Глава 1. Понятие «здоровый образ жизни» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 1. Понятие «здоровый образ жизни»

2020-03-31 281
Глава 1. Понятие «здоровый образ жизни» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Не смотря на высокие достижения медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней, настоящее время характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения. Первой причиной смерти в нашей стране, да и во многих других государствах, являются сердечно-сосудистые заболевания. Даже если человек выживает после сердечных приступов и инсультов, перенесенные заболевания порой плачевно влияют на его работоспособность и качество жизни.

Одной из приоритетных задач государственной политики РФ является развитие здорового поколения, подготовка работоспособных и физически развитых специалистов. Острая конкуренция, необходимость постоянного профессионального совершенствования и повышения квалификации, частые стрессовые ситуации и многие другие факторы обуславливают высокие требования к специалистам. Качество жизни человека, его успехи в личной, учебной и профессиональной деятельности самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья.

На уровень здоровья человека, как известно, влияют многие факторы: наследственные, экологические, социально-экономические, деятельность системы здравоохранения. Но, главный фактор - это здоровый образ жизни человека. Первостепенная роль в сохранении и развитии здоровья все же принадлежит самому человеку, его здоровому образу жизни, ценностным установкам и гармонии.

Таким образом, значимость здоровья для человека, запросы общества, практики, высокие требования к специалистам в разных областях предопределили выбор темы «Здоровый образ жизни и его составляющие», постановку цели, задач и основные направления настоящей работы.

Цель исследования - раскрыть содержание и выявить формы здорового образа жизни.

Задачи исследования:

. Раскрыть понятие и содержание здоровья и здорового образа жизни;

. Рассмотреть факторы, ослабляющие здоровье;

. Выявить основные элементы здорового образа жизни.


Принципы здорового образа жизни

 

К основным принципам здорового образа жизни относятся:

социальные: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым;

биологические: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим и ритмичным.

Совершенно очевидно, что реализация этих принципов преломляется через призму социально-экономических мероприятий и формирование соответствующих моделей поведения человека.

Абсолютно ясно, что ведение здорового образа жизни предполагает:

стремление к физическому совершенству;

достижение душевной, психической гармонии в жизни;

обеспечение полноценного питания;

исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.);

соблюдение правил личной гигиены;

закаливание организма.

Говоря о принципах здорового образа жизни, следует обратить внимание на опыт наших предков. Так, например, особый интерес представляет тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья». Приведем его основные положения.

. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страдания, живи по законам природы, разума и меры.

. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.

. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.

. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия. Иди и очищайся молитвой.

. Получай в любви радость и наслаждения. Живи по законам любви.

. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой.

Физические упражнения

 

Основными средствами физической культуры являются физические упражнения. Физические упражнения - это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.

Чтобы физические упражнения оказывали положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:

) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии возможностями учеников;

) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию. Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Всякое заболевание, как известно, сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению восстановительных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими (“строительными”) материалами, что ускоряет выздоровление.


Здоровье и вредные привычки

 

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

алкоголизм;

наркомания;

курение;

токсикомания;

Вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы. Любое неполезное действие, например, такое как выпивка, может вызвать склонность к алкоголизму и, в конце концов, перерасти в болезнь, если это действие будет повторяться из раза в раз и закрепится на подсознательном уровне как «приятное». В этом случае, закрепившись подсознательно, привычка может вызвать генетические изменения и перерасти в патологию. Зависимость формируется рядом последовательных уступок вредной наклонности и, чтобы вернуться к здоровой жизни, необходим целый ряд таких же последовательных усилий в одолении вредной тяги, которые не могут быть осуществлены без усилия воли. Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу, когда человек в течение продолжительного времени совершает ряд уступок ветхому человеку в себе или окружающим. При этом формируется тяга к привычному необдуманному действию. Болезненное пристрастие возникает, когда у человека нет психологической защиты от вредного влияния, когда вначале он считает вредную привычку «обычным» действием, из чего после нередко формируется ее «привлекательность». Такой человек считает вредную склонность само собой разумеющимся действием, вживается в образ греха, не представляя иногда, что есть люди, которые свободны от этого и не приемлют такого рода отношений с обществом. Ведь вредные привычки формируются под влиянием дурного общества и разлагающейся морали и нравственности. Ни один младенец не имеет в себе вредных инстинктов, они ему навязываются плохим воспитанием и соответствующим дурно воспитанным обществом.

Иногда врачи утверждают, что на закрепление вредной привычки влияет наследственность. Конечно, важно, что ребенок видит с первых дней своей жизни, в какую семью или среду он попадает. Пример отца и матери, или старших в семье накладывает неизгладимое впечатление на молодое неокрепшее сознание. Но в этом случае речь идет о воспитании и его роли в становлении человека. И последующая взрослая сознательная жизнь может круто изменить весь уклад такой семьи, когда самостоятельный ребенок уже осознано, выбирает здоровый образ жизни.

Влияние вредных привычек на организм

Всем нам известно пагубное влияние вредных привычек, например курения, на организм. Минздрав об этом постоянно предупреждает, но мало кто обращает на это внимание, ведь проблемы со здоровьем начинаются не сразу, а когда они обнаруживаются (рак легких и некоторые другие), тогда бывает уже слишком поздно. Именно в таких случаях последствия вредных привычек - продолжительные болезни и в итоге смерть. Некоторые привычки, наркомания, к примеру, не прощают даже одного единственного раза употребления вредного для организма вещества, поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем ступить на такую дорожку, с которой уже невозможно будет свернуть.


Заключение

 

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.


Список литературы

 

1. Вахитов Р.Р. Формирование здорового образа жизни как гуманистической ценности личности / Р.Р. Вахитов // Проблемы истории, филологии, культуры. - Магнитогорск, 2006.

. Горбенко П.П. Валеология - наука о качестве жизни и здоровье / П.П.Горбенко. - Санкт-Петербург: НИЗ, 2004.

. Горелов А.А. Социальная экология / А.А. Горелов. - М.: РАН, 2005. - 408 с.

. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века / Сост. В.И. Жолдак. Томск, 1996.

. Карякина Т.Н. Социальная экология: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. - Волгоград: ВолГУ, 2005.

. Лохницкий И.А.Основы социальной экологии: Учебное пособие / И.А. Лохницкий. - М.: Наука, 2007.

. Слепцова С.Е. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся / С.Е. Слепцова. - Якутск, ЯГПУ, 2000.

. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва, 1996.

. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 1990.

. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва, 1987.

Введение

 

Не смотря на высокие достижения медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней, настоящее время характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения. Первой причиной смерти в нашей стране, да и во многих других государствах, являются сердечно-сосудистые заболевания. Даже если человек выживает после сердечных приступов и инсультов, перенесенные заболевания порой плачевно влияют на его работоспособность и качество жизни.

Одной из приоритетных задач государственной политики РФ является развитие здорового поколения, подготовка работоспособных и физически развитых специалистов. Острая конкуренция, необходимость постоянного профессионального совершенствования и повышения квалификации, частые стрессовые ситуации и многие другие факторы обуславливают высокие требования к специалистам. Качество жизни человека, его успехи в личной, учебной и профессиональной деятельности самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья.

На уровень здоровья человека, как известно, влияют многие факторы: наследственные, экологические, социально-экономические, деятельность системы здравоохранения. Но, главный фактор - это здоровый образ жизни человека. Первостепенная роль в сохранении и развитии здоровья все же принадлежит самому человеку, его здоровому образу жизни, ценностным установкам и гармонии.

Таким образом, значимость здоровья для человека, запросы общества, практики, высокие требования к специалистам в разных областях предопределили выбор темы «Здоровый образ жизни и его составляющие», постановку цели, задач и основные направления настоящей работы.

Цель исследования - раскрыть содержание и выявить формы здорового образа жизни.

Задачи исследования:

. Раскрыть понятие и содержание здоровья и здорового образа жизни;

. Рассмотреть факторы, ослабляющие здоровье;

. Выявить основные элементы здорового образа жизни.


Глава 1. Понятие «здоровый образ жизни»

 

Здоровье человека - категория медицинская, социальная, правовая и экономическая, обозначающая право быть здоровым и трудоспособным для обеспечения социальной активности человека, самодостаточности личности и необходимой продолжительности жизни. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Устав, 1968), является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

Хорошее здоровье определяет надежность бытовой и профессиональной деятельности человека, а в условиях современной рыночной экономики является своего рода гарантом конкурентоспособности. Судьбу страны решают не нефть и не металлы, а главным образом энергетический потенциал человека (его мозга) и здоровье нации. Нормальный человек готов порой обращаться к кому угодно и к чему угодно, только бы не заболеть (или быстро вылечиться). Ведь сегодня иногда даже не слишком тяжелый недуг (как, например, простуда или ангина) может сильно испортить карьеру или даже погубить ее. Вместе с тем в настоящее время здоровье человека изучено значительно меньше, чем болезни. Сам термин «здоровье» не имеет однозначного определения. Одни ученые во главу угла ставят уровень физического здоровья, рождаемость, заболеваемость, среднюю продолжительность жизни; другие - самооценку человеком своего состояния, желание трудиться, отношение к алкоголю, косметике и курению; третьи - чувство личного комфорта; четвертые - уровень медицинской культуры населения. Ряд ученых предлагают считать здоровым общество, в котором здоровые дети.

В жизни современного человека, живущего в большей своей части в городах, где наряду со многими удобствами, свойственными цивилизации, существуют проблемы - загрязненный воздух выбросами и отходами промышленного производства и газовыми выхлопами миллионов машин, дымящиеся свалки мусора, иногда зараженные радиоактивными и химическими веществами, которые, проникая в почву, могут попасть в питьевую воду; усталость от шумов транспорта, повышенного потока информации, стрессов и т.д. Пища также не соответствует общепринятым нормам: рыночные продукты нередко отравлены пестицидами, нитратами, а на предприятиях питания нарушаются технологии обработки и приготовления пищевых продуктов.

Пестициды - препараты для борьбы с сорняками.

Нитраты - азотнокислые соли и эфиры - производные азотной кислоты.

В наше модернизированное время ни одна сфера жизнедеятельности человека не избежала рассмотрения ее с точки зрения ценности здоровья. Большинство здравомыслящих людей сегодня не может позволить себе ни малейшего удовольствия (или наслаждения), не спросив себя: «Не повредит ли это здоровью?» И меню изучается с тщательной озабоченностью не столько с вкусовых позиций, сколько с точки зрения содержания в блюде (котлете) холестерина и других вредных продуктов (консервантов и т.п.). Современный грамотный человек хочет, чтобы пища была не просто вкусной, она должна быть здоровой. Это относится почти ко всему укладу жизнедеятельности человека - спорту, физической культуре, занятия которыми должны способствовать поддержанию формы, здоровья. Прогулки - это не просто гулять, а заниматься оздоровительной ходьбой, плавание - для поддержания осанки, профилактики остеохондроза и т.д. Причем предпринимаемые оздоровительные приемы (причудливые позы и манеры, как и одежда, обувь, головной убор, белье) должны быть направлены в первую очередь на поддержание здоровья.

Наступает время, когда люди более осознанно стали заботиться о своем здоровье, чем, скажем, совсем недавно, когда получению удовольствия отдавалось предпочтение и никоим образом не считалось, что оно может как-то повредить здоровью. Подобный путь к «высокой сознательности» отчасти обусловлен недюжинными возможностями современной медицины и разочарованием ею в ряде областей, а также пониманием (правда, далеко не всеми) невозможности достичь духовного и телесного здоровья без соответствующей самопомощи. Человек постоянно нуждается в определенной информации, «медицинской подпитке» с критическим обсуждением и оценкой предлагаемых традиционной (особенно нетрадиционной) медициной лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Обеспечение условий формирования хорошего здоровья зависит как от государства, так и от самого индивидуума. Хорошее здоровье - не только врожденное качество. Человек рождается чаще всего потенциально здоровым, и от него зависит, как это качество разовьется. Им наследуется не готовое на всю жизнь крепкое здоровье, а только возможность его формирования в условиях жизнедеятельности, поддержания и укрепления его с помощью всего арсенала известных средств, и в первую очередь, средствами физической культуры.

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, объединяющая представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека.

Образ жизни - формы человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Образ жизни - один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.

В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50-55% приходится на образ жизни. В свою очередь, к основным факторам, определяющим образ жизни человека, следует отнести:

уровень общей культуры человека и его образованность;

материальные условия жизни;

половые, возрастные и конституциональные особенности человека;

состояние здоровья;

экологию среды обитания;

особенности трудовой деятельности (профессии);

особенности семейных отношений и семейного воспитания;

привычки человека;

возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессиональной, общественной, социально-культурной и бытовой деятельности человека. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека - как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т.д. Образ жизни, обусловленный в значительной степени социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни - категория, характеризующая комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество жизни), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

В процессе жизни каждого человека должны удовлетворяться материальные и духовные потребности, причем его поведение будет направлено на реализацию этих потребностей. У каждой личности при одинаковом на данный момент в любом обществе уровне потребностей существует свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разное и зависит оно в значительной степени от воспитания.

Понятие «здоровый образ жизни» - концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что:

в нашем государстве у населения еще не сформирована в достаточной степени положительная мотивация на бережное отношение к своему здоровью;

в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);

здоровье в обществе, в первую очередь, в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как одной из главных человеческий ценностей. В достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый - образование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школьных учреждениях, в колледжах, вузах и т.д. Второй - самовоспитание личности (сотвори себя сам!). Естественно, что для достижения здорового образа жизни необходимо сочетать оба пути.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением человеком своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредоточить усилия лишь на преодолении опасностей возникновения различных заболеваний, борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это также имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции. Конституция человека - это генетический потенциал организма, продукт на­следственности и среды, реализующий наследственный потенциал; именно конституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Здоровый образ жизни - это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.