Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь

2020-04-01 226
Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ведель считается украинским композитором; по своей духовно-музыкальной культуре он сочетал итальянскую музыкальную хоровую культуру с типичными чертами украинской народной музыкальности. Возможно, он родился в 1767 году, а скончался в 1808 или даже в 1811 году.

Артемий Ведель родился в Киеве на Подоле в апреле 1767 года в семье Лукьяна Власовича и Елены Григорьевны Ведельских. Отец, известный резчик по дереву, имел свою мастерскую и делал иконостасы. Единственный сын супругов был “красивый юноша с глазами, которые излучали свет, имел нежный голос, спокойный характер и чрезвычайно тактичный”.

Будущий композитор учился в Киево-Могилянской академии в классе философии. В годы учебы начал писать музыку, дирижировал академическим хором и оркестром, виртуозно играл на скрипке.Однажды его игру услышал московский генерал-губернатор Петр Еропкин и загорелся желанием иметь при себе талантливого музыканта. Вопреки желанию Артемия его отправили в Москву управлять генеральской капеллой.

В то время было много различных оркестров и хоров. Но коллектив Веделя стал одним из лучших и по художественному уровню уступал лишь Придворной императорской капелле. За пять лет пребывания в Москве киевлянин обрел известность и как композитор. Но его угнетала тоска по Украине. Когда Еропкин умер, Артемий, сославшись на нездоровье, уехал домой.

В те времена в Киеве славились в основном церковные хоры, а из светских - хор генерала Леванидова, созданный при штабе пехотного корпуса. Генерал попросил Веделя руководить им, произвел в поручики. Он оказывал композитору содействие и в творчестве, и в военной карьере. Артемий быстро продвигался по службе: канцелярист, младший адъютант, старший адъютант-капитан. Успешным в это время было и музыкальное творчество: он написал шесть концертов и другие произведения. А хор “достиг мистических вершин”.

Украинские помещики заказывали композиторам пьесы для домашних капелл и хорошо платили. Однажды Ведель получил 300 рублей за два произведения. А Григорий Сковорода, будучи регентом придворного хора в Петербурге, получал 20 рублей в год, что считалось немало. Известен и такой факт. После исполнения концерта “Доколе, Господи” потрясенный князь Дашков снял с себя расшитый золотом шарф, положил в него 50 рублей и преподнес автору. Но Ведель за богатством не гнался и все раздавал бедным.

церковное пение композитор духовный

3.1 Класс на уровне академии

Генерала Леванидова назначали губернатором Харьковского наместничества, и Ведель поехал с ним. Он руководил хором и оркестром, преподавал пение в Казенном училище. Написал три концерта, другие композиции, которые звучали в церквях. Жители Харькова высоко ценили их.

Но вот у власти Павел І. Он не любил искуство. Корпус Леванидова расформировали, капеллу отменили, наместничество ликвидировали и восстановили Слободско-Украинскую губернию. Капитан Ведель подал в отставку и перешел на службу к новому губернатору Алексею Теплову, который высоко ценил его талант. Теперь Ведель руководит губернской капеллой и учит музыке детей. Его ученики занимали первые места в придворных капеллах Петербурга, Москвы, столичных митрополичьих хорах. Дирижер Санкт-Петербургской придворной капеллы композитор Дмитрий Бортнянский расценивал вокальные классы Веделя как “музыкальную академию”.

Но постепенно культурная жизнь Харькова стала приходить в упадок. Не стало театра, губернского хора, симфонических оркестров. Исполнение песнопений Веделя в церквях было запрещено.

Он возвращается в Киев. Чувствует, что его музыка больше не нужна. “Я целиком неустроенный в моей судьбе. Ни сие, ни то, но что делать?” - пишет Артемий Лукьянович Турчанинову.

 

Религиозные взгляды Веделя

 

Ведель был глубоко религиозным человеком. Даже состоя на военной службе, жил замкнуто. Только сочинял музыку, читал и молился. Почти ежедневно ходил в церковь, знал наизусть все 150 псалмов, часто причащался, мяса не ел никогда, спал на грубой подстилке.

Его вообще многие не понимали. Жил в Москве - но уехал, имел много денег - и раздал все, стал нищим. Был красив - но “избегал женскаго общества”. Ведель начал юродствовать, и стали думать, что он помешался. Но это был взятый им на себя подвиг самоотречения.

Артемий Лукьянович стал послушником в Киево-Печерской лавре. Служил безупречно, был примером для других в покорности и терпеливости. Но, видимо, не нашел того, что искал. Он отказался стать монахом, сбежал из монастыря. По одной из версий, такой поступок известного человека вызвал недовольство монастырского начальства. И сфабриковали дело. Нашли бумаги, на которых якобы почерком Веделя были написаны “нелепости” о царской семье.

Веделя объявили сумасшедшим. Выследили на улице и увезли в Инвалидный дом при Кирилловском монастыре. Разрешение на это испросили у Павла I. По Высочайшему повелению содержали композитора “пристойным образом, но не давали ему ни пера, ни бумаги, ни чернил”. И так девять кошмарных лет...

Друзья ходатайствовали за него, однако безуспешно. Даже Александр I, сменивший Павла, приказал Веделя “оставить в нынешнем полонении”.

Он тяжело заболел. Тогда его передали на попечение отца. А как поправится - “взять его от отца, отослать в дом сумасшедших в Киеве и держать без выпуску”. Но 41-летнему Артемию Лукьяновичу осталось всего несколько дней жизни. 14 июля 1808 года он тихо отдал Богу душу, молясь на коленях в отцовском саду. На его похоронах было много людей, хотя за годы заточения музыканта могли и забыть. Однако он сам писал: “Пока будет нестись время, до тех пор я буду существовать”.

Произведения А.Веделя

Сегодня известно около 80 произведений Веделя. Лучшие - “Услыши, Господи, глас мой”, “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь”, “Покаяния отверзи ми двери”.

Музыку Артемия Веделя не раз запрещали исполнять. Но не издававшиеся при его жизни сочинения в рукописях расходились по рукам, “их пела вся Русь”. Позднее они стали важнейшим элементом богослужения в храмах, зазвучали в концертах.

Ведель сам дирижировал, когда исполнялись его произведения, и солировал. Его тенор завораживал. Любимый ученик Веделя, церковный композитор и протоиерей Петр Турчанинов.

В Успенском соборе Киево-Печерской лавры, в Национальной филармонии, на других площадках проходят концерты и фестивали из произведений классика украинской хоровой музыки. Их исполняют лучшие музыкальные коллективы. Издана первая в мире “Антология произведений Артемия Веделя”. На фасаде Киево-Могилянской академии ему установлена мемориальная доска.

По своему характеру, сочинения Веделя служат как бы переходом от безудержного «концертизма» и увлечения чисто внешним блеском «музыки» к южнорусскому лиризму, в котором музыка все же до некоторой степени согласуется со смыслом текста. Уставные напевы не привлекали к себе музыкального творческого внимания Веделя.

Но тексты некоторых строго гласовых песнопений служили Веделю иногда для музыкальной обработки этого текста как «концерта». Много сочинений Веделя пропало неизвестно как и куда. В настоящее время сочинения Веделя, кроме его «Покаяния», нигде больше не исполняются и забыты.


Церковная музыка XVIII

 

В то время как история светской музыки начинается в XVIII с полного господства иноземной музыки, иностранных оркестров и композиторов, и только во второй половине столетия возникают первые создания национальной музыки, церковная музыка, наоборот, вначале века представляет гораздо больше самостоятельности и самобытности, чем в конце. Наблюдается поразительная напряженность работы, направленной на гармонизацию древних и местных напевов, создание новых песнопений и служб местного и специального характера и развитие хоровой техники.

Слабость нашей культуры, отсутствие правильной систематической школы, не только музыкальной, но и общеобразовательной, проистекавшее отсюда отсутствие преемственности развития, делали все это движение непрочным. Со второй половины XVIII века указанное движение в области церковной музыки уступает место, - по-видимому, без особой борьбы, - новым видам итальянского партесного или концертного пения, ведущим свое начало от произведений итальянских приезжих маэстро, - Галунни, Сарти, - и их ближайших учеников и последователей.

Уже при Анне Иоанновне <http://www.rulex.ru/01010553.htm> наши придворные певчие участвуют в исполнении итальянских опер под управлением итальянских капельмейстеров, привыкая, таким образом, к новому вокальному стилю. Появление "чистой италианской музыкальной гармонии" в "российском церковном пении" к царствованию Елизаветы Петровны <http://www.rulex.ru/01060118.htm>, когда появились будто бы и знаменитый регент М.С. Березовский. На чем основано это мнение, неизвестно; но его достоверность подорвана неверной ссылкой Березовского, который при Елизавете был простым придворным певчим и в Италию был послан уже при Екатерине II, когда ему было всего 20 лет. Влияние Цопписа было, по-видимому невелико: он был первым учителем Березовского, который окончательным своим развитием обязан был знаменитому болонскому теоретику, падре Мартини.

Галуппи, своим примером, как композитор духовной музыки, и своим влиянием на Д.С. Бортнянского, бывшего всецело его учеником, является первым значительным деятелем в области нашей искусственной музыки XVIII века, решительно и надолго направившим ее в русло полного итальянизма.

Настоящим церковным композитором, хотя бы и в итальянском смысле этого слова, Галуппи, выдающийся представитель итальянской комической оперы прошлого века, никогда не был, но его авторитет, как европейской знаменитости, довольно сильная техника и внешняя красивость музыки, вместе с придворным его положением, создали ему такое влияние, с которым бороться было невозможно.

С него начинает упрочиваться в нашей духовной музыке тот слащавый сентиментально-игривый оперно-концертный итальянский стиль, который до сих пор господствует в ней, определяя вкусы не только общества, но, отчасти, и духовенства, призванного блюсти чистоту и строгость церковного обряда.

Самым ранним представителем нового итальянского стиля из числа русских церковных композиторов был Березовский <http://www.rulex.ru/01020337.htm> (1745 - 77), вернувшийся из Италии в 1774 г. лауреатом Болонской музыкальной академии и не нашедший на родине никакого применения своим знаниям и таланту, что в связи с известной общероссийской слабостью привело его к трагическому концу. Наиболее серьезные стороны своего таланта и композиторской техники Березовский проявил в своем 4-голосном концерте: "Не отвержи мене во время старости" (изданное Юргенсоном). Остальные изданные вещи его слабые. Многие другие сочинения, имеющиеся в рукописях, быть может только приписываются ему.

В отличие от итальянцев, совсем не заботившихся о соответствии музыки тексту в сочинениях для нашего богослужения, Березовский стремился к возможно строгому соответствию музыки и слов не только в смысле просодии, но в смысле истолкования музыкой их содержания. Произведения его имели вообще довольно слабое распространение.

Счастливее был другой талантливый представитель итальянского концертного стиля, Бортнянский (1751 - 1825), учившийся у Галуппи сначала в Петербурге, потом в Италии, где пробыл до 1779 г. Вскоре по возвращении Бортнянский был назначен "композитором придворного певческого хора", а в 1796 г. - директором придворной певческой капеллы. Превосходный техник, хотя и в итальянском духе, часто жертвующем благозвучию музыкальной характеристикой и мелодической независимостью голосов, Бортнянский был весьма плодовитым духовным композитором, создавшим целый ряд образцов, которым следовали и позднейшие наши церковные композиторы (например, форма "Херувимской", сделавшаяся типичной).

Ученики Сарти, - Дегтерев (1766 - 1813), Ведель (1770 - 1806 или 1810), Давыдов (1777 - 1825), - представляют еще большую степень увлечения стилем. У Дегтерева и Веделя преобладает элемент сентиментально-слащавый, выраженный в кудреватом, мелодическом по преимуществу стиле. Стройной полноты, гармонического равновесия между голосами хора произведения Веделя и Дегтерева не представляют. Оба жертвуют целым в пользу красивых мелодических выходок в отдельных голосах, обрекающих другие на совершенно пассивную и бесцветную роль.

Достоинство обоих композиторов - стремление согласовать музыку с текстом и выразить религиозное настроение, заключающееся в словах последнего. Это не всегда удавалось им, вследствие ограниченности дарования, однородности музыкального развития и вкуса. К чести Веделя нужно сказать, что он строго судил свои произведения. Сочинения обоих остались в рукописи.

Мы находим в них звучность, бойкость и размашистость мелодичного движения голосов, большую гармоническую полноту и более решительную модуляцию, чем у Веделя и Дегтерева; зато в них отсутствует почти совершенно глубина и чистота религиозного чувства и настроения. У всех трех мы находим отсутствие самостоятельности и художественной свободы в голосоведении, а также разнообразия и непринужденности модуляций, присущих Бортнянскому, несмотря на указанные недостатки его стиля. Деятельность итальянских маэстро и их последователей быстро распространила новый концертный стиль духовной музыки по всей России; этому способствовало размножение певческих хоров и школ для обучения церковному пению. Лучшим хором была придворная певческая капелла, поставленная на замечательную высоту еще предшественниками Бортнянского. В 1767 г. в ней было 100 человек, преимущественно малороссов. Бортнянский, став ее директором, выбрал для нее лучшие голоса из архиерейских хоров по всей России, изгнал разные дурные певческие привычки (крик и т. д.) и довел капеллу до высшего совершенства.

Пение концертов во время богослужения этим указом не было искоренено, и запрещение его приходилось повторять и в текущем столетии.

В 1816 г. Святейший Синод запретил употребление при богослужении концертов и рукописных нот, разрешив исполнение только произведений самого Бортнянского <http://www.rulex.ru/01020654.htm> или одобренных им сочинений других авторов. Благодаря этой мере и деятельности придворной певческой капеллы, с Бортнянским во главе, пробуждается более ясное представление о требованиях, которым должна удовлетворять церковная музыка: композиторы стараются писать произведения, более отвечающие богословным потребностям и силам обыкновенных хоров.

 


Заключение

 

Творчество выдающихся композиторов, таких как - Березовского, Бортнянского и Ведела очень сильно повлияло на историю церковной музыки XIX в. Киевской Руси. Каждый композитор внес свой особый бесценный вклад.

В настоящее время в наших храмах преобладает полифония. От древнерусского напева мы уже отвыкли, хотя сейчас интерес к нему возрождается. Лучшие образцы современной церковной музыки продолжают традиции старинных распевов и творчества композиторов XIX в. Возрождение древнерусских традиций церковной музыки является одним из путей к облегчению понимания церковной службы верующими. Ведь музыка, как в свое время говорили - это родная сестра религии.

Она создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена на авторских эмоциональных всплесках - на молитвенный лад настроиться очень трудно, но если музыка находится в согласии со смыслом, она не отвлекает, а помогает сосредоточиться на молитве.

 


Список использованной литературы

 

1. Металлов, "Очерк истории православного церковного пения в России". - 2-е изд., Москва, 1896;

. В. Морков, "Протоиерей Петр Иванович Турчанинов". - Санкт-Петербург, 1862;

. Металлов В. «Очерк истории церковного пения в России». Троице-Сергиева лавра, 1995.

. С.В. Смоленский, "Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения". - Москва, 1895;

. П.П. Сошальский, "История церковного пения в России". - Одесса, 1872;

. Д.Н. Соловьев, "Церковное пение в Валаамской обители". - Санкт-Петербург, 1889;


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.