Устав великого освящения воды — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Устав великого освящения воды

2020-04-01 112
Устав великого освящения воды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Да будет известно, что этот чин совершается только в дни празднования Богоявления, то есть, Крещения Господня. Устав чина водоосвящения смотри ниже – после самого чина.

Тропари, глас 8.

творение свт. Софрония Иерусалимского

Глас Господа над водами / возглашает, говоря: / Придите, все примите Духа Премудрости, / Духа Разума, / Духа Страха Божьего, / явившегося Христа. (дважды)

В сей день водная природа освящается[1], и разделяется Иордан, и возвращает вспять струи своих потоков, видя омываемым своего Владыку. (дважды)

Как человек к реке Ты пришел, Царь Христе, / и рабское спешишь принять крещение, о, Благой, / от рук Предтечи, / из-за грехов наших, человеколюбец. (дважды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и во всякое время, и во веки веков, аминь.

На призывающий глас вопиющего в пустыни «Приготовьте путь Господу», пришел Ты, Христе, вид раба приняв, прося крещения, не ведающий греха. Узрели же Тебя воды и убоялись, вострепетал Предтеча, и возгласил, говоря: «Как станет светильник просвещать Самый Свет? Как руку будет возлагать раб на Владыку? Освяти и меня, и воды, Спаситель, подъемлющий всего мира грех».

Диакон: Премудрость.

Чтец: Чтение пророчества Исаии.

Диакон: Вонмем.

Чтец:[2] Так говорит Господь: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и да цветет, как лилия. И расцветут, и все возвеселятся, и возрадуются пустынные окрестности Иордана. И слава Ливана дана была ей и честь Кармила. И народ мой увидит славу Господа и высоту Божию. Укрепитесь, руки ослабевшие и колени расслабленные; ободрите и скажите боязливым мыслью: "Укрепитесь и не бойтесь; вот Бог наш, суд воздает, [и воздаст]; Он Сам придет и спасет вас". Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат. Тогда вскочит хромой, как олень, и ясна будет речь косноязычных; ибо разверзлась в пустыне вода, и овраг – в земле жаждущей; и превратится степь безводная в луга, и в жаждущей земле источник воды будет. Там будет веселье птицам, пристанища сирен, заросли тростника и болота. И будет там путь чистый, и путем святым будет назван; (и) не пройдет там нечистый, не будет там и пути нечистого; но рассеянные пойдут по нему и не заблудятся. И не будет там льва, и никто из злых зверей не взойдет на него и не найдется там, а пойдут избавленные и собранные Господом. И возвратятся, и придут на Сион с весельем и радостью; и радость вечная – над головою их: ведь на главе их – хвала и ликование; и радость охватит их: убежали мука, скорбь и стенание! (Ис 35:1–10)

Диакон: Премудрость.

Чтец: Чтение пророчества Исаии.

Диакон: Вонмем.

Чтец: Так говорит Господь: Жаждущие! Идите к воде; и все вы, кто не имеет серебра, приступив, купите и вкусите, и испейте без серебра и без платы вино и тук. Для чего вы оцениваете серебром не хлебы, и труд ваш – не в насыщение? Услышьте Меня, и вкусите блага, и насладится среди благ душа ваша. Внимайте ушами вашими и последуйте путям моим, послушайте Меня, и будет жить среди благ душа ваша; и заключу с вами завет вечный, дам святое достояние Давида непреложное. Вот, свидетельством среди племен Я дал Его, начальником и повелителем среди племен. Вот, племена, которые не знают Тебя, призовут Тебя, и народы, которые Тебя не ведают, к Тебе прибегнут ради Господа, Бога Твоего и Святого Израилева, ибо Он прославил Тебя. Взыщите Господа; и когда находите Его, призовите. Когда же Он приближается к вам, пусть оставит нечестивый пути свои, и муж беззаконный – замыслы свои. И обратитесь к Господу, (Богу вашему), и будете помилованы; и воскликните, ибо Он скоро отпустит грехи ваши. Ибо замыслы Мои – не как ваши замыслы, ни как ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваши – от мысли Моей. Ведь как если сойдет дождь или снег с неба, и не отклонить его оттуда, доколе не он напоит землю, и она начнет родить и произращать, и даст семя сеющему, и хлеб в пищу, – таким будет слово Мое, которое, если выйдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тщетным, доколе не исполнит все, что Мне угодно, и осуществлю пути Мои и заповеди Мои. Ибо вы с весельем выйдете и в радости научены будете: ведь горы и холмы будут скакать, принимая вас с радостью, и все деревья в поле рукоплескать ветвями своими. И вместо вереска вырастет кипарис, а вместо крапивы возрастет мирт; и будет это во имя Господа и в знамение вечное, и не оскудеет. (Ис 55:1–13)

Диакон: Премудрость.

Чтец: Чтение пророчества Исаии.

Диакон: Вонмем.

Чтец: Так говорит Господь: "Зачерпните воды с веселием из источников спасения!" И скажешь в день тот: "Воспевайте Господа (и) призывайте имя Его; возвестите среди народов славные дела Его; напоминайте, что возвысилось имя Его. Воспойте имя Господа, ибо высокое Он сотворил, – возвестите это по всей земле. Радуйтесь и веселитесь, обитатели Сиона, ибо возвысился Святой Израилев посреди него! (Ис 12:3–6)

Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас 3: Господь просвещение моё и Спаситель мой.

Стих: Господь защитник жизни моей.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Чтение послания святого апостола Павла к Коринфянам.

Диакон: Вонмем.

Чтец: Братья, я не хочу, чтобы вы были в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море; и все в Моисея были крещены в облаке и в море; и все вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовного камня, их сопровождавшего. А камень – это был Христос (1 Кор 10:1–4).

Диакон: Премудрость.

Хор поёт трижды Аллилуия.

Чтец: Стих: Голос Господа над водами. Бог славы возгремел. Господь над водами многими.

Хор поёт трижды Аллилуия.

Чтец: Стих: Что тебе море, что ты бежало? И что тебе Иордан, что ты повернул вспять?

Хор поёт трижды Аллилуия.

Диакон: Премудрость. Стоя прямо услышим Святое Евангелие.

Иерей знаменует народ десницей: Мир всем.

Народ: И духови твоему.

Иерей: От Марка чтение святого Евангелия.

Диакон: Вонмем.

Иерей: В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и принял крещение от Иоанна во Иордане. И тотчас, поднимаясь из воды, узрел разделившиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: "Ты – Сын Мой Возлюбленный, к Тебе Моё благоволение". (Мк 1:9-11)

Диакон же говорит по обычаю ектенью, народ же отвечает на каждое прошение

«Господи, помилуй».

В мире Господу помолимся.

О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.

О епископе нашем (имя[3]), о достойно чтимых пресвитерах, о во Христе диаконстве, и обо всем клире и народе, Господу помолимся.

Если совершается вне храма: О святом месте сем, о всяком месте и о пребывающих на них с верой, Господу помолимся.

Об освящении вод сих силой и действием и наитием Святого Духа, Господу помолимся.

О снисхождении на воды сии очистительному действию Сверхсущей Троицы, Господу помолимся.

О даровании водам сим благодати избавления, благословения Иордана [[4]силой и действием и наитием Святого Духа], Господу помолимся.

О том, чтобы воды сии были дарованием освящения, избавлением от грехов, исцелением душ и телес и на всякую пользу пригодными, Господу помолимся.

О том, чтобы воды сии были освящением и спасением душ наших, Господу помолимся.

О том, чтобы явились они отражением[5] [и очищением] всякого [действия и] навета видимых и невидимых врагов, Господу помолимся.

О том, чтобы явились воды сии врачевством и очищением от всякого недуга душ и телес наших, Господу помолимся.

О том, чтобы смыть силу душегубца супостата водой сей, Господу помолимся.

Да будет сокрушен сатана под ноги наши вскоре и разрушится всякий злой умысел, направленный на нас, Господу помолимся.

Дабы Господь Бог избавил нас от всякого навета и искушения противника и соделал достойными обещанных благ, Господу помолимся.

О том, чтобы были воды сии, для с верой ими окропляющихся и испивающих [причащающихся [6] ] от них, очищением скверны плотской и духовной, Господу помолимся.

О том, чтобы быть водам сим источником нетления и освящением домов и всякой потребной вещи, и всякому месту, Господу помолимся.

О том, чтобы благословились воды сии как струи Иордана, Господу помолимся.

О том, чтобы удостоиться нам исполниться освящения причащением вод сих, невидимым же явлением Святого Духа, Господу помолимся.

О почерпающих и испивающих от вод сих на освящение душ и телес, а так же берущих воды сии на освящение домов и всякой вещи и всякого места, Господу помолимся.

О том, чтобы воды сии устремляли [*[7]] нас в жизнь вечную, Господу помолимся[8].

О том, чтобы просветиться нам просвещением ведения и благочестия через наитие Святого Духа [[9] ради окропления водами сими], Господу помолимся.

О том, чтобы услышан был Господом Богом голос мольбы нашей, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, помянув со всеми святыми, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей читает молитву Таинства водоосвящения:

Да будет известно, что во время чтения этих молитв и до погружения святого Креста в воду все стоят с открытыми главами, даже епископ читает без митры.

Господи Иисусе Христе, Единородный Сын, сущий в недрах Отца, Истинный Боже! Ты источник жизни и бессмертия, Свет от Света, пришедший в мир, чтобы просветить его. Озари нашу мысль Святым Твоим Духом, и приими нас, величие и благодарение Тебе приносящих за вечные дивные Твои великие дела и за спасительное Твоё Домостроительство последних времен. Ты в немощную нашу и нищенскую оделся закваску[10] и снизошел до рабского подчинения, будучи Царем всех. Еще же и рукою раба получил крещение в Иордане Ты, Безгрешный, чтобы, освятив природу вод, сотворить нам путь возрождения через воду и Духа и в первой нас восстановить свободе. Воспоминание этого Божественного Таинства празднуя, молим Тебя, человеколюбивый владыко: По Божественному Твоему обещанию, и на нас, недостойных рабов Твоих, окропи воду чистую – дар Твоего благосердия [благоутробия]. Да и над водами сими принесенные прошения от нас, грешных, будут принятыми Твоей благостью. И благословение Твоё водам сим, нам и всему верному народу Твоему да будет даровано во славу святого и поклоняемого Твоего имени. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, вместе с Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и во всякое время, и во веки веков.

Народ: Аминь.

И читает иерей сию поэму святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Да будет известно, что в Уставе Великой Церкви (Софии Константинопольской) и на Святой горе Афон эта поэма не читается. По Требнику же святителя Петра Могилы она читается с великим вниманием и велегласно:

Троица Сверхсущественная, превосходящая Благостью, Божественнейшая, Всесильная, Всевидящая, Невидимая и Непостижимая. Природной благостью создавшая[11] сущности умов и словесную природу. Свет неприступный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Воссияй и мне, недостойному рабу Твоему, и просвети очи моих мыслей, да осмелюсь и я воспеть безмерное благодеяние и силу. Благоприятной пред Тобой да будет мольба моя о предстоящих людях. И прегрешенья мои да не воспрепятствуют прибыть[12] сюда Святому Духу. Но позволь мне, о, превосходящий благостью, и ныне без осуждения возгласить Тебе:

Славим Тебя, человеколюбивый Владыко Вседержитель, Превечный Царь. Славим Тебя, Создателя и Образователя[13] всех. Славим Тебя, Сын Божий Единородный[14], без матери из Отца и без отца из Матери [сущего[15]]. В предшествовавшем празднике мы видели Тебя Младенцем, в наступивший же праздник видим Тебя достигшим возрастного совершенства, от Совершенного Совершенным явившегося Бога нашего. В сей день настало для нас время праздника, и лики святых собираются[16] с нами, и ангелы вместе с людьми празднуют. В сей день благодать Святаго Духа в виде голубя сошла на воды. В сей день восходит долгожданное[17] Солнце, и мир озаряется Светом Господним. В сей день Луна[18] яркими лучами мир вместе с Солнцем освещает[19]. В сей день световидные звезды блеском сияния своего надлежаще украшают вселенную. В сей день облака дождем праведности человечество[20] с небес орошают. В сей день Несозданный добровольно рукополагается от Своего создания[21]. В сей день пророк и предтеча к Владыке приступает, но в трепете предстоит, видя Боже к нам снисхождение. В сей день струи Иордана в целебное превращаются[22] пришествием Господа. В сей день ручьями Таинственными все творение орошается. В сей день грехи человеческие водами Иордана смываются. В сей день рай отверзается человеку, и Солнце Праведности засияло для нас. В сей день горькие воды, бывшие при Моисее, превращаются в сладкие пришествием Господа. В сей день древний плач вытесняется, и как Новый Израиль спасаемся. В сей день от тьмы избавились и светом Богопознания просветились. В сей день мрак мирской истребляется явлением Бога нашего. В сей день светом вышним озаряется все творение. В сей день заблуждение уничтожается, и путь спасения нам действиями Владыки предоставился [*[23]]. В сей день вышние с нижними вместе празднуют, и нижние с вышними собеседуют. В сей день священное и велегласное торжественное собрание православных ликует. В сей день Владыка спешит к крещению, чтобы возвести на высоту человечество[24]. В сей день Непреклонный склоняется пред Своим слугой, чтобы нас освободить от рабства. В сей день Царствие Небесное искупили[25], Царствию же Господа нет конца. В сей день земля и море разделяют всеобщую радость мира, и весь мир наполнился весельем. Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды, и убоялись. Иордан обратился вспять, увидев огонь Божества, телесно сходящего и входящего в него. Иордан обратился вспять, созерцая Духа Святаго в виде голубя сходящего и кружащегося над Тобою. Иордан обратился вспять, видя Невидимого, ставшего Видимым, воплощенного Творца, Владыку в виде раба. Иордан обратился вспять, и горы взыграли, Бога во плоти узрев, и облака испустили глас, удивляясь Свету, приходящему от Света, Богу Истинному, приходящему от Бога Истинного, видя в сей день торжество Владыки  в Иордане: Саму смерть, явившуюся через преступление, и жало обольщения, и союз ада в Иордане потопившего, и Крещение спасения миру даровавшего. Посему и я, грешный и недостойный раб Твой, о величии чудес Твоих повествуя, объятый же страхом, в умилении взываю Тебе:

И еще более ясным и громким голосом, с воздеянием рук, читает иерей:

[согласно славянской практики, здесь иерей осеняет крестообразно воду свечой]

Велик Ты, Господи! И чудесны дела Твои, и ни единое слово не в состоянии воспеть о чудесах Твоих[26]! (трижды)

Ты единым желанием Твоим из небытия в бытие привел все существующее, Твоей державой содержишь творение, и Твоим промыслом управляешь миром. Ты из четырех стихий гармонично [27] составил творение, и четырьмя временами круг года увенчал. Пред Тобою трепещут все силы умов. Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, Тебя встречают[28] звезды. Тебя слушается свет. Пред Тобою колеблются бездны. Тебе работают источники. Ты простер небо словно кожу. Ты отвердил землю среди вод[29]. Ты оградил море песком. Ты для дыхания пролил воздух. Ангельские силы Тебе Литургисают. Хоры архангелов Тебе кланяются. Многоокие херувимы и шестикрылые серафимы вокруг стоящие и летающие, в страхе пред Неприступной Твоей славой покрываются крыльями [30]. Ты еси – Бог Неописуемый, Безначальный и Неизреченный – пришел на землю, приняв вид раба, родившийся в человеческом облике[31]. По сердечному милосердию Твоему Ты, Владыко, не бездействовал, взирая на тиранию диавола над родом человеческим, но пришел и спас нас. Исповедуем благодать Твою, возвещаем милость Твою, не утаиваем благодеяния Твоих. Природы нашей поколения освободил еси, освятив девственное материнское лоно рождением Твоим[32]. Все творение воспевает Тебя, явившегося. Ибо Ты – Бог наш, виденный на земле и среди людей поживший. Ты и струи Иордана освятил, ниспослав с небес Всесвятаго Твоего Духа, и главы там гнездившихся змеев сокрушил.

И дует иерей на воду крестообразно трижды:

Ты же, Человеколюбивый Царь, снизойди и ныне наитием Святого Твоего Духа, и освяти воды сии. (трижды)

И даруй водам сим благодать избавления, благословение Иордана. Сотвори их источником нетления, даром освящения, разрешением от грехов, защитой от болезней, совершенной погибелью для демонов, неприкосновенными от супротивных сил, ангельской крепости исполненных. Да все почерпающие и вкушающие от вод сих, имеют их к очищенью душ и телес, ко исцелению от страстей, к освящению домов, и на всякую пользу в быту. Ты еси Бог наш, водой и Духом обновивший обветшавшую в грехах природу. Ты еси Бог наш, при Ное в воде потопивший грех. Ты еси Бог наш, через Моисея и море освободивший род еврейский от рабства фараону. Ты еси Бог наш, пронзивший камень в пустыни и воды изливший, и потоками обильно заливший, и жаждущих людей Твоих досыта напоивший. Ты еси Бог наш, Ильей через воду и огонь отвративший Израиля от обольщения Ваалом.

И погружает иерей персты правой руки в воде крестообразно трижды:

Ты и ныне Владыко, освяти воды сии Духом Твоим Святым. (трижды)

И дай всем, кто вкушает от вод сих, прикасается им, окропляется, омывается ими освящение, очищение, благословение, здравие.

Спаси Господи рабов Твоих – архиереев Святой Твоей Церкви. Патриарха (имя) и епископа нашего (имя). Спаси Господи иереев Святой Твоей Церкви, клир и монашество и весь христолюбивый Твой народ. И даруй всем нам все потребное ко спасению и жизнь вечную.

Да и стихиями, и ангелами, и людьми, и всем видимым и невидимым славится Твоё всесвятое Имя, Христе Боже наш, вместе с Безначальным Твоим Отцом и Святым Духом, ныне и во всякое время и во веки веков.

Народ: Аминь.

Иерей знаменует народ десницей: Мир всем.

Народ: И духови твоему.

Диакон: Главы наши пред Господом склоним.

Народ: Пред Тобою, Господи

Господи, изволивший креститься в Иордане и освятивший воды! Склони ухо Твоё, и услышь нас, и благослови нас всех, которые склонением своей главы изображают рабскую повинность[33]. И удостой нас наполнится освящением Твоим чрез вкушение и окропление воды сия, и да будет нам, Господи, во здравие души и телу. Ты бо еси Освящение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем, вместе со Безначальным Твоим Отцом и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

И предстоятель берет святой Крест обеими руками, поворачивает его к востоку и полностью погружает его в воды обеими руками, изображая в водах знак креста, и поя тропарь:

Тропарь, глас 1: Во Иордане крестившуся Тебе, Господи, Троицы было явлено поклонение: Родителя бо голос свидетельствовал Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя. И Дух в виде голубицы, подтвердил слов достоверность. Ты же явился, Христе Боже, и мир просветил, слава Тебе. (трижды)

Кондак, глас 4: В струях Иордана сегодня быв Господь, Иоанну говорит: «Не убойся крестить Меня. Ибо пришел Я спасти Адама первозданного».

Кондак, глас 4: Явился еси Ты в сей день вселенной, и Свет Твой, Господи, знаменался на нас, разумно поющих Тебе: Пришел и явился Ты, Свет неприступный.

Тропарь, глас 2: Явление Троицы было у Иордана. Божественнейшее есть естество: Отец возгласил: «Сей, крещаемый, Мой есть Сын возлюбленный». Дух же снизошел на подобного, Его же благословляют люди, и превозносят во все времена.

Слава и ныне:

Стихира, глас 6: Воспоем, верные, величие Божьего о нас Домостроительства. Став человеком, из-за наших грехов нашим очищеньем очищается в Иордане, Единственный чистый и непорочный, освящая меня и воды, и главы змиев стирая в воде. Почерпнем же воду с весельем, братья. Всем бо с верой почерпающим благодать Духа невидимо подается от Христа – Бога и Спасителя душ наших.

Отпуст

В Иордане ради нашего спасения изволивший креститься от Иоанна Христос – Истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых Своих, помилует и спасет нас, по Своей благости и человеколюбию.

В навечерие Богоявления

Если навечерие Богоявление бывает в день постный, то совершается оно после заамвонной молитвы на вечерней Литургии. На заамвонную молитву выходит иерей центральной стороной алтаря со святым Крестом в руках, а по бокам становятся два свещеносца со свечами, выходят же они из алтаря боковыми сторонами, и стоят так во время молитвы заамвонной. За иереем идет диакон с кадилом и становится он за спиной иерея. После заамвонной молитвы все поворачиваются и идут к месту освящения воды в предшествии свещеносцев, и поют тропари «Глас Господа над водами». Перед местом водосвятия должен стоять столик, прилично убранный. На него иерей кладет святой Крест, а свещеносцы становятся с боков его. Во время пения тропарей иерей совершает каждение над прорубью и вокруг стола с Крестом. И совершается вышеуказанное чинопоследование, после чего при пении тропаря и «Буди Имя Господне» возвращаемся в храм и обычное окончание Литургии.

Если же навечерие Богоявление бывает в субботу или в воскресный день, то совершается оно после вечерни. Когда диакон прочтет ектению «Исполним вечернюю молитву нашу» и иерей почтет молитву и даст народу мир, то после главопреклонной молитвы «Господи Боже наш… буди держава царствия Твоего…» выходим на водоосвящение. И вместо «стихир на стиховнах» поем тропари «Глас Господа над водами». И совершают весь вышеписанный чин водоосвящения, после чего при пении тропаря возвращаемся в храм. Диакон читает краткую сугубую ектенью, и иерей даёт праздничный отпуст вечерни.

В сам день Богоявления

Если совершается этот чин на реке или озере, отдельно от Евхаристической Литургии после утрени. Тогда после великого славословия выходит иерей со святым Крестом в руках, пред ним идет диакон с кадилом и с боков два свещеносца с фонарями для крестных ходов. И весь народ. И поют антифоны праздника (ищи на Литургии праздника) и ирмосы канона праздника и стихиры разные праздничные, и, придя на место водоосвящения, начинают петь «Глас Господа над водами». Перед местом водосвятия должен стоять столик, прилично убранный. На него иерей кладет святой Крест, а свещеносцы становятся с боков его. Во время пения тропарей иерей совершает каждение над прорубью и вокруг стола с Крестом. И совершается вышеуказанное чинопоследование. После освящения воды иерей берет кропило, окропляет себя и народ, певцы в это время могут петь разные стихиры (желающие же могут с благоговением окунуться в Иордань и испить воды, не возбраняя себе в этом даже ради предстоящей Евхаристии). И возвращаются в храм, поя стихиры и тропари праздника, и диакон читает обычные ектеньи и бывает отпуст утрени (или же сразу переход к евхаристическому синаксису от «Все, кто во Христа крестились»).

Если есть желание совершить водоосвящение после первого часа, то после молитвы «Христе – Ты Свет Истинный», выходят с боков два свещеносца и диакон с кадилом и несет в деснице святой Крест, и дает Крест предстоятелю, лобызая руку его. И выходят все к реке или источнику или озеру, и поют ирмосы канона, как было указано выше. И после освящения воды возвращаются в храм, поют тропарь праздника, слава и ныне: «Честнейшую Херувим» и отпуст.

Если совершается после Евхаристической Литургии, то после заамвонной молитвы. На заамвонную молитву выходит иерей центральной стороной алтаря со святым Крестом в руках, а по бокам становятся два свещеносца со свечами, выходят же они из алтаря боковыми сторонами, и стоят так во время молитвы заамвонной. За иереем идет диакон с кадилом и становится он за спиной иерея. После заамвонной молитвы все поворачиваются и идут к месту освящения воды в предшествии свещеносцев, и поют: «Глас Господа над водами». И совершают весь вышеписанный чин водоосвящения, после чего при пении тропаря и «Буди Имя Господне» возвращаемся в храм и обычное окончание Литургии.

М. Арранц, т.3, стр. 205.

ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Да будет известно, что этот чин совершается только в дни празднования Богоявления, то есть, Крещения Господня. Устав чина водоосвящения смотри ниже – после самого чина.

Тропари, глас 8.

творение свт. Софрония Иерусалимского

Глас Господа над водами / возглашает, говоря: / Придите, все примите Духа Премудрости, / Духа Разума, / Духа Страха Божьего, / явившегося Христа. (дважды)

В сей день водная природа освящается[1], и разделяется Иордан, и возвращает вспять струи своих потоков, видя омываемым своего Владыку. (дважды)

Как человек к реке Ты пришел, Царь Христе, / и рабское спешишь принять крещение, о, Благой, / от рук Предтечи, / из-за грехов наших, человеколюбец. (дважды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и во всякое время, и во веки веков, аминь.

На призывающий глас вопиющего в пустыни «Приготовьте путь Господу», пришел Ты, Христе, вид раба приняв, прося крещения, не ведающий греха. Узрели же Тебя воды и убоялись, вострепетал Предтеча, и возгласил, говоря: «Как станет светильник просвещать Самый Свет? Как руку будет возлагать раб на Владыку? Освяти и меня, и воды, Спаситель, подъемлющий всего мира грех».

Диакон: Премудрость.

Чтец: Чтение пророчества Исаии.

Диакон: Вонмем.

Чтец:[2] Так говорит Господь: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и да цветет, как лилия. И расцветут, и все возвеселятся, и возрадуются пустынные окрестности Иордана. И слава Ливана дана была ей и честь Кармила. И народ мой увидит славу Господа и высоту Божию. Укрепитесь, руки ослабевшие и колени расслабленные; ободрите и скажите боязливым мыслью: "Укрепитесь и не бойтесь; вот Бог наш, суд воздает, [и воздаст]; Он Сам придет и спасет вас". Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат. Тогда вскочит хромой, как олень, и ясна будет речь косноязычных; ибо разверзлась в пустыне вода, и овраг – в земле жаждущей; и превратится степь безводная в луга, и в жаждущей земле источник воды будет. Там будет веселье птицам, пристанища сирен, заросли тростника и болота. И будет там путь чистый, и путем святым будет назван; (и) не пройдет там нечистый, не будет там и пути нечистого; но рассеянные пойдут по нему и не заблудятся. И не будет там льва, и никто из злых зверей не взойдет на него и не найдется там, а пойдут избавленные и собранные Господом. И возвратятся, и придут на Сион с весельем и радостью; и радость вечная – над головою их: ведь на главе их – хвала и ликование; и радость охватит их: убежали мука, скорбь и стенание! (Ис 35:1–10)

Диакон: Премудрость.

Чтец: Чтение пророчества Исаии.

Диакон: Вонмем.

Чтец: Так говорит Господь: Жаждущие! Идите к воде; и все вы, кто не имеет серебра, приступив, купите и вкусите, и испейте без серебра и без платы вино и тук. Для чего вы оцениваете серебром не хлебы, и труд ваш – не в насыщение? Услышьте Меня, и вкусите блага, и насладится среди благ душа ваша. Внимайте ушами вашими и последуйте путям моим, послушайте Меня, и будет жить среди благ душа ваша; и заключу с вами завет вечный, дам святое достояние Давида непреложное. Вот, свидетельством среди племен Я дал Его, начальником и повелителем среди племен. Вот, племена, которые не знают Тебя, призовут Тебя, и народы, которые Тебя не ведают, к Тебе прибегнут ради Господа, Бога Твоего и Святого Израилева, ибо Он прославил Тебя. Взыщите Господа; и когда находите Его, призовите. Когда же Он приближается к вам, пусть оставит нечестивый пути свои, и муж беззаконный – замыслы свои. И обратитесь к Господу, (Богу вашему), и будете помилованы; и воскликните, ибо Он скоро отпустит грехи ваши. Ибо замыслы Мои – не как ваши замыслы, ни как ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваши – от мысли Моей. Ведь как если сойдет дождь или снег с неба, и не отклонить его оттуда, доколе не он напоит землю, и она начнет родить и произращать, и даст семя сеющему, и хлеб в пищу, – таким будет слово Мое, которое, если выйдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тщетным, доколе не исполнит все, что Мне угодно, и осуществлю пути Мои и заповеди Мои. Ибо вы с весельем выйдете и в радости научены будете: ведь горы и холмы будут скакать, принимая вас с радостью, и все деревья в поле рукоплескать ветвями своими. И вместо вереска вырастет кипарис, а вместо крапивы возрастет мирт; и будет это во имя Господа и в знамение вечное, и не оскудеет. (Ис 55:1–13)

Диакон: Премудрость.

Чтец: Чтение пророчества Исаии.

Диакон: Вонмем.

Чтец: Так говорит Господь: "Зачерпните воды с веселием из источников спасения!" И скажешь в день тот: "Воспевайте Господа (и) призывайте имя Его; возвестите среди народов славные дела Его; напоминайте, что возвысилось имя Его. Воспойте имя Господа, ибо высокое Он сотворил, – возвестите это по всей земле. Радуйтесь и веселитесь, обитатели Сиона, ибо возвысился Святой Израилев посреди него! (Ис 12:3–6)

Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас 3: Господь просвещение моё и Спаситель мой.

Стих: Господь защитник жизни моей.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Чтение послания святого апостола Павла к Коринфянам.

Диакон: Вонмем.

Чтец: Братья, я не хочу, чтобы вы были в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море; и все в Моисея были крещены в облаке и в море; и все вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовного камня, их сопровождавшего. А камень – это был Христос (1 Кор 10:1–4).

Диакон: Премудрость.

Хор поёт трижды Аллилуия.

Чтец: Стих: Голос Господа над водами. Бог славы возгремел. Господь над водами многими.

Хор поёт трижды Аллилуия.

Чтец: Стих: Что тебе море, что ты бежало? И что тебе Иордан, что ты повернул вспять?

Хор поёт трижды Аллилуия.

Диакон: Премудрость. Стоя прямо услышим Святое Евангелие.

Иерей знаменует народ десницей: Мир всем.

Народ: И духови твоему.

Иерей: От Марка чтение святого Евангелия.

Диакон: Вонмем.

Иерей: В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и принял крещение от Иоанна во Иордане. И тотчас, поднимаясь из воды, узрел разделившиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: "Ты – Сын Мой Возлюбленный, к Тебе Моё благоволение". (Мк 1:9-11)

Диакон же говорит по обычаю ектенью, народ же отвечает на каждое прошение

«Господи, помилуй».

В мире Господу помолимся.

О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.

О епископе нашем (имя[3]), о достойно чтимых пресвитерах, о во Христе диаконстве, и обо всем клире и народе, Господу помолимся.

Если совершается вне храма: О святом месте сем, о всяком месте и о пребывающих на них с верой, Господу помолимся.

Об освящении вод сих силой и действием и наитием Святого Духа, Господу помолимся.

О снисхождении на воды сии очистительному действию Сверхсущей Троицы, Господу помолимся.

О даровании водам сим благодати избавления, благословения Иордана [[4]силой и действием и наитием Святого Духа], Господу помолимся.

О том, чтобы воды сии были дарованием освящения, избавлением от грехов, исцелением душ и телес и на всякую пользу пригодными, Господу помолимся.

О том, чтобы воды сии были освящением и спасением душ наших, Господу помолимся.

О том, чтобы явились они отражением[5] [и очищением] всякого [действия и] навета видимых и невидимых врагов, Господу помолимся.

О том, чтобы явились воды сии врачевством и очищением от всякого недуга душ и телес наших, Господу помолимся.

О том, чтобы смыть силу душегубца супостата водой сей, Господу помолимся.

Да будет сокрушен сатана под ноги наши вскоре и разрушится всякий злой умысел, направленный на нас, Господу помолимся.

Дабы Господь Бог избавил нас от всякого навета и искушения противника и соделал достойными обещанных благ, Господу помолимся.

О том, чтобы были воды сии, для с верой ими окропляющихся и испивающих [причащающихся [6] ] от них, очищением скверны плотской и духовной, Господу помолимся.

О том, чтобы быть водам сим источником нетления и освящением домов и всякой потребной вещи, и всякому месту, Господу помолимся.

О том, чтобы благословились воды сии как струи Иордана, Господу помолимся.

О том, чтобы удостоиться нам исполниться освящения причащением вод сих, невидимым же явлением Святого Духа, Господу помолимся.

О почерпающих и испивающих от вод сих на освящение душ и телес, а так же берущих воды сии на освящение домов и всякой вещи и всякого места, Господу помолимся.

О том, чтобы воды сии устремляли [*[7]] нас в жизнь вечную, Господу помолимся[8].

О том, чтобы просветиться нам просвещением ведения и благочестия через наитие Святого Духа [[9] ради окропления водами сими], Господу помолимся.

О том, чтобы услышан был Господом Богом голос мольбы нашей, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, помянув со всеми святыми, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей читает молитву Таинства водоосвящения:

Да будет известно, что во время чтения этих молитв и до погружения святого Креста в воду все стоят с открытыми главами, даже епископ читает без митры.

Господи Иисусе Христе, Единородный Сын, сущий в недрах Отца, Истинный Боже! Ты источник жизни и бессмертия, Свет от Света, пришедший в мир, чтобы просветить его. Озари нашу мысль Святым Твоим Духом, и приими нас, величие и благодарение Тебе приносящих за вечные дивные Твои великие дела и за спасительное Твоё Домостроительство последних времен. Ты в немощную нашу и нищенскую оделся закваску[10] и снизошел до рабского подчинения, будучи Царем всех. Еще же и рукою раба получил крещение в Иордане Ты, Безгрешный, чтобы, освятив природу вод, сотворить нам путь возрождения через воду и Духа и в первой нас восстановить свободе. Воспоминание этого Божественного Таинства празднуя, молим Тебя, человеколюбивый владыко: По Божественному Твоему обещанию, и на нас, недостойных рабов Твоих, окропи воду чистую – дар Твоего благосердия [благоутробия]. Да и над водами сими принесенные прошения от нас, грешных, будут принятыми Твоей благостью. И благословение Твоё водам сим, нам и всему верному народу Твоему да будет даровано во славу святого и поклоняемого Твоего имени. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, вместе с Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и во всякое время, и во веки веков.

Народ: Аминь.

И читает иерей сию поэму святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Да будет известно, что в Уставе Великой Церкви (Софии Константинопольской) и на Святой горе Афон эта поэма не читается. По Требнику же святителя Петра Могилы она читается с великим вниманием и велегласно:

Троица Сверхсущественная, превосходящая Благостью, Божественнейшая, Всесильная, Всевидящая, Невидимая и Непостижимая. Природной благостью создавшая[11] сущности умов и словесную природу. Свет неприступный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Воссияй и мне, недостойному рабу Твоему, и просвети очи моих мыслей, да осмелюсь и я воспеть безмерное благодеяние и силу. Благоприятной пред Тобой да будет мольба моя о предстоящих людях. И прегрешенья мои да не воспрепятствуют прибыть[12] сюда Святому Духу. Но позволь мне, о, превосходящий благостью, и ныне без осуждения возгласить Тебе:

Славим Тебя, человеколюбивый Владыко Вседержитель, Превечный Царь. Славим Тебя, Создателя и Образователя[13] всех. Славим Тебя, Сын Божий Единородный[14], без матери из Отца и без отца из Матери


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.