Понятие готовой продукции, её оценка и особенности учета — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие готовой продукции, её оценка и особенности учета

2020-04-01 321
Понятие готовой продукции, её оценка и особенности учета 4.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЁ ОЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА

 

Готовая продукция является частью материально – производственных запасов организации, предназначенных для продажи.

Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятые на склад или заказчиком (покупателем), а также выполненные работы и оказанные услуги. 

 

Продукция по видам подразделяется на:

· валовую - полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчётный период;

· валовой оборот (валовой выпуск) – стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных и оказанных услуг, включая незавершенное производство;

· реализованную (проданную) – валовая продукция за вычетом остатков готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей собственной выработки;

· сравнимую - продукцию, которая производилась организацией и в предыдущем отчётном периоде;

· несравнимую – продукцию, которая в отчётном периоде производилась впервые.

 

Вся готовая продукция сдаётся на склад организации в подотчёт ответственному лицу. Исключением является крупногабаритные изделия и полуфабрикаты, которые не могут быть сданы по техническим причинам и поэтому принимаются организациями – заказчиками на месте изготовления, комплектации и сборки.

 

Оценка готовой продукции осуществляется по:

· фактической производственной себестоимости – представляет собой сумму всех затрат, связанных с изготовлением продукции;

· нормативной или плановой производственной себестоимости – определяют и отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости за отчётный месяц от плановой (нормативной) себестоимости;

· учётным ценам – обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учётной ценой;

· продажным ценам и тарифам – имеет самое широкое применение в настоящее время;

· неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ – костинг» - себестоимость готовой продукции определяется по фактическим затратам без учёта общехозяйственных расходов.

 

Готовую продукцию можно учитывать одним из двух вариантов:

· по учетным ценам (нормативной или плановой себестоимо­сти).

· по фактической производственной себестоимости;
Выбранный вариант учета готовой продукции должен быть за­креплен в учетной политике вашей организации.

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ.

Коммерческие расходы промышленных органи­заций учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Согласно новому Плану счетов и инструкции по его применению, утверж­денным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, счет 44 должны применять организации, которые:

- осуществляют торговую деятельность;

- осуществляют промышленную (производственную) деятель­ность;

- заготавливают и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть и др.).

Учёт отгрузки продукции.

 

Отгрузка (отпуск) готовой продукции производится в порядке продажи в соответствии с заключёнными договорами или путём свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах на поставку продукции указываются следующие реквизиты:

· наименование договора;

· характеристика предмета договора, цены и условия платежа;

· сроки исполнения обязательств и возможность одностороннего отказа от договора;

· условия упаковки, транспортировки и страхования продукции;

· принципы перехода права собственности;

· порядок возмещения убытков.

Если сроки поставки не установлены договором или не вытекают из его существа и целей, покупатель вправе требовать поставки в любое время.

Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приёмо – сдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю – день сдачи этих документов транспортным организациям.  

В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счёт производится оплата расходов по доставке продукции от постащика до покупателя.

Для учета отгруженных товаров предназначен счет 45 «Това­ры отгруженные». Продукция учитывается на этом счете, если выручка от ее продажи не может быть признана в бухгалтерском учете.

Как правило, выручка от продажи не может быть признана в трех случаях:

- в договоре купли-продажи установлено, что право собствен­ности на отгруженные товары переходит к покупателю после выполнения какого-либо условия (например, после оплаты товаров), и это условие не выполнено;

- товары переданы на реализацию по посредническому догово­ру (договору комиссии, поручения или агентскому догово­ру), и товары посредником не проданы;

- товары отгружены покупателю по товарообменному (бартер­ному) договору и встречная поставка покупателем не произ­ведена (если в товарообменном договоре не предусмотрено, что право собственности на отгруженные товары переходит
к покупателю непосредственно после их получения).

Учет у продавца

При отгрузке покупателю товаров (готовой продукции) по договору с особым порядком перехода права собственности сде­лайте проводку:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41 (43)

- отгружены товары (готовая продукция) по договору с осо­бым порядком перехода права собственности.

После получения от покупателя средств в оплату товаров от­разите выручку от продажи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- отражена выручка от продажи товаров (готовой продукции).

Затем спишите фактическую себестоимость товаров (готовой продукции):

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 45

- списана себестоимость проданных товаров (готовой про­дукции).

Начислите налог на добавленную стоимость (если товары (го­товая продукция) этим налогом облагаются):

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- начислен НДС с выручки от продажи (если выручку для це­лей налогообложения ваша организация определяет по отгрузке);

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС»

- начислен НДС с выручки от продажи (если выручку для целей
налогообложения ваша организация определяет по оплате).

В конце месяца определите финансовый результат от прода­жи (прибыль или убыток):

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

- отражена прибыль от продажи. 

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90-9

- отражен убыток от продажи.

 

Учет у покупателя

До оплаты товаров покупатель должен отразить их сто­имость на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценно­сти, принятые на ответственное хранение»:

ДЕБЕТ 002

- поступили товары по договору с особым порядком перехо­да права собственности.

После оплаты товаров покупатель должен отразить их сто­имость на счетах учета материально-производственных запасов или вложений во внеоборотные активы:

КРЕДИТ 002

- списана стоимость товаров, принятых на ответственное
хранение;

ДЕБЕТ 41 (10, 08,...) КРЕДИТ 60

- оплаченные товары (материалы, оборудование) приняты
на баланс;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- учтен НДС по оприходованным товарам (материалам, обо­
рудованию).

Пример 9:

ЗАО «Актив» отгрузило 000 «Сатурн» партию товаров. Согласно договору, покупатель приобретает право собственно­сти на товары только после их оплаты. Цена товаров -240 000 руб. (в том числе НДС – 36 610 руб.), себестоимость -120 000 руб.

Бухгалтер «Актива» должен сделать следующие бухгалтерские записи.

В момент отгрузки товаров:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41

- 120 000 руб. - отгружены товары покупателю.

В момент оплаты товаров:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

- 240 000 руб. - получены деньги от покупателя в оплату
товаров;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- 240 000 руб. - отражена выручка от продажи;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 45

- 120 000 руб. - списана себестоимость отгруженных то­
варов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 36 610 руб. - начислен НДС.

В конце месяца бухгалтер «Актива» должен сделать запись:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

- 83 390 руб. (240 000 – 36 610 - 120 000) - отражен фи­нансовый результат от продажи товаров.

Бухгалтер «Сатурна» должен сделать следующие бухгалтерские записи. При получении товаров:

ДЕБЕТ 002

- 240 000 руб. - поступили товары по договору с особым
порядком перехода права собственности.

При оплате товаров:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 240 000 руб. - перечислены денежные средства в опла­
ту товаров;

КРЕДИТ 002

- 240 000 руб. - списана с забалансового счета стоимость
товаров, принятых на ответственное хранение;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

- 203 390 руб. - оплаченные товары приняты на баланс;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 36 610 руб. - учтен НДС по оприходованным товарам;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

- 36 610 руб. - произведен налоговый вычет.

В договоре поставки товаров (например, на экспорт) вы мо­жете предусмотреть, что право собственности на товары перехо­дит к покупателю после их доставки в определенный пункт (до границы, до пристани, до борта судна и т. д.). В этом случае на счете 45 «Товары отгруженные» вы должны отразить себестоимость товаров, переданных перевозчику, но еще не доставленных до места, установленного договором.

Часто организации для продажи своей готовой продукции используют услуги посреднической организации. В этом случае стоимость товаров будет числится на счёте 45 «Товары отгруженные» до того момента, пока Вы не получите от посредника отчёт (извещение) об их отгрузке конечному покупателю.

Пример 10:

ЗАО «Актив» передало 000 «Пассив» по договору комис­сии товары для реализации. Согласно договору, товары долж­ны быть проданы за 120 000 руб. (в том числе НДС – 18 305 руб.). Себестоимость товаров составляет 60 000 руб. Сумма комиссионного вознаграждения установлена в размере 10 процентов от стоимости проданных товаров.

Бухгалтер «Актива» должен сделать следующие бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41

- 60 000руб. - отгружены товары посреднику для продажи;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 90-1

- 120 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров
(после получения от посредника уведомления об их от­грузке конечному покупателю);

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 45

- 60 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 18 305 руб. - начислен НДС с выручки от продажи товаров;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

- 120 000руб. - поступили денежные средства от покупа­телей.

Сумма вознаграждения посреднической организации со­ставит:

120 000 руб. х 10% = 12 000 руб. (в том числе НДС – 1 830 руб.).

Бухгалтер «Актива» должен сделать следующие бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 44  КРЕДИТ 60

-10170 руб. (12000- 1830) - начислено вознаграждение посреднической организации;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 1830руб. - учтен НДС по посредническому вознаграж­дению;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 12 000 руб. - выплачено вознаграждение посреднику;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

- 1830руб. - произведен налоговый вычет;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44

- 10 170 руб. - списана сумма посреднического вознаграждения.

В конце месяца нужно определить финансовый результат от продажи товаров:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

- 48 000 руб. (120 000 - 60 000 – 1830 - 10 170) - отра­жена прибыль от продажи товара.

       3.2. Передача товаров по бартерному договору

Как правило, право собственности на товар, который вы пе­редаете по бартерному договору, переходит к покупателю только после того, как вы получите от него имущество, которое он дол­жен передать взамен (если иное не предусмотрено договором). До этого момента стоимость товара, который вы передали покупате­лю по бартерному договору, нужно учитывать на счете 45.

При отгрузке товаров (готовой продукции) по товарообмен­ному договору сделайте бухгалтерскую запись:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41 (43)

- отгружены товары (готовая продукция) по товарообменно­му договору.

После получения материальных ценностей, переданных в об­мен, сделайте бухгалтерскую запись:

ДЕБЕТ 41 (08,10,...) КРЕДИТ 60

- оприходованы материальные ценности, поступившие по товарообменному договору;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- учтен НДС по оприходованным ценностям.

Сразу же после оприходования поступивших ценностей от­разите выручку от продажи товаров (готовой продукции) и спи­шите их себестоимость:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- отражена выручка от продажи товаров (готовой продукции)
по товарообменному договору;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 45

- списана себестоимость проданных товаров (готовой про­дукции).

Начислите налог на добавленную стоимость, если товары (го­товая продукция) облагаются этим налогом:

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- начислен НДС с выручки от продажи.

В конце месяца определите финансовый результат от продажи:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

- отражена прибыль от продажи;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90-9

- отражен убыток от продажи.

Выручка по товарообменному договору определяется исходя из цены полученных ценностей, по которой они покупаются орга­низацией в обычных условиях.

Пример 11:

ЗАО «Актив» и ООО «Пассив» заключили договор мены. ЗАО «Актив» передает по договору партию товаров. Себестои­мость товаров - 20 000 руб. В обычных условиях ЗАО «Актив» реализует такую же партию товаров за 36 000 руб. (в том числе НДС - 5491руб.).

В обмен на товары ЗАО «Актив» получает от 000 «Пассив» партию материалов. В обычных условиях ООО «Пассив» по­купает такую же партию материалов за 36 000 руб. (в том чис­ле НДС - 5491 руб.).

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41

- 20 000руб. - списана себестоимость товаров, отгруженных по товарообменному договору;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

- 30 509 руб. (36 000 - 5491) - оприходованы материалы,
полученные по товарообменному договору;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 5491 руб. - учтен НДС по оприходованным материалам;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- 36 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 45

- 20 000руб. - списана себестоимость товаров, ранее от­
груженных по товарообменному договору;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62

- 36 000 руб. - проведен зачет задолженностей;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

- 5491 руб. - НДС по материалам списан в зачет из бюджета (произведен налоговый вычет).

УЧЕТ ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖИ.

 

 

Выручка - это сумма средств, которую вы получили или долж­ны получить от покупателей (заказчиков) за проданные им това­ры (продукцию, выполненные работы, оказанные услуги).

Сумма выручки отражается на субсчете 90-1, если она полу­чена от обычных видов деятельности вашей организации, то есть от продажи продукции и товаров, выполнения работ или оказа­ния услуг. На счете 90 «Продажи» также ведут учет всех доходов и расходов, связанных с осуществлением обычных видов дея­тельности организации.

Все организации к счету 90 должны открыть субсчета:

-90-1 «Выручка»;

- 90-2 «Себестоимость продаж»;

- 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Также необходимо открыть субсчета, которые предназначе­ны для учета налогов, являющихся составной частью цены, а именно:

- 90-3 «Налог на добавленную стоимость»,

- 90-4 «Акцизы»,

- 90-5 «Экспортные пошлины»,

Такие субсчета вы должны открыть, если ваша организация является соответственно плательщиком НДС, акцизов, экспорт­ных пошлин или налога с продаж.

    Итак, сумма выручки, полученная от продажи продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг, отражается на суб­счете 90-1 «Выручка».

  Для учета операционных и внереализационных доходов ис­пользуйте субсчет 91-1 «Прочие доходы» счета 91 «Прочие дохо­ды и расходы».

Как правило, обычные виды деятельности организации ука­заны в ее уставе (в разделе «Виды деятельности»). Однако часто в этом разделе устава бывает записано, что организация может осуществлять «любую деятельность, не запрещенную законода­тельством».

В таком случае доходы считаются полученными от обычных видов деятельности, если ваша организация получает те или иные доходы регулярно и их сумма превышает 5 процентов от об­щей суммы выручки за отчетный период.

При отражении в учете выручки от обычных видов деятель­ности вы должны сделать запись по кредиту субсчета 90-1:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- признана сумма выручки от продажи товаров (продукции,
выполнения работ, оказания услуг).

Отразить выручку в учете следует сразу после того, как право собственности на продаваемые вашей организацией товары (продукцию) перешло к покупателю (работа принята заказчи­ком, услуга оказана).

Как правило, это происходит в момент отгрузки товаров (продукции) или в момент передачи заказчику результатов вы­полненных работ (оказанных услуг).

Одновременно с отражением выручки вам следует списать себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных ра­бот, оказанных услуг) в дебет субсчета 90-2:

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 (43, 45, 20,...)

- списана себестоимость проданных товаров (продукции,
выполненных работ, оказанных услуг).

По дебету субсчета 90-2 вы должны указать себестоимость только тех товаров (продукции, работ, услуг), доход от продажи которых учтен по кредиту субсчета 90-1.

В договоре купли-продажи вы можете предусмотреть, что право собственности переходит к покупателю не в момент отгруз­ки товара, а позже (например, после того, как товар будет, опла­чен). Договор, в котором содержится такое условие, называют еще «договором с особым переходом права собственности».

В этом случае вы должны отразить выручку только после по­лучения денег от покупателя.

Пример 12:

ЗАО «Актив» отгрузило покупателю товар. Согласно до­говору, покупатель приобретает право собственности на товар после его оплаты. Цена товара - 120 000 руб., себестоимость -60 000 руб.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41

- 60 000 руб. - отгружен товар покупателю;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

- 120 000 руб. - получены деньги от покупателя в оплату
товара;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- 120 000руб. - отражена выручка от продажи;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 45

- 60 000 руб. - списана себестоимость отгруженных това­ров.

 

Учёт выручки организации, если цена установлена в условных денежных единицах.

В настоящее время покупатель по разным причинам задерживает оплату товаров и перечисляет деньги продавцу гораздо позже, чем предусмотрено в договоре. Для этого, чтобы избежать подобных ситуаций на практике, очень часто продавец товара устанавливает цену в условных денежных единицах или любой иностранной валюте. Так как на территории Российской Федерации расчёты должны производиться только в рублях, то данные суммы пересчитываются в рубли.

Если в договоре предусматривается условие, что товар оплачивается только в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем, то в учёте вы должны:

· отразить выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю (по курсу иностранной валюты, действующему в этот день);

· скорректировать (увеличить или уменьшить) выручку исходя из суммы денежных средств, фактически поступивших от покупателя.

 

Так как в договоре не зафиксирована конкретная сумма оплаты в рублях, то в бухгалтерском учёте согласно ПБУ №3/2000, возникают разницы, между оценкой товаров (работ, услуг) на дату их фактической отгрузки и фактической оплаты по договору суммы. Такие разницы получили название - суммовых. Различают положительные и отрицательные суммовые разницы.

Положительная суммовая разница возникает в учёте, если курс валюты на дату оплаты товара (работ,услуг) будет больше, чем на день его отгрузки. В этом случае Вам необходимо доначислить выручку, что отражается на счетах бухгалтерского учёта следующей бухгалтерской записью:

Дебет 62 Кредит 90 – 1

- доначислена выручка на сумму положительной курсовой разницы.

Сумма на которую следует доначислить выручку, рассчитывается следующим образом:

Стоимость товаров на день их оплаты   _          Стоимость товаров на день их отгрузки покупателю     = Положительная курсовая разница

 

    Положительная курсовая разница по субсчёту 90 –1 включаются в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость.

Отрицательная курсовая разница возникает, если курс валюты на дату оплаты товаров меньше, чем на дату их отгрузки, на эту сумму Вам необходимо уменьшить выручку.

Сумма, на которую нужно уменьшить выручку, рассчитывается по формуле:

Стоимость товаров на день их отгрузки покупателю     _ Стоимость товара на день их оплаты     = Отрицательная курсовая разница

 

Для этого в учёте Вы должны сделать сторнировочную бухгалтерскую запись:

Дебет 62 Кредит 90 - 1

  - уменьшена выручка на сумму отрицательной курсовой разницы.

Отрицательные курсовые разницы уменьшают оборот, облагаемый НДС.

Пример 13:

ЗАО «Актив» продаёт товар, цена которого согласно договора составляет 25 000 долларов США. Оплатить товар покупатель должен в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на день оплаты.

Курс доллара США составил:

- на дату передачи товара покупателю – 27, 68руб./ USA;

- на дату оплаты товара – 28,05 руб./USA.

Бухгалтер должен в учёте сделать следующие бухгалтерские записи:

 Дебет 62 Кредит 90 – 1

- 692 000 руб. (25 000 USA х 27,68 руб./ USA) отражена выручка от продажи товаров (по курсу на день передачи товаров покупателю);

Дебет 51 Кредит 62

- 701 250 руб.(12 000 х 28,05 руб./USA) – поступили деньги от покупателя в оплату товара;

Дебет 62 Кредит 90 – 1

 - 9 250 (701 250 – 692 000) – доначислена выручка от продажи (отражена положительная суммовая разница).

Н АЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.

Акцизы.

Порядок исчисления и уплаты акцизов определен в главе 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ (часть II).

Для учета сумм акцизов, которые вы должны получить от покупателей в составе выручки, к счету 90 откройте суб­счет 90-4 «Акцизы».

Начисление акциза отражают по дебету субсчета 90-4:

ДЕБЕТ 90-4 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

- начислен акциз к уплате в бюджет.

Независимо от того, как ваша организация определяет вы­ручку для целей налогообложения (по оплате или по отгрузке), акциз к уплате в бюджет вы должны начислить в день передачи товара покупателю.

Исключение по уплате акцизов предусмотрено лишь для не­которых категорий подакцизных товаров (п. 1 ст. 195 НК РФ). По этим товарам начисление акцизов производится после их оплаты.

Начисление акциза после оплаты товаров отражается в учете следующим образом.

В день отгрузки товаров: ДЕБЕТ 90-4 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по неоплаченным акцизам»

- учтен акциз по неоплаченной выручке.

В день поступления оплаты:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по неоплаченным акцизам» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

-      начислен акциз к уплате в бюджет.

 Пример 13:

ЗАО «Актив» продало товаров на об­щую сумму 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.). Себе­стоимость проданных товаров составила 70 000 руб.

Бухгалтер «Актива» должен сделать следующие бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- 120 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41

- 70 000руб. - списана себестоимость проданных товаров;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 18 305 руб. - начислен НДС;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

- 120 000руб. - поступили деньги от покупателей в оплату
товаров.

Заключительной записью будет проводка:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

- 31 695 руб. (120 000 - 70 000 – 18 305) - отражена прибыль отчетного месяца.

Таким образом, у ЗАО «Актив» будут следующие остатки по субсчетам сче­та 90 «Продажи»:

- кредитовое сальдо по субсчету 90-1 - 120 000 руб.;

- дебетовое сальдо по субсчету 90-2 - 70 000 руб.;

- дебетовое сальдо по субсчету 90-3 - 20 000 руб.;

- дебетовое сальдо по субсчету 90-9 - 30 000 руб.
Сальдо по счету 90 «Продажи» равно нулю.

Теперь рассмотрим, как закрыть субсчета к счету 90 по ито­гам года.

31 декабря (после того, как вы определили финансовый ре­зультат за декабрь) все субсчета, открытые к счету 90, вы долж­ны закрыть. Делается это так:

а) кредитовое сальдо субсчета 90-1 закрывается бухгалтерской записью:

ДЕБЕТ 90-1 КРЕДИТ 90-9

- закрыт субсчет 90-1 по окончании года;

б) дебетовые сальдо субсчетов 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 и 90-6 за­крываются бухгалтерскими записями:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 90-2 (90-3, 90-4, 90-5, 90-6)

- закрыты субсчета 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 и 90-6 по оконча­нии года.

В результате сделанных проводок дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 будут равны.

 

Пример 14.

ЗАО “Корбина ” выпускает строительные шлако-блоки из керамзита. По данным учета на 1 июня в незавершенном производстве числится:

- керамзита - 1000 кг;

- сумма прямых расходов - 40 000 руб.

В июне в производство отпущено 20 000 кг керамзита. Прямые расходы за месяц составили 1 000 000 руб. Сырья в незавершенном производстве на конец месяца - 2100 кг керамзита.

Доля сырья в незавершенном производстве на конец июня - 0,1 (2100 кг / (1000 кг + 20 000 кг)). Таким образом, сумма прямых расходов, приходящихся на незавершенное производство на эту дату:

(40 000 руб. + 1 000 000 руб.) x 0,1 = 104 000 руб.

Следовательно, по данным налогового учета стоимость готовой продукции, изготовленной в июне:

40 000 руб. + 1 000 000 руб. - 104 000 руб. = 936 000 руб.

На 1 июня на складе ЗАО “Корбина ” находится 6000 шлако-блоков, стоимость которых по данным налогового учета составляет 100 000 руб. В течение июня на склад поступило еще 50 000 шлако-блоков. Стоимость этой готовой продукции - 936 000 руб.

В течение месяца покупателям отгружено 53 760 изделий.

Исходя из данных примера, на конец месяца на складе останется 2240 шлако-блоков (6000 + 50 000 - 53 760).

Доля остатка готовой продукции на складе на конец месяца в количественном выражении равна 0,04 (2240 шт.: (6000 шт. + 50 000 шт.)). Поэтому стоимость готовой продукции на складе на конец июня - 41 440 руб. ((100 000 руб. + 936 000 руб.) x 0,04).

Следовательно, стоимость готовой продукции, отгруженной покупателям в июне:

100 000 руб. + 936 000 руб. - 41 440 руб. = 994 560 руб.

На 1 июня по данным налогового учета у ЗАО “Корбина ” в составе отгруженной, но не реализованной готовой продукции числится 5000 шлако-блоков. Их стоимость по прямым расходам - 90 000 руб. В июне покупателям из отгруженной готовой продукции реализовано 57 000 изделий.

Всего в составе отгруженной готовой продукции в количественном выражении - 58 760 изделий (5000 + 53 760). Прямые расходы на них составляют 1 084 560 руб. (90 000 + 994 560).

Поэтому стоимость отгруженной и реализованной готовой продукции в июне равна 1 052 074,88 руб. (1 084 560 x 57 000: 58 760).

 

Отметим, что именно стоимость отгруженной и реализованной готовой продукции - та величина прямых расходов, которая учитывается в текущем (налоговом) периоде при налогообложении по налогу на прибыль. Это установлено п.2 ст.318 Налогового кодекса РФ.

Пример 15.

ООО "Колосс" приобрело 200 банок тушёнки. Согласно договору поставки цена одной банки - 0,62 условной единицы с учетом НДС. За условную единицу принят доллар США.

Курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, составил:

- на дату отгрузки - 2 июня 200_ г. - 29,0053 руб.;

- на день оплаты - 11 июня 200_ г. - 29,0424 руб.

Таким образом, из-за разницы в курсах доллара на дату оприходования товара и на дату его оплаты образовалась отрицательная суммовая разница в размере 4,6 руб. (200 шт. х 0,62 USD х (29,0424 руб/USD - 29,0053 руб/USD)). В этой же сумме "сидит" НДС - 0,70 руб. (4,6 руб. х 18%: 118%). Поскольку горошек уже принят к учету, суммовую разницу бухгалтер отнес на прочие расходы.

В учете бухгалтер ООО "Колосс" отразил эту поставку так.

2 июня 200_ г.:

Дебет 41 Кредит 60

- 3596,66 руб. (200 шт. х 0,62 USD х 29,0053 руб/USD) - отражена стоимость товара исходя из курса условной единицы, действующего на дату отгрузки;

Дебет 19 Кредит 60

- 548,64 руб. (3596,66 руб. х 18%: 118%) - выделен НДС по поступившему товару.

11 июня 200_ г.:

Дебет 60 Кредит 51

- 3601,26 руб. (200 шт. х 0,62 USD х 29,0424 руб/USD) - оплачена поставка тушенки;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 60

- 3,90 руб. - отражена отрицательная суммовая разница;

Дебет 19 Кредит 60

- 0,70 руб. - выделен НДС с отрицательной суммовой разницы.

Таким образом, если ООО "Колосс" не продаст горошек до 30 июня 200_ г., то в балансе по строке 214 бухгалтер покажет 3596,66 руб.

 

Кроме того, по строке 214 надо показать себестоимость готовой продукции или товаров, уменьшенную на сумму созданного резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

По строке 215 записывают стоимость отгруженной продукции в случае, если право собственности на нее переходит не в момент отгрузки, а позже, например, после оплаты.

 

В Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:

 

По строке 920 приводят стоимость товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

По строке 930 бухгалтер показывает стоимость товаров, взятых на комиссию.

 

Требования к предоставлению информации в финансовой отчетности

 

Согласно МСФО, в отношении товарно-материальных (в том числе и готовой продукции) ценностей должна предоставляться следующая информация:

· учетная политика, применяемая для оценки товарно-материальных ценностей, включая формулу расчета себестоимости;

· итоговый остаток товарно-материальных ценностей, а также остатки согласно классификации, принятой на предприятии;

· остаток товарно-материальных ценностей, учитываемых по чистой цене возможной реализации;

· суммы любых обратных проводок или уценок, которые отражены как доходы соответствующего периода вследствие повышения чистой цены возможной реализации;

· обстоятельства или события, обусловившие обратные проводки или уценку товарно-материальных ценностей вследствие повышения чистой цены возможной реализации; остаток товарно-материальных ценностей, переданных в залог как обеспечение обязательств.

 

В том случае, если себестоимость товарно-материальных ценностей определяется по последним по времени закупок ЛИФО, в финансовой отчетности должна быть отражена разница между суммой остатка товарно-материальных ценностей, отраженной в балансе и:

· наименьшим из суммы, полученной путем расчетов либо по себестоимости первых по времени закупок ФИФО, или методу средней себестоимости, и чистой цены возможной реализации; либо

· наименьшим из себестоимости на дату баланса и чистой цены возможной реализации.

 

В финансовой отчетности также должна содержаться информация по себестоимости товарно-материальных ценностей, списанных в течение периода; или операционным расходам (с классификацией по типам), влияющим на прибыль, отраженным как расходы соответствующего периода.

 

 


[1] эта категория будет учитываться как дебиторская задолженность в соответствии с учетом по методу начислений.

ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЁ ОЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА

 

Готовая продукция является частью материально – производственных запасов организации, предназначенных для продажи.

Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятые на склад или заказчиком (покупателем), а также выполненные работы и оказанные услуги. 

 

Продукция по видам подразделяется на:

· валовую - полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчётный период;

· валовой оборот (валовой выпуск) – стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных и оказанных услуг, включая незавершенное производство;

· реализованную (проданную) – валовая продукция за вычетом остатков готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей собственной выработки;

· сравнимую - продукцию, которая производилась организацией и в предыдущем отчётном периоде;

· несравнимую – продукцию, которая в отчётном периоде производилась впервые.

 

Вся готовая продукция сдаётся на склад организации в подотчёт ответственному лицу. Исключением является крупногабаритные изделия и полуфабрикаты, которые не могут быть сданы по техническим причинам и поэтому принимаются организациями – заказчиками на месте изготовления, комплектации и сборки.

 

Оценка готовой продукции осуществляется по:

· фактической производственной себестоимости – представляет собой сумму всех затрат, связанных с изготовлением продукции;

· нормативной или плановой производственной себестоимости – определяют и отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости за отчётный месяц от плановой (нормативной) себестоимости;

· учётным ценам – обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учётной ценой;

· продажным ценам и тарифам – имеет самое широкое применение в настоящее время;

· неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ – костинг» - себестоимость готовой продукции определяется по фактическим затратам без учёта общехозяйственных расходов.

 

Готовую продукцию можно учитывать одним из двух вариантов:

· по учетным ценам (нормативной или плановой себестоимо­сти).

· по фактической производственной себестоимости;
Выбранный вариант учета готовой продукции должен быть за­креплен в учетной политике вашей организации.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.313 с.