Главное препятствие на пути к просветлению — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Главное препятствие на пути к просветлению

2020-04-01 252
Главное препятствие на пути к просветлению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что такое просветление?

 

Нищий сидел на обочине дороги уже больше тридцати лет. Однажды мимо него проходил странник. «Подайте какую-нибудь мелочь», — пробормотал нищий машинально протягивая прохожему старую бейсбольную кепку. «Мне нечего тебе дать, — сказал странник и поинтересовался: — А на чем это ты сидишь?» «Да так, — отмахнулся нищий, — на каком-то старом сундуке. Я сижу на нем, сколько себя помню». «И даже не заглядывал в него?» — спросил странник. «Нет, — ответил нищий. — Какой в этом смысл? В нем ведь все равно ничего нет». «А ты все-таки загляни», — посоветовал странник.

Нищий с трудом приподнял крышку сундука.

Каков же был его восторг и изумление, когда он обнаружил, что сундук доверху набит золотом!

Я — тот самый странник, которому нечего вам дать и который призывает вас заглянуть внутрь. Но не внутрь сундука из притчи, а внутрь себя.

«Но ведь я не нищий», — предвижу я ваши возражения.

Те, кто еще не понял, что истинное богатство следует искать не где-нибудь, а в сияющей радости Бытия и сопутствующем ему глубоком и незыблемом покое, и есть нищие, даже если они владеют огромными материальными ценностями. Они ищут вовне всякого рода удовольствия, возможности для самореализации и самоутверждения, безопасность и любовь, в то время как сокровище, включающее в себя все это и бесконечно большее, чем все, что только может предложить мир, находится у них внутри.

При слове просветление воображение рисует какие-то сверхчеловеческие подвиги, что очень импонирует нашему эго. Однако просветление — просто ваше естественное состояние, в котором вы чувствуете единство с Бытием, связь с чем-то неизмеримым и не подверженным разрушению,

Парадоксальным образом это «что-то» и есть вы, и в то время оно намного больше вас. Это ваша истинная природа, пребывающая по ту сторону имен и форм. Неспособность чувствовать свое единство с ней порождает иллюзию отделенности — от себя и от мира. Осознанно или неосознанно, вы начинаете воспринимать себя изолированным фрагментом. Страх нарастает, нормой становятся внутренние и внешние конфликты.

Мне нравится очень простое определение, которое дал Будда. Он сказал, что просветление есть «прекращение страданий». Согласитесь, что тут нет ничего сверхчеловеческого. Разумеется, это определение неполно. Оно указывает лишь на отсутствие страдания, то есть поясняет, чем просветление не является. Но что остается, когда страдание исчезает? Будда ничего не говорит об этом, и его молчание означает, что ответ вы должны найти сами. Он использует такое негативное определение, чтобы ум не мог превратить просветление в объект веры или в нечто сверхчеловеческое — в цель, которой невозможно достигнуть. И все же, несмотря на такую меру предосторожности, большинство буддистов по-прежнему убеждены, что просветление доступно лишь Будде, но не им, по крайней мере не в этой жизни...

 

Вы используете слово «Бытие». Что вы под этим подразумеваете?

 

Бытие — это вечная и вездесущая Единая Жизнь, стоящая за мириадами форм жизни, подверженных рождению и смерти. Бытие присутствует внутри всего живого как его сокровенная невидимая и не подверженная разрушению сущность. И значит, оно доступно вам прямо сейчас как ваше собственное глубочайшее «Я», как ваша истинная природа. Но не пытайтесь постичь его умом. Не пытайтесь понять.

Познать его можно только тогда, когда ум спокоен. Когда вы присутствуете, когда ваше внимание интенсивно и полностью погружено в Сейчас.

Просветление — это и есть осознание Бытия, пребывание в состоянии «чувственной реализации».

 

 

Говоря о Бытии, вы имеете в виду Бога? Если это так, то почему бы не называть вещи своими именами?

 

Слово «Бог» потеряло всякий смысл после того как им тысячелетиями злоупотребляли. Я иногда использую его, но делаю это очень осторожно. Говоря, что им злоупотребляли, я имею в виду, что люди, которые никогда даже на краткий миг не соприкасались с миром духовного, с безграничной реальностью, стоящими за этим словом, пользуются им так уверенно, будто знают, о чем идет речь.

А кто-то, наоборот, пытается отрицать его, как будто знает, против чего идет. Из-за таких злоупотреблений и возникают всевозможные абсурдные верования, притязания и эгоистические заблуждения вроде «Мой или наш бог — это истинный Бог, ваш же бог — вредная выдумка» или знаменитого высказывания Ницше «Бог мертв».

Слово Бог превратилось в застывшую идею. Стоит лишь его произнести, как в голове мгновенно возникает определенный образ. Не обязательно белобородого старца, но все же кого-то, кто находится вне вас и неизменно представляется вам лицом мужского пола.

Ни слово Бытие, ни слово Бог, ни любое другое слово не в состоянии описать или объяснить стоящую за ними реальность. А значит, для вас должен быть важен только один вопрос: помогает ли вам это слово ощущать то, на что оно указывает, или, наоборот, мешает? Нацеливает ли оно вас на стоящую за ним трансцендентальную реальность? Или же оно очень легко становится не более чем идеей в вашей голове, в которую вы верите, ментальным идолом?

Слово Бытие ничего не объясняет, как, впрочем, и слово Бог. Но у Бытия есть преимущество: это открытая концепция, оно не сводит бесконечное невидимое к конечному объекту. Сформировать мысленный образ Бытия невозможно. И никто не может претендовать на единоличное владение Бытием. Оно — сама ваша сущность, которая доступна вам всегда и везде в виде чувства собственного присутствия — как реализация вашего Я есть, которое преобладает над «я есть это» или «я есть то». Поэтому от слова Бытие до переживания реальности Бытия — один шаг, не более.

 

 

Что, по-вашему, больше всего мешает нам ощутить эту реальность?

 

Отождествление с умом, по причине чего мысль становится обязательным условием существования. Неспособность приостановить поток мыслей — страшное несчастье, но мы об этом даже не подозреваем: этим недугом страдает почти каждый из нас, потому такое состояние считается нормой.

Неумолчный шум в голове мешает обнаружить неотделимый от Бытия мир внутренней тишины. Вдобавок шум порождает вымышленное ложное «я», отбрасывающее тень страдания и страха. Обо всем этом мы поговорим более детально.

Когда философ Декарт произнес свою знаменитую фразу: «Я мыслю, следовательно, существую», он полагал, что открыл фундаментальную истину. В действительности же он выразил главное человеческое заблуждение, которое заключается в отождествлении мышления с Бытием, а своей идентичности — с мышлением.

Человек, не способный остановить поток своих мыслей, живет в состоянии кажущейся обособленности в безумно запутанном мире постоянных проблем и конфликтов, который отражает все большее дробление ума. Просветление же — это состояние целостности и единства, а следовательно, покоя. Оно означает единство с жизнью в ее проявленном аспекте, с миром, а также со своим глубочайшим «Я» и непроявленной стороной жизни — иными словами, единство с Бытием.

Просветление — это не только прекращение страданий и избавление от внутренних и внешних конфликтов, но и конец нашей рабской зависимости от непрерывного потока мыслей. Вот где настоящая свобода!

Отождествление себя с умом создает непрозрачный экран из понятий, ярлыков, образов, слов, суждений и определений, которые препятствуют подлинным отношениям. Это экран между вами и вашей сущностью, вами и вашими друзьями, вами и природой, вами и Богом. Именно он создает иллюзию обособленности, иллюзию того, что есть вы, а есть другие люди, существующие совершенно обособленно от вас.

В результате вы забываете существенный факт — за уровнем физической действительности и отдельных форм лежит еще один уровень, на котором мы едины со всем, что есть. Говоря «забываете» я имею в виду, что вы перестаете ощущать это единство как само собой разумеющуюся реальность. Да, вы можете верить в нее, однако знать — совсем не то, что верить. Вера способна утешить. Но только опыт непосредственного переживания делает веру осознанной и открывает путь к истинной свободе.

Мышление превратилось в болезнь. А болезнь возникает, когда нарушается равновесие. Например, если клетки тела делятся и размножаются нормально, не возникает никаких отклонений в состоянии здоровья. Но если процесс деления клеток выходит из-под контроля и они начинают размножаться слишком быстро, человек заболевает.

При умелом использовании ум может стать великолепным инструментом. Если же применять этот инструмент неправильно, он начинает разрушать человека. Может быть, «неверное применение» — неправомерное определение, ведь мы, как правило, вообще не пользуемся умом. Он нами пользуется! И это болезнь, аномалия. Человек отождествил себя с умом. Это большая ошибка. Ум подменил человека.

 

Я не могу с вами полностью согласиться. Действительно, как и большинство людей, я занят бесцельными размышлениями, но когда мне нужно что-то сделать или чего-то добиться, я использую свой ум, причем делаю это постоянно.

 

Способность решить кроссворд или сконструировать атомную бомбу не означает, что вы используете свой ум. Как собаки обожают грызть кости, так ум обожает «вгрызаться» в проблемы. Вот почему он решает кроссворды и конструирует атомные бомбы. Вас же не интересует ни то, ни другое. Позвольте задать вам один вопрос: «Умеете ли вы останавливать свои мысли? Вы уже нашли нужную кнопку?»

 

Вы имеете в виду, могу ли я вообще перестать думать? Нет, не могу, разве что на секунду-другую.

 

В таком случае ваш ум использует вас. Но поскольку вы воспринимаете себя и свой ум как единое целое, то даже не догадываетесь, что давно уже стали его рабом. Это почти то же самое, как если бы вы были одержимы и считали, что овладевшая вами сущность — вы сами.

Свобода начинается с понимания того, что вы не есть овладевшая вами сущность — «мыслящий». Такое понимание позволяет наблюдать за этой сущностью. В момент, когда вы начинаете наблюдать за мыслящим, в вас активизируется высший уровень сознания.

Постепенно вы начинаете осознавать, что по ту сторону мысли лежит безбрежный океан Разума и что мысль — крохотная частица этого океана. Кроме того, вы осознаете: все по-настоящему ценное — красота, любовь, творчество, радость и внутреннее спокойствие — зарождается за пределами ума.

И вы начинаете пробуждаться.

 

 

КАК ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ПЛЕНА УМА

 

Что именно вы имеете в виду, когда говорите, что мы должны «наблюдать за мыслящим»?

 

Если человек придет к врачу и скажет: «Я слышу у себя в голове какой-то голос», его, скорее всего, направят к психиатру. Но дело в том, что чуть ли не все люди постоянно слышат у себя в голове один или даже сразу несколько голосов — ваши мыслительные процессы не контролируемы, вы не понимаете, что вам по силам остановить непрекращающиеся внутренние монологи и диалоги.

Наверняка вы когда-нибудь встречали на улице сумасшедших, которые постоянно сами с собой разговаривают или бормочут что-то себе под нос. На самом деле их поведение немногим отличается от поведения «нормальных» людей. Разница лишь в том, что вы не произносите свои мысли вслух. Однако ваш внутренний голос не умолкает ни на секунду. Он без устали комментирует, оценивает, сравнивает, строит догадки, жалуется, хвалит, бранит и так далее. И все это далеко не всегда имеет отношение к тому, что происходит в данный момент. Внутренний голос может с равным успехом воскрешать недавнее или далекое прошлое или же озвучивать будущие, порождаемые воображением ситуации. Причем довольно часто он описывает неблагоприятный ход развития событий и его последствия. Это и есть так называемые тревога и беспокойство. Иногда такой саундтрек сопровождается визуальными образами, а порой и целыми «мысленными сериалами». Но даже текущую ситуацию ваш внутренний голос все равно истолкует исходя из прошлого опыта. Ведь он принадлежит обусловленному уму, который порожден всем тем, что с вами когда-либо происходило, а также во многом обусловлен коллективным сознанием, от которого вы зависите, будучи представителем определенной культуры. Вот почему вы видите Настоящее глазами прошлого и, как следствие, получаете совершенно искаженное представление о нем. Нередко этот голос становится злейшим врагом человека. Этот мучитель, обитающий в головах многих людей, с утра до ночи атакует и третирует их, лишая жизненной энергии. В нем следует искать причину горя, страданий и всевозможных болезней.

Однако все не так уж безнадежно. На самом деле ум не всемогущ. Из его плена можно вырваться. Только это даст вам истинную свободу. И первый шаг к ней вы можете сделать прямо сейчас. Начните прислушиваться к голосу, который бубнит у вас в голове, и старайтесь делать это как можно чаще. Обращайте особое внимание на любые повторяющиеся паттерны ваших мыслей: скорее всего, эти заезженные граммофонные пластинки крутятся у вас в голове уже много лет. Вот что я имею в виду, говоря о «наблюдении за мыслящим». Слушайте голос в своей голове и присутствуйте в качестве свидетеля и очевидца всего, что в вас происходит.

Что бы этот голос ни говорил, слушайте его беспристрастно. Не пытайтесь давать оценку тому, что слышите, и не спешите делать выводы. Ведь это означало бы, что тот же самый голос проник в вашу голову с черного хода. Вскоре вы сможете сказать себе: «Вот — голос, а вот — Я, который слушает его и наблюдает за ним». Эта Я-реализация, это чувство собственного присутствия не относится к разряду мыслей, а рождается за пределами ума.

 

 

Вслушиваясь в ту или иную мысль, вы осознаете не только саму эту мысль, но и себя как ее очевидца. Вам открывается новый уровень сознания. Прислушиваясь к мысли, вы ощущаете свое осознанное присутствие — свою скрывающуюся за этой мыслью (или, если угодно, под ней) глубинную сущность. В результате мысль теряет над вами власть и быстро затухает. Ведь переставая отождествлять себя со своим умом, вы перестаете подпитывать его энергией. А это — первый шаг к свободе от непроизвольного и навязчивого мышления.

В такие моменты вы будете чувствовать, что поток мыслей прервался и в нем образовался просвет «не-ума». Поначалу эти просветы будут длиться всего несколько секунд, но постепенно они станут увеличиваться, принося с собой покой и умиротворение. Вы начнете возвращаться к вашему естественному состоянию переживаемого единства с Бытием, доступ к которому вам преграждал экран ума. По мере практики испытываемые вами покой и умиротворение будут углубляться. Этой глубине нет предела. Вы также начнете чувствовать тонкие эманации радости, поднимающиеся оттуда, из глубины, — радости самого Бытия.

Такое состояние не имеет ничего общего с трансом. Здесь сознание не отключается даже частично. Совсем наоборот. Если бы умиротворение давалось нам ценой притупления сознания, а покой — ценой вялости и сонливости, они не стоили бы того, чтобы к ним стремиться. В этом состоянии внутреннего единения вы воспринимаете и осознаете происходящее гораздо яснее и отчетливее, чем когда отождествляете себя с умом. Вы действительно присутствуете. Вдобавок возрастает частота вибраций энергетического поля, дающего жизнь вашему физическому телу.

Углубляясь в область не-ума, как ее иногда именуют на Востоке, вы погружаетесь в состояние чистого осознания. Вы чувствуете свое присутствие в настоящем с такой силой и радостью, что в сравнении с этим чувством все ваши мысли и эмоции, ваше физическое тело и весь окружающий мир становятся незначительными. Однако же это отнюдь не состояние себялюбия. Ведь ваше эго в нем вообще отсутствует. Такое присутствие выводит вас за рамки ваших прежних представлений о себе. Оно является в сущности вами, и в то же время чем-то неизмеримо большим, чем вы. То, что я сейчас пытаюсь сказать, может показаться вам парадоксальным и даже противоречивым, но я не могу выразить это иначе.

 

 

Создавать просветы в потоке мыслей можно не только «наблюдая за мыслящим», но и просто фокусируя внимание на том, что происходит Сейчас. Для этого нужно лишь очень интенсивно осознавать настоящий момент. Это состояние может доставлять огромное удовольствие. Отвлекая свое сознание от умственной деятельности, вы создаете просвет «не-ума», в котором чутко воспринимаете и осознаете происходящее, но при этом обходитесь без мыслей. В этом — суть всякой медитации.

В обычной жизни этот прием можно сперва отработать на каком-нибудь чисто механическом действии, которое вы обычно воспринимаете только как средство достижения цели. Постарайтесь полностью сосредоточиться на том, что вы делаете. Смысл в том, чтобы это действие само по себе превратилось в самоцель. К примеру, поднимаясь или спускаясь по лестнице, попробуйте проследить за тем, как вы это делаете. Пусть каждый шаг, каждое движение и даже каждый вдох и выдох станут предметом вашего пристального внимания. Будьте предельно собранны. Ощущайте свое присутствие в каждой точке этого перемещения. То же самое можно делать, когда вы моете руки. Не упускайте из виду ни один нюанс этой процедуры: шум текущей воды, запах мыла, соприкосновения ваших рук, их движения и так далее. А вот еще один вариант. Сев в машину и захлопнув дверцу, замрите на несколько секунд и понаблюдайте за своим дыханием. Осознайте безмолвное, но мощное ощущение собственного присутствия. Критерием того, насколько вам это удается, является степень внутреннего покоя, который вы испытываете в такие минуты.

 

 

Перестав отождествлять себя со своим умом, вы сделаете чуть ли не самый важный шаг на пути к просветлению.

Каждый раз, когда вы создаете просвет в потоке мыслей, свет вашего сознания становится все ярче и ярче.

Как знать, быть может, в один прекрасный день вы поймаете себя на том, что улыбаетесь, слушая свой внутренний голос, как улыбались бы, глядя на выходки ребенка.

Это значит, что вы перестали воспринимать свой ум со всем его содержимым серьезно, поскольку ваше самовосприятие больше от него не зависит.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.