Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками

2020-03-31 241
Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения, прежде всего, связан с жизнью ребенка в коллективе. В условиях воспитания в специальном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения детей, имеющих нарушения зрения и слуха, принадлежит взрослым.

Слепоглухие дети в возрасте двух-трех лет недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в одиночку. Одна из задач взрослых на этом этапе – воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и занятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их.

Дети в возрасте четырех-пяти лет испытывают к общению со сверстниками больший интерес. Особенно резко возрастает потребность в контактах с другими детьми у детей шести-семи лет. Для слепоглухих детей личностно значимой является сфера отношения к сверстникам, своим соученикам.

В процессе общения дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. Выделяются дети-лидеры, которым подражают другие ребята. Однако нередко в группах бывают дети, с которыми не дружат другие ребята, демонстрируя равнодушие или даже негативное отношение к ним, не принимая их в общие игры. Есть сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно: таково отношение к сверстникам. Задача взрослых – помочь этим детям найти друзей, во время игр так распределить роли, чтобы безынициативные ребята могли выступить в главных ролях, вступая в различные отношения с другими детьми. Взрослые поддерживают сотрудничество детей в совместных играх, рисовании, конструировании, в некоторых случаях предлагая детям для выполнения коллективной работы организоваться небольшими группами, парами, учитывая при этом межличностные отношения детей и их индивидуальные особенности.

Использование игровых ситуаций имеет большое значение для формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками. Приведем в качестве примера некоторые игры.

Игра «Дома» (играют два ребенка – мальчик и девочка)

Несколько детей собирают каркас 4‑комнатной игрушечной квартиры из специального конструктора, приносят набор кукол – членов семьи. Мальчик кладет «папу» на диван рядом с телевизором. Потом «папа» встает и передвигает мебель в комнате. Мальчик сажает «папу» и «дедушку» на диван. Хочет взять куклу – «бабушку», но девочка объясняет, что бабушка уехала и не дает куклу. «Папа» снова переставляет мебель. Наконец, выпросив бабушку, мальчик укладывает ее в кровать. Девочка вступает в игру и говорит, что «бабушка» умерла. Мальчик вытаскивает «бабушку» из кровати и кладет на стол, рядом с макетом квартиры. Девочка берет куклу «маму» и изображает ее горе: «мама» падает грудью на стол, а потом лежит на диване лицом вниз. Мальчик показывает мимикой, как плачут «дедушка» и «папа». «Мама» просит у «папы» денег и уходит. «Папа» ложится спать. «Мама» приходит и будит «папу». «Мама», «папа» и «дедушка» садятся за стол и едят.

Игра «Больница» (играет группа детей, помогает педагог)

Педагог с помощью детей расставляет на столе игрушечную мебель. Дети приносят кукол, изображающих членов семьи (маму, папу, дочь, дедушку и бабушку). Педагог при помощи игрушек инсценирует ситуацию, которая имела место у нее дома, накануне: «Когда дети с мамой и папой ушли гулять, бабушка упала дома и сломала ногу. Мама вернулась домой раньше, увидела, что бабушка лежит на полу и не может встать, вызвала скорую помощь по телефону. Приехал врач, осмотрел бабушку, сделал ей укол, и бабушку увезли в больницу».

Потом педагог предлагает детям поиграть в больницу. Сначала играют один ребенок и педагог. Девочка изображает себя больной, она лежит в кровати с завязанными глазами после операции, ее тошнит, у нее болят глаза. Врач делает ей укол. Потом в игру включается еще одна девочка, которая играет роль мамы. Она приходит к дочери, приносит ей сок и фрукты, обнимает, ласкает. Затем постепенно и другие дети с помощью педагога включаются в игру. Еще одна девочка изображает роль медицинской сестры, а мальчики – других больных в соседней палате – для мальчиков.

В подобных играх удавалось создать эмоционально ярко окрашенную ситуацию, вызвать сопереживания и жалость детей, указать на возможные варианты оказания помощи другим людям. В игре можно организовать обмен опытом между самими детьми и передачу опыта взрослого детям.

В совместных играх детей отрабатывались представления о различных учреждениях и правилах поведения в них. Среди частных задач курса социальной ориентировки для слепоглухих имеются такие, как формирование умения пользоваться общественным транспортом, магазинами, почтой, парикмахерской, врачебными кабинетами в поликлинике и т.д. По нашему замыслу, игра как методический прием коррекционно-развивающей работы с детьми призвана была помочь осуществлению этих задач.

Заметим, что для того чтобы организовать сюжетно-ролевую игру с группой детей, понадобилась достаточно продолжительная, систематическая педагогическая работа, в которой важное место отводилось организации предварительной информации о той социальной ситуации, которая моделируется в игре. Одной инициативы учителя, проявляющейся в побуждении детей к игре на определенные темы, было недостаточно. Обязательным оказалось собственное участие педагога в игре как в качестве

организатора игры, так и в качестве одного из играющих.

Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения: положительного отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию и отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману.

Оценка взрослыми взаимоотношений детей, их поведения и поступков в значительной степени влияет на отношение ребенка к другим детям и определяет его эмоциональное благополучие в группе. В особой поддержке нуждаются дети, с которыми не дружат другие: это могут быть дети с трудностями в поведении, нередко расторможенные, агрессивные, или наоборот, застенчивые, робкие. Необходимо учить их обращаться к другим детям, выражать свое желание играть, конструировать вместе.

Последовательная работа по сплочению детского коллектива, умению детей дружить, поддерживать и защищать друг друга способствует их более естественному определению своего места в нем. В процессе этой работы у детей формируется ряд личностных качеств: чувство коллективизма, умение участвовать в общем деле, ответственность за порученное дело, умение находить взаимопонимание с другими детьми.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.