ОШО « Медитация – искусство эк ст аза » — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ОШО « Медитация – искусство эк ст аза »

2020-04-01 94
ОШО « Медитация – искусство эк ст аза » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«ХАОТИЧЕСКАЯ» МЕДИТАЦИЯ

 

Человек болен неврозом. Не то чтобы только некоторые люди были невротиками, само человечество больно невро­зом. Это – не вопрос исправления нескольких человек, это – вопрос излечения человечества как такового. Не­вроз – «нормальное» состояние человека, потому что каж­дый человек проходит муштру, обусловливание. Ему не позволено быть просто тем, что он есть. Он должен быть отлит в форму определенную. Эта форма порождает невроз. Общество отливает вас в наперед заданную форму. Оно культивирует вас, чтобы вы соответствовали этой форме. Вам позволено выразить только часть вашего существа, тогда как оставшаяся часть подавляется. Это создает разделение, шизофрению. А подавленная часть продолжает бороться за возможность быть выраженной. Так что каж­дый человек – шизофреник, он разделен... отделен сам от себя, сражаетсясам с собой. Человек как таковой – шизо­френик. Он не может быть спокойным, не может молчать, не способен на блаженство. Ад всегда рядом. И до тех пор, пока вы не станете целым, не исцелитесь, вы не освободитесь от него.

Нужно что-то сделать, чтобы ослабить этот невроз, что­бы сблизить разобщенные части. Невыраженное должно быть выражено, и это – постоянное подавление бессозна­тельного сознательным должно быть прекращено.

Старые техники медитации не принимают этого в рас­чет. Вот почему они потерпели неудачу. Медитационные техники существовали давно, они были известны в течение всей истории, но и Будда, и Иисус, и Махавир, все они потерпели неудачу. Я не имею в виду, что они сами не достигли. Они сами достигли просветления, но не смогли помочь достигнуть просветления большей части человече­ства. Почему религия не помогла больше? Причина вот в чем: она брала человека как данность, и медитативным техникам учили его такого, как он есть. Эти техники могут помочь только до определенной степени, они могут дать только поверхностный эффект. Внутренняя раздвоен­ность остается, ничего не было сделано, чтобы уничто­жить ее.

Есть, например, техники дзен... и трансцендентальная медитация Махеш йоги... и другие техники. Они могут помочь вам до определенной степени. Они могут успокоить, пришибить вас, на поверхности вы станете более мирным. Но ничего не произойдет с вашим внутренним существом. Не может ничего произойти! И, в определенной степени, это поверхностное спокойствие опасно, потому что раньше или позже вы снова взорветесь. Ничего не изменилось в глубине. Вы просто натренировали свой сознательный ум быть в более спокойном состоянии. Вы можете сделать свой ум спокойным, неподвижным с помощью мантр, непрерывного пения, многими другими способами. Все,что порождает внутреннюю скуку, поможет вам успокоиться. Например, если вы непрерывно повторяете: «Рам-рам-рам...» – это повторение вызывает некоторую сонливость, скуку, и ваш ум начинает погружаться в сон. Вы, может быть, будете чувствовать эту сонливость как спокойствие, тишину, но это – не так. На самом деле это – род тупо­сти. Но, по крайней мере, вам легче терпеть свою жизнь благодаря этому. По крайней мере на поверхности вы будете чувствовать большую удовлетворенность. А невротические силы будут продолжать кипеть внутри. В любой момент они могут взорваться и извергнуться на поверхность. Это – примирительные методы. Они могут помочь очень немногим. А тем, кому они могут помочь, можно помочь и без всяких техник. Но они – редкие исключения, немно­гие счастливцы, не больные неврозом. Большейчасти человечества повезло меньше.

Вот почему я делаю акцент на том, чтобы сначала снять вашу внутреннюю двойственность, сделать вас одним целым – единством. Пока вы не едины, ничего нельзя сделать. Так что первое, что нужно сделать, это излечить ваш невроз.

Моя техника динамической медитации принимает ваш невроз, как он есть, и пытается дать ему выход. Она, в сущности, начинает с катарсиса. Всему, что упрятано, нуж­но дать возможность проявиться. Вы должны перестать подавлять. Наоборот, изберите в качестве пути выражение. Не осуждайте себя. Примите себя, как вы есть, потому что осуждение лишь создает двойственность. Как только вы приняли, вы ушли вперед, потому что принятие создает единство, а когда внутри вы едины, у вас есть энергия, чтобы идти дальше. Когда вы внутри раздвоены, ваша энергия борется сама с собой. Поэтому ее нельзя использо­вать ни для какой трансформации. Так что сначала пусть будет принятие того, что есть вы. Все, что вы подавляли в себе до сих пор, должно найти выход. А если вы созна­тельно даете выход своему неврозу, однажды вы переста­нете быть невротиком. Те, кто подавляют свой невроз, становятся все больше и больше невротиками, а те, кто сознательно выражают свой невроз, освобождаются от него. Поэтому, пока вы не станете «сознательно сумасшедшим», вы не сможете стать здоровым. П. В. Лэнг прав, когда говорит: «Позвольте себе быть безумным». Он – одиниз наиболее глубоко чувствующих людей Запада.

Вы есть безумец, и нужно что-то с этим делать. Старые традиции говорят: «Подавите свое безумие. Не позволяй­те ему выйти наружу, иначе ваши действия станут бе­зумными», но я говорю: «Позвольте своему безумию выйти наружу, сознавайте его. Это – единственный путь к здоровью». Высвободите его! Внутри оно станет ядови­тым. Выбросьте его, полностью освободите от него всю вашу систему. Но к этому катарсису нужно подходить систематически, методично, потому что это значит сойти с ума с методом... стать сознательно сумасшедшим. Вы должны делать две вещи: сохранять сознание того, что вы делаете, и не подавлять ничего. Для наших умов сознание обычно означает подавление. В этом вся задача. Как только вы осознали что-то внутри себя, вы начинаете это по­давлять. Поэтому вот чему нужно учиться: сознавать и не подавлять... быть сознательным и выразительным.

Моя система Динамической медитации начинается с дыха­ния, ибо дыхание глубоко в нас укоренено. Возможно, вы не на­блюдали этого, но, изменив дыхание, вы можете изменить очень многое. Внимательно понаблюдайте за дыханием, и вы обнаружи­те, что, когда вы сердитесь, у вас один ритм дыхания, а когда лю­бите – совершенно другой. Когда вы расслабляетесь, вы дышите одним образом, когда напрягаетесь – другим. Вы не можете сер­диться и в то же время дышать так, как дышите в расслабленном состоянии. Это невозможно.

Когда вы сексуально возбуждены, ваше дыхание меняется. Если вы помешаете ему измениться, ваше сексуальное возбужде­ние автоматически исчезнет. Это значит, что дыхание глубоко свя­зано с ментальным состоянием. Изменив свое дыхание, вы можете изменить и состояние своего ума. А если измените состояние ума, изменится и дыхание.

Поэтому я начинаю с дыхания и на первой стадии этой техники предлагаю десять минут дышать хаотично. Под хаотичным дыханием я подразумеваю глубокое, частое, энергичное дыхание без какого-либо ритма – втягивание воздуха внутрь и выталкива­ние наружу, но втягивание и выталкивание настолько энергичные, глубокие и сильные, насколько это возможно. Втягивайте в себя воздух, затем выталкивайте его наружу.

Хаотичное движение должно породить хаос внутри вашей подавленной системы. В каждом своем проявлении вы дышите вполне определенным образом. Ребенок дышит не так, как взрос­лый. Если вас страшит перспектива сексуального контакта, ваше дыхание меняется. Вы не сможете дышать глубоко, потому что глубокий вдох ударяет в ваш сексуальный центр. Если вы боитесь, вы не можете дышать глубоко. Страх порождает поверхностное дыхание.

Хаотичное дыхание призвано разрушить все ваши шаблоны. Хаотичное дыхание призвано разрушить то, во что вы себя превра­тили. Хаотичное дыхание создает внутри вас хаос, ибо пока хаоса нет, вам не удастся высвободить свои подавленные эмоции. Эти эмоции устремились теперь в ваше тело.

Вы – не тело и ум; вы это тело-ум, вы психосоматичны. Вы – то и другое вместе. Поэтому все действия вашего тела, достигают ума, а все действия вашего ума достигают тела. Тело и ум – два конца одного и того же организма.

Десять минут хаотичного дыхания – это чудесно! Но дыхание должно быть хаотичным. Это не разновидность пранаямы, йогического дыхания, а создание при помощи дахания хаоса, который необходим вам по разным причинам.

Глубокое, частое дыхание приносит больше кислорода. Чем больше в теле кислорода, тем более живым вы становитесь, тем более уподобляетесь животному. Животные живы, а человек напо­ловину мертв, наполовину жив. Вам необходимо стать животным, только тогда в вас может возникнуть нечто более высокое.

Если вы живы лишь наполовину, с вами ничего не удастся сделать. Хаотичное дыхание уподобит вас животному: живому, вибрирующему, энергичному – с большим количеством кислорода в крови, с большим количеством энергии в клетках. Клетки вашего тела оживут. Насыщение кислородом помогает вырабатывать телес­ное электричество – можно назвать это биоэнергией. Когда в теле есть электричество, вы можете глубоко погружаться в себя или далеко выходить за свои пределы. Электричество поможет вам в этом.

У тела есть свои собственные источники электричества. Если вы ударяете в них усиленным дыханием и большим количеством кислорода, они начинают бить ключом Если вы действительно оживаете, вы перестаете быть телом. Чем больше вы оживаете, тем больше энергии заполняет вашу систему и тем меньше вы ощущаете себя физическим телом. Вы будете воспринимать себя все боль­ше как энергию и все меньше как материю.

Во всех тех случаях, когда вы становитесь более живым, вы перестаете ориентироваться на тело. Одна из причин особой при­влекательности секса заключается в следующем: если вы пол­ностью вовлекаетесь в половой акт, в целостное движение, стано­витесь абсолютно живым, тогда вы перестаете быть телом – вы только энергия. Воспринимать эту энергию, жить ею совершенно необходимо, если вы хотите выйти за свои пределы.

Второй шаг в моей технике Динамической медитации – ка­тарсис. Я призываю вас к сознательному безумию. Что бы ни пришло вам в голову, позвольте этому произойти; способствуйте этому. Никакого сопротивления, только поток эмоций.

Хотите визжать – визжите. Способствуйте визгу. Громкий визг, настоящий визг, в который вовлечено все ваше существо, обладает особой, глубоко лечебной силой. Визг освобождает мно­гое, визг исцеляет многие болезни. Если этот визг настоящий, он вместит в себя все ваше существо.

Поэтому в течение следующих десяти минут (вторая стадия также длится десять минут) позвольте себе выразиться через крик, танец, визг, плач, прыжки, смех – так сказать, «выплеснуться». Че­рез несколько дней вы почувствуете, что это такое.

Возможно, на первых порах вам придется принуждать себя, делать над собой усилие, даже лицедействовать. Мы стали настоль­ко фальшивыми, что не можем совершать ничего подлинного и истинного. Мы не способны искренне смеяться, вопить или виз­жать. Все наши поступки – лишь фасад, маска. Когда вы перейдете к этой технике, ваши действия могут быть поначалу вынужденными. Вам потребуется, возможно, усилие, немного лицедейства. Но пусть вас это не беспокоит. Продолжайте. Вскоре вы достигнете тех источников, где вы многое в себе подавили. Вы коснетесь этих ис­точников, освободите их и почувствуете, что ваше бремя исчезло. К вам придет новая жизнь; вы родитесь заново.

Это сбрасывание бремени – основа, без которой никакая ме­дитация невозможна. Повторяю, я не имею в виду исключения, они для нас несущественны.

Сделав второй шаг – выбросив все из себя, – вы окажетесь пустым. А под пустотой я понимаю следующее: пустоту от всех подавлений. В этой пустоте может что-то произойти. Может про­изойти трансформация, может случиться медитация.

На третьем шаге я использую звук хуу. В прошлом исполь­зовались многие звуки, каждый из которых действует по-своему. Индусы, например, использовали звук аум. Это вам, наверное, известно. Но я не предлагаю вам аум. Аум стучится в центр серд­ца, а современный человек не сосредоточен на сердце. Аум сту­чится в дверь дома, где никого нет.

Суфии использовали звук хуу. Если громко произносить хуу, этот звук глубоко проникает в сексуальный центр. Вот почему его используют для того, чтобы стучаться к вам внутрь. Когда вы стали пустым, звук хуу может глубоко в вас проникнуть.

Движение этого звука возможно только в том случае, если вы пусты. Если же вы заполнены подавлениями, то ничего не про­изойдет. В этом случае прибегать к мантрам или звукам порой даже опасно. Каждый слой подавления изменит путь звука, и в конечном итоге произойдет нечто такое, что вам и не снилось, чего вы не ждали и не хотели. Ваш ум должен быть пуст; только в этом случае можно произносить мантру.

Поэтому я никогда не предлагаю мантру без предварительной подготовки. Сначала должен произойти катарсис. Мантрой хуу не следует пользоваться, не сделав два предыдущих шага. Без этих шагов ею пользоваться нельзя. Только на третьем шаге (длящемся десять минут) можно прибегнуть к хуу – произнесите его как мож­но громче, вложите в него всю свою энергию. Вы стучите этим звуком в дом своей энергии. И если вы пусты, – а вы стали пус­тым благодаря катарсису на втором шаге, – хуу проникает вглубь и ударяет в ваш сексуальный центр.

По сексуальному центру можно ударить двояко. Во-первых, естественным образом. Всякий раз, когда вас привлекает лицо про­тивоположного пола, по сексуальному центру наносится удар из­вне. Этот удар также есть тонкая вибрация. Женщина привлекла мужчину, или мужчина привлек женщину. Почему? Благодаря че­му в мужчине и благодаря чему и женщине это происходит? В них ударяет положительное или отрицательное электричество, тонкая вибрация. На самом деле это звук. Например, вы замечали, что птицы используют звук как сексуальный сигнал. Их пение сексуально. Они многократно ударяют друг друга определенными звуками, которые попадают в сексуальный центр.

Тонкие вибрации электричества ударяют вас извне. Когда в ваш сексуальный центр ударили извне, ваша энергия устремляется наружу – к другому. После чего возможно воспроизведение, рожде­ние. От вас кто-то родится.

Хуу ударяет в тот же центр энергии, только изнутри. А когда по сексуальному центру ударяют изнутри, энергия течет внутрь. Это внутреннее течение энергии совершенно вас преображает. Вы преобразились: вы родили самих себя.

Вы преображаетесь только тогда, когда ваша энергия меняет направление движения. Только что она текла наружу, и вот уже течет внутрь. Только что она текла вниз, а вот уже течет вверх. Это движение энергии вверх и есть знаменитая кундалини. Вы почувствуете, что она действительно движется по вашему позво­ночнику, и чем выше она поднимается, тем выше поднимаетесь вместе с ней вы. Если эта энергия достигнет брахмарандхра – по­следнего, седьмого центра, находящегося в вершине головы, – вы станете высочайшим человеком.

На третьем шаге я применяю хуу как способ поднять вашу энергию. Первые три шага приносят катарсис. Они еще не медита­ция, лишь подготовка к ней, «разбег» для прыжка, но еще не пры­жок.

Четвертый шаг – прыжок. На четвертом шаге я говорю вам: «Стоп!» Когда я говорю «Стоп!», вы должны замереть. Не делайте абсолютно ничего, потому что любое движение может отвлечь вас, и тогда все пойдет насмарку. Все что угодно – кашель, чихание – у вас ничего не получится, ваш ум отвлекся. Движение энергии вверх тотчас же прекратится, потому что ваше внимание перемес­тилось.

Не делайте ничего, смертью вам это не грозит. Даже если вам очень хочется чихнуть, а вы десять минут не чихаете, от этого вы не умрете. Даже если вам хочется кашлянуть и вы чувствуете в горле раздражение, потерпите и ничего не делайте, вы тоже не умрете. Пусть ваше тело замрет, чтобы энергия могла устремиться по нему единым потоком вверх.

Когда энергия устремляется вверх, вы обретаете все большее безмолвие. Безмолвие – побочный продукт энергии, поднимающей­ся вверх; напряжение – побочный продукт энергии, текущей вниз. Все ваше тело станет таким безмолвным, словно оно исчезло. Вы не сможете его почувствовать. Вы лишились тела. А когда вы без­молвны, безмолвно и все бытие, ибо бытие – это зеркало. Оно отражает вас. Оно отражает вас в тысячах и тысячах зеркал. Когда безмолвны вы, становится безмолвным и все бытие. Я скажу вам так: в своем безмолвии будьте просто свидетелем – непрерывным вниманием; не делайте ничего, оставайтесь свидетелем, оставай­тесь с самим собою; не порождайте ничего – ни движения, ни же­лания, ни становления – просто пребывайте здесь и сейчас, без­молвно свидетельствуйте обо всем, что происходит.

Это пребывание в центре, пребывание в самом себе возможно благодаря первым трем шагам. Пока эти три шага не сделаны, вы не способны оставаться с самим собою. Можно говорить об этом, можно думать, мечтать, но этого не случится, потому что вы не готовы.

Три первых шага готовят вас к встрече с мгновением. Они делают вас сознательным. Это и есть медитация. В медитации слу­чается нечто, пребывающее за пределами слов. Как только это слу­чится, вы уже не останетесь прежним; это невозможно. Это рост, а не просто переживание. Это рост.

 

...ИЛИ МОЛЧАЛИВАЯ МЕДИТАЦИЯ

Динамическая медитация очень активна, требует больших усилий. Нельзяли войти в медитацию, просто сидя в молчании?

 

Можно войти в медитацию через просто сидение, но тогда будьте именно сидением. Не делайте ничего другого. Если вы можете только сидеть, это станет медитацией. Будьте полностью в этом сидении, недвижение должно быть единственным вашим движением. В самом деле, слово Дзен происходит от слова за-дзен, что значит: «только сидеть... не делать ничего». Если вы можете только сидеть, ничего не делая своим телом и своим умом, это станет медитацией. Но это трудно. Очень легко сидеть, когда вы делаете еще что-то, но как только вы просто сидите и ничего не делаете, это становится проблемой. Каждая фибра вашего существа начинает двигаться внутри: каждая вена, каждый мускул начинают двигаться. Вы начнете чувствовать легкую дрожь, вы почувствуете множество мест в своем теле, которых вы не чувствовали никогда раньше. И чем больше вы будете стараться просто сидеть, тем больше движения вы будете чувствовать внутри. Поэтому сидение будет полез­но, только если прежде вы сделали другие вещи. Можно просто гулять, это легче. Можно просто танцевать, это еще легче. А после того, как вы сделали другие, более легкие вещи, тогда вы можете сидеть. Сидеть в позе Будды – это на самом деле последнее, что нужно делать. Никогда не нужно начинать с этого. Только после того, как вы начали чувствовать, что полностью отождествляетесь с движением, вы можете почувствовать себя полностью отождествленным с не-движением.

Я никогда не советую людям начинать непременно с сидения. Начинайте с того,что вам легче. В противном случае вам не избе­жать многих ненужных вещей - вещей, которые на самом деле не существуют.

Если вы начнете с сидения, вы почувствуете большое беспо­койство. Чем чаще вы будете пытаться просто сидеть, тем большее беспокойство будете испытывать. Вы станете сознавать только свой безумный ум, и больше ничего. Это вызовет депрессию; вами овла­деет разочарование, вы не испытаете блаженства. Наоборот, вам покажется, что вы сошли с ума. А иногда вы и впрямь можете сойти с ума!

Если вы искренне желаете «просто сидеть», вы и правда можете сойти с ума. Безумцев в мире не так много лишь потому, что желания людей не вполне искренни. Приняв сидячую позу, вы обнаруживаете в себе так много безумия, что, если вы сохраняете искренность и продолжаете медитацию, вы вполне можете сойти с ума. Раньше это случалось довольно часто. Поэтому я не советую ничего такого, что может породить разочарование, депрессию, пе­чаль... что позволит вам слишком сознательно отнестись к своему безумию. Вы можете оказаться не готовы к его осознанию.

Постигать определенные вещи нужно постепенно. Знания не всегда хороши. Они должны раскрываться постепенно, по мере того как возрастает ваша способность впитывать их.

Я начинаю с вашего безумия, а не с сидячей позы. Я позво­ляю вам быть безумным. Если вы танцуете как сумасшедший, вну­три вас происходит нечто противоположное. Безумный танец помо­гает вам осознать внутри себя некую безмолвную точку; сидя же безмолвно, вы начнете осознавать свое безумие. Точкой осознавания всегда является противоположное.

Когда вы танцуете как безумный, когда кричите и задыхае­тесь, я позволяю вам стать безумным. И тогда вы начнете осозна­вать внутри себя едва уловимую точку, глубинную точку, которая безмолвна и спокойна в противовес хаосу на периферии. Вы испы­таете блаженство; в центре вас царит безмолвие. Но если вы про­сто сидите, медитируя, тогда ваша внутренняя точка – это точка безумия. Снаружи вы безмолвны, зато внутри – безумны.

Если вы начнете с чего-то активного: позитивного, живого, подвижного – это будет лучше. Тогда вы почувствуете, как возрас­тает внутреннее спокойствие. Чем больше оно возрастает, тем луч­ше вам удастся использовать сидячую или лежачую позу, тем луч­ше удастся безмолвная медитация. Но к этому времени положение дел станет иным – совершенно иным.

Медитационная техника, начинающаяся с движения, дей­ствия, помогает вам и в другом отношении. Она становится катар­сисом. Когда вы сидите, вы разочарованы: ваш ум желает двигать­ся, а вы сидите. Каждый ваш мускул, каждый нерв напрягается. Вы пытаетесь навязать себе то, что вам неестественно. В этом слу­чае вы разделяете себя на того, кто навязывает, и на того, кому навязывают. Та часть, которой навязывают и которую подавляют, является более подлинной. Эта часть вашего ума больше, чем та часть, которая подавляет, а большая часть неизбежно победит.

То, что вы подавляете, в действительности, должно быть не подавлено, а изгнано. Все это накопилось внутри вас потому, что вы постоянно это подавляли. Воспитание, культура, образование являются подавляющими. Вы подавляете многое из того, что мож­но было бы легко изгнать в случае иного, более сознательного обра­зования, в случае большей осознанности ваших родителей. Лучше осознавая внутренний механизм ума, культура помогла бы вам многое выбросить.

Например, когда ребенок сердится, мы ему говорим: «Не сер­дись». И он начинает подавлять свой гнев. Постепенно то, что было кратковременным событием, становится постоянным. Теперь ребе­нок не будет выражать гнев, зато будет оставаться сердитым. Мы накопили слишком много гнева из всего того, что являлось чем-то кратковременным. Только подавляя гнев, можно сердиться постоян­но. Гнев – это краткая вспышка, которая возникает и исчезает; если он выражен, вы не будете больше сердиться. Так что я позво­лил бы ребенку сердиться с большей подлинностью. Пусть как можно глубже погружается в свой гнев. Не подавляйте его.

Разумеется, возникнут проблемы. Когда мы говорим: «Сер­дись», то имеем в виду его гнев на кого-то. Но ребенка можно направить. Можно дать ему подушку и сказать: «Сердись на по­душку. Злись на подушку». С самого начала ребенка можно воспи­тывать таким образом, чтобы изменять направление его гнева. Ре­бенку можно дать какую-нибудь вещь: пусть швыряет ее до тех пор, пока гнев не пройдет. За несколько минут, за несколько се­кунд он разгонит свой гнев, и накапливаться будет нечему.

Вы накопили в себе гнев, секс, ярость, жадность и тому по­добное. И теперь то, что вы накопили, стало вашим безумием. Оно там, внутри. Если вы начинаете с какой-нибудь подавляющей ме­дитации (например, просто с сидения), вы подавляете тем самым все это, не позволяете ему высвободиться. Вот почему я начинаю с катарсиса. Сначала выбросьте наружу все то, что подавлено. И когда сможете выбросить наружу свой гнев, вы обретете зрелость.

Если я не могу любить в одиночестве, если я могу любить только тогда, когда рядом со мной тот, кого я люблю, значит, я еще не созрел. В этом случае моя любовь находится от кого-то в зависи­мости. Кто-то должен быть рядом; только тогда я могу любить. Подобная любовь очень поверхностна. Она не есть моя природа. Если я один в комнате и не испытываю любви, значит, любовь не проникла вглубь меня, не стала частью моей сущности.

Вы становитесь все более и более зрелым, по мере того как оказываетесь все менее и менее зависимым. Если вы можете сер­диться в одиночестве, значит, вы обрели зрелость. Для того, чтобы сердиться, вам никто не нужен. Поэтому-то я и делаю необходи­мым условием катарсис в самом начале. Вы все должны выбросить в небо, в открытое небо, не имея при этом никакого объекта.

Сердитесь, но только без того человека, на которого стали бы сердиться. Плачьте, но без всякой на то причины. Смейтесь, просто смейтесь, не имея ни малейшего повода для смеха. Тогда вы смо­жете просто выбросить все то, что было вами накоплено. Взять и выбросить! Как только вы узнали, как это сделать, – вы освобож­даетесь от бремени своего прошлого.

За несколько мгновений вы можете освободиться от бремени всей своей жизни – даже нескольких жизней. Если вы готовы все выбросить, если вы позволите своему безумию выйти наружу, тогда за несколько мгновений происходит глубокое очищение. Те­перь вы очищены: свежи, невинны. Вы снова ребенок. Вернув себе невинность, вы можете выполнить сидячую медитацию: сидеть, или лежать, или делать что-нибудь еще – теперь внутри вас нет бе­зумца, который мешает вам, когда вы сидите, медитируя.

Самым первым должно быть очищение – катарсис. В против­ном случае, выполняя дыхательные упражнения, принимая сидя­чую позу, практикуя асаны, йогические позы, вы просто-на­просто что-то в себе подавляете. Когда же вы выбросите все нару­жу, произойдет нечто странное: сидение начнет просто случаться, асаны начнут случаться. Все будет происходить спонтанно.

Начинайте с катарсиса, и тогда внутри вас расцветет нечто прекрасное. Оно будет обладать иным качеством, иной красотой – совершенно иной. Оно будет подлинным.

 

 

Ошо

"Наивысшая доктрина"

 

 

Возлюбленный ошо, после первых нескольких дней динамичес­кой медитации начинает сводить мышцы, и повсюду больно. Можно ли как-нибудь от этого избавиться?

 

Продолжайте делать эту технику. Вы пройдете через это. И причины этому очевидны. Есть две причины. Во-первых, это очень интенсив­ное упражнение, и ваше тело должно на него настроиться. Так что, в первые три, четыре дня вы будете ощущать, что все тело болит. Это случится при любом новом упражнении. Через несколько дней вы от этого избавитесь, и ваше тело будет чувствовать себя сильнее чем когда-либо.

Но это не главное, главное идет глубже, и недавно об этом узнали современ­ные психологи. Ваше тело не только физично. Посредством подавления в ваше тело, в ваши мышцы, в структуру тела вошло многое другое. Если вы подавляете гнев, в тело идет яд. Он идет в мышцы, он идет в кровь. Если вы что-то подавля­ете, это не только умственный процесс; это также и физический процесс – потому что на самом деле вы не разделены.

Вы не являетесь телом и умом: вы – тело-ум, психосоматичны. Вы – и то, и другое вместе. Так что, что бы ни делалось с вашим телом, это доходит до ума, и что бы ни делалось с умом, оно доходит до тела, так как тело и ум – две оконечности одной сущности.

Например, что происходит с телом когда вы сердитесь? Когда бы вы ни сердились, в кровь поступают определенные яды. Без этих ядов вы будете недостаточно безумны, чтобы рассердиться. В вашем теле есть определенные железы, и эти железы выделяют определенные химические вещества.

Это уже наука. Это не философия. Ваша кровь становится ядовитой. Вот почему когда вы сердитесь, вы можете совершить нечто такое, чего вы в обычном состоянии не смогли бы – потому что вы безумны. Вы можете сдвинуть большой камень. В обычном состоянии вы на такое не способны. После этого вы даже не можете поверить, что смогли сдвинуть этот камень или бросить его, или поднять. Когда вы возвращаетесь в свое нормальное состояние, вы будете не способны поднять его, потому что вы не тот же самый. Вы находились в чрезвычайном состоянии; была активизирована вся ваша энергия.

Но когда сердится животное, то оно просто сердится, и все. У него нет на этот случай морали, нет учения. Оно просто сердится, и гнев выходит. Когда вы сердитесь, это подобно тому, как сердится любое животное. Но тут появляется общество, мораль, этикет и тысячи вещей, так что вам приходится осаживать гнев внутри. Вы должны показать, что вы не сердитесь; вам нужно улыбнуться – нарисованной улыбкой! Вам нужно создать улыбку, и вы осаживаете гнев. Что происходит с телом? Тело было готово драться – либо драться, либо спасаться от опасности бегством, либо встретить опасность лицом к лицу, либо сбежать. Тело было готово нечто сделать. Гнев – просто готовность что-то сделать. Тело было готово к насилию, агрессии.

Если вы сможете быть насильственным и агрессивным, то энергия освободится. Но вы этого не можете. Это неудобно, так что вы подавляете. Тогда, что же произойдет со всеми теми мышцами, которые были готовы к агрессии? Это их искалечит.... Так что продолжайте делать медитацию, и позвольте телу болеть. Позвольте это телу, не сопротивляясь; позвольте телу двигаться в эту агонию. Эта агония идет из вашего прошлого, но она пройдет, если вы позволите ей пройти. И когда она уйдет, тогда впервые у вас будет тело. Сейчас у вас только тюрьма, оболочка. Вы просто заключены в оболочку; у вас нет собранного, живого тела. Даже тела животных красивее и живее, чем у вас.

Мы много насильничали над своими телами, и в этой хаотической медитации я заставляю ваши тела снова стать живыми. Много блоков будет разрушено; многие устоявшиеся вещи снова станут неустойчивыми; многие системы снова станут текучими. Будет больно, но приветствуйте эту боль, и вы ее преодолеете. Это благословение. Продолжайте! Не нужно думать о том, что делать. Вы просто продолжайте медитацию. Я видел, как сотни и сотни людей проходили через тот же процесс, и через несколько дней боль уходила. А когда ушла боль, во всем теле вы будете ощущать тонкую радость.

Вы не можете ощутить это прямо сейчас, потому что есть боль. Вы можете об этом знать, вы можете об этом не знать, но боль есть во всем теле. Вы просто перестали ее осознавать, потому что она всегда была с вами. Вы перестаете осознавать то, что есть с вами всегда. Через медитацию вы начинаете осознавать, и ум скажет: "Не делай этого; все тело болит." Не слушайте ум. Просто продолжайте делать.

В течение некоторого периода боль будет выброшена. А когда боль выброшена, когда наше тело снова стало восприимчивым, и в нем нет блоков и ядов, вы будете постоянно ощущать тонкое облако радости, окутывающее вас. Делаете вы что-нибудь, или нет, – вы постоянно будете ощущать тонкую вибрацию радости вокруг вашего тела.

Действительно, только радость означает, что ваше тело – симфония, ничто другое – что ваше тело в музыкальном ритме, ничто другое, только радость. Радость – это не удовольствие. Удовольствие нужно получать от чего-то еще. Радость – это просто значит быть собой – живым, полностью вибрирующим, жизненным. Чувство тонкой музыки вокруг тела и внутри тела – симфония; это радость. Вы можете радоваться, когда ваше тело течет – когда оно подобно потоку реки.

Это придет, но вам необходимо пройти через страдание, через боль. Это – часть вашей судьбы, потому что вы это создали. Но это проходит. Это проходит, если вы не останавливаетесь посередине. Если вы останавливаетесь посередине, тогда снова приходит старый порядок вещей, и через четыре, пять дней вы будете чувствовать себя "хорошо" – так же по-старому, как это было с вами всегда. Осознавайте эту "хорошесть."

 

Возлюбленный ошо, на четвертой стадии динамической медита­ции, прилагая усилия, чтобы удерживать тело застывшим или мертвым, как правило напрягаешься. Так как это – стадия расслаб­ления и полного отпускания, как можно расслабиться и оставаться застывшим одно­временно? Вместо экстаза появляется напряжение.

 

Полностью расслаблен только мертвец. Он не может напрягаться. Мертвец не может напрягаться. Как он может это делать? Он расслаблен, потому что нет эго, которое напрягается. Только эго может напрягаться. Когда я говорю вам на четвертой стадии быть мертвым, это означает расслабиться настолько, что вы становитесь точно как мертвец. Вы не должны стараться быть застывшими и мертвыми. Если вы стараетесь, вы получите противоположный результат. Не старайтесь застыть; не делайте никаких усилий, чтобы быть мертвыми. Просто расслабьтесь и будьте мертвым.

Это – две разные вещи. Если вы стараетесь быть мертвым, то все ваше тело станет напряженным. А когда вы напряжены, вы не можете быть мертвым, вы не можете расслабиться. Просто расслабьте тело, как будто его больше нет, как если бы оно умерло. Не делайте никаких усилий, чтобы заставить его быть мертвым. Просто расслабьтесь, и чувствуйте, что оно умерло, и вы не имеете к нему никакого отношения.

Я говорил вам, что даже если вам хочется чихнуть, не чихайте, не каш­ляйте. Но если вы чувствуете раздражение в горле, что вы сделаете? Если вы попытаетесь его сдержать, оно станет еще более глубоким. Если вы попытаетесь его подавить, оно станет еще назойливее, потому что это — вид подавления. Тогда вам придется кашлянуть. Если вам хочется чихнуть, что вы сделаете? Если вы это сдержите, оно станет еще сильнее. Оно проявится с еще большей силой.

Но способ есть: если вы чувствуете раздражение в горле и хотите кашлянуть, расслабьте горло. Не сдерживайте кашель. Просто расслабьте горло; будьте безразличны к раздражению. Расслабьте горло. Не напрягайте его, потому что напряжение увеличит раздражение. Расслабьте горло и будьте безразличны; чувствуйте, что это вас не касается. Через несколько секунд раздражение пройдет. Если вы чувствуете, что приближается чих, просто будьте к нему безразличны; ничего с ним не делайте. Расслабьте ту часть тела, которую, как вы чувствуете, задевает чих, и будьте безразличны.

При этом безразличии, в 99 случаях из ста, чих исчезнет. Из ста случаев есть только один, когда вы чихнете, но и это вас не потревожит, потому что вы настолько безразличны, что даже если это произойдет, вам покажется, что это произошло не с вами, а с кем-то другим. Вы будете настолько незаинтересован­ными, что даже если вы чихнете, это не будет иметь значения. Внутри вы оста­нетесь незатронутыми.

И я не говорю вам не чихать, потому что это потревожит других, нет! И я не говорю вам не кашлять, потому что это потревожит других. Не в этом дело. Это потревожит вас. Вы упустите сам смысл всего усилия; все старания будут напрасны.

В утренней медитации – расслабьтесь. После третьей стадии – расслабьтесь. Вам нужно помнить еще одну вещь. Когда в утренней медитации я говорю "Стоп!", или когда прекращается музыка, не устраивайте свое тело поудобнее. Не пытайтесь принять какую-либо позу, не ложитесь. Оставьте тело, как оно есть. Остановитесь там и тогда, даже если это неудобно во всех отношениях.

Вы прыгали и поза была неудобной. Замрите в этой позе; не меняйте ее... В трех стадиях вы создали жизненную силу, силу, подобную наводнению. Теперь, просто устраивая тело поудобнее, вы забудете о ней, и ваше внимание будет отвлечено. Не делайте этого! Когда я скажу "Стоп!", остановитесь немедленно, там и тогда. И не пытайтесь обманывать. Не говорите себе: "Никто на меня не смотрит, почему бы не ycтроиться немножко поудобнее? Ведь никому до этого нет дела." В этом случае вы обманываете себя.

И еще одно. На второй стадии, когда вы выражаете все подавленные эмоции, когда вы в катарсисе полностью сходите с ума, энергично делайте одно; напрягите мышцы лица и расслабьте. Напрягите и расслабьте. Ваше тело не так напряжено как лицо, потому что лицо – это фокус всего напряжения. И лицо – самая выразительная часть тела; поэтому лицо подавляется больше всего... Напрягайте и расслабляйте мышцы лица, напрягайте и расслабляйте. Таким образ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.