Основные экономические показатели, оценка состояния отраслей экономики и перспективы их развития. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Основные экономические показатели, оценка состояния отраслей экономики и перспективы их развития.

2020-04-01 161
Основные экономические показатели, оценка состояния отраслей экономики и перспективы их развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Венгрия относится к категории среднеразвитых государств. Доля в мировом паритетном ВВП - 0,2%, доля в паритетном ВВП стран ЕС - 0,8%. Паритетный ВВП на душу населения по итогам 2012 г. составил около 16,5 тыс. евро.

В 2001-2008 гг. экономика Венгрии росла относительно высокими темпами, уступая среди новых участников Евросоюза лишь Польше и Чехии. За отмеченный период ее ВВП увеличился примерно в 1,3 раза. Однако под воздействием мирового финансового кризиса экономика страны со второй половины 2008 г. продемонстрировала значительный спад. На протяжении 2009 г. хозяйственное положение Венгрии еще более усугубилось: объем ВВП снизился на 6,7%, капиталовложения уменьшились на 8,6%, потребление населения сократилось на почти на 7%, уровень безработицы подскочил до 10,5%.

 

Динамика основных показателей социально-экономического развития Венгрии в 2008-2012 гг. (в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах)

  2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Валовой внутренний продукт 0,8 -6,7 1,2 1,7 -1,7
Промышленность -0,1 -17,9 10,5 5,6 -1,7
Строительство -3,7 -5,3 -10,1 -7,8 -5,9
Сельское хозяйство 23,3 -15,2 -16,3 12,5 -24,0
Капиталовложения -3,0 -8,6 -5,4 -4,5 -5,2
Реальные доходы населения -2,8 -6,0 0,1 0,5 -1,8
Инфляция 6,1 4,2 4,9 3,9 5,7
Уровень безработицы (на конец года в% к численности трудоспособного населения) 8,0 10,5 11,2 11,0 10,8
Экспорт (в текущих ценах) 3,3 -25,2 19,1 9,7 0,2
Импорт (в текущих ценах) 3,3 -17,1 15,0 8,3 0,4
Дефицит (-)/ профицит (+) госбюджета (в% по отношению к ВВП) -8,9 -3,9 - 4,2 +1,4 -3,0
Внешнеторговое сальдо (млрд. евро, в текущих ценах) -0,2 3,7 5,6 7,0 6,9
Сальдо текущего платежного баланса (млрд. евро, в текущих ценах) -7,5 0,2 2,2 3,9 2,4

 

В 2010-2011 гг. резкое падение экономики удалось частично преодолеть. Объем ВВП увеличился за указанные два года примерно на 3%. Наряду с этим, были достигнуты существенные положительные сдвиги в области улучшения нарушенного внешнего и внутреннего финансового равновесия. В том числе, дефицит государственного бюджета страны порядка 9% к ВВП сменился, по официальным данным, на профицит в размере 1,4%. Было преодолено также отрицательное торговое сальдо и достигнут крупный положительный баланс внешнеторгового оборота. Удалось ликвидировать и чрезмерно большой дефицит текущего платежного баланса. Значительную роль в улучшении финансовой сбалансированности сыграл полученный Венгрией от МВФ и Евросоюза в 2008 г. кредит на общую сумму 20 млрд. евро. Это позволило отодвинуть возникшую непосредственную угрозу дефолта.

Но в ситуации обозначившейся «новой волны» мирового кризиса указанных выше позитивных сдвигов оказалось недостаточно для надежной стабилизации венгерской экономики.

В 2012 г. хозяйство страны оказалось снова в рецессии. Валовой внутренний продукт уменьшился на 1,7%, что явилось одним из худших показателей в Евросоюзе. Примерно на 1,7% снизился и выпуск промышленных товаров (в предыдущем году - рост на 5,6%). При этом реализация промышленных изделий на экспорт упала на 0,7%, а поставки на внутренний рынок - сократились на 3,9%. Среди значимых отраслей венгерской индустрии наиболее ощутимо снизилось производство в нефтепереработке (-10%) и электронной промышленности (-18%).

Одновременно выпуск фармацевтической продукции вырос на 4,3%, валовая продукция автомобильной промышленности увеличилась на 8,5%. Объем производства горнодобывающей промышленности повысился на 8,7%.

Основной спад в венгерской индустрии (-2,8%) был отмечен за минувший год на крупных предприятиях с числом занятых 250 и более человек, тогда как на средних по размеру предприятиях, имеющих численность занятых от 50 до 249 человек, объем выпускаемой продукции на 2,2% увеличился. Небольшие предприятия с числом занятых менее 50 человек снизили выпуск на 0,8%.

Общая численность занятых в промышленности уменьшилась по итогам 2012 г. примерно на 2,1%, в результате производительность труда в отрасли повысилась на 0,4%.

Объем строительно-монтажных работ сократился на 5,9% (падение шестой год подряд). В том числе, строительство зданий уменьшилось на 7,6%. Возведение прочих сооружений снизилось на 4%, главным образом - в силу имевшего место некоторого расширения строительства автомобильных дорог и железнодорожных путей.

Аграрное производство уменьшилось на 24% вследствие сильной засухи. Основной спад наблюдался в растениеводстве. Так, общий сбор зерновых культур сократился почти на 25%, а кукурузы - более чем на 40%. Валовая продукция животноводства снизилась в гораздо меньшей степени. Общее поголовье крупного рогатого скота, овец и лошадей даже несколько выросло. Но одновременно поголовье свиней упало на 2%, домашней птицы - на 8%.

Общее падение в секторе услуг составило 0,5%, в том числе, финансовых услуг - 3%. Положительная динамика наблюдалась лишь в сегменте телекоммуникационных услуг.

Объем грузовых и пассажирских перевозок снизился в 2012 г. примерно на 1,5-2%.

На охарактеризованном фоне для венгерского туризма минувший год оказался сравнительно успешным. Общее число туристов увеличилось на 3,6%. Число посетивших страну иностранцев выросло на 8,1%. Вместе с тем, средние расходы туристов относительно снизились. Наблюдался лишь скромный рост заполняемости гостиниц средней и низшей категории. В итоге доходы гостиничного бизнеса за 2012 г. уменьшились на 0,1% (в предыдущем году - падение на 4,2%). Чистый доход страны от иностранного туризма за указанный период оценивается примерно в 2 млрд. евро.

Оборот внутренней торговли Венгрии сократился по итогам 2012 года на 2,1%. В том числе, реализация продовольственных товаров уменьшилась на 0,8%, промышленных изделий широкого потребления - на 3,5%.

Заявления венгерского правительства о некотором снижении к концу года безработицы были связаны в немалой степени с организацией масштабных общественных работ (более 70 тыс. человек), участники которых являлись по преимуществу временно занятыми с низкой зарплатой.

Уменьшение в стране внутреннего использования ВВП составило примерно 2,5%. В рамках этого инвестиции снизились на 5,2%, реальные доходы населения - почти на 2%. Удельный вес капиталовложений во внутреннем использовании ВВП сократился до 17%.

В сфере внешнеэкономических связей экспорт в пересчете на форинты вырос на 3,8%, импорт - повысился на 4% (в пересчете на евро экспорт возрос на 0,2%, импорт - на 0,4%). Благодаря этому, второй год подряд удерживалось положительное внешнеторговое сальдо в размере около 7 млрд. евро, хотя условия торговли за 2012 г. приблизительно на 1,3% ухудшились. Одновременно сохранилось позитивное сальдо текущего платежного баланса, которое составило порядка 0,5% к ВВП (в предыдущем году - 0,9%).

Валютно-финансовая система.

В настоящее время глубоко нарушенная валютно-финансовая сбалансированность является для Венгрии одной из наиболее тяжелых проблем. Главным источником поддержания финансового равновесия страны фактически продолжает оставаться ограничение внутреннего использования ВВП на потребление и накопление по сравнению с его производством. Так, по итогам 2010 г. соответствующий разрыв динамики составил около 3,2 процентных пункта, в 2011 г. - примерно 1,6, в 2012 г. - порядка 1 процентных пункта.

На деле это означает крупномасштабный отток из страны финансовых ресурсов. В результате подрываются возможности экономического роста. Причем, несмотря на существенное улучшение торгового и платежного балансов, финансовая система Венгрии демонстрирует по-прежнему значительную неустойчивость.

Одним из главных факторов охарактеризованной выше ситуации является почти неуклонный рост в стране за последние десятилетия внешней задолженности. На конец 2012 г. совокупный объем государственной задолженности Венгрии по отношению к ВВП составлял более 78% (согласно маастрихтским критериям, верхний допустимый предел - 60%). Страна занимает в Европейском союзе по этому показателю десятое место. Дополнительным элементом риска является то, что держателями свыше половины эмитированных венгерским государством ценных бумаг выступают иностранные юридические и физические лица.

По официальным данным, задолженность Венгрии в течение 2012 г. несколько снизилась. Так, объем государственной задолженности брутто уменьшился примерно со 110 млрд. евро до 98,5 млрд. евро. Чистая государственная задолженность одновременно сократилась с 49,6 до 45,2 млрд. евро. Совокупная задолженность брутто, включающая задолженность государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, равнялась на конец 2012 г. приблизительно 135 млрд. евро. Расходы на обслуживание внешней задолженности по отношению к экспорту достигали около 30%.

В стране продолжают действовать частично скорректированная среднесрочная программу экономического развития (т.н. план Кальмана Селла) и базирующаяся на ней программа конвергенции. Этими документами задача улучшения валютно-финансового равновесия фактически определена на перспективу как главный приоритет.

Согласно названному плану, уровень задолженности брутто по отношению к валовому внутреннему продукту в 2015 г. изначально предполагалось уменьшить до 64%. В интересах этого предусматривалось, в том числе, сохранить позитивное сальдо внешней торговли (на уровне 7,2-8% к ВВП), обеспечить удержание положительного сальдо текущего платежного баланса (2,4-2,8% к ВВП), снизить дефицит государственного бюджета (до -1,5% к ВВП), обеспечить чистый приток зарубежных инвестиций (на уровне 1-2% к ВВП) и т.д.

Однако реализация программы столкнулась с немалыми трудностями. В данной ситуации венгерское руководство начало все шире использовать «неортодоксальные» методы решения намеченных задач. Одним из примеров является национализация средств частных фондов обязательного пенсионного страхования на сумму порядка 14 млрд. долларов (около 9,5% к ВВП). За счет этого удалось к концу 2011 г. добиться «на бумаге» значительного профицита госбюджета. Кроме того, было продлено действие введенных еще ранее антикризисных налогов на финансовые институты, основные энергетические и телекоммуникационные предприятия, а также крупные торговые сети (совокупный объем налогов - порядка 1,4% к ВВП).

Наряду с этим, были осуществлены меры, позволяющие венгерским гражданам досрочно погашать накопленную валютную задолженность со значительным дисконтом. Обеспечение дисконта при этом было возложено на коммерческие банки. Указанные выше и некоторые другие шаги имели своим «побочным» эффектом нарастающее снижение доверия к экономической политике ВР со стороны населения, зарубежных инвесторов и ведущих международных организаций.

Целый ряд крупных транснациональных корпораций обратился с жалобами в Еврокомиссию по поводу установления венгерским правительством антикризисных налогов, а также льготного погашения валютных кредитов граждан за счет коммерческих банков. В совокупности, это привело к увеличивающемуся за последнее время оттоку из Венгрии иностранного капитала.

Согласно данным Венского института международных экономических исследований, приток капиталовложений в Венгрии неуклонно снижался после достижения в 2008 г. отметки почти 5 млрд. евро, составив в 2009 г. около 1,5 млрд. евро, а в 2010 г. - лишь порядка 0,6 млрд. евро. Одновременно с этим отток капиталов из страны равнялся в 2008 г. примерно 2,1 млрд. евро, в 2009 г. - 1,7 млрд. евро, в 2010 г. - 0,8 млрд. евро, в 2011 г. - порядка 1,8 млрд. евро. По данным ВНБ, только за январь-сентябрь 2012 г. иностранные банки вывели из Венгрии около 12 млрд. долларов. Объем прямых зарубежных инвестиций сократился на 0,5 млрд. долларов. Чистый отток капитала оценивается в размере 4 млрд. долларов. Золотовалютные резервы Венгерского Национального Банка в течение 2012 г. уменьшились с 48 до 44 млрд. долларов. Ведущие международные агентства сохраняли кредитный рейтинг Венгрии на «мусорном» уровне. Ряд крупных иностранных фирм целиком свернул деятельность на территории страны.

Одной из причин такого положения до недавнего времени являлось затягивание венгерским руководством переговоров с Международным Валютным Фондом и Евросоюзом о предоставлении нового кредита. Правительство страны настаивало на выделении стабилизационной кредитной линии (flexible или precautionary credit line), тогда как руководство МВФ выражало готовность вести переговоры лишь о стандартном кредите (stand-by arrangement).

Отсутствие договоренности, по мнению экспертов, обходится Венгрии в 0,4-0,6 млрд. долларов ежегодно. Тем не менее, венгерская сторона объявила в начале 2013 г. о прекращении переговоров с МВФ о новом кредите и декларировала свое намерение рефинансировать свою задолженность на открытых финансовых рынках.

Дополнительно усугубляет ситуацию массовая задолженность венгерского населения по кредитам в иностранной валюте. На конец 2012 г. общая сумма обязательств граждан Венгрии по кредитам равнялась 11,3 трлн. форинтов (около 36,5 млрд. евро, т.е. порядка 38% к ВВП). В том числе, займы в иностранной валюте составили 62% указанной суммы. С 2009 г. погашение данных кредитов начало превышать объем новых валютных займов физическим лицам. Абсолютные размеры «чистого» погашения кредитов в иностранной валюте населением превысили к настоящему времени 5 млрд. евро (около 23% стоимости кредитов). Вместе с тем, по причине данных выплат дополнительно сократилось потребление основной массы венгерского населения. Кроме того, указанные процессы стали еще одним фактором ускорения инфляции.

Существенно ухудшилось за последнее время и финансовое положение венгерских предприятий. Одним из косвенных признаков этого является растущее число банкротств. Так, в 2010 г. ежедневно инициировалось 33 процедуры ликвидации предприятий, в 2011 г. - 42, в 2012 г. - 51 процедура.

Главные причины: усиливающееся падение спроса на внутреннем и внешнем рынках, возрастание трудностей с получением кредитов и их удорожание, сохраняющееся высокое налоговое бремя. Объем кредитования предприятий снизился почти на 8%. Согласно экспертным оценкам, административная нагрузка на коммерческий сектор Венгрии более чем в три раза превышает средний по Евросоюзу уровень. Согласно результатам анализа специализированных международных организаций, к настоящему времени Венгрия занимает по уровню конкурентоспособности примерно 47-е - 51-е место в мире.

За последнее десятилетие рейтинг конкурентоспособности Венгрии падал. Большинство соседних государств Центрально-Восточной Европы по данным показателям сегодня ее опережают, хотя раньше положение было обратным. Для большинства венгерских предприятий в такой обстановке главной задачей стало не увеличение производства, а элементарное выживание.

Значительно обострились также за последнее время финансовые проблемы венгерских органов местного самоуправления. К концу 2011 г. на грани банкротства оказалась уже более половины областей. Согласно проводившимся венгерской Государственной счетной палаты обследованиям, за 2010-2012 гг. совокупная валовая задолженность органов местного самоуправления увеличилась в Венгрии примерно в три раза (с 1,6% до 4,5% к ВВП).

В этой обстановке правительство страны приняло кардинальное решение, взяв на себя финансовые обязательства попавших в особенно тяжелую ситуацию органов местного самоуправления, а также значительной части медицинских и учебных заведений.

Несмотря на указанные выше негативные тенденции, общее финансовое положение Венгрии к концу 2012 г. по ряду важных показателей в целом улучшилось. Так, дефицит государственного бюджета к ВВП по итогам года официально удалось снизить до 2,7%. Отношение государственной задолженности брутто к ВВП уменьшилось с 81% до 78%. Котировки венгерских CDS на лондонском валютном рынке за год упали с 700 до 285 пунктов. Процентные ставки по государственным облигациям Венгрии снизились до 5-6%.

Тем не менее, большинство экспертов по-прежнему характеризует финансовое положение Венгрии как относительно неустойчивое. Об этом свидетельствуют также оценки ОЭСР, Европейского союза, МВФ и ведущих международных рейтинговых агентств. Дополнительным подтверждением таких оценок явилось новое значительное ослабление в марте 2013 г. курса венгерского форинта.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.