Президент и вице-президент в системе исполнительной власти президентской республики — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Президент и вице-президент в системе исполнительной власти президентской республики

2020-04-01 200
Президент и вице-президент в системе исполнительной власти президентской республики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В государствах с республиканской формой правления высшим должностным лицом, как правило, является президент. Его правовой статус, выражающийся прежде всего в объеме полномочий и порядке их осуществления, определяется существующим в данном государстве типом республики.

В президентской республике компетенция президента включает достаточно широкий круг вопросов. Как гласит статья II Конституции США (страны, являющейся классическим примером президентской республики), «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов». Таким образом, он в силу приведенной конституционной нормы осуществляет функции главы правительства (администрации). Данная норма сформулирована достаточно абстрактно и не имеет дальнейшей конкретизации относительно состава президентских полномочий. Однако к таковым можно отнести все управленческие полномочия, обычно присущие правительству страны и не входящие в компетенцию законодательной и судебной власти. При этом президент США наделен правами и обязанностями, вытекающими из статуса главы государства (хотя Конституция США и не обозначает его формально в таком статусе). Так, Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединенных Штатов. Кроме того, Президент США имеет право:

потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей;

даровать отсрочку приговора, а также помилование за преступление против Соединенных Штатов, кроме дел об импичменте (как собственном, так и других чиновников);

по совету и с согласия Сената заключать международные договоры с последующим одобрением двумя третями присутствующих сенаторов (речь идет о процедуре ратификации);

заполнять все вакансии, возникающие в период между сессиями Сената и выдавать назначенным должностным лицам удостоверения, срок действия которых ограничивается концом следующей сессии;

в чрезвычайных ситуациях созвать Конгресс либо одну из его палат;

в случае разногласий между палатами Конгресса о времени переноса заседаний самостоятельно принимать решение, назначив время переноса на свое усмотрение.

По совету и с согласия Сената Президент назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, назначение которых не предусмотрено в ином порядке, и должности которых устанавливаются законом (Конгресс при этом может принять закон, наделяющий Президента, а также глав департаментов правом самостоятельно назначать нижестоящих должностных лиц).

Президент должен периодически (по сложившейся традиции - ежегодно) представлять в форме посланий Конгрессу информацию о положении в стране и вносить в него рекомендации о принятии мер, которые сочтет необходимыми и целесообразными.

В соответствии с разделом 7 статьи I Конституции США Президенту предоставлено право вето на законы, принятые Конгрессом.

Сложившаяся и функционирующая в США правовая модель президентской республики в значительной степени воспринята большинством государств Латинской Америки. Однако в силу того, что данные государства во многом восприняли юридические традиции Испании и Португалии - стран континентального, романо-германского права, а конституции этих государств приняты значительно позднее, чем американская, и составлены с учетом современных стандартов законодательной техники, президентские полномочия прописаны в них достаточно детально. В качестве примера можно привести конституционную модель института президента, существующую в Бразилии.

Статья 76 Конституции Федеративной Республики Бразилия, принятой в 1988 году, устанавливает, что исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, которому помогают государственные министры. В данной норме нетрудно заметить сходство с приведенным выше положением статьи II Конституции США. Однако далее Конституция Бразилии содержит обширный перечень прав и обязанностей, составляющих компетенцию Президента Республики, который в соответствии со статьей 84 имеет исключительные полномочия:

назначать и смещать с должности государственных министров;

осуществлять с помощью государственных министров высшее управление федеральной администрацией;

инициировать законодательный процесс в форме и случаях, предусмотренных Конституцией;

санкционировать, промульгировать и распоряжаться об опубликовании законов, а также издавать декреты и постановления для их добросовестного исполнения;

накладывать вето, полное или частичное, на законопроекты;

распоряжаться об организации и деятельности федеральной администрации в соответствии с предписаниями закона;

поддерживать отношения с иностранными государствами и аккредитовать их дипломатических представителей;

заключать договоры, конвенции и международные акты, передаваемые на ратификацию Национальному конгрессу;

декретировать введение состояния обороны и чрезвычайного положения;

декретировать введение положения о федеральном вмешательстве и осуществлять его;

направлять послание и план правительства Национальному Конгрессу по случаю открытия его законодательной сессии с тем, чтобы изложить положение в стране и требовать принятия таких мер, которые он считает необходимыми;

осуществлять помилование и смягчать наказания после заслушивания, если в этом есть необходимость, органов, учрежденных законом;

осуществлять высшее командование вооруженными силами, присваивать генеральские звания и назначать лиц, имеющих такое звание, на соответствующие должности;

назначать после получения одобрения Федерального сената судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, Президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц, когда об этом указано в законе;

назначать судей Счетного трибунала Союза;

назначать магистратов в случаях, предусмотренных Конституцией, а также Генерального адвоката Союза;

назначать членов Совета Республики;

созывать Совет Республики и Совет национальной обороны и председательствовать в них;

объявлять войну в случае иностранной агрессии по уполномочию Национального конгресса либо в случае, когда названная агрессия совершена вне законодательных сессий по утверждению Конгресса; а также при соблюдении этих же условий декретировать всеобщую или частичную мобилизацию;

заключать мир с уполномочия или утверждения Национального конгресса;

награждать орденами и почетными отличиями;

разрешать в случаях, предусмотренных законом, проход иностранных вооруженных сил через национальную территорию или временно останавливаться на ней;

направлять Национальному конгрессу многолетний план, проект закона о бюджетных директивах и предложения о бюджете в соответствии с положениями Конституции;

ежегодно в шестидесятидневный срок после начала законодательной сессии представлять в Национальный конгресс отчеты за предыдущий финансовый год;

вводить и упразднять должности в органах публичной власти в соответствии с предписаниями закона;

издавать акты о временных мерах, имеющих силу закона;

Конституции большинства президентских республик предусматривают должность вице-президента - второго лица в иерархии исполнительной власти. Как правило он избирается вместе с президентом. Исторически возникновение института вице-президента было связано с необходимостью компромисса между различными политическими силами и

обеспечения их справедливого представительства в системе государственной власти. К настоящему времени такое предназначение института вице-президента в большинстве президентских республик фактически утрачено. В основном оно сводится к замещению президента в тех случаях, когда он в силу предусмотренных конституцией обстоятельств не может исполнять свои обязанности, а при наличии обстоятельств, по которым полномочия президента прекращаются досрочно, вице-президент вступает в должность президента на период до избрания нового президента.

Поправкой XXV к Конституции США предусмотрено, что в случае импичмента Президента, его смерти или отставки Вице-президент становится Президентом. Всякий раз, когда Президент передает Председателю рго 1етроге Сената и спикеру Палаты представителей свое письменное заявление о том, что он не в состоянии осуществлять свои должностные полномочия и обязанности, до тех пор, пока он не передаст им письменное заявление об обратном, таковые полномочия и обязанности осуществляются Вице-президентом в качестве исполняющего обязанности Президента. Этой же поправкой введена норма, согласно которой Вице-президент, если он и большинство основных должностных лиц исполнительных департаментов передают Председателю рго 1етроге Сената и спикеру Палаты представителей письменное заявление о том, что Президент не способен осуществлять свои должностные полномочия и обязанности, немедленно принимает на себя его должностные полномочия и обязанности в качестве исполняющего обязанности Президента.

При наличии обстоятельств, в силу которых Вице-президент США прекращает исполнение своих обязанностей (смерть, тяжелая болезнь, импичмент), Президент назначает нового Вице-президента, который вступает в должность после утверждения его обеими палатами Конгресса.

Принципы организации государственной власти, свойственные президентской республике, практически не получили распространения на европейском континенте, где в основном превалируют парламентские республики и конституционные монархии, а также смешанные, президентско-парламентарные типы республики, представленные, прежде всего, Францией, и некоторыми государствами, воспринявшими ее опыт в практике своего конституционного строительства. Из европейских государств к президентской республике (хотя и с некоторыми оговорками) можно отнести Швейцарию, поскольку созданная в ней система организации государственной власти содержит немало существенных признаков, характерных именно для этой формы правления.

Важным отличием швейцарской модели является отсутствие института президента как единоличного главы государства или исполнительной власти. Верховной руководящей и исполнительной властью Союза, как гласит статья 174 Союзной конституции Швейцарской Конфедерации 1999 года, является Союзный Совет.

Союзный Совет состоит из семи членов, избираемых Союзным Собранием из всех швейцарских гражданок и граждан, которые могут избираться членами Национального Совета, сроком на четыре года, с учетом соразмерного представительства местностей страны и языковых регионов.

Председательствует в Союзном Совете Союзный Президент. При этом важно иметь в виду, что данное должностное лицо является главой высшего коллегиального органа, но не единоличным главой государства, поскольку, как отмечено выше, такой институт швейцарской конституцией не предусмотрен.

Союзный президент и Вице-президент Союзного Совета избираются Союзным Собранием из числа членов Союзного Совета сроком на один год. При этом повторное избрание на следующий год исключено. Также установлен запрет на избрание Союзного президента Вице-президентом следующего года.

В соответствии со статьей 177 Союзной конституции Швейцарской Конфедерации Союзный Совет принимает решения на коллегиальной основе Дела Союзного Совета для их подготовки и исполнения распределяются между его членами согласно их департаментам (каждый член Совета является руководителем какого-либо из этих департаментов).

Департаменты составляют союзную администрацию, работой которой также руководит Союзный Совет. Административные задачи могут законом передаваться организациям и лицам публичного или частного права, не входящим в состав союзной администрации.

В рамках своей компетенции Союзный Совет осуществляет следующие полномочия.

В области правительственной политики:

определяет цели и средства своей правительственной политики;

своевременно и полностью информирует общественность о своей деятельности, поскольку этому не противостоят преобладающие публичные или частные интересы.

В сфере правотворчества и правореализации:

представляет Союзному Собранию проекты его актов;

издает правотворческие положения в форме постановления, если уполномочен на это Конституцией или законом;

заботится об исполнении законодательства, решений Союзного Собрания и решений судебных властей Союза.

В области финансов:

вырабатывает финансовый план, составляет проект бюджета и представляет государственный отчет о его исполнении;

заботится о надлежащем ведении бюджетного хозяйства.

В области внешней политики:

ведет иностранные дела при соблюдении прав участия Союзного Собрания; представляет Швейцарию вовне;

подписывает и ратифицирует международные договоры, представляет их Союзному Собранию для одобрения.

В области обороны и внутренней безопасности:

принимает меры для сохранения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии;

принимает меры для сохранения внутренней безопасности;

может издавать постановления и распоряжения, чтобы противостоять наступившим или непосредственно грозящим нарушениям общественного порядка либо внутренней или внешней безопасности. Действие таких постановлений подлежит ограничению сроком;

в срочных случаях может использовать войска.

В сфере отношений между Союзом и кантонами:

поддерживает отношения Союза с кантонами и сотрудничает с ними;

одобряет акты кантонов, когда этого требует проведение в жизнь союзного права;

может заявлять возражения против договоров кантонов между собой или с заграницей;

заботится о соблюдении союзного права, а также кантональных конституций и договоров кантонов и принимает необходимые меры.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.