Глава 1. Теоретические основы изучения межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1. Теоретические основы изучения межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах

2020-04-01 372
Глава 1. Теоретические основы изучения межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах

1.1 Понятие разновозрастной группы и психолого-педагогические особенности ее организации

1.2 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме межличностного взаимодействия детей в разновозрастной группе

1.3 Психологические особенности развития детей разного дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое изучение межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах сельского сада

2.1 Организация и методы исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Приложение

 


Введение

 

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Но помимо взаимодействия с ровесниками у детей в детском саду предоставляется возможность общения и с детьми другого возраста, речь идет о разновозрастной группе детского сада. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д.

Исходя из наблюдений воспитателей и родителей детей, взаимодействие в таких группах может складываться по существенно разным сценариям: 1- старший ребенок берет на себя роль "взрослого" по отношению к младшему, учится заботиться о нем, ухаживает, а младший в свою очередь относится к старшему как к "наставнику" и перенимает от старшего ребенка накопленный им опыт; 2 - старшие дети не воспринимают младших как партнеров по общению, обижают, притесняют их, а младшие в свою очередь мешают старшим полноценно заниматься. Поэтому невозможно определенно сказать о положительном либо отрицательном влиянии создания таких групп на межличностные контакты детей. Однако можно с уверенностью говорить о том, что общение ребенка со старшими по возрасту детьми способствует усвоению некоторых правил социального поведения и в значительной степени определяет социальные установки ребенка в будущем. Что же касается относительно сложившегося внутри группы разновозрастного взаимодействия, то, по мнению ряда авторов на этот факт в значительной мере влияют личные установки воспитателя, стили общения воспитателя с детьми и конечно же личный пример воспитателя отношения к младшим.

Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

В дошкольной педагогике разработано значительное количество методических пособий (В.Н. Аванесова, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, Е.Г. Давидчук, Р.С. Буре, Н.Я. Михайленко, Г.Г. Григорьев) по проблемам организации работы в разновозрастных группах малокомплектных детских садов. Однако проблема состоит в том, что эта педагогическая литература ориентирована на реализацию "типовой программы" обучения в детском саду. В связи с динамичными изменениями в методическом обеспечении работы дошкольных учреждений современный педагог оказывается в затруднительном положении, при нехватке пособий и учебно-методических рекомендаций по организации работы с разновозрастными группами детей в дошкольных учреждениях, специфике работы в таких условиях, ее "сезонности". Решение воспитательно-образовательных задач, формирование основ для развития полноценной личности, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности, что обуславливает актуальность темы исследования.

Изучение проблематики разновозрастных дошкольных групп имеет определенную историю. Существенный вклад в ее исследование внесли А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон В.Н. Бутенко и др. Однако современное состояние проблемы межличностного сотрудничества в разновозрастной группе отличается далеко не полным раскрытием механизмов и специфики межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах и, как следствие, отсутствием концепции системной реализации этих механизмов в образовательном процессе.

Изучение особенностей межличностного взаимодействия разновозрастных детей в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр.

Объект исследования - межличностное взаимодействие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста в разновозрастной группе сельского детского сада.

Цель исследования - выявить особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста в разновозрастных группах сельского детского сада.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разновозрастное взаимодействие детей имеет свои особенности, которые зависят от позиции занимаемой ребенком в семье согласно очередности его рождения.

Задачи исследования:

. проанализировать теоретический материал по исследуемой проблеме;

. выявить позицию ребенка согласно очередности рождения в семье;

. выявить особенности проявления детей в межличностном взаимодействии;

. проанализировать полученные результаты.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

теории социального познания, общения, взаимоотношений и взаимодействий детей дошкольного возраста (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, Т.Н. Пашукова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский и др.);

концепции дошкольного детства как этапа становления сущностных характеристик человеческой личности, теория целостного развития ребенка в онтогенезе (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);

Методы исследования:

Анализ научно-психологической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования.

Диагностические:

. Метод наблюдения в режимных моментах

. Метод социометрического исследования межличностных отношений игра "Секрет" (Т.А.Репина)

. Методика "Рисование на общем листе" В.Н. Бутенко.

. Метод условных проблемных ситуаций

База исследования: ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка структурное подразделение детский сад "Веселые ребята"

 


 

Выводы по первой главе

 

Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети - разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям и пр. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе. В пользу разновозрастных групп служит возможность большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей.

Разновозрастные группы имеют более выраженные формы проявления отношений, с явным преобладанием одного из типов отношений: индифферентные отношения, эгоцентрическое отношение, менторское отношение, отношение обесценивания, отношение сопричастности. Характер отношений между детьми разновозрастных групп имеет устойчивый характер (воспроизводится из года в год) и определяется главным образом стилем воспитания взрослого, который определяется: характером воздействия, эмоциональной включенностью, степенью участия и ориентацией на детскую общность.

Для дошкольного возраста характерны определенные возрастные особенности развития и связанные с ними психологические новообразования. При разновозрастном взаимодействии дошкольников необходимо знать и учитывать сформированность и механизмы этих новообразований.

Развитие межличностного взаимодействия в процессе общения с детьми различного возраста в условиях общей деятельности эффективно при реализации следующих психологических условий:

использование совместной, игровой, образовательной, трудовой деятельности на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников;

приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками и детьми другого возраста;

развитие у старших детей уверенности в себе;

преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.

Развитие межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста в процессе общения с детьми другого возраста (старше либо младше) может быть реализовано с помощью специально разработанной программы занятий.

Данная программа должна содержать в себе определенные аспекты организации психолого-педагогической деятельности:

развитие эмоциональной и поведенческой произвольности;

обогащение знаниями о средствах общения и моделях поведенческих реакций;

развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуаций;

создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения с детьми другого возраста и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

Экспериментальное исследование во второй главе будет посвящено выявлению особенностей межличностного взаимодействия детей в условиях разновозрастной группы и зависимости этих особенностей от позиции, занимаемой ребенком в семье: "единственный ребенок", "старший ребенок", "средний ребенок", "младший из двух детей", "младший из трех и большего числа детей". В своем экспериментальном исследовании мы будет опираться на типологию межличностных отношений детей в разновозрастной группе, предложенную В.Н. Бутенко.

 


 

Выводы по второй главе

 

Межличностные отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Выявление особенностей межличностного взаимодействия детей разновозрастной группы осуществлялось нами с помощью различных методов исследования.

С помощью наблюдения, которое осуществлялось нами в разных режимных моментах, было установлено, что при взаимодействии детей наиболее ярко выраженными являются "индифферентные отношения", которые отчетливее всего проявились в процессе свободной игровой деятельности детей и на совместном занятии. Отсюда, мы сделали вывод, что "индифферентные отношения" являются доминирующими в данной возрастной группе детей.

В выделенных нами подгруппах детей при межличностном взаимодействии наблюдалось несоответствие характера поведения и позиции, занимаемой детьми в семье.

С помощью социометрического исследования, игры "Секрет" Т.А.Репиной мы установили зависимость статуса ребенка в группе от проявляемого им типа отношений при взаимодействии. Так же нами было установлено, что к числу причин, послуживших мотивом для положительного выбора, относятся: проявление щедрости, умение организовать совместную игровую деятельность, удовлетворение в доброжелательном отношении и одобрении, оказание помощи и поддержки, высокий уровень конструктивных умений, проявление послушания по отношению к взрослому.

Агрессивное поведение, нежелание сотрудничать, проявление вербальной агрессии и нежелательных форм коммуникации повлекли за собой отрицательный выбор детей.

Проведение методики "Рисование на общем листе" В.Н. Бутенко позволило установить нам, что у детей данной разновозрастной группы недостаточно развиты навыки просоциального поведения, велика конфликтность во взаимодействиях. Дети не могут договориться между собой, старшие не считаются с предпочтениями младших, а младшие дети игнорируют старших. Во взаимодействиях между детьми, так же наблюдалось несоответствие части детей, занимаемой ими позиции в семье и проявленного поведения

Использование условных проблемных ситуаций установило, что большинство детей данной разновозрастной группы правильно понимает и оценивает представленные ситуации, подтверждая наличие нравственных представлений и проявлений социального поведения. Однако, у детей возникают затруднения в предложении и комментировании способа разрешения возникшей проблемы.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что на взаимоотношения детей действительно влияет позиция, занимаемая ребенком в семье и связанный с ней характер поведения, однако в условиях разновозрастного взаимодействия поведение детей может складываться совсем иным образом и позиция ребенка может не проявляться. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза не нашла окончательного подтверждения.

 


Заключение

 

Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети - разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям и пр. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.

В пользу разновозрастных групп служит возможность большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей.

Развитие межличностного взаимодействия в процессе общения с детьми различного возраста в условиях общей деятельности эффективно при реализации следующих психологических условий:

использование совместной, игровой, образовательной, трудовой деятельности на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников;

приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками и детьми другого возраста;

развитие у старших детей уверенности в себе;

преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.

Проведенное нами исследование раскрывает проблему взаимодействия детей в разновозрастной группе. В нашей стране наибольшее количество семей ограничивается рождением только одного ребенка. При наличии навыков нравственного поведения у детей нет достаточного опыта общения с детьми другого возраста в семье, что создает предпосылки для проблемного взаимодействия детей уже в подростковом возрасте. Восполнение опыта разновозрастного общения детей отводится дошкольному учреждению. В связи с этим, мне как психологу, работающему в детском саду, требуются дополнительные исследования, с последующей разработкой коррекционной работы с детьми и просветительской работы с родителями.

 


 

Библиография

 

1. Абраменкова, В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам, / В.В. Абраменкова //. - Вопросы психологии.- 1980.- № 5. - С. 60 -70.

. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира, / В.В. Абраменкова. - М.,1999. - 218 с.

. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе, / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1989. - 512с.

. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Канд.дисс.,/ Т.В. Антонова. - М., 1983. - 184 с.

. Буре, Р.С. Учите детей трудиться, / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М., Просвещение, 1983. - 322 с.

. Бутенко, В. Н. Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада, / В. Н. Бутенко //. Психология обучения. - 2011.

. Вовчик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы, / Вовчик- Е.А. Блакитная //.Дошкольное воспитание.- 1988.- № 6 - С.56-59.

. Выготский, Л.С. Педагогическая психология,/ Л.С. Выготский. - М., 2001

. Газиева, К.Т. Опыт события. Отчет о работе в младшей группе детского сада педагога-экспериментатора, / Газиева К.Т.//. Московский психотерапевтический журнал. -2002. - №3.-С.124-142.

. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. Дис д-ра пед.наук, / Е.Н. Герасимова. - М.,2000. - 178 с.

. Герасимова, Е.Н. Разновозрастные группы в детском саду, / Е.Н. Герасимова//. Дошкольное воспитание. - 2000.- № 21. - С. 27-32.

. Гребенникова, Л.А. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников: Канд.дис., / Л.А. Гребенникова. - М., 2006. - 188 с.

. Гундарева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: Автореф.канд.дисс., / О.В. Гундарева. - М., 2005. - 25 с.

. Давидчук, А.Н. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада, / А.Н. Давидчук, А.Т. Тамбовцева. - М., 1988. - 352 с.

. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., 1997. - 241 с.

. Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Канд.дисс., / Р.И. Деревянко. - М., 1983

. Деятельность и взаимоотношения дошкольников,/Под ред. Т.А. Репиной, Т.В.Антонова, О.М. Гостюхина. - М.: Педагогика, 1987. - 365 с.

. Доронова, Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях, / Доронова Т.Н. // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 2

. Доронова, Т.Н., Щур В.Г., Якобсон С.Г. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада, / Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон //. Дошкольное воспитание. - 1985.- № 6 - С. 12-16

. Истоки. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1998.

. Инюшина, Г.С. Понимание сущности нравственного конфликта в русле концепции возрастной периодизации, / Г.С. Инюшина - К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - М., 1979. - С.32-35.

. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений, / Я.Л. Коломинский. - Минск, 1984. - 345 с.

. Котырло, В.К. Мотивы взаимоотношения взрослых и детей, / Под ред. Т.А. Марковой //. Воспитание дошкольников в семье. - М., 1979. - 380 с.

. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника, /А.Д. Кошелева.

. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн.для воспитателей дет.сада и родителей, / Е.Е. Кравцова. - М., Просвещение: Учебная литература,- 1996. - 160 с.

. Лаврентьева, Г.П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правил взаимоотношений со сверстниками: Автореф. канд. дисс., / Г.П. Лаврентьева. - Киев, 1982. - 28 с.

. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения, / М.И. Лисина. - М., 1986. - 236 с.

. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников, / М.И.Лисина, А.И. Сильвестру. - Кишинев, 1983. - 418 с.

. Максимова, Р.А. О познании дошкольниками самих себя и своих сверстников, / Р.А. Максимова //. Психол. науки.- 1970. - № 352. - Вып. 2. - С.27-31.

. Марцинковская, Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками, / Т.Д. Марцинковская - Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в её онтогенезе. - М., 1987

. Мануйленко, З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста, / З.В. Мануйленко. - М., 2001. - 281 с.

. Михайленко, Н.Я. Разновозрастные игровые объединения детей, / Н.Я. Михайленко, Н.А. Кустова //. Дошкольное воспитание. - 1987.- №10

. Мищенко А.И., Шиянова Е.Н. Работа в разновозрастной группе. - К.: Освіта, 2001. - 346 с..

. Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребенка (в дошкольном детстве), / B.C. Мухина //. Психологический журнал.-2000. - №5. - С.41-44.

. Маркова, Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, / Т.А. Маркова - Формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968. - С.36-132.

. Надёжина, Р.Г., Щедровицкий Г.П. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания, / Р.Г.Надёжина, Г.П. Щедровицкий - Обучение и развитие. - М., 1996. - С.44-62.

. Нежнов, П.Г. Роль конфликтов в возникновении групповых нравственных норм, / П.Г. Нежнов, С.Г. Якобсон. - М., 1977. - 246 с.

. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду, / В.Г. Нечаева

. Отношения между сверстниками в группе детского сада, / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1978. - 210 с.

. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дисс. - М., 1983.

. Поспехов, И.М. Психологическая характеристика избирательных (личных) отношений между детьми в коллективе: Автореф. канд. дисс., / И.М. Поспехов.- М., 1973. - 22 с.

. Приходько, Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: Автореф. канд. дисс., / Ю.А. Приходько. - Киев, 1980. - 26 с.

. Программа "Развитие" (Основные положения). - М., 1994. - 118 с.

. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1987. - 94 с.

. Развитие общения дошкольников со сверстниками, / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 244 с.

. Развитие общения дошкольников, / Под ред. А.В.Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974 - 308 с.

. Репина, Т.А. Социально-психологическое изучение общения дошкольников в игре и их межличностные взаимоотношения, / Т.А. Репина

. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада,/ Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 164 с.

. Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста, / А.А. Рояк //. Вопросы психологии.- 2004. - № 4. - С. 18-20.

. Семейно-общественный детский центр "Золотой ключик". Программа //.Дошкольное образование. - 2001.- № 3. - С.31-34.

. Сенько, Т. В. Успех и признание в группе, старший дошкольный возраст

. Смирнова, Е.О. Представление о сверстнике как основа взаимоотношений у детей, / Е.О. Смирнова //. Новые исследования в психологии.- 1997

. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками, / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 1999. - 237 с.

. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников,/ Е.О. Смирнова, О.В. Гударева //. Вопросы психологии.-2004. - № 4. - С.19-23.

. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам, / Е.О.Смирнова, Е.А. Калягина //. Вопросы психологии

. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте, / Е.О.Смирнова, В.Г. Утробина //. Вопросы психологии.- 2006

. Смирнова, Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей, / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова//. Вопросы психологии. -2001.- №1 - С.26-37.

. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция, / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

. Смирнова, Е.О. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников,/ Е.О. Смирнова, В.Н. Бутенко//. Вопросы психологии. - 2007. -№1. - С. 39-54

. Смирнова, Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс., / Р.А. Смирнова. - М.

. Субботский, Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников,/ Е.В. Субботский. - М, 1976. - 169 с.

. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников,/ Р.К. Терещук. - Кишинев, 1989. - 241 с.

. Холмогорова, В.М. Психологические условия нравственного развития дошкольников: Автореф. канд. дисс., / В.М. Холмогорова. - М., 2001. - 25 с.

. Щур, В.Г. Методика изучения представления ребёнка об отношении к нему других людей, / В.Г. Щур - Психология личности. - М., 1982

. Эльконин, Д.Б. Психология игры, / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика

. Ясвин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада, / В.А. Ясвин //. Образование и наука. - 2006. - № 5 - С. 27-33

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах

1.1 Понятие разновозрастной группы и психолого-педагогические особенности ее организации

1.2 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме межличностного взаимодействия детей в разновозрастной группе

1.3 Психологические особенности развития детей разного дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое изучение межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах сельского сада

2.1 Организация и методы исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Приложение

 


Введение

 

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Но помимо взаимодействия с ровесниками у детей в детском саду предоставляется возможность общения и с детьми другого возраста, речь идет о разновозрастной группе детского сада. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д.

Исходя из наблюдений воспитателей и родителей детей, взаимодействие в таких группах может складываться по существенно разным сценариям: 1- старший ребенок берет на себя роль "взрослого" по отношению к младшему, учится заботиться о нем, ухаживает, а младший в свою очередь относится к старшему как к "наставнику" и перенимает от старшего ребенка накопленный им опыт; 2 - старшие дети не воспринимают младших как партнеров по общению, обижают, притесняют их, а младшие в свою очередь мешают старшим полноценно заниматься. Поэтому невозможно определенно сказать о положительном либо отрицательном влиянии создания таких групп на межличностные контакты детей. Однако можно с уверенностью говорить о том, что общение ребенка со старшими по возрасту детьми способствует усвоению некоторых правил социального поведения и в значительной степени определяет социальные установки ребенка в будущем. Что же касается относительно сложившегося внутри группы разновозрастного взаимодействия, то, по мнению ряда авторов на этот факт в значительной мере влияют личные установки воспитателя, стили общения воспитателя с детьми и конечно же личный пример воспитателя отношения к младшим.

Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

В дошкольной педагогике разработано значительное количество методических пособий (В.Н. Аванесова, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, Е.Г. Давидчук, Р.С. Буре, Н.Я. Михайленко, Г.Г. Григорьев) по проблемам организации работы в разновозрастных группах малокомплектных детских садов. Однако проблема состоит в том, что эта педагогическая литература ориентирована на реализацию "типовой программы" обучения в детском саду. В связи с динамичными изменениями в методическом обеспечении работы дошкольных учреждений современный педагог оказывается в затруднительном положении, при нехватке пособий и учебно-методических рекомендаций по организации работы с разновозрастными группами детей в дошкольных учреждениях, специфике работы в таких условиях, ее "сезонности". Решение воспитательно-образовательных задач, формирование основ для развития полноценной личности, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности, что обуславливает актуальность темы исследования.

Изучение проблематики разновозрастных дошкольных групп имеет определенную историю. Существенный вклад в ее исследование внесли А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон В.Н. Бутенко и др. Однако современное состояние проблемы межличностного сотрудничества в разновозрастной группе отличается далеко не полным раскрытием механизмов и специфики межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах и, как следствие, отсутствием концепции системной реализации этих механизмов в образовательном процессе.

Изучение особенностей межличностного взаимодействия разновозрастных детей в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр.

Объект исследования - межличностное взаимодействие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста в разновозрастной группе сельского детского сада.

Цель исследования - выявить особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста в разновозрастных группах сельского детского сада.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разновозрастное взаимодействие детей имеет свои особенности, которые зависят от позиции занимаемой ребенком в семье согласно очередности его рождения.

Задачи исследования:

. проанализировать теоретический материал по исследуемой проблеме;

. выявить позицию ребенка согласно очередности рождения в семье;

. выявить особенности проявления детей в межличностном взаимодействии;

. проанализировать полученные результаты.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

теории социального познания, общения, взаимоотношений и взаимодействий детей дошкольного возраста (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, Т.Н. Пашукова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский и др.);

концепции дошкольного детства как этапа становления сущностных характеристик человеческой личности, теория целостного развития ребенка в онтогенезе (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);

Методы исследования:

Анализ научно-психологической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования.

Диагностические:

. Метод наблюдения в режимных моментах

. Метод социометрического исследования межличностных отношений игра "Секрет" (Т.А.Репина)

. Методика "Рисование на общем листе" В.Н. Бутенко.

. Метод условных проблемных ситуаций

База исследования: ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка структурное подразделение детский сад "Веселые ребята"

 


 

Глава 1. Теоретические основы изучения межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.