Гиксосский период. XVIII–XVI вв. до н.э. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Гиксосский период. XVIII–XVI вв. до н.э.

2020-04-01 303
Гиксосский период. XVIII–XVI вв. до н.э. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гиксосы вероятно были не одним народом, а союзом племен. Они завоевали  Северный и подчинили  Южный Египет. Относительно быстрая ассимиляция завоевателей, культура которых, конечно, весьма уступала египетской, заимствованные гиксосами у египтян царская титулатура, религия, письменность. Строительство собственной столицы – Авариса – в восточной части Дельты. Произведения искусства из этого города:

· сфинкс с надписью имени царя Хиана,

· изображения царя Апопи,

· ювелирные изделия.

Самая неожиданная из находок в Аварисе – минойская фреска из дворца Апопи. С 1750 по 1600 длилось верховенство гиксосов. В фиванском искусстве деградация. Формируется государство Куш.

Новое царство XVI–XI вв. до н.э.

· Царица Анхотеп

· Царица Тетишери

Изгнание гиксосов последним царем фиванской XVII династии Камосом(17дин), подробный рассказ об этом в тексте «Стелы фараона Камоса», завершение освобождения страны первым царем XVIII династии Яхмесом I (18 дин).

Город Фивы вновь становится общеегипетской столицей, фиванский Амон, в соединении с общеегипетским Ра, – главным богом, а его фиванский храм – главным храмом страны на все время Нового царства (исключая, конечно, амарнский период). Необычайно процветает знать, особенно военная, Египет становится мировой державой – уже Тутмос I совершает походы за Евфрат, присоединяет к Египту огромные земли – от Эфиопии на юге до Киликии на Севере. Страна обогащается, все виды искусства расцветают.

 

Династия. XVI в. до н.э.

В архитектуре 18  династии исключительное значение имеет Карнакско-Луксорский храмовый комплекс. Строительство при всех царях XVIII династии от Тутмоса I до Аменхотепа IV, зодчие Инени, Сенмут, Аменхотеп. Аллеи сфинксов и «Колоссы Мемнона» (Аменхотеп III).

При Аменхотепе 1, сыне Яхмеса, было настоящее могущество Египта. Фиванская 18 династия считается народной, освободившей от рабства.

· Белая капелла Аменхотепа (стены рассказывают о его победах)

Его сын Тутмос 1 устанавливает египетскую власть на огромной территории. Египет становится рабовладельческим государством. При Тутмосе 2 идет накопление средств, храмы не строятся, а восстанавливаются. От наложницы Изиды родился сын Тутмос 3. Сам женат на сестре Хатшепсут, которая взяла власть после него.

· Погребальный комплекс царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (архитектор Сенмут). Нарочитое сходство с погребальным комплексом Ментухотепа I.

· Сенмут с дочерьми

· Красная капелла Хатшепсут в Карнаке

В скульптуре полностью возрождается монументализм Древнего царства, особенно в царских образах, но при большей динамике (Тутмос III). Осирические статуи Хатшепсут, зодчий Сенмут с дочерью царицы и другие скульптурные памятники, связанные с комплексом Дейр-эль-Бахри, сфинксы Аменхотепа III перед зданием Академии художеств. Он же создаст Каркнако-Луксорский комплекс

Рельефы: Хатшепсут и Тутмоса III в Карнаке, битва при Мегиддо, охота Тутмоса III – невероятная прежде динамика в рамках все того же канона, восходящего еще к палетке Нармера. В живописи – гробницы вельмож Кенамона, Мехрира, Нахта – еще больший динамизм, появляются новые краски, пластика все более совершенна (знаменитые «Танцовщицы»).

· Танцовщицы

· Колоссы Мемнона (изображают Аменхотепа 3)

· Аллея бараноголовых сфинксов

Тутмос 3 перестаивает Карнакский храм, окружая его своими постройками.

· Роспись храма «Изгнание гиксосов» (дань уважения Яхмесу)

· Гробница Рехмира (Сбор дани, Пастушок с газелью)

· Гробница Нахта

· Гробница Инени (Подсчет имущества, Сцена на берегу Нила)

· Гробница Менну (Плаванье по Нилу в Абидос)

Период реформ Эхнатона (амарнский период) Ок. 1372–1340 гг. до н.э.

 Причины «Солнцепоклоннического переворота» – усиление фиванской храмовой знати, желание царя освободиться от ее влияния  и вера Аменхотепа IV (Эхнатона) в нового бога. Перенос столицы в Ахетатон. Прекращение строительства в иных храмах, кроме храма Атона в Ахетатоне, провозглашение Атона единственным богом. Новая столица страны как «город-храм» нового бога, режим Эхнатона как теократия без жрецов. Изменения в архитектуре храмов, связанные с религиозной реформой: возникновение открытого двора с жертвенником, отсутствие многоколонных зал. Вместе с тем сохраняется и ряд традиционных черт: окружение храма стеной, ориентирование с запада на восток, входы в виде пилонов. Необычайное разнообразие форм, вместе со старой религией принципиально отбрасывается и прежний изобразительный канон, что заметно прежде всего в скульптуре Ахетатона.
Колоссальные изваяния Эхнатона. Физические недостатки царя подчеркнуты, ибо отныне это не недостатки, а эталон красоты. Некоторые из этих черт – вытянутый затылок, слишком толстые губы, дряблый свисающий живот – сообщаются изображениям и иных, не обязательно обладающих ими персонажей, что приводит к некой карикатурности.

· знаменитый берлинский бюст Нефертити (жена и родственница Эхнатона);

· рельеф молитвы Атону, где изображены царская семья и две дочери;

· головы принцессы Мериамон и царицы Тии;

· рельеф со сфинксом с головой Эхнатона и другие.

В живописи амарнского периода практически преодолена плоскостность, впервые в египетском искусстве появляется некая глубина, пространство, а в самых выдающихся произведениях – таких как «Прогулка в саду» или «Выезд на охоту Эхнатона и Нефертити» – даже имеется предощущение линейной перспективы. Впрочем, многочисленные «садовые» сюжеты, характерные и для прошлых царствований, убеждают нас в том, что амарнское искусство все-таки в значительной мере является результатом развития искусства предшествующих периодов.

Несмотря на краткость амарнского периода, его искусство отразилось на дальнейшем развитии всего египетского искусства, хотя уже при ближайших наследниках Эхнатона – Тутанхамоне и Эйе, а особенно при Хоремхебе – все новшества были отменены, царь вернулся в Фивы, а боги – в Карнак. Исключительное значение для изучения искусства этого периода имеет открытие в 1922 г. археологом Г. Картером неразграбленной гробницы Тутанхамона с превосходными образцами живописи, скульптуры (золотое изображение царя) и прикладного искусства (резное кресло царя с рельефом «Тутанхамон и Анхесеамон», золотой кинжал с железным лезвием, царская пектораль и др.) Завершение18 династии – принципиальное возвращение к прошлому, о чем повествуется и в надписях царя Хоремхеба. Характернейшие памятники – скульптура Хоремхеба, изображенного в короне Верхнего и Нижнего Египта, верхняя часть стелы из Эрмитажа «Хоремхеб перед богами», росписи в гробнице царя в Мемфисе. Тутанхамон – последний фараон 18 династии.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.