Грот «Руины» и Александровский сад — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Грот «Руины» и Александровский сад

2020-04-01 156
Грот «Руины» и Александровский сад 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как символ возрождения Москвы из пепла у подножия Кремлевского холма под Средней Арсенальной башней Кремля архитектор О.И.Бове в 1841г. соорудил живописный грот «Руины», в котором играл оркестр. Под плоской аркой грота стоят глубоко ушедшие в землю каменные колонны.

В оформлении грота были использованы осколки взорванных Наполеоном при отступлении зданий.

Победе над Наполеоном было посвящено оформление одного из первых общественных садов Москвы — Александровского сада, спланированного О.И.Бове на месте заключенной в трубу реки Неглинной.

Эту победу символизируют великолепные чугунные ворота и ограда сада со стороны Воскресенской площади (архитектор Е.Паскаль).

Из Александровского сада, минуя круглую Кутафью башню через Троицкий мост и ворота Троицкой башни, войдем на территорию Кремля.

Орудия в Кремле

У стен кремлевского Арсенала сгрудились наполеоновские орудия. Отбитое орудие являлось дорогим трофеем, приравнивавшимся к захваченному знамени, так как артиллерийские части в начале XIX в. не имели своих знамен, в отличие от кавалерии и пехотных частей. Редчайшее собрание артиллерийских трофеев первой четверти XIX в. уже 190 лет хранится в Московском кремле.

Начало сбору этих орудийных стволов было положено 30 октября 1812г., когда М.И.Кутузов приказал А.П.Ермолову: «Взятые нами в разное время у неприятеля орудия собрать и отправить в Москву». К этому времени было захвачено 246неприятельских орудий. К 1819г. у стен Арсенала было собрано 875 трофейных орудийных стволов.

В середине XX в. в связи с начавшимися в Кремле строительными работами (сооружение Дворца съездов и снос старого здания Оружейной палаты) вдоль фасадов Арсенала было помещено 40старинных орудий ХVI—ХVIII вв. на декоративных лафетах. Для этого пришлось убрать часть орудийных стволов 1812 г. и изменить их размещение.

В 1956г. около 40 трофейных стволов было передано Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику; 68 трофейных стволов в 1962г. было перенесено к зданию музея-панорамы «Бородинская битва».

«И если эти орудия умерли настолько, что не могут греметь на полях сражений, — писал известный исследователь этих памятных трофеев А.В.Петров, — то пусть они будут бессмертны для дорогой памяти грядущих поколений о славных делах и о великих людях».

Большой колокол

Большой кремлевский колокол, который и в наши дни можно увидеть на Петровской звоннице колокольни Ивана Великого, — тоже одно из напоминаний о победе русского оружия.

11 октября 1812г. ночью Москву потрясли несколько взрывов. Сила их была так велика, что во многих кремлевских и близких к Kpeмлю зданиях вылетели оконные рамы, обвалились потолки, треснули стены. Отступавшие французы пытались взорвать наряду с кремлевскими зданиями и стенами также главный столп колокольни Ивана Великого. Но он уцелел, получив лишь некоторые повреждения.

Примыкавшие к столпу звонницы были целиком разрушены. При этом упал и разбился помещавшийся на звоннице Большой колокол, второй по величине после знаменитого Царь-колокола. В 1818—1819 гг. звонницу восстановил архитектор Жилярди.

Большой колокол (который называли Успенским, Праздничным) в 1817—1819гг. был перелит из колокола весом 58 т 165кг, изготовленного в 1760г. К.М.Слизовым и разбившегося при взрыве, девяностолетним мастером Яковом Завьяловым и стал весить 65 т 320 кг.

Успенский колокол был самым большим из действующих русских колоколов. На нем есть надпись: «Лит сей колокол на заводе московского 2-й гильдии купца Михайлы Гаврилова Богданова мастером оного завода Яковом Завьяловым и при С.-Петербургского арсенала пушечным мастером 14-го класса Русиновым под распоряжением преосвященного архиепископа Августина».

Как предполагают, тот же Августин сочинил и многословную патриотическую надпись на колоколе, в которой излагается история отливки колокола:

По счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочного мира во всей Европе, перелит сей колокол из старого, слитого в 1760г. (и весившего 3551 пуд), но в 1812г. поврежденного при падении прежней колокольни, взорванной неистовым галлом, вторгшимся в Россию с двунадесятью языками, когда они, будучи наказуемы разгневанным Господом сил, коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева Божия. Враги святыни и человечества, силою Божией всюду гонимы и поражаемы, всё пространство от столицы сея до самых пределов российских покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла.

Интересны некоторые подробности того, как Богданов поднимал Большой колокол на колокольню.

Когда в 1819г. было всё готово к поднятию колокола, в Москву прибыл митрополит Серафим. Ему кто-то сообщил, что каланча, построенная Богдановым для подъема нового колокола на колокольню Ивана Великого, нетверда и брусья на колокольне недостаточно надежны. Во-прос был настолько серьезный, что митрополит потребовал консультации архитекторов и механика. Назначенные чиновники осмотрели сооружения, но, боясь взять на себя малейшую ответственность, нашли каланчу и колокольни ненадежными и предложили построить новую каланчу. Ясно, что для этого нужны были новые средства и время.

Несмотря на выводы комиссии, Богданов был уверен, что построенная им каланча достаточно прочна и надежна. К счастью Богданова, нашелся опытный архитектор, который, осмотрев каланчу и перекладины на колокольне, подтвердил их надежность, предложив на всякий случай сделать дополнительные крепления. Только тогда митрополит все-таки разрешил Богданову поднять колокол.

В назначенный день для подъема колокола митрополит Серафим вместе с духовными особами приехал в Успенский собор. Площадь была покрыта несметным числом зрителей.

Колокол благополучно был поднят и на другой день окончательно надежно утвержден на перекладинах, к которым было прибавлено несколько новых брусьев.

И сегодня каждый удар Большого колокола напоминает нам о победе русского народа над грозным врагом в 1812г.

Георгиевский зал Кремля

Около 5 часов вечера 2 сентября 1812г. отряды наполеоновской армии заняли Кремль. Первыми в него вступили польские уланы. За ними через Троицкие и Боровицкие ворота в Кремль входила конница авангарда.

Гарнизон Кремля составила французская гвардия. Гвардейцы разместились лагерем прямо на кремлевских площадях. Вечером здесь запылали бивуачные костры, в которых солдаты жгли мебель, выброшенную прямо из окон Сената.

В Кремлевском дворце, построенном архитектором В.В.Растрелли в 1749—1753 гг., Наполеон занял парадные покои русских императоров.

Через шесть недель враги были вынуждены уйти из Москвы. При отступлении они разрушили в Кремле часть зданий; от взрывов и возникшего пожара значительно пострадал и Кремлевский дворец. К 1817 г. он был наспех восстановлен и даже надстроен, но вскоре пришел в полное запустение.

В 1838г. группа русских архитекторов под руководством профессора К.А.Тона приступила с сооружению нового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжалось 11 лет. Парадные залы дворца посвящены высшим русским военным орденам. Благодаря этим залам дворец стал не только императорской резиденцией, но и памятником ратным подвигам сынов России.

Самый значительный по величине и самый роскошный по убранству — Георгиевский зал. Длина его 61 м, ширина — 20,5 м, высота 17,5 м. Лепные знаки ордена в форме креста помещены на стенах. Зал назван так в честь ордена Георгия Победоносца, учрежденного в 1769г. Тематика отделки посвящена победам русской армии ХV—XIX вв.

В феврале 1807г. был утвержден причисленный к ордену Святого Георгия знак отличия. Им награждали нижних чинов за боевые заслуги и проявленную храбрость. Георгиевскими знаками отличия награждались и войсковые части.

На беломраморных мемориальных досках Георгиевского зала начертаны золотом имена героев — георгиевских кавалеров — и прославленных воинских частей, награжденных знаками отличия этого ордена. Памятные доски укреплены на стенах зала между витыми колоннами.

Среди многих фамилий воинов и названий полков, экипажей, батарей есть немало имен участников Отечественной войны 1812г. М.И.Кутузов в декабре 1812г. был награжден высшей степенью ордена, М.Б.Барклай де Толли стал полным георгиевским кавалером в 1832г.

Решение поместить имена георгиевских кавалеров на мраморных досках Георгиевского зала было принято 11 апреля 1849г. На них и сегодня можно прочесть свыше 11 тысяч фамилий офицеров, награжденных разными степенями ордена с 1769 по 1885 г.

На досках можно увидеть фамилии М.И.Кутузова, М.Б.Барклая де Толли, Л.Л.Беннигсена, И.Ф.Паскевича, И.И.Дибича, генерала М.А.Милорадовича, генерала А.П.Тормасова, генерал-лейтенанта П.П.Коновницына.

Больше всего наград было вручено за Бородинское сражение. Их получили, например, генерал-лейтенант А.И.Горчаков, генерал-майор В.Г.Костенецкий, полковник Н.М.Бороздин, полковники И.С.Леонтов, К.Ф.Толь и др.

Не перечислить имена отличившихся в боях Отечественной войны 1812г. и награжденных георгиевским крестом генералов, полковников, командиров подразделений, тысяч героев, чьи имена навечно останутся на мраморных досках.

Георгиевский зал, ставший памятником героям-победителям, связан с важнейшими событиями современности. Он принимал участников парада Победы в 1945г. и покорителей космоса. Здесь вручают правительственные награды.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.testan.narod.ru/


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.