.

Жадный Андрюша

Автор

Оксана Степанова

Возраст: 4–6 лет.

Проблемы: трудности налаживания контактов со сверстниками; негативные чувства (злость, обида); ощущение себя "белой вороной".

Жил-был в одном городе мальчик Андрюша. И вот наступила пора ему идти в детский сад. Все там было в диковинку Андрюше: новые взрослые – воспитатели, незнакомые дети, а самое удивительное – правила, которые все ребята в группе должны были соблюдать. Дома-то Андрюша единственный ребенок, он и привык, что многое ему позволялось, а иногда и прощалось. В садике все было иначе, но потихоньку мальчик привыкал.

И вот тут с Андреем произошел один случай, о котором я и хотела вам рассказать. Все дети в группе обожали ходить на прогулку. Они собирались на детской площадке, приносили туда свои игрушки. Весело им было играть всем вместе. Поиграет каждый своими игрушками, надоест ему, и дети меняются друг с другом и снова с удовольствием играют. А вот Андрюша не такой был. С чужими игрушками мальчику было играть интересно, свои же он никому не давал. Жалко ему было: "Вдруг они запачкают мои игрушки? Или, еще хуже, сломают их?" Все чаще дети слышали от Андрейки: "Не тронь! Это мое!" – да еще и руками он стал замахиваться на ребят.

Мальчики разозлились на него, девочки обиделись, и так постепенно, один за другим, дети перестали с ним играть. А вскоре вообще перестали его замечать. Весь мир стал казаться Андрейке серым. Скучно ему стало и стыдно, а как исправить эту ситуацию, он не знал. "Эх, превратиться бы в серую мышку, чтобы никто меня и не вспоминал… О том, каким жадиной я был". Только подумал – так и случилось. Оказывается, в этот момент мимо их садика волшебник пролетал и нечаянно махнул волшебной палочкой. Перепугался мальчик-мышонок. "Я пошутил!" – хотел он закричать, а получилось тихое "пи-пи-пи". И тут, откуда ни возьмись, птичка-синичка подлетела к мышонку и защебетала: "Андрюша, я тебя узнала и хочу тебе помочь. Тебе надо с детками помириться – жадничать не годится!" И в тот самый миг, когда мышонок Андрюша признал свою ошибку и поблагодарил добрую синичку, стал он опять мальчиком. "Понял я свою ошибку. Надо идти ее исправлять", – сказал Андрюша, собрал свои игрушки и уверенным шагом направился к ребятам.

Уже через несколько дней у Андрюши в группе появились первые друзья, а воспитательница не могла нарадоваться на его поведение. "Какой добрый и отзывчивый у вас сын!" – говорила она его родителям. А Андрюша в это время смотрел в небо и улыбался порхающей там синичке.

Вот такая история!

Вопросы и задания к сказке

• Как ты думаешь, почему ребята перестали играть с Андрейкой?

• Кто помог мышонку вновь стать мальчиком?

• Хватает ли у тебя смелости признаваться, если ты в чем-то не прав?

• Выучи с родителями стихотворение "Нехорошая история" Е. Серова:

У ребят сегодня Рая отобрала самолет,
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход.
А ребята говорят: "Забирай хоть все подряд,
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.
Поиграем в кошки-мышки: чур я – мышка, чур я – кот…"
Все так весело играют, и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад…
Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,
У нее игрушек – воз, а играть невесело!

• Прояви фантазию и нарисуй "теплое" слово "доброта" и "холодное" слово "жадность". Можешь взять для этого восковые мелки или краски.

Оксана Степанова

Возраст: 4–7 лет.

Проблемы: страх темноты; повышенная тревожность; ночные кошмары; боязливость.

Далеко ли близко, высоко ли низко, живет в одном доме мальчик. Сашулькой его кличут. Роста он невысокого, худенький, до школы ему еще год подрастать. Рукастый наш мальчишечка родился, "золотые руки" про таких говорят. Смастерит тебе что хочешь, любую игрушку починить сможет, а конструировать начинает – люди диву даются.

"Мастер растет!" – уважительно говорят про него взрослые.

А что сам Сашулька про себя думает? Так ведь у него особо никто и не спрашивал…

А ведь была у Сашульки одна тайна, которую он никому не мог открыть. Переживал, что не поймут его или будут смеяться.

Дело в том, что по ночам мальчику трудно было засыпать. Он подолгу ворочался в своей кроватке, и ему казалось, что в его комнате находится кто-то еще, кроме него самого. Сашулька, правда, его никогда не видел, но звуки разные и шорохи слышал. Мальчик даже придумал ему имя – "Страшулька" – и грозным голосом говорил, чтобы тот не пугал его. Однако это не очень помогало… С большим трудом Сашулька засыпал, а по ночам иногда вскрикивал. Маме приходилось успокаивать


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.