Цели курса «Музыка для всех и для каждого» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Цели курса «Музыка для всех и для каждого»

2020-04-01 143
Цели курса «Музыка для всех и для каждого» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыка в школе

Алексеева Л. Н.

Введение

Предполагаемая программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д.Кабалевского, А.Апрак- синой, Ю.Алиева, Н.Терентьевой и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. В вязи с этим предлагаемый курс может служить естественным дополнением к существующим программам, ориентируя их на животрепещущие проблемы современности, обновляя духовно-нравственными акцентами и музыкально-экологическим содержанием. Предлагаемая программа и учебно-методические комплекты могут использоваться в каждом из регионов России и насыщаться местным и национальным материалом. Программа создана в соответствии с законом «Об образовании РФ»: она призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «Сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому уровень» музыкального образования, интегрировать» личность школьника в национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).

Программа построена по принципу «минимакса», сформулированному академиком А.А.Леонтьевым в статье «Педагогика здравого смысла» (сборник «Школа 2000…, М.1997). Максимум содержания Программы для тех, кто хочет научиться (в том числе и для музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности учиться музыкальных школах) и минимум – ля всех с учетом природных способностей.

Главная новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитания и образованию, которое рассматривается в ситуации глобального духовно-нравственного и экологического кризиса земной и духовной жизни человека. Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой, которую каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства. В связи с чем содержание программы предусматривает душевное состояние первоклассников: трудности адаптации к школе и стрессовой характер первого года обучения, а также общие социальные причины (70% населения России живет в состоянии хронического стресса) предлагаемые творческие и музыкально-игровые формы обучения направлены на снятие стресса у детей. Обязательной рубрикой урока музыки введено музыкальное движение, многообразные формы которого призваны восполнить существующий дефицит подвижности школьников, пагубно сказывающейся на здоровье детей.

Программа учитывает состояние здоровья сегодняшнего школьника: по статистическим данным сегодня рождается здоровыми не более 5% детей, а у школьников старших классов (по данным 1996 года) наблюдается 85% нарушения здоровья и прежде всего – «высокая заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)» (из доклада министра общего и среднего образования В.Г.Кинелева «Вестник образования», 2/9, с.106). музыка, как известно, самое сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. Не случайно музыкальная терапия уже во многих странах уже давно и успешно используется в лечении нервных и психических заболеваний. В связи с этим в программе обязательной рубрикой введено музыкальное движение и музыкальные игры, благотворно действующее на психику школьников. Впервые для первоклассников предложены музыкальные пальчиковые игры, способствующие развитию речи, мышления, снятию писчих спазмов рук у первоклассников и нервных «зажимов».

Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

Программа реализует преемственности связи с дошкольным музыкальным воспитанием, и между начальной и средней школой, выстраивая содержание обучения в единый непрерывный курс.

Предлагаемая программа научно обоснована – опирается на логик развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, на результаты экспериментальных исследований академика, доктора психологических наук К.В.Тарасовой (см. монографию Онтогенез музыкальных способностей» М., 1988). В программе учтены психофизиологические особенности младших школьников - широко представлено игровое обучение музыке и синкретические виды художественной деятельности, характерные для данного возраста.

Курс предполагает комплексность преподавания: естественную для данного возраста взаимосвязь музыке, речи, движения, изобразительного искусства.

В методических рекомендациях описана система работа по программе целостного и гармонического музыкально-эстетического воспитания младших школьников, даются практические рекомендации по организации урока, включающего все необходимые компоненты музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), советы по работе с учебником-тетрадью для первоклассников «Музыкальная азбука».

Какая концепция музыкального образования нужна сегодня массовой школе?

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека. – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две тысячи!).

Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том, какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И Баха, В.Моцарта, Л.Бетховина, М.Глинки, П.Чайковского, С Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в школе на уроках музыки в теме «Музыка и Жизнь» говорить об этом! Концепция современного массового музыкального образования школьников должна включать раздел «Музыкально-экологическое просвещение».

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

Новые проблемы «Музыка и Жизнь» ставит перед массовым музыкальным воспитанием в вязи с явлением шизофонии (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки0. человек в наушниках, пытающийся заглушить музыкой рев машин, подвергает себя опасности. Выключая ухо из органов естественной ориентации. И не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с чем-либо…, но и в психологическом плане – «распад природных связей органов чувств», «деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности», «пространственный диссонанс». «физиологический дискомфорт» (см.статью Е.Назайкинского «Шизофония» - «Салон Audio video» 3(7) 1996, с.32-33). Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. То есть раздвоенным сознанием. На повестке дня массовой школы – вопрос воспитания культуры обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения, формирование музыкально-экологического взгляда на жизнь. Что означает согласно концепции А.А.Леонтьева (см. «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып.1,2) необходимость выходить за рамки учебника в жизнь, учиться оценивать себя окружающих. Вот здесь и проверяются жизненные ориентиры на прочность…

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют. Что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.

Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.

Предлагаемая программа концептуально и методически соотнесена с работами автора для дошкольников, некоторые из которых вошли Федеральный комплект учебников для дошкольников Министерства образования РФ (Учебный альбом для детей «Музыка – 6-7 лет» М. Аст. 1997, с методическим пособием для педагогов и родителей. М 1998, «Игровое сольфеджио для малышей» (от трех до шести лет) и «Музыкальная грамота в нотных прописях» с творчески развивающими играми. (М.1997 – М.2000). Автор опирается на новейшие отечественные и зарубежные достижения в области массового музыкального воспитания и образования, по результатам научных исследований в области отечественного музыкального воспитания, проведенных академиком. Доктором психологических наук К.В.Тарасовой, на программы, разработанные на основе этих исследований, которые апробированы в дошкольных учреждениях. Программа основывается на том запасе знаний и навыков, которые предписаны стандартом по дошкольному музыкальному образованию.

Развитие чувства ритма

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его нарушение – болезнь. Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам музыки, которые чаще всего бывают уроками пения, враждебно. Ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не в школьном хоре, так в школьном оркестре или в сопровождении хора шумовыми инструментами. Уроки музыки в общеобразовательной школе должны стать «школой музыки для всех и для каждого»!

Задачи метроритмической работы в первом классе: сформировать ощущение метрической пульсации в музыке, умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей, навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла, чтение и исполнение простейшей ритмической записи, навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул марша, танцев – польки и вальса), сочинение ритмов к стихам, подтекста ритмических рисунков.

Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок). развивать чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен. Ритмическое воспитание таким образом осуществляется ясной связи с другими предметами школьного цикла – чтением и русским языком, где дети также выделяют ударные и неударные слоги. Логические ударения во фразе, учатся произносить выразительно.

Ритмические занятия побуждают детей к творчеству: придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке, на данный ритм слов.

Игровое обучение музыке

Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и развивающими. Используйте творчески-развивающие игры, предложенные на страницах учебно-методического комплекта.

О музыкальном достижении

Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению 9здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым любимым для учеников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой.

На «Музыкальной зарядке» детей можно познакомить с большим количеством музыкальных произведений, в том числе с теми, которые приходятся по программе и связать эту форму с задачами по слушанию музыки, закрепить в слуховом сознании средств в музыкальной выразительности (прыжки – музыкальным прием стаккато, плавное движение руками – легато и пр.) Позже путем определенного подбора произведений. Можно формировать музыкально-слуховое ощущение стилей композиторов, эпохи страны национальных особенностей народной музыки и пр.

Музыкальная театрализация

Этой формой вы осуществите преемственность с дошкольным музыкальным воспитанием. Где музыкальные спектакли – неотъемлемая часть жизни ребенка в дошкольных учреждениях. Театральные формы удивительно многообразны: настольный театр, театр картинок, кукольный, пальчиковый, мимический, театр пластики и жеста и пр. Наиболее доступным массовым школам и полезным для первоклассников представляется пальчиковый театр.

Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития детей с достижением пальцев рук (см. работы М.М.Кольцова). Систематические упражнения для пальцев рук способствует хорошей подвижности и гибкости детских ручонок, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно облегчит первоклассникам приобретение навыков письма. Добивайтесь того, чтобы все упражнения, описанные в данной книги, выполнялись без труда, легко, как бы играючи, с радостью, свойственной играющим детям. Учитель, желающий дополнительно ознакомиться с музыкальными пальчиковыми играми может обратиться к работе автора «Игровое сольфеджио для малышей» (М.Московская консерватория, 1997), где музыкальные пальчиковые игры связаны с сочинением песен и ориентированы на постановку рук при игре на фортепиано.

Межпредметные связи

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми школьными дисциплинами первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться выразительными приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из «Музыкальной азбуки», в которой примере выразительного чтения стихов даны специальные музыкально-исполнительские приемы. Общие для музыкальной и актерской речи: форте и пиано, стаккато и легато. Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и математикой (музыкальные длительности, метр, размер). Учебник-тетрадь дает музыкально-теоретические знания в связи с разными видами искусства, прежде всего - изобразительным. В методических рекомендациях (конспекты уроков музыки) предложены формы, связанные с театром (инсценировки, театрализация), приведены музыкальные сценарии. В разделе музыкальное движение прочерчены связи с физкультурой. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет Экологии важным для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыки в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»). Беседа с детьми на эту тему дополняет их знания о внешнем окружающим мире – мире видимом, представлениями внутреннего духовно невидимого мира. Курс, по сути, приближается к музыкальному мироведению, помогая детям постигать сложную науку жизни в ее неделимой целостности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Музыка в школе

Алексеева Л. Н.

Введение

Предполагаемая программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д.Кабалевского, А.Апрак- синой, Ю.Алиева, Н.Терентьевой и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. В вязи с этим предлагаемый курс может служить естественным дополнением к существующим программам, ориентируя их на животрепещущие проблемы современности, обновляя духовно-нравственными акцентами и музыкально-экологическим содержанием. Предлагаемая программа и учебно-методические комплекты могут использоваться в каждом из регионов России и насыщаться местным и национальным материалом. Программа создана в соответствии с законом «Об образовании РФ»: она призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «Сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому уровень» музыкального образования, интегрировать» личность школьника в национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).

Программа построена по принципу «минимакса», сформулированному академиком А.А.Леонтьевым в статье «Педагогика здравого смысла» (сборник «Школа 2000…, М.1997). Максимум содержания Программы для тех, кто хочет научиться (в том числе и для музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности учиться музыкальных школах) и минимум – ля всех с учетом природных способностей.

Главная новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитания и образованию, которое рассматривается в ситуации глобального духовно-нравственного и экологического кризиса земной и духовной жизни человека. Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой, которую каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства. В связи с чем содержание программы предусматривает душевное состояние первоклассников: трудности адаптации к школе и стрессовой характер первого года обучения, а также общие социальные причины (70% населения России живет в состоянии хронического стресса) предлагаемые творческие и музыкально-игровые формы обучения направлены на снятие стресса у детей. Обязательной рубрикой урока музыки введено музыкальное движение, многообразные формы которого призваны восполнить существующий дефицит подвижности школьников, пагубно сказывающейся на здоровье детей.

Программа учитывает состояние здоровья сегодняшнего школьника: по статистическим данным сегодня рождается здоровыми не более 5% детей, а у школьников старших классов (по данным 1996 года) наблюдается 85% нарушения здоровья и прежде всего – «высокая заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)» (из доклада министра общего и среднего образования В.Г.Кинелева «Вестник образования», 2/9, с.106). музыка, как известно, самое сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. Не случайно музыкальная терапия уже во многих странах уже давно и успешно используется в лечении нервных и психических заболеваний. В связи с этим в программе обязательной рубрикой введено музыкальное движение и музыкальные игры, благотворно действующее на психику школьников. Впервые для первоклассников предложены музыкальные пальчиковые игры, способствующие развитию речи, мышления, снятию писчих спазмов рук у первоклассников и нервных «зажимов».

Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

Программа реализует преемственности связи с дошкольным музыкальным воспитанием, и между начальной и средней школой, выстраивая содержание обучения в единый непрерывный курс.

Предлагаемая программа научно обоснована – опирается на логик развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, на результаты экспериментальных исследований академика, доктора психологических наук К.В.Тарасовой (см. монографию Онтогенез музыкальных способностей» М., 1988). В программе учтены психофизиологические особенности младших школьников - широко представлено игровое обучение музыке и синкретические виды художественной деятельности, характерные для данного возраста.

Курс предполагает комплексность преподавания: естественную для данного возраста взаимосвязь музыке, речи, движения, изобразительного искусства.

В методических рекомендациях описана система работа по программе целостного и гармонического музыкально-эстетического воспитания младших школьников, даются практические рекомендации по организации урока, включающего все необходимые компоненты музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), советы по работе с учебником-тетрадью для первоклассников «Музыкальная азбука».

Какая концепция музыкального образования нужна сегодня массовой школе?

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека. – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две тысячи!).

Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том, какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И Баха, В.Моцарта, Л.Бетховина, М.Глинки, П.Чайковского, С Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в школе на уроках музыки в теме «Музыка и Жизнь» говорить об этом! Концепция современного массового музыкального образования школьников должна включать раздел «Музыкально-экологическое просвещение».

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

Новые проблемы «Музыка и Жизнь» ставит перед массовым музыкальным воспитанием в вязи с явлением шизофонии (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки0. человек в наушниках, пытающийся заглушить музыкой рев машин, подвергает себя опасности. Выключая ухо из органов естественной ориентации. И не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с чем-либо…, но и в психологическом плане – «распад природных связей органов чувств», «деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности», «пространственный диссонанс». «физиологический дискомфорт» (см.статью Е.Назайкинского «Шизофония» - «Салон Audio video» 3(7) 1996, с.32-33). Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. То есть раздвоенным сознанием. На повестке дня массовой школы – вопрос воспитания культуры обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения, формирование музыкально-экологического взгляда на жизнь. Что означает согласно концепции А.А.Леонтьева (см. «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып.1,2) необходимость выходить за рамки учебника в жизнь, учиться оценивать себя окружающих. Вот здесь и проверяются жизненные ориентиры на прочность…

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют. Что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.

Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.

Предлагаемая программа концептуально и методически соотнесена с работами автора для дошкольников, некоторые из которых вошли Федеральный комплект учебников для дошкольников Министерства образования РФ (Учебный альбом для детей «Музыка – 6-7 лет» М. Аст. 1997, с методическим пособием для педагогов и родителей. М 1998, «Игровое сольфеджио для малышей» (от трех до шести лет) и «Музыкальная грамота в нотных прописях» с творчески развивающими играми. (М.1997 – М.2000). Автор опирается на новейшие отечественные и зарубежные достижения в области массового музыкального воспитания и образования, по результатам научных исследований в области отечественного музыкального воспитания, проведенных академиком. Доктором психологических наук К.В.Тарасовой, на программы, разработанные на основе этих исследований, которые апробированы в дошкольных учреждениях. Программа основывается на том запасе знаний и навыков, которые предписаны стандартом по дошкольному музыкальному образованию.

Цели курса «Музыка для всех и для каждого»

Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального творчества. Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция различных видов искусства и учебных предметов, способствующая единому процессу постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его целостности. В этом – стык предметов эстетического цикла с другими учебными предметами (чтение, изо, природоведение, экология, математика и др…). Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику процесса художественного отображения мира (внешнего и внутреннего). Такой комплексный подход к образованию создает условия для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге школьный урок музыки может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.

Настоящая программа базируется на принципах целостности и комплексности музыкально-эстетического образования. Достоинством программы является связь теории с практикой музицирования, нацеленность на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также – единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности. Идеи и материалы могут быть использованы для учебного процесса, для внеклассных и домашних занятий.

Задачи курса:

1. Гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого школьника, его эвристического мышления, познавательной деятельности.

2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы, формирование жизненной позиции.

3. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков, постижение сути музыки во взаимосвязи со смежными видами искусства.

4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музицирования: сольного и ансамблевого (вокального, хорового, инструментально).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.