Особенности организации биржевой деятельности в развитых странах — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности организации биржевой деятельности в развитых странах

2020-04-01 196
Особенности организации биржевой деятельности в развитых странах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современное правовое регулирование биржевой деятельности в США формировалось в течение длительного периода. Законы, регулирующие биржевую деятельность, были разработаны в 30-е гг. XX в. в ответ на экономический кризис 1929—1933 гг. и продолжают действовать и сейчас с рядом поправок. Таким образом, сложившаяся система регулирования представляется наиболее разработанной.

Регулированием биржевой деятельности занимается большое количество государственных и полугосударствснных органов (Комиссия по ценным бумагам и биржам, Комиссия по товарной фьючерсной торговле, Совет федеральной резервной системы, Министерство финансов и прочие органы), которые стремятся сочетать невмешательство в непосредственную организацию биржевой торговли с защитой интересов потребителей (инвесторов).

Независимым органом регулирования биржевого товарного рынка является Комиссия по товарной фьючерсной торговле, члены которой назначаются президентом США и утверждаются конгрессом. Эта комиссия имеет высшую власть в области фьючерсной торговли в США, хотя на практике обязанность разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению манипулирования рынком перекладывается на непосредственных участников фьючерсной торговли. Она имеет право изменить или дополнить правила ведения торговли, если это необходимо для поддержания порядка на рынке. Основной задачей комиссии является предупреждение манипулирования рынком, защита клиентов и обеспечение выполнения фьючерсными рынками функции переноса риска и выявления цены.

Комиссия по товарной фьючерсной торговле регистрирует либо исключает из списков различные категории профессиональных участников, допущенных к операциям на бирже. Кроме того, все фьючерсные биржи должны предоставлять в комиссию подробное обоснование для предлагаемых фьючерсных контрактов и устанавливаемых правил биржевой торговли. Функцией комиссии также является изменение или дополнение правил бирж по условиям контрактов, формам и методам осуществления покупки (продажи) с поставкой на срок, обработке информации о заключаемых сделках и платежах, обеспечению финансовой ответственности участников торговли.

Организационно комиссия состоит из нескольких отделов: офис исполнительного директора, отдел нарушений, отдел экономического анализа, отдел торговли и рынков, офис генерального советника, офис председателя, каждый из которых выполняет возложенные на него функции.

Исторически английский биржевой рынок управлялся комбинацией законов и традиций (в большей степени). Однако принятый в 1986 г. Закон о финансовой службе изменил структуру регулирования биржевого рынка Великобритании в сторону перехода от саморегулирования к государственному регулированию. С 1986 г. наблюдение за товарными и фьючерсными биржами осуществляет Управление ценных бумаг и инвестиций, задачами которого является защита интересов клиентов, выработка единых требований в организации биржевой торговли, разработка системы учета сделок по времени их заключения. Для более строгого контроля была организована Ассоциация фьючерсных брокеров и дилеров, которая осуществляет регулирование деятельности основных участников биржевой торговли через их регистрацию.

Во Франции биржевая торговля регулируется Комиссией по фьючерсным товарным рынкам. В целом регулирование довольно жесткое; так, биржи и их члены обязаны предоставлять клиентам больше информации о рынках и движении цен. Кроме того, существуют требования по размеру минимального капитала для зарегистрированных членов биржи.

Система регулирования биржевого рынка Германии значительно слабее, чем во Франции. Наблюдение за деятельностью бирж осуществляет правительство земли, на территории которой они расположены.

В Японии контроль за деятельностью товарных бирж возложен на министерство сельского хозяйства (аграрная продукция), министерство финансов (финансовые инструменты) и министерство внешней торговли и промышленности (сырьевые товары). В 1983 г. правительством было введено законодательство, направленное против мошенничества в биржевой торговле, особенно во фьючерсной. Установлены лимиты числа открытых контрактов, которые могут иметь члены и нечлены биржи.

В Сингапуре министерство финансов контролирует деятельность бирж, включая утверждение создания биржи и прекращения торговли.

В остальных «биржевых» странах используются другие подходы к регулированию фьючерсных рынков.

Листинг и его значение в биржевой деятельности

Листинг - это совокупность процедур по включению ценной бумаги в один из Котировальных списков фондовой биржи и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг и самого эмитента/управляющей компании ПИФа условиям и требованиям, установленным фондовой биржей.

Процедура листинга служит одним из главных инструментов контроля за качеством и ликвидностью ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже и организованных вторичных внебиржевых рынках. Качество и ликвидность -- показатели, на которые ориентируются инвесторы при работе на фондовом рынке. Поэтому важной функцией биржи (организатора торговли) является контроль за соответствием показателей эмитента и его ценных бумаг требованиям российского законодательства и нормативным документам Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (ФСФР), а также раскрытие этой информации участникам фондовых сделок.

В целях сравнения рассмотрим основы организации листинга в странах -- членах ЕС. Здесь существуют три основные директивы, регулирующие деятельность фондовых бирж. «Директива об условиях допуска к официальному биржевому листингу» предусматривает установление минимальных условий для допуска ценных бумаг к листингу на фондовых биржах стран ЕС. «Директива о сведениях для листинга» координирует требования разных стран по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг, принимаемых к листингу.

Сведений должно быть достаточно для объективной оценки инвесторами финансового положения и перспектив развития эмитента. «Директива о промежуточных отчетах» требует обязательного представления дважды в год отчета о деятельности эмитента за предшествующий период.

Тем не менее европейский биржевой фондовый рынок, по существу, состоит из групп национальных фондовых бирж, деятельность каждой из них регулируется собственными правилами и многочисленными государственными и негосударственными органами. В 1999 г. в ЕС был учрежден «Форум европейских комиссий по ценным бумагам», однако он наделен лишь консультативными функциями и не имеет регулирующих полномочий. В то же время здесь наблюдается тенденция интернационализации института фондовой биржи. В качестве примера можно назвать слияние Лондонской фондовой биржи с Немецкой биржей (Франкфурт-на-Майне), происшедшее в 2000 г.

В Российской Федерации система листинга и ее развитие в настоящее время во многом соответствуют требованиям Международной организации регуляторов рынка ценных бумаг и международной практике. Помимо Закона «О рынке ценных бумаг» эти вопросы регулируются также нормативными документами ФСФР, в частности Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Документом, по существу, установлен системный подход к снижению инвестиционных рисков путем формирования котировальных листов биржи в зависимости от степени надежности тех или иных фондовых инструментов. К биржевым торгам могут допускаться эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в частности инвестиционные паи, в процессе их выдачи и обращения.

Контроль за деятельностью эмитентов, чьи ценные бумаги котируются на бирже, осуществляется с позиций выполнения следующих главных условий: раскрытия информации, соблюдения минимальных размеров стоимости чистых активов и совокупной рыночной стоимости ценных бумаг, соблюдения требований Кодекса корпоративного поведения и др. Контроль осуществляется отдельным специальным подразделением биржи.

Кодекс корпоративного поведения разработан при участии еще ФКЦБ и рекомендован ею к применению на рынке ценных бумаг с 2000 г. Однако его положения не обязательны.

Осуществляя свою деятельность при посредничестве фондовой биржи, инвестор должен иметь максимально полную информацию об эмитенте и его ценных бумагах. Листинг гарантирует инвестору определенный уровень качества ценных бумаг. Для упрощения его работы с биржей котировальные листы делятся на категории, каждой из которых соответствует определенный уровень качества и ликвидности ценных бумаг (табл. 1).

Таблица 1

 
Критерий листинга Категории котировальных листов
«А» первого уровня «А» второго уровня «Б»
Качественные показатели    
Срок деятельности эмитента Не менее 3 лет Не менее 1 года  
Количество акционеров Не менее 1000 Не менее 500  
Стоимость чистых активов Не менее 500 млн руб. Не менее 50 млн руб.  
Показатели ликвидности      
Среднемесячный объем сделок с ценными бумагами за последние 6 месяцев Акции -- не менее 2 млн руб. Облигации -- не менее 400 тыс. руб. Инвестиционные паи -- не менее 200 тыс. руб. Акции -- не менее 1 млн руб. Облигации -- не менее 200 тыс. руб. Инвестиционные паи -- не менее 100 тыс. руб. Акции -- не менее 400 тыс. руб. Облигации -- не менее 100 тыс. руб. Инвестиционные паи -- не менее 50 тыс. руб.

Особое значение имеет контроль фондовой биржи за соблюдением эмитентами норм корпоративного поведения. Раскрытие этой информации не менее важно для инвесторов при принятии ими инвестиционных решений.

В настоящее время в соответствии с требованиями ФСФР всеми фондовыми биржами включены в «Правила допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг» следующие требования:

- для включения и поддержания ценных бумаг в котировальных листах категории «А» первого уровня необходимо соблюдение эмитентами Кодекса корпоративного поведения в целом;

- для включения и поддержания ценных бумаг в котировальных листах категории «А» второго уровня необходимо соблюдение эмитентами гл. 7 Кодекса;

- эмитенты, ценные бумаги которых включены в котировальные листы категории «А», обязаны представлять организатору торговли, в частности фондовой бирже, информацию, раскрываемую в соответствии с требованиями гл. 7 Кодекса.

Эти требования действуют при осуществлении процедуры листинга и в течение всего времени пребывания ценных бумаг в указанных категориях котировальных листов. Несоблюдение эмитентами этих требований дает основание для отказа во включении их ценных бумаг в котировальные листы, а также для проведения процедуры делистинга.

Порядок контроля устанавливают «Методические рекомендации по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения», утвержденные ФСФР. В них определены основные контролируемые биржей положения Кодекса, перечень которых по усмотрению организатора торговли может быть расширен.

Для реализации текущего мониторинга и контроля за соблюдением эмитентами -- акционерными обществами положений Кодекса организатор торговли обязан:

- наделить необходимыми полномочиями существующее структурное подразделение, отвечающее за проведение листинга и делистинга;

- установить в «Правилах допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг» нормы контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса.

Текущий мониторинг осуществляется организатором торговли не реже одного раза в месяц, а также непосредственно по итогам существенных событий, происшедших в деятельности эмитентов. Сведения для этого могут быть получены из средств массовой информации или другими способами. Эмитентам рекомендовано раскрывать эту информацию организаторам торговли, в частности фондовой бирже. Информацию о результатах контроля за соблюдением положений Кодекса организаторам торговли рекомендовано раскрывать всем заинтересованным лицам, в частности ФСФР, в порядке, установленном нормативными правовыми актами. При этом большое значение имеют сведения о степени соответствия раскрываемой информации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

ФСФР стремится стимулировать организаторов торговли и эмитентов включать ценные бумаги в котировальные листы. Перспективные направления этой деятельности:

- допуск ценных бумаг к размещению и обращению на зарубежных рынках только при условии прохождения эмитентами листинга у российских организаторов торговли;

- предоставление возможности профессиональным участникам фондового рынка совершения срочных и маржинальных сделок только при условии высокой ликвидности ценных бумаг и включения их в котировальный лист хотя бы одной из бирж (организатора торговли);

- ограничение возможности размещения активов институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, страховых компаний и др.) в ценные бумаги, не прошедшие процедуры листинга;

- предоставление эмитентам права выпуска краткосрочных корпоративных облигаций без государственной регистрации только при условии успешного прохождения листинга другими, ранее выпущенными ими ценными бумагами;

- принятие порядка, позволяющего при расчете размера собственных средств эмитента учитывать только ценные бумаги, прошедшие листинг.

Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время совершенствуется практика предъявления к эмитентам четких, формализуемых и легко проверяемых биржами требований. Это позволяет обеспечивать достаточно высокий уровень надежности и ликвидности ценных бумаг, прошедших листинг и включенных в котировальные листы. Остальные ценные бумаги, качество которых ниже, сохраняют возможность обращения на бирже. Однако сделки с ними не включаются в объемы биржевых торгов, а информация о них не имеет статуса признаваемой котировки и не может вводить в заблуждение инвесторов.

Процедура листинга выглядит следующим образом. Сначала компания заполняет бланк заявки на листинг. Это, по существу, анкета, с помощью которой биржа получает детальную информацию о заявителе и его операциях. Заявитель должен сообщить все факты материального характера его бизнеса. К заявлению прилагаются копии устава, последнего проспекта эмиссии, финансовых сводок, включая сводку прибылей и убытков за последние годы, образцов акционерных сертификатов, годовых отчетов и заключения юрисконсульта фирмы по всем вопросам организации фирмы и выпуска ее акций.

Представив эти документы, компания подписывает официальное соглашение о листинге и тем самым берет на себя обязательство поддерживать листинг в должном состоянии, т.е. выполнять указанные в соглашении инструкции по передаче бирже:

- сведений о полиграфическом исполнении акционерных сертификатов;

- годовых и промежуточных отчетов;

- сведений о трансферагенте и регистре компании;

- заполненной анкеты, рассылаемой биржей ежегодно для получения общей информации о компании;

- сведений о предстоящих изменениях в ордерах и правах компании;

- сведений о дивидендах и иных распределяемых доходах;

- планов андеррайтинга, выпуска опционов, продажи и выпуска акций;

- сведений о предстоящих изменениях в делах компании.

Одновременно компания уплачивает бирже за листинг единовременный сбор, размеры которого зависят от числа акций, включаемых в биржевой список. Кроме того, ей предстоит ежегодно вносить определенную сумму за поддержание листинга в требуемом состоянии. После первого листинга взимается сбор за листинг дополнительных акций, за любое изменение в капитализации (расщепление акций, например), за изменение названия фирмы и другие изменения, затрагивающие биржу.

Комитет биржи по листингу, рассмотрев заявление и прочие документы, выносит решение и устанавливает дату включения акций в торговлю на бирже.

Особенность организационной структуры фондовой биржи в послевоенный период состоит в создании в западных странах помимо центральной биржи региональных, что вызвано ростом объема фиктивного капитала. Так, в США до недавнего времени действовало 13 фондовых бирж, в Великобритании -- 22, в Германии -- 8, во Франции -- 7, в Японии -- 9, в Канаде -- 5. Крупнейшие из них -- это Нью-Йоркская, Токийская, Парижская, Лондонская, Франкфуртская. Члены биржи (брокеры или дилеры) за свое посредничество получают комиссионные (брокерские, или куртаж).

В организации биржевых сделок очень важным техническим элементом служат электронные табло, на которых указываются корпорации и котировка курсов их акций. Как правило, крупные биржи располагают табло, где фиксируются курсы: открытия, минимальный, максимальный (в течение дня), текущий и единый.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.