Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-04-01 | 256 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грунтовщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения производства мастерские расширялись, появлялись наёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкостями самого производства.
В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Самыми крупными мастерскими были: в Жостове - О. Ф. Вишнякова, где работало пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляева, где работали пятьдесят один человек, из них - пятьдесят наемных; в Новосильцеве - основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работало сорок девять рабочих, из них сорок шесть наемных. Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей.
Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м годам. Определить время их создания и принадлежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как правило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и кустарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Петербург.
|
В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. Кроме собственно живописи и росписи, жостовские мастера использовали и другие приемы орнаментального украшения подносов. Был распространен способ «копчения», с помощью которого на поверхность наносился вибрирующий узор, напоминающий рисунок панциря черепахи и получивший местное название "под червячок". На старых подносах очень разнообразна "уборка" - украшения борта, где геометрические, растительные узоры индивидуальны на каждой вещи и являются своего рода аккомпанементом главной темы росписи.
В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Троицком возникшие несколько артелей, объединяются в 1928 году в одну - «Металлоподнос» (с 1960 года - Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании принимали участие опытные мастера, которым суждено было внести большой вклад в дело возрождения живописи на подносах и развитие традиций местного искусства в новых условиях.
Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, пожалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по своему предварительному рисунку.
Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста девяноста живописцев. Несмотря на название "фабрика", промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства - его рукотворность.
Уже давно на специальных прессах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему замыслу, а если это уникальная работа - поручает ковалю выбить форму вручную.
|
Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода - объектом любования.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!