Глава 1. Теоретические положения об институте президента — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Теоретические положения об институте президента

2020-04-01 154
Глава 1. Теоретические положения об институте президента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические положения об институте президента

1.1 Президент и вице-президент в системе исполнительной власти президентской республики

Статус президента в парламентской республике

Статус президента в президентско-парламентарной (смешанной) республике

Глава 2. Конституционное право по институту главы государства РФ, Грузии, Финляндии

2.1 Конституционное право по институту главы государства РФ

2.2 Конституционное право по институту главы государства Грузии

Конституционное право по институту главы государства Финляндии

Заключение

Список литературы

 


Введение

. Становление подлинного конституционализма в России не следует связывать исключительно с принятием новой Конституции в 1993 г., этот процесс начался во второй половине 1980-х гг. - в рамках последней советской Конституции РСФСР 1978 г.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Важно отметить, что на голосование был вынесен согласованный проект Основного Закона - Конституционное совещание рассмотрело и обобщило тысячи предложений от различных органов государственной власти, политических сил, регионов, граждан, ученых, отечественных и зарубежных экспертов. Текст действующей Конституции РФ является одним из лучших в мире.

Действующая Конституция - Основной закон Финляндии была принята 11 июня 1999 г. и вступила в силу с 1 марта 2000 г. До этого Конституцию страны составляли 4 органических закона - «Форма правления Финляндии» 1919 г., «Акт об Эдускунте» 1928 г., «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и Канцлера юстиции» 1922 г. и «Акт о государственном суде» 1922 г.

Действующая Конституция Грузии принята 24 августа 1995 г. До нее в республике действовали конституции 1921, 1922, 1927, 1937 и 1978 гг.

2. Конституцию РФ открывает преамбула, т.е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Государствоведы отмечают, что преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание. Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества. президент конституционный исполнительный власть

Конституция Грузии также открывается преамбулой, в которой отмечено, что «граждане Грузии непоколебимой волей которых является утверждение демократического общественного строя, экономической свободы, социального и правового государства, обеспечение общепризнанных прав и свобод человека, укрепление государственной независимости и мирных отношений с другими народами, опираясь на многовековые традиции грузинской национальной государственности и основные принципы Конституции Грузии 1921 года, провозглашаем настоящую Конституцию».

Правительство Финляндии в январе 1996 г. назначило комитет, состоявший главным образом из депутатов Парламента (Конституционный комитет 2000), который и должен был подготовить окончательный проект новой Конституции. Работа продолжалась 17 месяцев. Комитет завершил ее к 17 июня 1997 г. и представил, в форме предложения Правительства, проект единого конституционного акта, состоявшего из 12 глав и заключительных положений (названия глав и их характеристика будут даны далее)6. В течение весны и осени 1998 г. Конституционный комитет Эдускунты после подробного изучения предложения дал 21 января 1999 г. свое положительное заключение. Президент Республики подписал этот акт 11 июня 1999 г, а 1 марта 2000 г. новый конституционный закон Финляндии вступил в силу.

3. Российская Федерация - государство с демократическим режимом. Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции).

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах.

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные). Политический плюрализм предполагает наличие различных социально- политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст. 13 Конституции).

Политический режим Грузии - демократия в процессе становления. (ст. 1 п. 2).

В Финляндии консенсуально - унитарный режим, т.е. добивающиеся в унитарных государствах политических решений на основе консенсуса.

4. В соответствии с п.1 ст.1 Конституции Российской Федерации последняя есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В ст. 94 Конституции указано, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. Согласно ст.95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения России в целом. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.

«Форма правления» определяет Финляндию как республику во главе с президентом, который избирается всеми лицами, обладающими правом выборов в эдускунту, путем прямых выборов. Но если на прямых выборах за президента проголосует менее половины всех избирателей, то он избирается путем косвенных выборов - особой коллегией выборщиков, в которую входит 301 представитель от политических партий или избирательных блоков партий, выбранных в день прямых выборов президента по специальным избирательным бюллетеням.

На основе конституции и государственно-правовой практики главное место в системе высших органов государственной власти принадлежит президенту Республики, который не только обладает большими правами в законодательной и исполнительной сферах деятельности, но и реально ими пользуется. Согласно «Форме правления», законодательная власть принадлежит президенту Финляндской Республики и эдускунте, а исполнительная власть - президенту и Государственному совету (кабинет министров). Государственный совет находится при президенте «для общего управления страной». Правительством является президент и Государственный совет. При определении внутренней и внешней политики страны Государственный совет заседает во главе с президентом.

По форме правления Грузия - президентская республика.

Источником государственной власти в Грузии является народ. Государственная власть осуществляется в пределах, установленных Конституцией Грузии.

Народ осуществляет свою власть посредством референдума, других форм непосредственной демократии и через своих представителей.

Никто не вправе узурпировать или незаконно захватить государственную власть.

Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей. (ст.5, п.п. 1, 2, 3,4)

5. Статья 1Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

В главе 3 Конституции «Федеративное устройство» развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 «Основы конституционного строя». Глава состоит из 15 статей. В первой из них (ст. 65) перечисляются все субъекты Федерации и тем самым констатируется их нахождение в составе государства, их объединяющего. Правовым последствием этого перечисления является признание статуса субъекта Федерации. Статус же определяется, с одной стороны, Конституцией Российской Федерации, а с другой - конституцией республики или уставом, принимаемыми самостоятельно каждым субъектом Федерации (ст. 66). Таким путем в пределах единого правового пространства обеспечивается необходимое совместное существование и развитие всех субъектов Российской Федерации, поскольку равные в правовом отношении субъекты Федерации подчас существенно отличаются друг от друга по территории, численности населения, природным условиям и уровню экономического развития.

Новая Конституция Грузии оставила открытым вопрос о государственном устройстве и местном самоуправлении. Согласно ст.2 Конституции государственно-территориальное устройство Грузии будет определено конституционным законом на основе принципа разграничения полномочий после полного восстановления юрисдикции Грузии на всей территории страны.

Вопросы местного значения граждане Грузии решают посредством местного самоуправления без ущерба для государственного суверенитета.

Должности руководителей представительных и исполнительных органов

местного самоуправления являются выборными. Порядок создания,

полномочия органов местного самоуправления и их отношения с государственными органами определяются органическим законом.

Территориальное устройство Финляндии следующее. Коммуна - низшая административно-территориальная единица Финляндии (в масштабах России ей будет соответствовать район области, республики или края). Иначе коммуны называется кунтами. Кунты объединены в провинции (маакунты), коих в Финляндии насчитывается ровно 20. По аналогии с коммунами для России это были бы области, республики или края. Еще выше - губернии (ляани). Вот ими-то и управляют губернаторы, назначенные президентом. В Финляндии шесть губерний: Южная Финляндия, Западная Финляндия, Восточная Финляндия, Оулу, Лапландия и Аландские острова. В следующем, 2010 году, провинции будут упразднены.

6. Конституция Российской Федерации представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт она обладает его характеристиками. Это прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства. Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает 9 глав. Раздел второй именуется: «Заключительные и переходные положения».

Конституция (Основной закон) Грузии - писанный документ.

Новая Конституция Грузиисостоит из преамбулы, 9 основных глав, 109 статей, в каждой из которых от 2 до 4 пунктов.

глава. Общие положения.

глава. Гражданство Грузии. Основные права и свободы человека.

глава. Парламент Грузии.

глава. Президент Грузии.

глава. Судебная власть.

глава. Государственные финансы и контроль.

глава. Оборона государства.

глава. Пересмотр Конституции.

глава. Переходные положения.

Структура новой Конституции Финляндии отражает организацию и сферы ответственности правительства. После глав о фундаментальных принципах и конституционных правах в Основном законе содержатся главы, регулирующие организацию деятельности важных государственных органов - Парламента, Президента Республики и Государственного совета. Отдельными главами закреплены основные функции государства: законодательство, государственные финансы, международные отношения, отправление правосудия, контроль над соблюдением законности, государственное управление и оборона. Структура нового закона отражает также важные социально-политические изменения, произошедшие в стране. В частности, увеличение роли международного сотрудничества в связи с процессами европейской интеграции и общей интернационализации, что нашло продолжение в форме самого закона, сформулированного в настоящее время в едином акте (вместо четырех), как это принято в большинстве стран-членов ЕС, а также в стремлении соблюдать тенденции общеевропейского правового стандарта, что привело к глобальному реформированию положений о правах и свободах человека и гражданина.

Конституция Финляндии является высшим источником внутригосударственного права и обеспечивает основу правовой системы в целом. Она выступает и как главный национальный символ, учредительный устав Финляндской Республики. По этой причине подход к написанию Конституции отличается от принятого языка обычного законодательства. Текст основного закона более торжествен, нежели в других законах, поскольку в отличие от прочего законодательства Конституция должна существовать в течение длительного времени. В соответствии с общими принципами, описанными выше, новая Конституция Финляндии разделена на 13 глав: 1. Основы государственного строя; 2. Основные свободы и права; 3. Парламент и члены Парламента; 4. Функции Парламента; 5. Президент Республики и Государственный совет; 6. Законодательство; 7. Государственные финансы; 8. Международные отношения; 9. Правосудие; 10. Контроль за законностью; 11. Администрация и автономия; 12. Оборона; 13. Заключительные положения. По хронологическому положению

7. Российская Конституция 1978 года была «мягкой» Конституцией, поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Нынешняя Конституция является «жесткой». (ст. 135) Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа- Конституционного Собрания. Предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в том, что, следуя мировой практике, Конституция РФ содержит так называемые «защищенные» положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения данных глав могут быть изменены только путем принятия новой Конституции страны, т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена. Остальные главы Конституции (гл. 3-8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи с изложенным следует различать понятия «пересмотр Конституции» (если речь идет о внесении изменений в «защищенные» главы) и «внесение поправок к Конституции» (если имеются в виду изменения гл. 3-8).

Второй, процедурный (процессуальный) аспект «жесткости» Конституции РФ заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения Основного Закона. Правила здесь следующие. Во-первых, круг субъектов права законодательной инициативы сужен. Если по общему правилу таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации и каждый из его членов, каждый депутат Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), то инициировать внесение изменений в Конституцию страны (выступать в качестве субъектов конституционной законодательной инициативы) могут только глава государства, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Конституции). При этом правом конституционной законодательной инициативы обладает всенародно избранный действующий Президент РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ исполняющий обязанности Президента РФ (Председатель Правительства РФ) не вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного Закона.

Конституция Грузии в отличии от Конституции РФ является «мягкой», т.к. изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре). Поправки принимаются парламентом 2/3 голосов. В период с 1999 по 2006 год поправки вносились 12 раз. Так, в 2004 году, после «революции роз», были расширены полномочия президента и введена должность премьер-министра. В 2006 году приняты поправки, предусматривающие одновременное проведение президентских и парламентских выборов в 2008 году.

Конституция Финляндии относится к «жестким» конституциям, т.к. для ее изменения требуется такое дополнительное условие, как повторное голосование поправок в парламенте через определенный промежуток времени, а именно усложненный двойной вотум. Первый раз поправка голосуется и должна быть принята квалифицированным большинством, а второй раз она ставится на голосование уже в ином составе парламента - после новых выборов. Это дает дополнительную гарантию того, что если избранные в одной политической ситуации депутаты представляют собой временно заблуждающееся большинство, то они не смогут резко изменить устои общества: после новых выборов взгляды граждан и, естественно, депутатов изменятся, и они не проголосуют повторно за поправки. С одной стороны, может показаться, что такая процедура требует слишком много времени. С другой стороны, конституция - настолько важный судьбоносный для страны документ, что фактор времени не должен играть решающего значения.

 


Заключение

Проведем сравнительный анализ института в трех государствах: РФ, Грузии и Финляндии.

Все три государства являются республиками с президентской формой правления.

Президент избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Во всех трех государствах право выбора предоставляется гражданам государства, достигшим совершеннолетнего возраста.

Срок полномочий главы государства в РФ - 4 года, в Грузии - 5 лет, в Финляндии - 6 лет.

В РФ президентом может стать гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, в Грузии не менее 15 лет, возрастной ценз также - 35 лет. В Финляндии президентом может быть только гражданин, родившийся в Финляндии.

В РФ и Финляндии одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Во всех трех странах президент должен принести присягу, т. е. официальное и торжественное обещание исполнять обязанности, связанные с осуществлением им своих конституционных полномочий. Кроме того, Президент не вправе занимать одновременно другую должность, заниматься предпринимательской деятельностью, получать заработную плату или другое постоянное вознаграждение за какую-либо иную деятельность.

В рассматриваемых государствах национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности.

Во всех трех странах президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д.

Президенты рассматриваемых стран представляют свою страну внутри страны и в международных отношениях.

В РФ и Грузии Президент в пределах своей компетенции создает новые или упраздняет уже имеющиеся органы государственной власти, назначает или участвует в назначении, а также освобождает или участвует в освобождении соответствующих должностных лиц.

Полномочия Президента в области кадровой политики относятся к числу важнейших полномочий главы государства, позволяют ему в широком смысле этого слова разместить на ведущих постах государственных органов свою команду.

В Грузии президент назначает с согласия Парламента членов правительства - министров, представляет Парламенту, назначает и освобождает от должности должностных лиц в случаях и порядке, определенных Конституцией или законом.

В Финляндии Парламент избирает премьер-министра, которого президент Республики назначает на эту должность. Других министров президент назначает в соответствии с предложением избранного премьер-министром.

В РФ Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти.

Во всех трех государствах Президент сохраняет статус главнокомандующего вооруженных сил.

В военной области полномочия Президента РФ достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.

Президент Грузии является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Грузии. Он назначает членов Совета Национальной Безопасности, председательствует на его заседаниях, назначает и освобождает от должности военачальников.

Президент Республики является Верховным главнокомандующим оборонительных сил Финляндии. Президент на основании представления государственного совета может передать верховное командование другому гражданину Финляндии. Президент назначает офицеров.

К отмеченным полномочиям Президента РФ примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ.

В Грузии Президента Национального банка по представлению Совета Национального банка назначает из членов Совета банка и освобождает от должности Президент.

Центральный Банк Финляндии работает при поручительстве и под управлением парламента в соответствии с тем, что установлено законом. Парламент избирает банковских уполномоченных для осуществления контроля за деятельностью Банка Финляндии.

Таким образом, можно отметить следующие основные сходства в институте президентства РФ, Финляндии и Грузии.

.   Президент выступает как глава государства;

.   Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами;

.   Президент обладает законодательными полномочиями;

.   В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

 


Список литературы

1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2001

.   Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 1999

.   Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2003

4.   Большой юридический словарь <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0814816512> / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М., 2002.

.   Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. / Отв. ред. Ю.А. Веденеев. - М., 1999.

.   Козлов А.И. Конституционное право. - М., 1997 г.

.   Комментарий к Конституции РФ / под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 1994г.

.   Конституции зарубежных государств. - М., 1997

.   Конституции государств европейского союза. - М., 1999

.   Конституции государств Центральной и Восточной Европы/Отв. ред. Н.В. Варламова. - М., 1997

.   Конституционное законодательство России /Под. ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 2001.

.   Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М., 1999

.   Конституционное право зарубежных стран. Т. 1-2.Страны Европы. - М., 1997

.   Конституционное право зарубежных стран. Хрестоматия. / Под ред. А.И. Бушуева. - М., 2009

.   Конституция Грузии. Издатель - аппарат Парламента Грузии. Тбилиси.1995.

.   Конституция Российской Федерации. М., 1998

.   Основной закон Финляндии (Конституция). - Хельсинки, 12 февраля 1999 г.

.   Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2005

.   Лукашук И.И. «Конституции государств и международное право». - М., 1998

.   Маклаков В.В. Буржуазные конституции и международное право // Актуальные вопросы теории современного международного права. - М., 1988

.   Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1998.

.   Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. - Ростов н/Д., 1997.

.   Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М., 2003

.   Современные зарубежные конституции. / Сост. В.В. Маклаков. - М, 2002

.   Хаманева Н.Ю. Конституционное право государств Европы. - М., 2003

.   Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. Москва, 1997

.   Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1999

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические положения об институте президента

1.1 Президент и вице-президент в системе исполнительной власти президентской республики

Статус президента в парламентской республике

Статус президента в президентско-парламентарной (смешанной) республике


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.