Становление рынка ценных бумаг в россии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Становление рынка ценных бумаг в россии

2020-04-01 160
Становление рынка ценных бумаг в россии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование рынка ценных бумаг в России - сложный процесс, прошедший в своем развитии несколько этапов. Изучение проблемы создания в нашей стране инвестиционного механизма, системы бирж представляет большой интерес, особенно для меня, как студента экономической специальности, так как формирование рынка ценных бумаг - явление неординарное, совершенно новое для страны молодого капитализма. Анализ особенностей формирования рынка ценных бумаг - исключительно важная задача для государства, так как выявление ошибок и курьезов позволит избежать их в будущем. Анализируя развитие рынка ценных бумаг в России, можно выявить его особенности и с их учетом оценить его перспективы на будущее.

При рассмотрении истории развития рынка ценных бумаг в России можно выделить три больших этапа.

Первый этап - "Зарождение фондового рынка" (1991 - 1993). В это время происходило активное формирование до этого времени полностью отсутствовавшего фондового рынка. Это было объективным процессом, связанным с необходимостью замены института централизованного перераспределения денежных средств на систему рыночных инвестиционных механизмов. Первым шагом на пути к созданию рынка ценных бумаг в России можно считать появление фондовых бирж, произошедшее в начале 1991 года, когда было создано более десяти специализированных фондовых бирж. Основой для их работы послужило постановление правительства РСФСР (декабрь 1991)"О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в России”. В данном постановлении были описаны функции бирж, а также организационная оформленность, правовая база функционирования, структура сделок. В июле 1995 года был принят Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации”.

Появление бирж явилось нормальной реакцией на переход страны к рыночной экономике. Для любой рыночной экономики характерна некая пирамида, где основанием служит торговля, ибо никакое производство не может существовать без развитых каналов сбыта. Второй этаж - фондовый рынок, который является механизмом привлечения инвестиций. И только вершина пирамиды - производство, которое не может существовать как без развитых торговых коммуникаций, так и без фондового рынка. К 1991 году торговля была хорошо развита, а фондовый рынок отсутствовал. Именно поэтому он получил колоссальный потенциал для развития и начал развиваться гигантскими темпами. В то же время производство было переразвито. Появление конкуренции сделало неконкурентоспособными большинство предприятий. Гипертрофированная пирамида перевернулась, и производство не могло удержаться на неустойчивом основании еще недостаточно развившегося фондового рынка. В результате этого произошла резкая перекачка денег из сферы производства в сферу финансовых институтов, что сопровождалось сверхприбылями в финансовой сфере и акцентированием внимания на спекулятивных сделках. При этом фондовый рынок не мог нормально функционировать без нормальной законодательной базы, а федерального закона о рынке ценных бумаг до сих пор не существовало.

Второй период - "Развитие бирж” (1993 - 1995). На этом этапе биржи в основном ориентировались на фьючерсный рынок. Данный рынок впервые появился на Московской товарной бирже. Торгуя срочными контрактами (фьючерсами), биржа приобретает огромное значение не только для производителей и посредников, но и для всего народного хозяйства. В то же время в торговле ценными бумагами биржи пока еще не играют такой важной роли, как в западных странах.

Данный период с одной стороны характеризуется продолжающимся сверхбыстрым развитием фондового рынка и получением сверхприбылей от спекулятивных сделок, что свидетельствует о недоразвитости этого рынка. С другой стороны, происходило увеличение интереса к долгосрочному инвестированию средств, что проявилось в активизации операций с приватизационными чеками и активным инвестированием средств в топливно-энергетический комплекс. Нужно сказать, что инвесторы, вкладывавшие деньги в производство "обожглись”, поэтому уже не стремились поддерживать приходящие в упадок предприятия. Пирамида стремилась к равновесию. Фондовый рынок расширялся, производство сокращалось. Сокращение производства было еще обусловлено неправильной политикой государства. Отсутствовал институт банкротства. Появились многочисленные задержки платежей. Государство все еще пыталось реанимировать устаревшие предприятия, которые рынку были не нужны. Для функционирования производства требовалась законодательная база. Все эти недостатки и вызвали необходимость появления указа президента 1995 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации”.

С апреля 1995 года начитается третий период - "Активизация инвестиционной политики” (1995-.). Началась крупномасштабная продажа акций приватизированных предприятий, которая производилась на денежных аукционах и конкурсах. [9. С.169]

Законодательная база по-прежнему отсутствовала. До 1996 года операции с ценными бумагами регулировались указами Президента России, нормативными актами министерств и ведомств, постановлениями правительства, которые иногда противоречили друг другу. Федеральный закон и система государственного надзора за его исполнением отсутствовали, что усиливало криминогенность рынка ценных бумаг, незащищенность инвесторов. Отсутствие законодательного регулирования лишало рынок ценных бумаг своей основной функции - быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса в хозяйственной жизни страны.

Только в апреле 1996 года был принят закон "О рынке ценных бумаг”, который должен был способствовать стабильному развитию рынка. В законе учитывалась практика российского рынка ценных бумаг 1990 - 1994 годов и нормативные акты, изданные за это время. Закон признавал смешанную модель фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты.

Большое развитие получает рынок государственных ценных бумаг. Это облигации, предназначенные для привлечения на нужды государства временно свободных средств инвесторов. До августовского кризиса 1998 года такой способ размещения средств считался наиболее надежным.

Наиболее развитым рынком государственных долговых обязательств стал рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Быстрое развитие рынка ГКО объясняется несколькими причинами. Во-первых, вложение средств в государственные краткосрочные обязательства приносит большие прибыли. А во-вторых, покупка ГКО всегда надежна, подкрепляется авторитетом государства, которое гарантирует своевременное погашение обязательств. Именно одновременное существование этих двух факторов и отличает рынок ГКО от рынка акций, где высокая доходность в большинстве случаев сопряжена с большим риском потерь вложенных средств. Наконец, достоинством рынка ГКО является то, что это совершенно открытый, наблюдаемый рынок. Правомерность сделок на нем контролируется представителями биржи, центрального банка, министерства финансов.

Рынок государственных ценных бумаг был движением навстречу между государством, пытавшимся получить в свое распоряжение значительные финансовые средства, и заимодателями, стремящимися выгодно вложить свои деньги. Однако полученные от продажи ценных бумаг деньги, часто использовались для латания дырок в бюджете или на предвыборные кампании, которые, как известно, никакой денежной прибыли не дают. Интересы государства часто приносились в жертву сиюминутным выгодам. Такая ситуация не могла продлиться долго. Мнимое процветание экономики очень быстро сменилось затяжным августовским кризисом 1998 года. Неправильное регулирование рынка ГКО - ОФЗ привело к следующим последствиям:

· 1. В 1997 году доля нерезидентов на рынке ГКО - ОФЗ превысила 30%. Следовательно, при оценке рыночной стоимости всего рынка примерно в 60 млрд. долларов нерезиденты владели около 20 млрд. долларов. А эта сумма превышает общий объем золотовалютных резервов Банка России.

· 2. Появилась опасность стихийного оттока средств нерезидентов с рынка. Это было связано с отменой ограничений на минимальные сроки конвертации средств, полученных от продажи или погашения ГКО - ОФЗ.

· 3. Возникла исключительно сильная взаимосвязь между рынком ГКО - ОФЗ и российским внутренним валютным рынком. Это было связано с заключением российскими коммерческими банками с иностранными инвесторами форвардных сделок на покупку иностранной валюты. [18.]

Несмотря на тяжелое современное состояние послекризисного рынка ценных бумаг, все же имеются основания для оптимизма в отношении будущих тенденций. В дальнейшем можно прогнозировать повышение курса акций по нескольким причинам. Главным фактором роста курса станет их недооцененность. Необходимо также учитывать развитую инфраструктуру рынка ценных бумаг в России, которая обеспечит совершенность эмиссии, достижение информационной прозрачности. Большое влияние на рост курса акций окажет проведение мероприятий по ликвидации финансового кризиса путем реструктуризации займов в пользу более долгосрочных заимствований с меньшими процентами, уменьшение бюджетного дефицита, совершенствование сбора налогов. Но это, безусловно, не приведет мгновенно к промышленному росту в результате вложений в реальный сектор экономики. Для этого необходимы большие стимулы, такие как налоговые льготы, банкам и предприятиям. И, конечно, для выхода из кризиса в первую очередь необходимо достижение политической стабильности.

Однако будут существовать и негативные факторы, тормозящие развитие рынка. Это усиление недоверия иностранных инвесторов; инфляция, вызывающая рост процентных ставок; трудности, испытываемые банковской системой. Эти проблемы требуют комплексно подхода. Необходимы разработка прогноза и новой финансовой стратегии в области процентных ставок, курса рубля и темпов инфляции, создания новых статей бюджетного дохода, улучшение обслуживания государственного долга. [11. С.234,10. С.158]

Необходимо отметить, что существование рынка ценных бумаг является необходимым условием функционирования экономики всех развитых стран. Главной проблемой, требующей незамедлительного решения, является проблема законодательной базы. Законодательная основа до сих пор несовершенна, в ней много пробелов. Как пишет исследователь Сидоров К.А., "Развитие рынка ценных бумаг может стать важным фактором устойчивости развития российской экономики. В то же время отсутствие законодательного урегулирования многих важных проблем, связанных с ценными бумагами и управлением акционерными обществами, наоборот, могут порождать неустойчивость во всей экономике”. Продолжая эту мысль, можно сказать, что нормальное, стабильное функционирование инфраструктуры рынка ценных бумаг может обеспечить бескризисное положение нашей экономики на долгие годы.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.