Проектирование лечебно-оздоровительных программ — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проектирование лечебно-оздоровительных программ

2020-03-31 167
Проектирование лечебно-оздоровительных программ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

лечебный курорт оздоровительный санаторий

Одной из важных задач является развитие у специалистов навыков и умений проектирования лечебно-оздоровительных программ в санаторно-курортных учреждениях.

Требования рынка услуг, как показывает практика, динамичны. [4, с. 138] Проектирование целей, содержание и результаты обучения специалистов в здравницах, формирование стандартов должны быть адекватными ожиданиям общества и личности. Поэтому в интересах качественного состояния санаторно-курортных учреждений специалистов надо готовить к профессиональной деятельности.

В процессе проектирования целесообразно уточнить сферы приложения той или иной научной отрасли знания и их специфику. Согласование профессиональных действий при проектировании программ предполагает выделение ведущей специализации - медицины, т.е. формирование (коррекция) здоровья человека с помощью предоставления лечебно-оздоровительных услуг в ежедневной практике. [4, c. 139]

Модельность мышления выражается в опосредовании мыслительных процедур. Такой тип познавательной деятельности создает необходимые предпосылки для формирования других типов мыслительной деятельности по отношению к лечебно-оздоровительным программам.

На основании этого можно выделить психолого-педагогические положения, определяющие проект подготовки специалиста лечебно-оздоровительных программ.

. При разработке стандарта лечебно-оздоровительных программ в основе профессиональной подготовки специалиста должны быть созданы стратегии по освоению системы знаний.

При реализации первой стратегии (общетеоретическая и общеметодологическая подготовка) исходят из необходимости дать знания специалистам о теории и методике медицинских наук, их связи с сопряженными дисциплинами: педагогикой, психологией, социологией, управлением, правом, информациологией, физической культурой.

При реализации второй стратегии используют знания: гуманитарных, специальных и технических наук, связанных с подготовкой и ведением служебной деятельности; санаторно-курортного дела; частных дисциплин, которые раскрывают специфическую деятельность в индустрии гостеприимства.

При реализации третьей стратегии к обязательному минимуму содержания обучения должны быть дополнены: умения профессиональной деятельности по должностному предназначению; знания конкретных видов материально-технического и финансового обеспечения; умения эксплуатировать, содержать, ремонтировать лечебно-оздоровительную базу, технические средства; знания устава санаторно-курортного учреждения, других нормативных и правовых документов в данной сфере деятельности; знания должностных обязанностей персонала санаторно-курортного учреждения и их особенностей.

. При обучении специалистов следует использовать (в разной мере) следующие дисциплины: управленческая деятельность в санаторно-курортном учреждении, иностранные языки, отечественная история, экономика, философия, правоведение, психология и педагогика, социология, медико-биологические аспекты, воспитательная работа, морально-психологическая и общественно-государственная подготовка.

3. Содержание и объем знаний целесообразно определять исходя из квалификационных требований к специалистам, их должностного предназначения. При разработке лечебно-оздоровительных программ особое внимание необходимо уделять введению в состав предметных знаний современного научного аппарата и терминологии, научного подхода к раскрытию содержания, предусматривать, что программы должны быть профилирующими и составлять основу деятельности здравницы.

. Стандарт лечебно-оздоровительных программ должен быть; ориентирован на формирование профессиональных качеств специалиста, отражать современные требования к личностным качествам, учитывать профиль работы, интересы и запросы клиентов.

. Лечебно-оздоровительные программы должны раскрывать содержание узкой подготовки направленности и ориентировать специалиста на конкретную профессию, увязывать с содержанием деятельности санаторно-курортного учреждения.

. Стандарт лечебно-оздоровительных программ должен предусматривать оптимальное соотношение общего бюджета времени на его разработку, ценообразование и продвижение на рынок услуг.

. Стандарт лечебно-оздоровительных программ должен быть максимально сопряжен с государственными стандартами и не должен дублировать программы других здравниц.

В проектировании лечебно-оздоровительных программ необходимо повышать уровень теоретической и профессиональной подготовки специалистов.

Модульное построение лечебно-оздоровительных программ:

Построение лечебно-оздоровительных программ производится в соответствии с принципами интегративности и завершенности, предусматривающими научно обоснованную и практико-ориентированную подготовку специалистов по видам деятельности в санаторно-курортных учреждениях, и охватывает следующее:

• организационно-методические вопросы разработки программ;

• методику формирования структурно-логических схем;

• технологию реализации межпредметных связей различных специализаций;

• методы, приемы и средства интенсификации межпредметных связей в единстве с решением производственных задач;

• методику комплексной оценки подготовленности программ и профессиональности специалистов.

Межпредметные связи составляют процессы, происходящие в сознании специалистов, синтезирующие сведения из различных отраслей науки. Признано, что в данной сфере деятельности успешно применяются модульные структуры, их преимущество в том, что составляющие по формированию программ концентрируется логически стройно, с учетом практической направленности здравницы.

Модель лечебно-оздоровительной программы - это целенаправленная подготовка специалистов к конкретному виду деятельности. Последовательность действий специалистов-разработчиков блочно-модульной технологии предполагает следующие направления:

. Проектирование, в котором определены теоретико-методологические основы формирования лечебно-оздоровительных программ, что означает изучение правовых, социально-психологических, педагогических, социологических, иных проблем и инноваций в данной сфере деятельности. Планирование осуществляется так, чтобы создать фундамент для последующих более сложных программ с учетом отечественного и зарубежного опыта.

. Определение прикладных задач по формированию лечебно-оздоровительных программ, которые имеют деятельностный характер и отражают содержание работы специалиста, других должностных лиц.

. Прикладное содержание модуля или его части, направленного на подготовку специалистов в качестве профессионального организатора или методиста.

. Проектирование комплекса мероприятий, которое должно обеспечивать содержательную полноту представления о модуле лечебно-оздоровительной программы. Модуль создается для потребителей услуг, поэтому надо тщательно составлять тематику программ, создавать набор большого количества и разнообразия (ассортимента) видов процедур для ее формирования, чтобы такая задача решалась несколькими специалистами.

5. Логическая последовательность предоставления лечебно-оздоровительных процедур, чтобы не было противоречий, чтобы логика модуля совпадала с логикой всей программы оздоровления.

6. Подготовка специалистов модуля к возможному маневрированию в профессиональной деятельности, создание условий для успешной связи теоретической разработки программы с практическим ее применением.

. Научно-информационное обеспечение модуля по применению лечебно-оздоровительных программ - это наглядные пособия, учебные и методические материалы, структурно-логические схемы и таблицы, слайды, их демонстрация с помощью компьютерных или других систем.

. Методическая разработка модуля должна по-новому подойти к внедрению инноваций в профессиональную деятельность. Например, заложенные в модуле межпредметные связи должны открывать путь перспективным методикам, комплексным задачам.

Логика блочно-модульной технологии ведет к новым, комплексным формам обучения специалистов. Комплексная задача; представляет систему процедур, элементов деловых игр, практических заданий, летучек, проводимых в определенной последовательности на фоне общей обстановки.

Создание и внедрение модулей в практику курортов позволит выявлять преимущества, эффективность формирования лечебно-оздоровительных программ для каждого пациента в отдельности.; Достоинствами модульной системы являются: полнота содержания и логическая последовательность формирования программ, направленных на реализацию; возможность маневрирования модулем для того, чтобы он наиболее удачно вписывался в структуру сервиса; решение оперативных задач, связанных с методическим и научно-информационным сопровождением формирования программ.

Наиболее продуктивно деятельность по проектированию программ осуществляют опытные специалисты, владеющие большим эмпирическим опытом, обладающие творческим стилем мышления. И поэтому подготовка специалистов должна строиться с учетом многих компонентов: проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного и гностического. Так, проектировочные задачи - это целеполагание при проектировании программ; конструктивные задачи - отбор содержания программ; организаторские задачи - определение оптимальной методики проведения процедур по данной программе; коммуникативные задачи - установление целесообразных взаимоотношений с клиентами; гностические задачи - определение адекватности целей реализации программ и полученному результату, их эффективности. [4, c. 143]

Требования, которые должен знать специалист при проектировании программ, следующие: определение и постановка целей; определение содержания и ассортимента процедур, умение представлять их в виде системы обязательных элементов; развертывание выбранного содержания в рациональной последовательности; установление уровней усвоения программ клиентами, определение степени их достижения; выбор способов и средств формирования программ адекватных целям; организация системы познавательной деятельности специалистов; подготовка и проведение процедур в соответствии с поставленной целью; объективная оценка достижения поставленных целей проектирования.

Это воплощается в жизнь умением:

) определять и задавать цели деятельности - установление уровня профессиональной подготовки специалистов; прогнозирование повышения квалификации специалистов;

) определять содержание и качество ассортимента процедур и представлять их в виде системы элементов оздоровления - установление критериев отбора процедур и их наполнение для лечебно-оздоровительных программ; установление связи содержания лечебных процедур с содержанием других оздоровительных мероприятий;

3) определять содержание лечебно-оздоровительных программ в рациональной последовательности - установление начальной стадии; моделирование логики изложения их содержания; выявление наиболее эффективных вариантов для потребителей услуг;

4) задавать уровни усвоения содержания программ и определять степень их достижения - установление начального уровня усвоения процедур; дифференциация информации в соответствии с требуемыми уровнями усвоения; 5) выбирать способы и средства реализации программ, адекватные целям деятельности, - установление рациональной последовательности процедур; подготовка и использование в процессе реализации программ средств в предоставлении ус луг;

) организовывать систему познавательной деятельности специалистов - установление границ познавательной деятельности; организация системы самостоятельной подготовки; проведение консультаций; анализ результатов деятельности;

) объективно оценивать достижение поставленных целей и выделение элементов, усвоение которых будет контролироваться; подбор заданий по надежности; определение назначения контролируемого уровня усвоения содержания; чередование различных видов контроля для установления достоверности уровня профессионализма специалистов.

Модель целей содержит систему задач, которые должны решать специалисты, систему познавательных и практических умений, обеспечивающих решение этих задач. Каждая задача раскрывает систему действий, на основании которых и были определены необходимые знания в данной сфере деятельности, значимые с точки зрения разработчиков лечебно-оздоровительных программ.

Для уточнения реального положения к данному виду деятельности определяют шкалы оценки для информационно-конструкторских, конструкторско-технологических, методических, гностических, проектировочных и коммуникативных умений. Умения оцениваются в значениях, которые разрабатывают специалисты здравниц.

В подборе ассортимента процедур для комплектования программ целесообразно совместно обсуждать различные методики, чтобы активизировать познавательную деятельность специалистов. Надо учитывать уровень подготовленности и опыта каждого в отдельности. Эффективно использовать семинары, консилиумы, творческие дискуссии. Для специалистов с небольшим стажем работы целесообразно посещать процедурные мероприятия с клиентами старших коллег.

Разработка лечебно-оздоровительного продукта - сложный и многоступенчатый процесс, который включает: маркетинговые исследования; анализ сегментов рынка и конкурентов; предполагаемый потребительский спрос; место расположение курорта; конъюнктуру рынка услуг; оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение услуг. Целесообразность и экономическую эффективность разработки продукта можно оценить на основе данных о предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах на содержание специалистов.

Лечебно-оздоровительные услуги составляют значительную часть потребностей населения, имеют специфический социально-оздоровительный характер, к которым относятся отдых, возможность участия в культурно-массовых мероприятиях. Поэтому формирование лечебно-оздоровительного продукта зависит от следующих групп факторов. [4, c. 146]

. Международные:

• политическое и экономическое воздействие отдельных стран (сообщества стран) на состояние мирового рынка услуг;

• состояние международного рынка капитала, ценных бумаг, труда;

• изменение курсов валюты экономически развитых стран;

• законодательство в сфере физической культуры, спорта, туризма, медицины отдельной страны или группы стран;

• конкурентоспособность лечебно-оздоровительного продукта.

2. Внутригосударственные:

• экономическое состояние страны;

• законодательство в санаторно-курортном деле, налоговой системе, в сфере физической культуры, спорта, туризма, медицины и др.;

• национальные, конфессиональные и другие традиции;

• социальное благосостояние народа, уровень доходов;

• наличие свободного времени и материальных средств;

• менталитет населения к лечебно-оздоровительному сервису.

. Местные:

• географическое расположение здравниц (регион, город, район);

• профессионализм персонала и оплата его труда;

• особенности взаимодействия с местными органами власти;

• возможности создания оригинального лечебно-оздоровительного продукта.

Ценообразование на лечебно-оздоровительный продукт требует особого внимания. При разработке ценообразования на лечебно-оздоровительный продукт учитывают: деятельность посредников, занимающихся сбытом услуг; конкурентоспособность; затраты на содержание, охрану, эксплуатацию и ремонт оборудования, сооружений, инвентаря и имущества.

Установление цен на лечебно-оздоровительные услуги не является одноразовым действием. Ценовая стратегия должна базироваться на издержках, спросе и конкуренции. Услуга должна отражать качество, быть экономически обоснованной и доступной.

Лечебно-оздоровительный сервис постепенно получает свое признание: ассортимент услуг становится разнообразным, но они еще малодоступны широкому кругу потребителей. Для этого надо направлять усилия на квалифицированную подготовку персонала, совершенствование материально-технической базы, находить новые способы и методы вовлечения в оздоровительные мероприятия клиентов и относиться к ним доброжелательно, осваивать передовой опыт и творчески внедрять его целях достижения экономического эффекта.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.