Проблемы исполнения судебных актов и перспективы института частных судебных приставов-исполнителей в России — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Проблемы исполнения судебных актов и перспективы института частных судебных приставов-исполнителей в России

2020-04-01 228
Проблемы исполнения судебных актов и перспективы института частных судебных приставов-исполнителей в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

В свое время судебная реформа 1864 г ознаменовала возникновение службы приставов, уполномоченных государством исполнять судебные решения и охранять интересы тяжущихся. Служба судебных приставов просуществовала по модели 1864 г. до 1917 г.

Возрождение службы произошло через 133 года: июль 1997г. был отмечен принятием Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Момент вступления названных Законов силу ознаменовал рождение новой для России службы — службы судебных приставов Российской Федерации. Ноябрь 2002 г. стал первым юбилейным годом, когда судебные приставы России отметили свой день рождения и подвели итоги пятилетнего развития. Законы 1997 г. включают лучшее как из реформы 1864 г., так и из деятельности судебных исполнителей советского периода. Однако современная практика деятельности судебных приставов тяготеет к постоянному усложнению. Развитие рыночных отношений в России привело к стремительному развитию гражданского права, поэтому приходится исполнять решения судов, связанные с обращением взыскания на ценные бумаги, дебиторскую задолженность. Это требует широких юридических знаний. Новое уголовное процессуальное, административное законодательство наделяет службу приставов дополнительными, ранее несвойственными ей функциями, что также требует постоянного повышения квалификации приставов.

 

 

Можно говорить о разных аспектах деятельности службы судебных приставов: об исполнительном производстве, обеспечении установленного порядка деятельности судов, организации дознания, о статистике, кадровых вопросах. На любом направлении деятельности важен профессионализм судебных приставов, тем более, что законодательно не возможно прописать все вариации правовых ситуаций, с которыми приходиться сталкиваться на практике. Кроме того, законодательство, постоянно совершенствуясь изменяется. В правоприменительной практике судебных приставов сплетаются различные отрасли права, экономика, психология. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации наделили службу судебных приставов новыми полномочиями: осуществление дознания по 5 составам преступлений, привлечение к административной ответственности по 11 составам. Для их выполнения в службе судебных приставов должны работать специалисты, обладающие необходимыми знаниями и профессиональными навыками. А если учесть, что закон не требует того, чтобы судебный пристав обладал высшим юридическим образованием, единственный путь обеспечения качественного исполнения судебных актов и актов иных органов, а также выполнения иных функций — это постоянное обучение, повышение квалификации судебных приставов.

После возложения на главных судебных приставов, старших функций органа дознания по новому УПК РФ стало необходимо не только организовать отделы дознания но и обучить специалистов тактике и методике проведения дознания по определённым категориям дел.Тем более, что подобной практики в территориальных органов Министерства юстиции до этого не было и не могло быть. Для разработки необходимых методических рекомендаций по проведению дознания авторский коллектив учёных и практиков из Высшей школы милиции (г. Екатеринбург) провели обобщение более 200 уголовных дел, рассмотренных судами. По результатам работы подготовлены учебное пособие и курс для обучения старших судебных приставов. Кроме того, проведено обучение старших судебных приставов и тех специалистов, которые будут выполнять работу дознавателей.

Современная деятельность по применению законодательства (а именно таковой и является работа судебных приставов, специалистов службы судебных приставов) и в дальнейшем будет неизбежно требовать постоянного профессионального роста тех, кто в силу закона уполномочен применять право, защищать права и интересы различных субъектов права.

 

Исполнительное производство

Исполнительное производство — заключительная стадия гражданского процесса, в которой принудительно осуществляются права, подтвержденные решением суда. Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, судебными приставами — исполнителями.

Исполнительное производство обеспечивает достижение материально-правовой цели юрисдикционной деятельности. Именно по нему можно судить об эффективности и действенности правовой защиты в целом. Ошибки, допущенные в ходе исполнительного производства, могут свести на нет всю правоохранительную деятельность по защите конкретных прав и привести к противоположному результату — нарушению субъективных материальных прав и охраняемых законом интересов субъектов правоотношений.

Отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, где субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, нарушенный или оспоренный должником и подтвержденный юрисдикционным актом, получают свою реализацию через механизм государственного принуждения, регулирует исполнительное право.

Источником исполнительного законодательства выступает в первую очередь Конституция РФ, ст. 15 которой обязывает все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, федеральные законы и подзаконные акты, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Законодательство РФ об исполнительном производстве также состоит из Федерального закона от 21 июля1997 г N.№ 119-фЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, которым при рсущест-влении-установленньпгзаконом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Закон «О судебных приставах» определяет организацию деятельности службы судебных приставов.

Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ регулируют вопросы производства, связанного с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

Органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов являются Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации и службы судебных приставов субъектов РФ (далее — ФССП России).

ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов;

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);

участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5) создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию.

Незаконные действия судебного пристава — исполнителя могут быть обжалованы.

--PAGE_BREAK--

В соответствии со ст. 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» обжалование действий (бездействия) судебных приставов — исполнителей осуществляется путем подачи жалобы на действия судебного пристава — исполнителя по исполнению исполнительного документа или на отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава — исполнителя.

Жалоба подается изыскателем или должником в суд в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа) в совершении действия. Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда лицу стало об этом известно.

Статья 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» устанавливает определенные особенности обжалования в зависимости от того, при исполнении какого акта судебным приставом — исполнителем совершены действия (отказано в их совершении), ставшие предметом обжалования.

В том случае, когда исполнительный документ выдан судом общей юрисдикции, жалоба подается в суд общей юрисдикции. Выдача исполнительного документа арбитражным судом определяет подачу жалобы в арбитражный суд. В соответствии с ответами Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ на вопросы судов по применению норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, утвержденными Президиумом Верховного Суда РФ 24 марта 2004 г., если исполнительный лист выдан мировым судьей — мировому судье, в районе деятельности которых исполняет свои обязанности судебный пристав — исполнитель.

Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом — исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава —исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава — исполнители.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются участники исполнительного производства в процессе рассмотрения жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя, — это отсутствие четко регламентированных в правовом плане сроков судебного разбирательства.

Вышесказанное относится исключительно к гражданскому процессуальному законодательству.

Рассмотрение жалобы по правилам искового производства возможно лишь в случаях, предусмотренных ГПК РФ. Статья 441 ГПК РФ, регулирующая вопросы обжалования действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя, не отсылает к гл. 15 ГПК РФ и не содержит положений, устанавливающих, что дела по жалобам на действия (бездействие)судебного пристава — исполнителя рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства.

Соответственно, вывод о необходимости рассмотрения жалобы на действия (бездействие)судебного пристава — исполнителя по правилам производства в суде первой инстанции сделан на основе расширительного толкования ст. 441 ГПК РФ, что в данном случае не допускается.

Представляется, что при обжаловании действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя логично было бы применить гл. 25 ГПК РФ, регулирующей порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия)органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В этом случае срок на рассмотрение жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя составляет 10 дней (ст. 257 ГПК РФ).

Рассмотрение жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя в десятидневный срок представляется обоснованным с точки зрения соответствующих положений не только ГПК РФ, но и Закона РФ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об исполнительном производстве» при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав — исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника. Как правило, судебный пристав — исполнитель рассматривает обжалование его действий (бездействия) как обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий.

Соответственно, эти 10 дней могут быть использованы стороной, обжалующей действия судебного пристава — исполнителя как отсрочка приведения в исполнение незаконного исполнительного документа.

Разумеется, отложение исполнительных действий — это не единственный вариант возможной отсрочки исполнения исполнительного документа.

Статья 436 ГПКРФ предусматривает обязанность судьи приостановить исполнительное производство в случае:

смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, утраты должником дееспособности;

участия должника в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы взыскателя, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;

предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается федеральным законом;

подачи жалобы в суд на действия органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

вынесения определения судьей, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного постановления.

Статья 437 ГПК РФ предусматривает, что судья может также приостановить исполнительное производство в случае:

реорганизации организации, являющейся должником; просьбы должника, проходящего военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

нахождения должника в длительной служебной командировке;

нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

розыска должника, его имущества или розыска отобранного у должника ребенка;

обращения судебного юриста на — исполнителя в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного постановления, подлежащего исполнению;

подачи жалобы на действия судебного пристава — исполнителя или на его отказ в совершении исполнительных действий, а также на отказ в отводе судебного пристава — исполнителя.

Таким образом, сторона исполнительного производства, решив воспользоваться предусмотренной законодательством возможностью отсрочки исполнительных действий, может отложить и (или) приостановить исполнительные действия способом, установленным законом.

В случае отложения исполнительных действий должник сталкивается с тем, что ст. 441 ГПК РФ, регулирующая вопросы обжаловании действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя, не содержит положений о сроке рассмотрения соответствующих жалоб в суде. В результате десятидневный срок, предусмотренный для отложения исполнительных действий по заявлению должника, истекает, а жалоба остается в производстве суда на рассмотрении.

Некоторые юристы могут возразить, что п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об исполнительном производстве» не содержит ограничений по количеству возможных отложений исполнительных действий. Соответственно, должник вправе обратиться с заявлением об отложении исполнительных действий на 10 дней неограниченное количество раз. Однако следует учитывать, что п. 2 ст. 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» предусматривает не обязанность, а право судебного пристава — исполнителя на отложение исполнительных действий. Более того, такие обстоятельства, как обжалование действий (бездействия) судебного пристава, правомерно могут быть рассмотрены какие препятствующие совершению исполнительных действий.

В этом случае у должника, обжалующего незаконные, по его мнению, действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя, остается единственная возможность их отсрочки — это предусмотренная ст. 436, 437 ГПК РФ, ст. 327 АПК РФ, ст. 21, 22 Закона РФ «Об исполнительном производстве» возможность приостановления исполнительных действий.

Полномочиями по приостановлению исполнительного производства обладают: суд общей юрисдикции, мировой судья, арбитражный суд.

При приостановлении исполнительных действий, так же, как и при их отложении, стороны исполнительного производства сталкиваются со схожими проблемами.

Статья Закона I 'Ф «Об исполнительном производстве» устанавливает максимальный срок 5 дней на исполнение исполнительного документа.

В соответствии с ч. 3 ст. 327 АПК РФ заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Статьи 436, 437 ГПК РФ, устанавливающие, соответственно, обязанность и право судьи приостановить исполнительное производство, не содержат положений, касающихся порядка и срока рассмотрения заявления о приостановлении исполнительного производства. Не содержит таких положений и Закон РФ «Об исполнительном производстве».

продолжение
--PAGE_BREAK--

В итоге должник, на которого возложена обязанность по исполнению исполнительного документа, в течение 5 дней, а то и меньше, со дня его получения получает определение о приостановлении исполнительного производства после исполнения исполнительного документа.

Выходом из ситуации могла бы служить возможность приостановления исполнительного производства не только судом, но и судебным приставом —исполнителем в сроки, более короткие по сравнению со сроками исполнения исполнительного документа.

С такими же препятствиями должник зачастую сталкивается и при попытке прекратить исполнение незаконного исполнительного документа.

В случае признания незаконным исполнительного документа и прекращения исполнительного производства должник сталкивается с невозможностью поворота исполнения.

Автору пришлось столкнуться в своей практике со следующей ситуацией.

Должнику-организации поступило постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа.

Указанное постановление не (одержало наименование суда, выдавшего исполнительный документ. Изучив данные, содержащиеся в постановлении, в частности сведения о взыскателе, организация пришла к выводу, о том, что решение суда, на основании которого был выдан исполнительный лист, принято в ее отсутствие. Исковое заявление, судебные повестки организации не направлялись. Весь судебный процесс производился без участия организации.

Просьба организации о сообщении судебным приставом — исполнителем данных, содержащихся на почтовом конверте, в котором в службу судебных приставов поступил исполнительный лист, не была удовлетворена.

В итоге организация— должник была лишена права на обжалование незаконного судебного решения, принятого в ее отсутствие.

Организация обжаловала действия судебного пристава — исполнителя по исполнению незаконного исполнительного документа.

Зато время, пока жалоба на действия судебного пристава — исполнителя находилась в суде, исполнительный документ был исполнен, денежные средства были перечислены взыскателю.

Решением суда постановление о возбуждении исполнительного производства было признано незаконным.

Однако, учитывая, что ст. 443 ГПК РФ предусматривает поворот исполнения решения суда только в случае отмены решения суда, организация, перечислившая денежные средства взыскателю, вернуть их не смогла.

В заключение отметим, что существующие недостатки современного исполнительного законодательства, а именно несогласованность сроков исполнения исполнительного документа со сроками его исполнения, невозможность поворота исполнения судебного решения в случае отмены исполнительного документа и прекращения исполнительного производства, а также загруженность судов, препятствующая нормальному движению дела, лишают всякого смысла сам процесс обжалования решений, действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя, имеющий целью не допустить принудительное исполнение незаконного исполнительного документа.2

Заключение

Низкий уровень исполненных судебных актов и актов иных юрисдикционных органов не только нарушает права граждан и организаций, но и порождает ряд других негативных явлений.5

Работа судебных приставов с каждым поколением становится все более организованной, применяются новые методы работы. Судебный пристав, для меня стал наиболее интересной сферой деятельности государственных органов, зная историю и успехи продвижения, можно смело утверждать, что система периодически совершенствуется. Как для будущего юриста, полученная информация очень важна для меня, хотя другие сферы деятельности государственных органов не менее важны в процессе обучения.

 

 

Судебный пристав – это должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

· судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);

· судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Деятельность судебных приставов - государственных гражданских служащих Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

· по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

· по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также

· по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

· Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

· Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

· Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;

· Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

· Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

· Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

· Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

· Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

· Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

· Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

· Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

· Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Заключение

В заключение отметим, что Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» являются значительным шагом вперёд в развитии исполнительного законодательства и становлении гражданского исполнительного права. Постепенное их совершенствование с учётом юридической практики, прежде всего судебной, позволит разрешить поставленные здесь и многие другие вопросы, более полно защищать права и интересы участников гражданского оборота, гарантируя их юридическую безопасность.

Кроме того, необходимо учитывать следующее. Российское право, включая исполнительское законодательство, бессильно решить проблемы, которые носят в основном экономический характер и порождены дефектами экономического и политического механизма власти в государстве. Поэтому, с одной стороны, не следует ожидать, что новые правовые решения дадут какой-либо существенный результат без улучшения общей экономической ситуации, достижения политической стабильности, до тех пор, пока крупнейший должник в современном гражданском обороте – само российское государство, не исполнит принятые на себя обязательства либо прекратит брать на себя то, что не в состоянии выполнит. С другой стороны, задачи системы исполнения – обеспечивать неотвратимость имущественной и иной ответственности должника в гражданском обороте, без которой невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.

Список использованной литературы

1. Осипов Ю.К., Комиссаров К.И. и др. «Гражданский процесс», М. «БЕК», 1995 г.

2. Юков М.К., Шерстюк В.М. «Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве»», М., ООО «Издательство «Статут»». 1998 г.

3. Кондрашов Б.П. «Судебные приставы и исполнительное производство в законодательстве Российской Федерации», м., ИД «Мир Безопасности», 1999 г.

4. Ярков В.В., Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», М., Юрист, 1999 г.

5. Соловьёва Л. «Кто защитит взыскателя», «Бизнес-адвокат», 1998 г., № 12.

6. Ярков В.В., «Гражданский процесс». Учебник, 3-е издание, М., БЕК. 1999.

7. Ярков В.В., «Арбитражные процесс». Учебник. М. Юрист. 1998 г.

8. Березий А.Е., Подвальный И.О., «О практике применения ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве»». Вестник ВАС. 1999. № 9.

9. Юков М.К., Яковлев В.Ф., Комментарий к АПК РФ, м., Контракт,1997 г.

10. Треушников М.К., Комментарий к ГПК РСФСР, изд.2-е. М., Спарк-Городец. 1997

11. Чечот Д.М. Неисковые производства. М., Юридическая литература, 1973.

12. Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе, Саратов, 1985 г.

13. Сергун А.К., Принудительное исполнение судебных решений в общем процессе реализации норм права. М. 1978.

14. Гурвич М. Особые производства в гражданском процессе. Соц. Законность. 1958. № 8.

 

Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие
требования судебных актов и актов других органов

 

В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" *(126) Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве (далее - акты других органов);

3) управление территориальными органами ФССП России.

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ:

установленный порядок деятельности судов;

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством РФ:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);

участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

‑­

5) создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

6) обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

7) проводит в установленном законодательством РФ порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФССП России, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

8) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;

9) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

10) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

11) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;

12) осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке, установленном законодательством РФ;

13) осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном Правительством РФ;

14) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством РФ срок;

16) осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

18) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

3) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов ФССП России, а также жилищное строительство;

4) образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные и консультативные органы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

5) заключать гражданско-правовые договоры.

ФССП России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.

ФССП России возглавляет директор - главный судебный пристав Российской Федерации (далее - директор ФССП), назначаемый на должность и освобождаемый от должности ‑­

Президентом РФ.

Директор ФССП несет персональную ответственность за


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.