Особенности развития моногородов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности развития моногородов

2020-03-31 117
Особенности развития моногородов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Моногород - это город, где существует очень тесная связь между функционированием крупного (градообразующего) предприятия и экономико-социальными аспектами жизни населения. При этом рыночные перспективы предприятия существенно влияют на судьбу этого города и его жителей, фактически - это «город-завод».

Последствия мирового финансового кризиса заметно изменили хозяйственную и социальную жизнь моногородов, градообразующих предприятий, наукоградов и прочих закрытых поселений в России. Основными причинами изменений стали: затруднение деятельности их градообразующих предприятий, узкая сфера занятости и ограниченные возможности манёвра населения при потере работы, свёртывание социальной инфраструктуры, сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов.

Россия получила в наследство от плановой советской экономики значительное количество моногородов, жизнь которых полностью зависит от работы одного, в лучшем случае нескольких предприятий. В настоящее время нет чёткого определения термина «моногород», чаще всего встречаются понятия «город-спутник», «наукоград» или «градообразующее предприятие». Такой разброс определений существует и в нормативно-правовой базе, содержащей различные положения, закрепляющие понятие «градообразующие предприятия»:

· в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. №1001 «градообразующее предприятие» определено как предприятие, на котором занято не менее 30% общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населённом пункте;

·         в Федеральном законе от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учётом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населённого пункта.

В отечественной практике понятию «моногород» близок термин «город-завод», предполагающий существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на основные аспекты жизни города - «градообразующего предприятия».

Расхождение в понятиях «градообразующее предприятие» вызвано отсутствием методологических исследований по определению критериев отнесения населённого пункта к моногороду. Например, вряд ли кто-нибудь объяснит, почему предприятие, численность работников которого и членов их семей составляет 49,9% населения города, не является градообразующим.

Цель эссе заключается в выявлении современных механизмов развития моногородов, основных тенденций функционирования моногородов и обоснование оптимального теоретико-методологического подхода к управлению их устойчивым развитием.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением комплекса взаимосвязанных задач:

обобщить теоретический опыт в области устойчивого развития социально-экономических систем;

предложить комплекс мер по совершенствованию системы мониторинга устойчивого развития моногорода;

рассмотреть современные механизмы развития моногородов.


Заключение

 

В ходе проведенного исследования были проанализированы существующие подходы к определению понятия и критериев моногорода. Было выяснено, что моногорода - это населенные пункты, бюджеты и основные доходы населения которых зависят от одного или нескольких схожих предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка. Моногорода - это нормальное явление экономики. Если город по всем параметрам подходит к категории «монопрофильности», это не означает, что государство должно ему предоставить финансовую помощь. Поэтому выделяют критерий, условно названный «необходимость помощи» или «стабильность ситуации на предприятии», который позволяет разделить моногорода на тех, кому необходимо предоставить помощь и тех, кому помощь не требуется.

Политика в сфере моногородов имеет ряд недостатков. Во-первых, законодательно не закреплено само понятие «моногород», не урегулирован правовой режим. Вследствие чего на финансовую помощь могут претендовать города, которые не совсем подходят под параметры моногорода. Во-вторых, не до конца решена проблема с отсутствием специалистов и денежных средств на разработку КИП муниципалитетом. В-третьих, как показала практика реализации КИП в Пикалево (а это не самый кризисный город, и реализация его программы находится под большим контролем, чем реализация программ других городов), методические рекомендации по составлению КИП имеют просчеты, связанные с привлечением инвесторов. Также возникли проблемы с проектной документацией. В-четвертых, имеются ошибки управленческого характера. Иными словами, на сегодняшний день не сложилась единая система нормативно-правовых, административных и экономических мер по решению проблемы функционирования моногородов в России.

В первую очередь необходимо принять закон о моногородах и законодательно закрепить само понятие «моногород» и условия, при которых моногород может претендовать на финансовую помощь. Необходимо исправить «слабые места» КИП, связанные, например, с привлечением инвесторов. Так же важно задействовать общественность, СМИ, ученых, чтобы решением этой проблемы занимались не только власти, но и граждане города.

 


 

Прогнозы и выводы

 

В соответствии с программой федеральной поддержки монопрофильных городов Министерством регионального развития РФ разработан комплекс планов модернизации российских моногородов. Основные долгосрочные цели реализации комплексных планов модернизации российских моногородов:

модернизация традиционных (градообразующих) производств

диверсификация экономики города (создание новых производств и предприятий сферы обслуживания населения и бизнеса)

развитие малого и среднего бизнеса

улучшение имиджа города и повышения качества жизни

Реализация указанных целей может привести к повышению конкурентоспособности градообразующих предприятий, уменьшению ключевых рисков, повышению занятости на фоне обеспечении свободы выбора населения, привлечению творческих кадров, инвестиционных ресурсов и др. и, в конечном итоге, обеспечит устойчивое развитие города в долгосрочной перспективе за счет собственного капитала, в том числе человеческого потенциала.

Основная задача, которую придется решать Правительству РФ, состоит в том, чтобы создать механизм изменении ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвитии этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.

 


 

Список литературы

 

1. Григорий Двас: «Статус моногорода - это не клеймо на всю жизнь». Журнал «Ленинградская область Экономика и Инвестиции» №67, - 2011

. «Современные механизмы развития моногородов». Круглый стол ПЗ от 17.10.11.

. Е.М. Петрякова, к.э.н. доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова «Комплексная инвестиционная программа развития моногородов»

4. Алушкин Ю.А. Моногорода в региональной экономике России: основные характеристики и новые условия развития // Проблемы современной экономики. 2010. №3. С.357-359.

. История моногородов

Введение

 

Моногород - это город, где существует очень тесная связь между функционированием крупного (градообразующего) предприятия и экономико-социальными аспектами жизни населения. При этом рыночные перспективы предприятия существенно влияют на судьбу этого города и его жителей, фактически - это «город-завод».

Последствия мирового финансового кризиса заметно изменили хозяйственную и социальную жизнь моногородов, градообразующих предприятий, наукоградов и прочих закрытых поселений в России. Основными причинами изменений стали: затруднение деятельности их градообразующих предприятий, узкая сфера занятости и ограниченные возможности манёвра населения при потере работы, свёртывание социальной инфраструктуры, сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов.

Россия получила в наследство от плановой советской экономики значительное количество моногородов, жизнь которых полностью зависит от работы одного, в лучшем случае нескольких предприятий. В настоящее время нет чёткого определения термина «моногород», чаще всего встречаются понятия «город-спутник», «наукоград» или «градообразующее предприятие». Такой разброс определений существует и в нормативно-правовой базе, содержащей различные положения, закрепляющие понятие «градообразующие предприятия»:

· в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. №1001 «градообразующее предприятие» определено как предприятие, на котором занято не менее 30% общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населённом пункте;

·         в Федеральном законе от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учётом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населённого пункта.

В отечественной практике понятию «моногород» близок термин «город-завод», предполагающий существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на основные аспекты жизни города - «градообразующего предприятия».

Расхождение в понятиях «градообразующее предприятие» вызвано отсутствием методологических исследований по определению критериев отнесения населённого пункта к моногороду. Например, вряд ли кто-нибудь объяснит, почему предприятие, численность работников которого и членов их семей составляет 49,9% населения города, не является градообразующим.

Цель эссе заключается в выявлении современных механизмов развития моногородов, основных тенденций функционирования моногородов и обоснование оптимального теоретико-методологического подхода к управлению их устойчивым развитием.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением комплекса взаимосвязанных задач:

обобщить теоретический опыт в области устойчивого развития социально-экономических систем;

предложить комплекс мер по совершенствованию системы мониторинга устойчивого развития моногорода;

рассмотреть современные механизмы развития моногородов.


Особенности развития моногородов

 

Проблема развития монопрофильных городов (моногородов), экономика которых полностью зависит от одного или двух градообразующих предприятий, является для России на данный момент острой в социальном, экономическом и политическом плане. Властные структуры, предприятия и жители большинства из них оказываются неспособными своими илами компенсировать возрастающие риски динамичной внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития города.

Моногорода специализируются на отдельных градообразующих отраслях, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки (за счет потока этой продукции из предприятий города в другие города - «экспортные» денежные потоки в пределах страны). С развитием градообразующих отраслей связываются возможности дальнейшего развития города. Предприятия градообразующей отрасли создают спрос на факторы производства (рабочую силу, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, электроэнергию, тепло, воду, газ, производственные площади, очистные сооружения и т.д.); их рабочие формируют спрос на потребительские товары и услуги. Эти виды спроса в большей части удовлетворяются предприятиями градообслуживающих отраслей, возникающими на территории города (системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации, транспорта, строительство, торговля, пищевая промышленность и т.д.) и обеспечивающими нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли.

Распределение предприятий города по основным отраслевым группам дает возможность отнесения каждого города к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, металлургический центр, город-порт, город-курорт и т.п.

Для советской экономики такие города на протяжении десятилетий были не просто крупной, но и передовой, динамично развивающейся составной частью народного хозяйства, позволяя реализовывать целый ряд масштабных проектов огромного производственного, научно-технического и оборонного значения. В современной России ряд предпосылок такого территориального устройства хозяйственной деятельности сохраняется и даже усиливается в силу повышения экономических барьеров, препятствующих миграции населения из региона в регион.

В 335 моногородах сосредоточено 442 градообразующих предприятия, которые в значительной мере определяют структуру и конкурентоспособность всей российской экономики. Это крупнейшие предприятия машиностроения, металлургии, добычи и переработки природных ресурсов, оборонной промышленности. По ряду отраслей в моногородах сосредоточено до 70% их мощностей, в связи с чем, успешность перехода России на инновационный путь развития непосредственно связывается со степенью эффективности процесса модернизации моногородов и градообразующих предприятий.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.