Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-04-01 | 229 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение
Представление о пространстве как о языковой категории
Способы реализации и модели восприятия концепта «пространство» в русском языке
Сравнение способов вербализации концепта «пространства» в русском и французском языках
. Категория пространства в художественно тексте на примере романа «Метро 2033»
Лексемы, значение которых связано с понятием «пространства»
Имена собственные, имеющие пространственное значение
Заключение
Список литературы
Введение
Современные гуманитарные исследования обращены к осмыслению концептов. Одним из таких концептов является «пространство». Формирование и развитие пространственных представлений связано с «освоением» человеком окружающего мира. Этот мир «осваивается» человеком, прежде всего, с помощью языка, поэтому именно лингвистические исследования, на наш взгляд, вносят существенный вклад в анализ процесса осмысления понятия «пространство» во всем многообразии его значений.
Проблема пространственной картины мира до сих пор является одной из главных научных проблем в области гуманитарных наук. Формирование и развитие пространственных представлений в гуманитарных науках определяется способом освоения человеком окружающего мира и зависит от уровня человеческого сознания. В связи с этим на сегодняшний день концепт «пространство» не остается без внимания отечественных и зарубежных исследователей. В любом тексте действие происходит во времени и в пространстве. Концепт «пространство» в произведении может быть воссоздан при помощи различных языковых средств. В нашей работе мы рассмотрели некоторые концепции, исследующие концепт «пространство» в различных аспектах, проанализировали текст одного из романов литературного проекта «Метро 2033» (Д. Глуховской) в лексическом аспекте. Роман Д. Глуховского «Метро 2033» не случайно выбран нами в качестве материала исследования. Мы считаем, что в нем автор использует разнообразные средства экспликации концепта «пространство».
|
Объект исследования. Материал исследования составляют лексические единицы (лексемы, топонимы, антропонимы, метафоры, эпитеты) семантического поля пространство в русском языке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть точки зрения на понятие категории пространства в различных науках.
. Рассмотреть концептуальное понимание категории пространства.
. Выбрать лексические единицы, обозначающие пространственные понятия.
4. Проанализировать пространственные лексические единицы в произведении Д. Глуховского «Метро 2033».
Материал исследования составляют лексические единицы (лексемы, топонимы, антропонимы, метафоры, эпитеты) из романа Д. Глуховского «Метро 2033», отобранные методом сплошной выборки.
Представление о пространстве как о языковой категории
Заключение
Изучив и проанализировав философскую, литературоведческую и лингвистическую научную литературу мы пришли к выводу, что категория (а позже концепт «пространство») по-прежнему интересуют исследователей. В настоящее время пространство всесторонне изучается смежными науками, такими как лингвокультурология, социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика и др. В каждой из вышеупомянутых наук данный термин находит свою интерпретацию, но в последние годы ученые различных гуманитарных наук пользуются термином концепт (который тоже является неоднозначным).
Во второй главе мы проанализировали семантику лексических единиц, которые, на наш взгляд, составляют ядро концепта «пространство» и выделили семантические компоненты, характеризующие значение концепта. Мы считаем, что таким ядром концепта, являются прежде всеголексемы: пространство, метро, тоннель, станция, город. Они образуют «пространство» произведения - тот континуум, в котором происходит действие. Проанализировав каждую лексему по отдельности, мы убедились в том, что ключевым словом, независимо от его частотности, будет лексема «пространство», поскольку ее значение связано со всеми вышеперечисленными лексемами, входящими в ядро концепта. Но в романе Д.М. Глуховского «Метро 2033» пространство -это не только место, где разворачивается действие, - это еще и некое место, «несущее» сгустки идей, религий, мировоззренческих установок, разнообразных политических, религиозных и общественных коалиций. Важную роль в такой коннотации значения пространства играют имена собственные (топонимы и антропонимы), поэтому имена собственные тоже входят в концепт «пространство». Они образуют смысло организующую и «пространство организующую» роль в произведении. Возможности имен собственных позволяют концентрировать смысл данного пространства, раскрывают его сакральный смысл.
|
Метафоры и эпитеты в романе реализуют потенциальные возможности пространственных описаний. Их возможности представляют собой наиболее творческую, образную и свободную модель конструирования характеристики пространства. Особое место в романе Д.М. Глуховского «Метро 2033», занимают, так называемые, аудиальные или звуковые эпитеты. Их частотность свидетельствует об осознанном использовании языковой единицы, благодаря чему создается потенциал аудиально-зрительного эффекта, актуализируется смысл воспринимаемого пространства, изображаются уникальные картины мира, воссоздается внутреннее состояние персонажей.
Таким образом, лексическая экспликация концепта «пространство» в литературном проекте «Метро 2033», в частности в романе Д. Глуховского, позволяет понять выражение пространственной картины мира в тексте произведения.
Мы можем сделать вывод о том, что концепт «пространство» в романе Д. Глуховского «Метро 2033», - это сакральное пространство, ощущаемое, осязаемое, эмоциональное. В романе два героя: «Пространство» и «Человек». И неизвестно: кто сильнее.
Список литературы
1. Кошкина Е. Г. Развитие способов вербализации концепта "пространство" в диахронии: Дис. - М., 2008.
|
2. Кацнельсон, С.Д. Категории языка и мышления [Текст]: Из научного наследия/ С.Д. Кацнельсон. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 864 с.
. Евтушенко Е. Н. Концепт «пространственная ориентация» в английской и русской лингвокультурах: Дис. - Волгоград, 2004.
. Блинникова, И. В. Семантика и процессы порождения речи [Текст]/ И.В. Блинникова// Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 145-170.
. Жучков, В.А. Рецензия на: В.В.Васильев. Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий). - М.: Наследие, 1998, 160 с. [Текст]/ В.А. Жучков, С.А. Чернов// Вопросы философии. - 1999. - №3. - 148-151.
. Ивыгина А. А. Категория пространства и способы ее образной экспликации в текстовом поле Н.А. Дуровой: Дис. - Елабуга, 2012.
. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и простраснтва // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. Ред: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М., 2000.
. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Семиосфера. - С.-Петербург, 2000. - с. 12-149
. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 562 с
. Мичугина, С.В. Денотативное пространство прилагательных цвета в английском языке: дисс. канд. фил.наук / С.В. Мичугина. - М, 2005, - 206 с.
. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Таллин, 1992. - Т.1. - С. 386 - 392.
. Певзнер А. П. Категория пространства как средство выражения подтекстовой информации: Дис. - Ростов-на-Дону, 2007.
Введение
Представление о пространстве как о языковой категории
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!