Перспективы формирования единого пространства контроля и обеспечения безопасности использования государственных средств — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Перспективы формирования единого пространства контроля и обеспечения безопасности использования государственных средств

2020-03-31 170
Перспективы формирования единого пространства контроля и обеспечения безопасности использования государственных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема экономической безопасности никогда не существовала и не существует сама по себе, поскольку является производной от задач развития экономики, обеспечения экономического роста. Конкретное содержание отдельных параметров угроз экономической безопасности может измениться в зависимости от сложившихся в данный период условий, в частности, в области использования государственных ресурсов.

Основные задачи по повышению действенности бюджетной политики должны рассматриваться через призму стабилизации экономического роста как фактора обеспечения экономической безопасности. В этой связи наиболее целесообразным следует считать двухэтапное и двухуровневое решение проблемы. Первое - достижение сбалансированного состояния бюджета и жесткий контроль за его использованием. Второе - создание условий для того, чтобы это состояние было устойчивым, т.е. необходимо разработать систему индикаторов, контрольных параметров, обеспечивающих заблаговременное выявление негативных факторов, нарушающих бюджетный баланс, и механизм его поддержания в устойчивом состоянии.

Возникает необходимость исследования и обоснования целесообразности дополнения системы деятельности контрольных органов РФ контролем за обеспечением финансовой безопасности РФ в ходе бюджетного процесса. Требуется разработка соответствующей нормативно-правовой базы, включая определение внутренних и внешних угроз, а также критериев, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности РФ.

Конкретизация сферы обеспечения финансовой безопасности делает особенно актуальной проблему усиления государственного контроля при решении практических вопросов снижения угроз безопасности в финансовой сфере. Ключевые положения финансовой безопасности связаны с обеспечением устойчивости платежно-расчетной системы, нейтрализацией воздействия мировых финансовых кризисов и пресечением действий "теневых" структур по утечке капиталов за границу, отмыванию денег и др. Институты власти обязаны формировать систему защиты национальных экономических интересов, создавая особые механизмы, в том числе контрольные, и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию страны.

Становится все более очевидным, что создание в России единого, целостного пространства государственного финансового контроля связано с совершенствованием законодательной базы деятельности органов государственного финансового контроля, четким распределением сфер их компетенции, обязанностей и полномочий.

Динамика контроля должна соответствовать структурно-функциональным преобразованиям объекта контроля. К сожалению, учитывая определенный консерватизм организаций, в данном случае контрольных, их отставание от динамики объекта контроля обусловливает снижение в целом эффективность контрольной деятельности. Представляется эффективной и надежной система контроля, адаптированная к условиям перехода от антикризисного регулирования к регулированию и контролю экономики, переходящей к устойчивому экономическому росту, встраиванию комплекса гибких инструментов, способствующих ликвидации причин кризисных явлений.

В экономической литературе активно пропагандируется и обосновывается идея консолидации системы государственного финансового контроля. Вместе с тем нам представляется правомерным использование вместо "единая система" понятия "целостная консолидированная система", учитывая, что речь идет не о соединении (интеграции, ассоциации, слиянии и др.) различных контрольных органов, а об уточнении их функций, стратегической ориентации и взаимодействии. При этом основной целью целостной системы финансового контроля должно быть решение комплекса проблем взаимодействия контрольных органов для наиболее эффективного использования финансовых ресурсов государства.

Анализ имеющихся предложений и рекомендаций в области организации государственного финансового контроля позволяет сделать вывод о том, что они не обеспечивают комплексного, эффективного и цивилизованного решения проблемы создания целостной системы государственного финансового контроля в России.

В настоящее время в дискуссиях о будущем государственного финансового контроля в России можно выделить два основных подхода. Первый основывается на усилении внутриведомственного контроля и предполагает дальнейшее развитие действующей схемы контроля. Второй ориентирован на создание представительными органами власти специальных институтов контроля и превращение государственного финансового контроля в важнейшую функцию государства. Представляется, что второй подход в большей мере отвечает стратегическим потребностям развития российского государства, экономики и общества. К основным проблемам стратегии формирования системы государственного финансового контроля в РФ относятся:

4создание единой системы методологического и информационного обеспечения органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной власти РФ;

5разработка механизмов взаимодействия и четкого разграничения полномочий контролирующих органов для исключения дублирования и параллелизма в работе, отладка механизмов ответственности контрольных органов законодательной и исполнительной власти за обеспечение экономической обоснованности государственных расходов, их эффективного использования и полноты поступления средств в федеральный бюджет;

6определение основных положений взаимодействия органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов;

7механизм реализации современной единой концепции государственного финансового контроля в РФ.

Какая концепция государственного финансового контроля будет принята, такую эффективность контроля и следует ожидать. Государственным контролем должна быть охвачена вся система формирования и использования финансов страны сверху донизу, вплоть до муниципальных образований. Использование аудита эффективности требует качественно нового, современного подхода к системе государственного финансового контроля, модернизации сложившихся в государстве систем управления. Они должны быть ориентированы на цивилизованные методы развития, рациональное сочетание централизовано-государственных и рыночных начал, гарантирующее эффективное, отвечающее национальным интересам развитие экономики России.


Заключение

 

В результате проведенных исследований:

разработаны теоретические и методологические основы повышения эффективности государственного сектора, его "прозрачности" и управляемости на базе обеспечения реального включения финансового контроля в процесс формирования цивилизованного эффективного государства, превращения контроля в активный элемент воспроизводственного процесса; обоснование органичного включения контрольной деятельности в процесс разработки бюджета по схеме "парламент - бюджетный процесс (Правительство) - государственный контроль использования государственных средств и госсобственности", ориентированной на повышение результативности контрольно-надзорных функций парламента при активном использовании мандата на аудит эффективности;

обосновано разграничение форм и видов контрольно-аудиторской деятельности с выделением и структурированием системы функционально-ориентированных видов государственного аудита (конституционный аудит, аудит эффективности приватизации госсобственности, аудит программ и национальных проектов, аудит финансовой безопасности); обосновывается необходимость стратегического планирования и оценок риска в достижении целей и задач государства по сферам, подлежащим аудиторской проверке, эффективности использования государственных средств, с применением разработанной схемы критериальных параметров ("соотношение бюджетных затрат и результатов их использования", "полнота реализации функций государства при данном объеме расхода ресурсов", "экономичность и результативность реализации программ и проектов", "эффективность использования госсобственности" и др.);

разработаны теоретико-методологические основы аудита эффективности бюджетных средств и госсобственности, ориентированного на активизацию контроля бюджетного процесса на всех стадиях, включая определение основных целей, форм аудита эффективности, оценку уровня достоверности информации, результативности, социального эффекта; обоснованы принципиальные отличия аудита эффективности (переход от формальных процедур контроля распределения и использования бюджетных средств к оценке экономичности, результативности и эффективности) от стандартов и приоритетов финансового аудита;

предложена логическая последовательность ключевых процедур аудита эффективности (определение целей, выбор областей, тем и ресурсов аудита); разработана схема его стратегического планирования, включающая программу аудиторской проверки, систему критериев, параметров, оценки целесообразности, результативности и рисков расходования средств;

определены условия обеспечения финансовой и информационной "прозрачности" аудита эффективности; предложена схема формирования и конституирования стандартов аудита, включающая общие стандарты (профессионализм проверяющих, независимость, контроль качества) и стандарты регламента аудита; сформулирована сущностная основа доказательной базы аудита;

дана оценка опыта регламентации и использования аудита эффективности в России, разработаны концептуальные основы стратегии активизации Счетной палаты по обеспечению эффективности бюджетных средств и госсобственности;

выявлены позитивные тенденции в трансформации бюджетного процесса и контроля его реализации; систематизированы основные ограничения развития бюджетного процесса, сдерживающие его ориентацию на результативность и эффективность;

определены направления активизации контроля выполнения государственных целевых программ, национальных проектов и программ регионального развития;

проведена оценка приватизации (на основе комплекса специальных проверок Счетной палаты РФ); предложена стратегия приватизационного процесса в современных условиях; разработаны методологические основы аудита эффективности государственной собственности, снижающие риски коррупционно-криминальных нарушений в сфере управления и распоряжения ею; обоснованы предложения по пресечению случаев рейдерства;

выработаны основы стратегии формирования единого, целостного пространства контроля, координации деятельности соответствующих органов, ориентации их на обеспечение эффективности использования бюджетных средств и госсобственности; определена роль и функции государственного финансового контроля и аудита в снижении угроз экономической безопасности страны.


Литература

 

1. Рябухин С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. - М.: Наука, 2004. - 17,75 п. л.

2. Рябухин С., Климантов С. Аудит эффективности государственного сектора экономики: Курс лекций - М.: Триада Лтд, 2005. - 16 п. л. (лично автора 10 п. л.).

.   Рябухин С., Климантов С. Аудит эффективности государственного сектора экономики: Курс лекций.2-е изд., доп. - М.: Триада Лтд, 2006. - 19 п. л. (лично автора 12 п. л.).

.   Рябухин С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов - современная форма финансового контроля. Система оценки результатов реализации ФЦП и подходы к проведению аудита эффективности национальных проектов / Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. С.В. Степашина - М., 2006. - 5,5 п. л. (лично автора 1,2 п. л.).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.