Социально-структурные и культурные факторы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Социально-структурные и культурные факторы

2020-04-01 99
Социально-структурные и культурные факторы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Данное исследование будет посвящено вопросу, не теряющему свою актуальность на протяжении долгого времени, а именно этническому и расовому неравенству.

Актуальность этой темы определяется остротой и трудностями решения такой проблемы, как возникновение межэтнических конфликтов на территории России, являющейся многонациональным государством. Конфликты, возникшие на почве межэтнических отношений, вызваны неравным положением этнических групп в Российской Федерации. Данная проблема усугубляется тем, что способы её разрешения недостаточно разработаны на протяжении длительного времени.

Данная работа поможет выявить основные причины возникновения этнического и расового неравенства, проанализировать сферы его проявления и раскрыть причину появления крайнего национализма среди народов России. К трудностям решения этой проблемы можно отнести невысокую степень её изученности.

Любые проявления национального экстремизма расшатывают наше далеко нестабильное общество, подрывают своими действиями государственный строй, что может привести к распаду страны.

Данная тема имеет невысокую степень изученности, ей посвящено небольшое количество произведений, большинство из них принадлежит таким авторам как В. А. Тишков, Л. Н. Гумилёв, О. Е. Рыбаков, С. Н. Булгаков, Ю. В. Бромлей.

Труды вышеперечисленных авторов следует отнести к первой группе источников.

Ко второй группе источников следует отнести статьи, опубликованные в периодических изданиях, таких как «Полис», «Социс».

К третьей группе источников необходимо отнести нормативно-правовые акты различной иерархии (от конституционных законов до законов субъектов РФ и органов местного самоуправления), уголовный и административный кодексы, а также Конституцию Российской Федерации.

К четвёртой группе источников относятся статистические данные, включая результаты переписи населения 2002г.

Объектом исследования работы являются межнациональные, межрасовые отношения между различными этническими группами в России.

Предметом исследования являются закономерности проявления неравенства между этническими группами в России.

Основная цель исследования – проведение анализа этнического и расового неравенства. Цель исследования конкретизуется в решении следующих задач:

o Рассмотреть основные исторические и логические предпосылки этнического и расового неравенств;

o Изучить историю расоведения в России;

o Осуществить обзор по расовому и этническому многообразию в мире и проблемам их восприятия;

o Выявить «болевые точки» межнациональных конфликтов;

o Провести анализ этнической дискриминации и расового неравенства на территории Российской Федерации.

При написании данной работы были применены исторический и статистический методы, а также марксистская, интерпретативная, структурно-функционалистическая парадигмы.

Данное исследование имеет большое практическое значение: оно поможет найти основные причины появления этнического и расового неравенства, выявить закономерности его развития.

Результаты данной работы в первую очередь пригодятся политикам, законодателям, способным грамотно выстроить национальную политику в нашей многонациональной стране.


 1. Факторы этнического и расового неравенства

 

Политические факторы

 

Политические факторы, влияющие на межэтнические отношения, включают в себя по меньшей мере три класса явлений: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.

Любопытно, что американские социологи Т. Петтигрю, Дж. Симпсон и Дж. М. Ингер вообще не выделяют политические факторы как самостоятельные, а либо частично включают их в число исторических (Т. Петтигрю), либо упоминают их тогда, когда говорят о влиянии законов при рассмотрении теории социальной стратификации (Симпсон и Ингер). Скорее всего это связано с тем, что они исследуют межэтнические и расовые отношения в США, где народы, населяющие эту страну теперь, не имели на ее территории своих государств, а политическое устройство Штатов существенно различалось в историческом прошлом (рабовладельческий Юг), но не теперь.

Иная ситуация в Европе, где проблемы соответствия государственно-территориального устройства и этнического состава населения стран рассматриваются, но главным образом в русле политической социологии[1].

Что же касается Советского Союза и постсоветского пространства, равно как и бывших Югославии, Чехословакии, то здесь государственно-политические факторы чрезвычайно важны для понимания межгрупповых отношений. Исторически сложившееся национально-государственное устройство выступало, и сейчас является историко-политическим фактором, воздействующим на межэтнические отношения.

Влияет на них и форма государственного устройства: унитарное государство или федеративное. Многие считают федеративное государство демократическим способом "решения национального вопроса".

Что касается влияния политического строя, то, естественно возможности культурного плюрализма намного шире в демократическом гражданском обществе, чем при тоталитарных или авторитарных режимах, характеризующихся высоким уровнем этнической дискриминации. Так, с тоталитарными режимами в Германии и Испании связаны массовая этническая дискриминация, чистки.

Проблема действий элит, мобилизации ими этнических чувств во имя важных для этносов целей - очень существенный политический параметр, направляющий межэтнические отношения. Не случайно роли лидеров придается особое значение в конфликтологических теориях. В развитии межэтнических отношений элита выполняет ряд функций:

1) "задает" идеологию толерантности или вражды;

2) вырабатывает политику, которая будет направлена на примирение, снятие предубеждений или, наоборот, будет стимулировать фаворитизм;

3) направляет деятельность средств массовой информации, которые играют громадную роль в формировании межэтнических установок и стереотипов;

4) определяет образовательные программы, влияющие на предотвращение или рост предубежденности, борется за власть знаний посредством знаний;

 5) наконец, она служит как бы образцом поведения. Демонстрация такого поведения способна задавать определенный настрой.

Например, встречи президента США Б. Клинтона с представителями этнических и расовых общин - поляками, индейцами, неграми - особенно широко транслировались средствами массовой информации. Такие действия президента, конечно, являются демонстрацией его политики.

Влияние типов политического режима мы хорошо можем видеть на примере истории нашей страны. Первая попытка либерализации режима в период Хрущевской оттепели сразу привела к расширению прав республик в сфере образования, культуры. Вторая попытка движения к гражданскому обществу, предпринятая в конце 80-х годов, сопровождалась, как известно, межэтническими напряжениями и конфликтами, но тому есть немало причин как в прошлом, так и в особой социально-политической ситуаций именно в те годы. Но факт остается фактом: именно реализация гражданских прав в обществе позволила представителям разных национальностей выразить их интересы. Другой вопрос - как этим воспользовались элиты, власти.

При всем разнообразии политики, проводимой правительством, в ней можно выделить два основных направления, которые касаются этнических групп: интегрирующая политика (ее иногда называют унифицирующей) и политика культурного плюрализма.

Интегрирующую политику сегодня демонстрирует, например, Эстония: тот, кто не знает эстонского языка и культуры, не является здесь гражданином государства. Но именно эта республика подвергается жесткой критике как изнутри, так и извне.

Пример плюралистической политики дает Украина, в которой принят нулевой принцип гражданства (т.е. все живущие на территории государства независимо от национальности и времени проживания получили гражданство), есть Декларация прав народов. Такую же политику демонстрирует Россия. Сам факт наличия двух государственных языков в большинстве республик РФ, а также принятие Закона о национально-культурной автономии свидетельствуют о намерениях осуществлять плюралистическую политику.

Политика плюрализма касается отнюдь не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство национальностей в институтах власти, так называемое "соучастие во власти". Таким образом, политическая сфера тесно связана с социальными интересами людей, их трудовой устроенностью, мобильностью.

 

Экономические факторы

Некоторые социологи считают экономическую конкуренцию одной из причин этнического неравенства, особенно в капиталистических странах. Сторонники этого подхода подчеркивают роль конкуренции между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто занимает низшие должности), чувствуют угрозу со стороны тех, кто ее ищет. Когда последние являются членами других этнических групп, может возникнуть или усилиться враждебность. Однако многие исследователи подчеркивают, что на этот конфликт оказывают влияние и другие факторы, не связанные с экономическими условиями. Белые рабочие, склонные к этноцентризму, могут преувеличивать опасность конкуренции со стороны черных…

Сторонники марксизма считают этническое неравенство формой эксплуатации. При любой экономической системе господствующий класс нуждается в пополнении дешевой рабочей силы и препятствует объединению рабочих. С точки зрения господствующего класса, поддержка конкуренции между этническими группами служит этой задаче. Физические или культурные различия между двумя группами могут стать "признаками" господства и подчинения - черный цвет кожи стал символом рабства в американском рабовладельческом обществе. На этом различии зиждется идеология "природного превосходства".

Натравливая одну этническую группу на другую, господствующий класс сеет раздоры между людьми, которые могли бы объединиться и выступить против него. Кроме того, он отвлекает их внимание от борьбы за право полноценного участия в управлении экономикой.


Заключение

 

Испокон веков в обществе существует неравенство. В зарубежной социологии ХХ века доминирует точка зрения, что неравенство является неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. Этнические или национальные неравенства – одна из разновидностей социальных неравенств. Следствием этого послужили этнические конфликты.

Причиной эскалации этнического конфликта может стать посягательство на территорию проживания этноса, стремление этносов выходить из-под «имперского обруча» и создавать независимые территориально-государственные образования. Социально-экономические проблемы также пагубно влияют на межнациональные отношения. Борьба за природные ресурсы, приоритеты в трудовой деятельности, социальные гарантии – всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают в крупномасштабный конфликт.

К тому резко возросло число нарушений прав человека по признаку национальной принадлежности. Речь идет о предрассудках, о нетерпимости местного населения к приезжим, а также о политике властей различных уровней, которая определяется как, ущемляющая права и достоинства людей.

    Основная цель исследования – проведение анализа этнического и расового неравенства – выполнена. В работе рассмотрены факторы и основные исторические и логические предпосылки этнического и расового неравенств, изучена история расоведения в России, осуществлен обзор по расовому и этническому многообразию в мире и проблемам их восприятия, выявлена специфика межэтнических отношений. Был проведен анализ этнической дискриминации и расового неравенства на территории Российской Федерации.


Список использованной литературы

 

1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения». (учебное пособие под ред. проф. В. А. Шаповалова). - Ставрополь, 1996г.

2. Барышников Д.Н. «Межнациональные отношения на Кавказе: конфликты и перспективы примирения». // Россия и мусульманский мир, 1999 №1 (79). - М. 1999г.

3. Булгаков С.Н. «Размышления о национальности»//Сочинения в 2-х т. Том 2. 1993г.

4. «Взаимодействие политических и национально этнических конфликтов» (материалы международного симпозиума 18-20 апреля 1994г.). - М. 1994, отв. Редактор А. Г. Здравомыслов.

5. Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало», М., 1997г.

6. Гумилев Л. «Психологическое несходство этносов//Психология национальной нетерпимости». Минск, 1998г.

7. Жириков А.А. «Этнические факторы политической стабильности». - М.: «Славянский диалог», 1995г.

8. Здравомыслов А. Г. «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве». – М.: Аспект Пресс, 1999г.

9. Кцоева Г.У. «Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов»//Психологический журнал. № 2, 1986г.

10. Лебедева Н.М. «Новые возможности одной известной концепции»//Психологический журнал. № 2, 1989г.

11. Лебедева Н.М. «Социальная психология этнических миграций». М., 1993г.

12. Лебедева Н. «Введение в этническую и кросс-культурную психологию». М., 1999г.

13. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991г.

14. Павленко В.Н., Таглин С.А. «Факторы этнопсихогенеза». Харьков, 1993г.

15. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. «Этническая социальная психология». Санкт-Петербург, 1993г.

16. Поршнев Б.Ф. «Противопоставление как компонент этнического самосознания». М., 1973г.

17. Поршнев Б.Ф. «Социальная психология и история». М., 1966г.

18. Поршнев Б.Ф. «Принципы социально-этнической психологии». М., 1964г.

19. Солдатова Г.У. «Этничность и конфликты на Северном Кавказе»//Там же.

20. Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности». М., 1998г.

21. Сорокин П. «Национальный вопрос как проблема социального равенства// Психология национальной нетерпимости». Минск, 1998г.

22. Уголовный кодекс Российской федерации. – М.: Проспект, 2006.

23. «Этничность. Национальные движения. Социальная практика». – СПб.: Петрополис, 1998г.


[1] Пош Б. Кризис территориального государства: сепаратизм и федерализм в Европе 1990 гг. (на примере Бельгии и Италии)//Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995. С. 118-140.

[2] Дробижева Л.М. Повторит ли Россия путь Союзам/Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1992. С. 98.

[3]Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Русское этносоциологическое исследование. М., 1992.  С. 421.

 

[4] Дробижева Л.М. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.:

«Аспект Пресс», 1994. С. 307.

[5] Барышников Д.Н. «Межнациональные отношения на Кавказе: конфликты и перспективы примирения». // Россия и мусульманский мир, 1999 №1 (79). - М. 1999г.

 

[6] Жириков А.А. «Этнические факторы политической стабильности». - М.: «Славянский диалог», 1995г. С. 84.

 

[7] «Этничность. Национальные движения. Социальная практика». – СПб.: Петрополис, 1998г. С. 146.

 

[8] Сорокин П. «Национальный вопрос как проблема социального равенства// Психология национальной нетерпимости». Минск, 1998г. С. 174.

 

[9] Сорокин П. «Национальный вопрос как проблема социального равенства// Психология национальной нетерпимости». Минск, 1998г. С. 174.

 

[10] Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности». М., 1998г. С. 204.

[11] Булгаков С.Н. «Размышления о национальности»//Сочинения в 2-х т. Том 2. 1993г.

 

[12] «Этничность. Национальные движения. Социальная практика». – СПб.: Петрополис, 1998г. С. 63.

 

[13] Здравомыслов А. Г. «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве». – М.: Аспект Пресс, 1999г. С. 87.

 

[14] Барышников Д.Н. «Межнациональные отношения на Кавказе: конфликты и перспективы примирения». // Россия и мусульманский мир, 1999 №1 (79). - М. 1999г.

 

[15] Поршнев Б.Ф. «Противопоставление как компонент этнического самосознания». М., 2003 г. С. 182.

[16] Уголовный кодекс Российской федерации. – М.: Проспект, 2006. – 192 с. 

Введение

 

Данное исследование будет посвящено вопросу, не теряющему свою актуальность на протяжении долгого времени, а именно этническому и расовому неравенству.

Актуальность этой темы определяется остротой и трудностями решения такой проблемы, как возникновение межэтнических конфликтов на территории России, являющейся многонациональным государством. Конфликты, возникшие на почве межэтнических отношений, вызваны неравным положением этнических групп в Российской Федерации. Данная проблема усугубляется тем, что способы её разрешения недостаточно разработаны на протяжении длительного времени.

Данная работа поможет выявить основные причины возникновения этнического и расового неравенства, проанализировать сферы его проявления и раскрыть причину появления крайнего национализма среди народов России. К трудностям решения этой проблемы можно отнести невысокую степень её изученности.

Любые проявления национального экстремизма расшатывают наше далеко нестабильное общество, подрывают своими действиями государственный строй, что может привести к распаду страны.

Данная тема имеет невысокую степень изученности, ей посвящено небольшое количество произведений, большинство из них принадлежит таким авторам как В. А. Тишков, Л. Н. Гумилёв, О. Е. Рыбаков, С. Н. Булгаков, Ю. В. Бромлей.

Труды вышеперечисленных авторов следует отнести к первой группе источников.

Ко второй группе источников следует отнести статьи, опубликованные в периодических изданиях, таких как «Полис», «Социс».

К третьей группе источников необходимо отнести нормативно-правовые акты различной иерархии (от конституционных законов до законов субъектов РФ и органов местного самоуправления), уголовный и административный кодексы, а также Конституцию Российской Федерации.

К четвёртой группе источников относятся статистические данные, включая результаты переписи населения 2002г.

Объектом исследования работы являются межнациональные, межрасовые отношения между различными этническими группами в России.

Предметом исследования являются закономерности проявления неравенства между этническими группами в России.

Основная цель исследования – проведение анализа этнического и расового неравенства. Цель исследования конкретизуется в решении следующих задач:

o Рассмотреть основные исторические и логические предпосылки этнического и расового неравенств;

o Изучить историю расоведения в России;

o Осуществить обзор по расовому и этническому многообразию в мире и проблемам их восприятия;

o Выявить «болевые точки» межнациональных конфликтов;

o Провести анализ этнической дискриминации и расового неравенства на территории Российской Федерации.

При написании данной работы были применены исторический и статистический методы, а также марксистская, интерпретативная, структурно-функционалистическая парадигмы.

Данное исследование имеет большое практическое значение: оно поможет найти основные причины появления этнического и расового неравенства, выявить закономерности его развития.

Результаты данной работы в первую очередь пригодятся политикам, законодателям, способным грамотно выстроить национальную политику в нашей многонациональной стране.


 1. Факторы этнического и расового неравенства

 

Политические факторы

 

Политические факторы, влияющие на межэтнические отношения, включают в себя по меньшей мере три класса явлений: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.

Любопытно, что американские социологи Т. Петтигрю, Дж. Симпсон и Дж. М. Ингер вообще не выделяют политические факторы как самостоятельные, а либо частично включают их в число исторических (Т. Петтигрю), либо упоминают их тогда, когда говорят о влиянии законов при рассмотрении теории социальной стратификации (Симпсон и Ингер). Скорее всего это связано с тем, что они исследуют межэтнические и расовые отношения в США, где народы, населяющие эту страну теперь, не имели на ее территории своих государств, а политическое устройство Штатов существенно различалось в историческом прошлом (рабовладельческий Юг), но не теперь.

Иная ситуация в Европе, где проблемы соответствия государственно-территориального устройства и этнического состава населения стран рассматриваются, но главным образом в русле политической социологии[1].

Что же касается Советского Союза и постсоветского пространства, равно как и бывших Югославии, Чехословакии, то здесь государственно-политические факторы чрезвычайно важны для понимания межгрупповых отношений. Исторически сложившееся национально-государственное устройство выступало, и сейчас является историко-политическим фактором, воздействующим на межэтнические отношения.

Влияет на них и форма государственного устройства: унитарное государство или федеративное. Многие считают федеративное государство демократическим способом "решения национального вопроса".

Что касается влияния политического строя, то, естественно возможности культурного плюрализма намного шире в демократическом гражданском обществе, чем при тоталитарных или авторитарных режимах, характеризующихся высоким уровнем этнической дискриминации. Так, с тоталитарными режимами в Германии и Испании связаны массовая этническая дискриминация, чистки.

Проблема действий элит, мобилизации ими этнических чувств во имя важных для этносов целей - очень существенный политический параметр, направляющий межэтнические отношения. Не случайно роли лидеров придается особое значение в конфликтологических теориях. В развитии межэтнических отношений элита выполняет ряд функций:

1) "задает" идеологию толерантности или вражды;

2) вырабатывает политику, которая будет направлена на примирение, снятие предубеждений или, наоборот, будет стимулировать фаворитизм;

3) направляет деятельность средств массовой информации, которые играют громадную роль в формировании межэтнических установок и стереотипов;

4) определяет образовательные программы, влияющие на предотвращение или рост предубежденности, борется за власть знаний посредством знаний;

 5) наконец, она служит как бы образцом поведения. Демонстрация такого поведения способна задавать определенный настрой.

Например, встречи президента США Б. Клинтона с представителями этнических и расовых общин - поляками, индейцами, неграми - особенно широко транслировались средствами массовой информации. Такие действия президента, конечно, являются демонстрацией его политики.

Влияние типов политического режима мы хорошо можем видеть на примере истории нашей страны. Первая попытка либерализации режима в период Хрущевской оттепели сразу привела к расширению прав республик в сфере образования, культуры. Вторая попытка движения к гражданскому обществу, предпринятая в конце 80-х годов, сопровождалась, как известно, межэтническими напряжениями и конфликтами, но тому есть немало причин как в прошлом, так и в особой социально-политической ситуаций именно в те годы. Но факт остается фактом: именно реализация гражданских прав в обществе позволила представителям разных национальностей выразить их интересы. Другой вопрос - как этим воспользовались элиты, власти.

При всем разнообразии политики, проводимой правительством, в ней можно выделить два основных направления, которые касаются этнических групп: интегрирующая политика (ее иногда называют унифицирующей) и политика культурного плюрализма.

Интегрирующую политику сегодня демонстрирует, например, Эстония: тот, кто не знает эстонского языка и культуры, не является здесь гражданином государства. Но именно эта республика подвергается жесткой критике как изнутри, так и извне.

Пример плюралистической политики дает Украина, в которой принят нулевой принцип гражданства (т.е. все живущие на территории государства независимо от национальности и времени проживания получили гражданство), есть Декларация прав народов. Такую же политику демонстрирует Россия. Сам факт наличия двух государственных языков в большинстве республик РФ, а также принятие Закона о национально-культурной автономии свидетельствуют о намерениях осуществлять плюралистическую политику.

Политика плюрализма касается отнюдь не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство национальностей в институтах власти, так называемое "соучастие во власти". Таким образом, политическая сфера тесно связана с социальными интересами людей, их трудовой устроенностью, мобильностью.

 

Социально-структурные и культурные факторы

 

Среди группы социально-структурных факторов, влияющих на межэтнические отношения, можно выделить три наиболее существенных:

1) взаимосвязь социальной и этнической стратификации;

2) влияние социально-структурных изменений;

3) этнический фактор в социальной мобильности.

Обобщая многочисленные исследования по межэтническим отношениям, которые давно ведутся в США, Г. Оллпорт пришел к выводу, что предубеждения и конфликты ослабляются, если контактирующие группы обладают одинаковым статусом. Но полиэтнические государства, где все общины обладают более или менее равным социальным статусом, найти трудно. Феномен же большего представительства в престижных группах одних национальностей в ущерб другим достаточно широко распространен и на личностном уровне действительно воспринимается как дискриминация. "Белую работу сделает белый, черную - черный".

Для того чтобы "раскрыть" степень неравенства, социологи, изучая взаимодействующие группы, всегда анализируют социальную структуру.

В Российской Федерации уже к началу 90-х годов в 11 из 21 республики уровень образования - один из показателей социального статуса, особенно для 80-х годов, - у титульных национальностей был выровнен или практически выровнен с русскими в республиках (или был даже выше). Это касалось адыгейцев, бурят, балкарцев, башкир, калмыков, карачаевцев, лакцев, татар, осетин, хакасов, черкесов, якутов[2].

Однако выравнивание не означало, что "равностатусный контакт" стал привычным, а это очень важный социально-психологический фактор. При социальном сравнении, которое влияет на отношения, важно непременно учитывать два обстоятельства.

Первое - сравнение у людей разных национальностей идет не вообще, скажем, русских и армян, русских и татар, русских и евреев, а русских и татар в Татарстане, или русских, армян и евреев, например, в Москве, т.е. в обозримой локальности.

Второе обстоятельство - равностатусный контакт должен стать привычным, т.е. нужно длительное время для адаптации к такому общению. Ну и естественно, равностатусный контакт не является панацеей от напряжений, поскольку на характер общения влияют многие другие факторы и обстоятельства.

Таким фактором является, например, второй среди выделенных нами - изменение социального положения групп. Движение к желаемому равностатусному общению, как это ни парадоксально, ведет к напряжениям в межэтнических отношениях. Конфликтность здесь связана с тем, что доминирующая в высокостатусных слоях группа должна "потесниться". Вместе с тем, у той национальности, которая продвигается в эти слои, растут потребности. "Чем больше имеем, тем больше хотим", - таков социологический закон возрастающих запросов. Следовательно, вторая группа социальных факторов, которая связана с социально-структурными изменениями, является конфликтогенной.

В СССР, а затем и в Российской Федерации было высказано немало недоумений по поводу того, почему народы, которые в советское время получили доступ к образованию (а нередко даже пользовались в этом отношении определенными преимуществами), все более заметно начали представительствовать в структурах власти, т.е. говоря социологическим языком, "выравнивались по социальной структуре", вместе с тем заявляли о своих новых претензиях, сначала в завуалированных формах (как в СССР - в конце 70-х годов), а потом (после "перестройки") и открыто.

Объяснение подобным фактам дает теория социально-структурных изменений. Собственно, так было во всем мире. Например, в тот период, когда фламандцы и валлоны выравнивались в структуре, бельгийское общество должно было принимать меры для стабилизации; когда франкоканадцы стали догонять в социально-экономической сфере англоканадцев, Канада встала перед проблемой совершенствования государственного устройства.

Такую же ситуацию переживал в свое время СССР и переживает сегодня Россия. Есть ли способы смягчить действие данного фактора, кроме времени, необходимого для взаимной адаптации к новой "расстановке" позиций в социальной структуре? Такие способы есть. К их числу, как уже говорилось, относится прежде всего действие гражданских законов, организационных структур, лидеров.

Что касается ситуации в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, то в период экономической трансформации здесь действует еще одно осложняющее обстоятельство - формирование нового престижного слоя - "богатых людей", которых представляют банкиры, бизнесмены, предприниматели. Людей, каких национальностей окажется больше в данном слое? Это сейчас вопрос не просто ощущения престижа, достоинства, но и экономического интереса, что наиболее сильно затрагивает большинство людей.

Оформление собственности в нашей стране очень часто оказывается связанным с доступом к властным структурам (получение кредита, аренда помещения и т.п.), именно поэтому социальные интересы оказываются связанными еще и со стремлением доступа к власти.

Русские в Эстонии, Латвии хотят быть равноправными гражданами не только из чувства собственного достоинства, но и потому, что для "негражданина" существуют ограничения в доступе к собственности. А эстонцы и латыши этими привилегиями хотят пользоваться преимущественно, ссылаясь на то, что и так в 1995 г. не менее 60% бизнеса было сосредоточено в руках русских и евреев.

Есть и другие социальные параметры, которые близко затрагивают интересы людей и осознаются как дискриминационные, в частности, возможности социального роста, мобильности, а точнее, социальных перемещений.

В СССР этот процесс зависел и от способностей людей, и от их стартовых возможностей, но он был и управляемым. Например, первые секретари ЦК компартий союзных республик были лицами титульной национальности, а вторые секретари - русскими. На высших командных должностях в армии всегда были русские, в некоторых случаях украинцы. Но в республиках идеологию союзной власти проводили "свои" для местного населения люди, поэтому в Академии общественных наук при ЦК КПСС готовились руководители из лиц титульных национальностей и им "открывали дорогу" в республиках. Готовились кадры и для развития производительных сил на местах. В результате мобильность, особенно среди титульных национальностей республик, была высокой, как правило выше, чем у русских. Скажем, если 2/3 или 3/4 людей из среды "моей национальности", живущих в городах (а именно с урбанизацией был тесно связан процесс мобильности), повысили свое социальное положение по сравнению с отцами, то, естественно, представления о достоинствах "моего народа", о его самодостаточности находят все большее распространение, и растут претензии на более высокий статус.

Далеко не всегда такие претензии спокойно воспринимались окружающими людьми нетитульной национальности, особенно русскими[3]. Среди людей понизивших свой статус по сравнению с отцами или в течение трудовой жизни, доля негативных установок на межэтнические контакты всегда выше.

Для измерения межэтнических установок часто используют шкалу Богардуса, по которой выясняют готовность респондента "принять человека иной национальности как:

а) гражданина государства,

б) делового партнера,

в) соседа,

г) друга,

д) члена семьи (муж дочери, жена сына)".

Шкалу обычно модифицируют. В советское время она была модифицирована, поскольку проблема принятия лиц иных национальностей как граждан не стояла, да и соседей в городах редко кто мог выбирать. Но интересно было другое. Шкала рассчитана на измерение дистанции готовности к контакту: если, скажем, грузин готов принять русскую (русского) в качестве члена семьи, то он тем более готов принять ее (его) как друга, соседа, делового партнера.

Однако в ряде районов со сложной межэтнической ситуацией эта шкала "не работала". Например, в Эстонии во время опросов 70-х годов эстонцы чаще проявляли готовность к смешанным бракам, чем к партнерству в трудовой сфере. Тогда мы сделали вывод: установки на контакты в сфере трудовой деятельности и сфере неформального общения находятся под влиянием разных факторов. Если в трудовой сфере на них влияют конкурентные (конкурсные) ситуации, то в сфере быта - нормы культуры конкретного народа[4].

Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, делятся на две группы: первая связана с просвещением и информированностью, вторая - с традиционными нормами каждой культуры (в социологии чаще говорят просто о традиционализме).

Тот факт, что образование, и в целом просвещение, способно разрушать межэтнические границы, снимать предубеждения, установлен в многочисленных исследованиях. В однонациональных, особенно часто в сельских, общинах негативные гетеростереотипы и предубеждения в значительной мере подпитываются их культурной замкнутостью. У образованных же групп негативные установки чаще всего не связаны с культурными факторами, особенно в деловой сфере.

К первой группе факторов относится и пропаганда образцов межнационального общения через средства массовой информации. Особенно большое влияние оказывают телевидение и пресса.

Можно было наблюдать, как росли антимусульманские предубеждения, когда телевидение показывало кадры из чеченской республики с исполнением ритуального танца "Зикр" и отправлением "намаза" (молящиеся аллаху) на площади шейха Мансура. Но практически никто не помнит, чтобы по телевидению показывали чеченца или аварца, даргинца из Дагестана, кабардинцев и балкарцев, обрабатывающих землю или работающих на предприятиях. И это один из очевидных примеров формирования "антикавказских" установок россиян. Надо ли удивляться, что в середине 90-х годов они имели место, например, у более 50% населения в Москве.

Вторая группа культурных факторов связана с традиционными Нормами поведения. Принято считать, что традиции чаще влияют на поведение в быту, но на самом деле здесь они просто очевиднее. Эндогамные браки преобладают у всех народов не только вследствие теоретической возможности заключения однонациональных и смешанных семейных союзов, но и благодаря установкам на такие браки. Однако традиционные нормы оказывают влияние и на отношения в трудовой сфере, а именно сказываются на выборе партнеров по бизнесу, проявляются в нормах общения в трудовых, коллективах, влияющих на отношения людей.

Представления о людях, с которыми лучше иметь дело, отношение к явлениям других культур, событиям из жизни других народов во многом определяются тем, как историческое прошлое современная социальная действительность преломляются в психологии личности.

 

Экономические факторы

Некоторые социологи считают экономическую конкуренцию одной из причин этнического неравенства, особенно в капиталистических странах. Сторонники этого подхода подчеркивают роль конкуренции между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто заним


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.