Глава 1 Роль третичного сектора в экономике — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1 Роль третичного сектора в экономике

2020-04-01 192
Глава 1 Роль третичного сектора в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Сфера услуг – обширное и малоисследованное поле приложения общественного труда. Длительное время сфера услуг вообще не вызывала особого интереса. И лишь в последние десятилетия в странах различного социально-экономического типа она стала притягивать внимание многих экономистов. Повышенный интерес к ней вызван и ярко выраженным динамизмом сферы услуг, и тем, что, несмотря на очевидное возрастание ее роли в экономическом развитии, остаются почти нераскрытыми закономерности участия различных услуг в развитии хозяйства, их влияние на факторы общественного воспроизводства.

Цель исследования – оценка развития сектора услуг, выявление изменений, территориальных закономерностей доминирования третичного сектора в странах различного социально-экономического типа, разъяснение причин этих изменений.

Основные задачи – поиск, обработка и анализ статистических данных, сбор необходимой информации, сравнение показателей доли третичного сектора по миру за несколько временных периодов, выявление закономерностей и их объяснения.

В наших исследованиях осуществлялось ранжирование регионов по доли третичного сектора в ВВП стран, оценивалась динамика данной отрасли за 1990-2008 гг. В исследовании объединены аналитические, статистические, графические, картографические, логические, описательные и сравнительные методы.

Используемы методы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Arc View.

Главные источники информации: http://worldbank.org/ (Группа Всемирного Банка).

 


Глава 1 Роль третичного сектора в экономике

Показатели, характеризующие развитие сферы услуг

Методы оценки уровня развития сферы услуг имеют важное научное и практическое значение. Научное значение состоит в том, что правильность методов повышает значимость данной сферы в экономике стран различного социально-экономического типа. Практическое значение определяется эффективным решением различных проблем в секторе услуг, уточнением системы показателей, а также построение отчетности по отдельным отраслям в сфере услуг в целом.

Безусловно, многообразие различных подходов к изучению сферы услуг исключает возможность создания единого перечня показателей, отражающих особенности социально-экономической ситуации отдельных стран, но мы постараемся выделить наиболее значимые из них.

Для оценки природных условий: площадь сельскохозяйственных угодий на одного жителя; число дней с экстремальными погодными условиями, нарушающими функционирование передвижного обслуживания населения; сейсмичность (в баллах) и т.д.

Для оценки национальных и демографический особенностей: удельный вес лиц отдельных национальностей, в том числе считающих родным язык этой же национальности; рождаемость; удельный вес населения в возрасте 20-39 лет; удельный вес занятых в сфере услуг (процент женщин и мужчин от общего показателя занятых), что позволяет сделать вывод о социальном положение страны, возможности масштаба вовлечения трудовых ресурсов, роли традиций в выбранном районе.

При оценке экономических особенностей сектора услуг различают две группы показателей[9]:

· характеристика общего уровня развития района и специализация хозяйства в нем (капиталовложения в народное хозяйство в расчете на одного жителя; число занятых в народном хозяйстве на 1000 жителей; доля сферы услуг в ВВП (в процентах); объем экспорта и импорта услуг (процент в ВВП); доля различных видов услуг в структуре третичного сектора (в процентах); секторальная структура экономики в целом (процентное соотношение секторов) и тд.)

· характеристика особенностей расселения (удельный вес населения, проживающего в городах; удельный вес сельскохозяйственного населения и др.)

Приведенные показатели общего уровня экономического развития и расселения позволяют объяснять сложившиеся различия в уровнях развития как отдельных отраслей, так и сектора услуг в целом. Также следует уточнить, что в зависимости от масштаба исследования (республика, область, район, населенный пункт) круг учитываемых показателей меняется.

 

Модель Кларка

При рассмотрении секторальной структуры экономики исходным фактом служит теория трех секторов, основы которой заложил британский экономист Колин Кларк. Автор выдвинул гипотезу, согласно которой в ходе исторического развития происходит последовательный переход от общества с преобладанием в экономике первичного сектора (т.е. сельского хозяйства) к индустриальному (вторичный сектор) и затем к обществу с доминированием третичного сектора – услуг. В экономике происходит процесс терциализации – наращивания удельного веса и роли третичного сектора в экономике и занятости населения. Данный процесс не следует воспринимать как сокращение промышленного производства. Увеличивающийся третичный сектор работает на повышение эффективности производительности всех секторов, сворачивая одни отрасли промышленности и сельского хозяйства, экономика порождает другие, более производительные отрасли

Теория трех секторов не бесспорна, но опыт подтверждает ее эффективность. В мировой экономике происходят структурные изменения, которые выражаются увеличением или уменьшением доли отдельных секторов в экономике, т.е. своеобразная цикличность.

Каждый цикл начинается с фазы рождения и требует повышенных инвестиций. Затем наступает фаза роста, и эти инвестиции начинают окупаться, ускоряется достижение конечных результатов. Впоследствии, наступает фаза зрелости и сектор, главенствующий в данной экономики сектор приносит наиболее качественные результаты. Но по мере развития экономики постепенно сокращается результативность доминирующего сектора, т.е. происходит процесс увядания.

 


Заключение

Роль третичного сектора в развитии общества неоднозначна, но без него не может быть обеспечен прогресс общества. Ныне сфера услуг занимает прочное первое место среди отраслей как в структуре ВВП и ВНП, так и в структуре занятости населения развитых и даже многих развивающихся стран.

Удельный вес сферы услуг стремительно растет и в среднем по мире достигает 60%, что характеризуется переходом в постиндустриальную эпоху. Постепенно сокращается доля сельского хозяйства и промышленности, отмечается общее снижение показателей. Происходит сокращение не только доли промышленности в создание мирового ВВП, но и сокращение доли обрабатывающей промышленности в ВВП в первую очередь в странах со средним и высоким уровнем доходов населения. Доля населения, занятого в индустриальном секторе сокращается.

Все больший упор развитые страны делают на использование знаний, трудовых, а не природных ресурсов, переход на наукоемкие технологии замедляет спрос этих стран на природные ресурсы.

Растет международная торговля знаниями. Доступность информации в сочетании с дешевыми средствами связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала.

Сокращается доля стран с наименьшим показателям доли третичного сектора в ВВП.


[1] В.Н. Холина, География человеческой деятельности, 2002

[2] В.Н. Холина, География человеческой деятельности, 2002

[3] Г.А. Аванесова, Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент, 2007

[4] Г.А. Аванесова, Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент, 2007

[5] Г.А. Аванесова, Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент, 2007

[6] И.А. Родионова, Мировая экономика, Индустриальный сектор, 2005.

  [7] Е.А. Громов, США: Сфера услуг в Экономике, 1987.

         [8] А.С.Булатова, Н.Н. Литвинцева, Мировая экономика и международные экономические отношения, 2008.

[9] Е.А. Громов, США: Сфера услуг в Экономике, 1987.

[10] М. Восконян, «Пиастры, пиастры, пиастры».

[11] Васерманис Э. К. Прогнозирование развития сферы услуг, Рига, 1990

[12] Герчикова И. Н. Инфраструктура, обеспечивающая предпринимательскую деятельность / И. Н. Герчикова // Маркетинг.- 1999.- N 5. - С. 102-108.

[13] Хаксевер К. Управление и организация в сфере услуг, СПб. 2002

[14] Гохберг Л. М. Интеллектуальная деятельность в структуре экономики информационного общества: (Вопросы методологии) / Л. М. Гохберг // Вопросы статистики.- 2000.- N 6. - С. 41-51.

Введение

 

Сфера услуг – обширное и малоисследованное поле приложения общественного труда. Длительное время сфера услуг вообще не вызывала особого интереса. И лишь в последние десятилетия в странах различного социально-экономического типа она стала притягивать внимание многих экономистов. Повышенный интерес к ней вызван и ярко выраженным динамизмом сферы услуг, и тем, что, несмотря на очевидное возрастание ее роли в экономическом развитии, остаются почти нераскрытыми закономерности участия различных услуг в развитии хозяйства, их влияние на факторы общественного воспроизводства.

Цель исследования – оценка развития сектора услуг, выявление изменений, территориальных закономерностей доминирования третичного сектора в странах различного социально-экономического типа, разъяснение причин этих изменений.

Основные задачи – поиск, обработка и анализ статистических данных, сбор необходимой информации, сравнение показателей доли третичного сектора по миру за несколько временных периодов, выявление закономерностей и их объяснения.

В наших исследованиях осуществлялось ранжирование регионов по доли третичного сектора в ВВП стран, оценивалась динамика данной отрасли за 1990-2008 гг. В исследовании объединены аналитические, статистические, графические, картографические, логические, описательные и сравнительные методы.

Используемы методы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Arc View.

Главные источники информации: http://worldbank.org/ (Группа Всемирного Банка).

 


Глава 1 Роль третичного сектора в экономике


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.