Описание целей и метода исследования — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Описание целей и метода исследования

2020-03-31 177
Описание целей и метода исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является тест "Подростки о родителях" (АDOR). Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте.

Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие подростков родителями - эмоциональное отвержение их; директивность со стороны родителей - психологическая автономия их; последовательность - непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов. Результаты теста представлены в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам РОZ - позитивный интерес, DIR - директивность, НОS - враждебность, АUТ - автономность и NED - непоследовательность.

Опросник содержит 50 вопросов, по 10 - на каждый из оцениваемых параметров. Полный текст опросника и инструкции к нему содержится в Приложении.

В результате обработки первичных результатов диагностики воспринимаемый подростком стиль отношения к нему со стороны родителей описывается 5 основными результатами:

Автономность со стороны родителей (PAUT)

Директивность со стороны родителей (PDIR)

Враждебность со стороны родителей (PHOS)

Непоследовательность со стороны родителей (PNED)

Позитивный интерес со стороны матери (PРОZ)

Критерием выраженности определенного стиля взаимоотношений является результат в 3 балла, результат ниже 3-х баллов означает недостаточную выраженность данного стиля, результат выше 3-х баллов - чрезмерную выраженность данного стиля отношений.

Представляет интерес и показатели отношения DIR/POZ и POZ/НОZ со стороны родителей. Первый показатель отражает степень контроля за поведением подростка со стороны родителей и соответственно, степень самостоятельности и осознаваемой свободы подростков. Второй показатель отражает степень эмоционального принятия подростка родителями и. соответственно, уровень его психологического комфорта и чувства безопасности в семье.

Под принятием (позитивным интересом) понимается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка.

Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, в крайних случаях - враждебность.

Директивность родителей понимается как стремление к лидерству и власти, причем это стремление может выражаться как в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, так и в навязывании ему чувства вины и декларировании своей жертвенной позиции.

Под автономностью родителей понимается прежде всего отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться также в излишней беспристрастности и формальности общения.

Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и, наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его.

Таким образом, АDOR как психодиагностический метод дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения и воспитания.

В нашем случае данные, полученные с помощью опросника АDOR, могут характеризовать общую картину взаимоотношений подростков с родителями в том виде, как видят ее подростки. Выявленные ведущие тенденции могут позволить сформулировать наиболее актуальные и болезненные для подростков проблемы взаимоотношений с родителями.

Результаты исследования детско-родительских отношений

Всего в исследовании приняли участие 28 подростков обоего пола в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-ых классов школы №3 г. Бреста. Из всех результатов была составлена репрезентативная выборка, отражающая общую картину по всему полученному массиву данных. Выборка насчитывала 20 подростков обоего пола (10 мальчиков и 10 девочек).

Обработка результатов осуществлялся методом выбора из 50 вопросов тех, которые определяют степень автономности, непосредственности, директивности, враждебности и позитивного интереса родителей по отношению к подросткам. Сводная таблица разновидностей родительских отношений и соответствующим им номерам вопросов опросника приведена в таблице 2.

В каждом бланке была подсчитана сумма обведенных кружком значений, соответствующих определенной разновидности отношений родителей к детям. Суммы значений для каждого бланка ответов приведены в таблице 3.

По результатам диагностики детско-родительских отношений, значения показателей теста "Подростки о родителях" оказались следующими:

родитель ребенок взаимодействие семья

Таблица 1

  Название фактора Среднее значение
1. Автономность (PAUT) 1.20
2. Непоследовательность (PNED) 1.10
3. Директивность (PDIR) 1.01
4. Враждебность (PHOS) 0.53
5. Позитивный интерес (PPOZ) 1.35

 

Как видно из приведенных результатов, подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели AUT занимают второе место по численным значениям. На третьем месте находится непосредственность, затем - директивность, и на последнем - враждебность.

Такие результаты характеризуют общую картину восприятия подростками своих взаимоотношений с родителями следующим образом.

Позитивный интерес родителей в сочетании с их автономностью (отстраненностью) говорит о том, что взаимоотношения родителей и подростков в семьях варьируют от излишней заботы до безразличия. Этим объясняется непоследовательность воспитательной тактики родителей: в "благополучные" периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля, степень интереса как к личности со стороны родителей невысокая. В "неблагополучные" периоды все изменяется - вынужденные обратить на ребенка внимание родители решают "исправить" положение: возрастает контроль, строгость.

Средние значения показателей отношения DIR/AUT и POZ/HOS соответственно следующие:


Таблица 2

  Показатель Среднее значение
1. PDIR/PAUT 0.84
2. PPOZ/PHOS 2.55

 

Обращает на себя внимание отсутствие выраженной директивности со стороны родителей. На это указывают как средние значения полученных результатов, так и показатели отношения PDIR/PAUT: они демонстрируют преобладание автономности над контролем.

Соотношение показателей враждебности и позитивного интереса со стороны родителей приближается к трем, что говорит о том, что с точки зрения подростков родители положительно относятся к своим детям, имеют выраженный искренний, безоценочный интерес к ним.

Значительное преобладание позитивного интереса к детям над враждебностью означает, что, несмотря на значительную занятость родителей, дети не остаются без их внимания, заботятся об успешности и результатах своих детей, предполагая, что высокая результативность в учебе и соответствие их требованиям обеспечат подросткам более легкое вхождение во взрослую суровую жизнь.

Из всей обследуемой нами выборки 15% подростков оценивают отношение со стороны своих родителей как частично враждебное: (показатели и PHOS, и PHOZ выше 1 балла). С другой стороны подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие недостаточный позитивный интерес с их стороны (и PPOZ, и PPOS ниже 1 балла) насчитывается 15%, а подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие достаточный позитивный интерес с их стороны (и PPOZ, и PPOS выше 2,5 балла) - 50%.

Самую меньшую разницу средних значений имеют показатели автономности и непоследовательности (PAUT - PNED=0,1). Это объясняется тем, что непоследовательность отношений родителей к детям является причиной автономного отношения. Родители не знают особенностей своих детей и пытаются пробовать различные приемы, как поощрения, так и наказания. Чем большую директивность и эмоциональное отвержение испытывают подростки со стороны своих родителей, тем большую непоследовательность их поступков и отношений они отмечают.

Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность.

Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:

. Испытывая по отношению к себе прежде всего равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях.

. Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира.

. Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.

Результаты теста позволяют сделать вывод о малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.


2.2 Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками

 

В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого:

«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый - друг-руководитель. Его задача - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга - важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка..

Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.

Часто родители, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возрастающие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Необходимо уважительно относиться к ребенку. Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право - право на уважение.

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему проявлению родительской нежности. Его может обидеть как то, так и другое.

Подростки задают взрослым множество вопросов, многим хотят с ними поделиться. Равнодушие взрослых для них мучительно. Родители должны проявлять постоянный интерес к учебе подростка, к его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам и в то же время беседовать с ним о своей работе, друзьях, интересах.

Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи.

Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между родителями и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.

Помочь подростку взрослеть - это значит заботиться о гармоничном развитии его личности: формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать нравственные качества, развивать физически.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В это время в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

Кроме общих причин, порождающих конфликты, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:

тип внутрисемейных отношений.

деструктивность семейного воспитания.

возрастные кризисы детей

личностный фактор.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

Выделяют следующие стили воспитания:

авторитарный (все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету).

демократический (родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями).

хаотический (отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями).

попустительский (ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей).

опекающий (стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы).

Стоит отметить, что в отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития.

Существует прямая зависимость между стилем отношения взрослого к подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины взаимоотношений людей.

Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором.

Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными, обычно этому способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения.

Но, тем не менее, инициативу в их предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители. Их задача понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. - М.: ВАХЗ, 1992.

2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000.

.   Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.

.   Реан А.А. Подросток. - СПб.: Питер, 2002.

.   Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

.   Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2005.

.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

8. Электронный ресурс. Режим доступа: <http://revolution.allbest.ru/psychology/00175224_0.html>


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест "Подростки о родителях" (АDOR)

 

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений, не пропуская ни одного из них, и отметьте кружком подходящую для Вас цифру в зависимости от того, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей.

Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2".

Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашим родителям, то обведите цифру "0".

 

Утверждения Да Частично Нет
1. Очень часто улыбаются мне 2 1 0
2. Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я могу сделать, а что - нет 2 1 0
3. У них не хватает терпеливости в отношении ко мне 2 1 0
4. Когда я ухожу, сами решают, когда я должен вернуться 2 1 0
5. Всегда быстро забывают то, что сами говорят или приказывают 2 1 0
6. Когда у меня плохое настроение, советуют мне успокоиться и развеселиться 2 1 0
7. Считают, что у меня должно быть множество правил, которые я обязан выполнять 2 1 0
8. Постоянно на меня кому-то жалуются 2 1 0
9. Предоставляют мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0
10. За одно и то же один раз наказывают, а другой - прощают 2 1 0
11. Очень любят делать что-то вместе со мной 2 1 0
12. Если поручают мне какую-то работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу 2 1 0
13. Начинают сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал 2 1 0
14. Разрешают мне идти, куда я захочу, не спрашивая у них разрешения 2 1 0
15. В зависимости от моего настроения отказываются от своих дел 2 1 0
16. Когда мне грустно, пытаются развеселить и воодушевить меня 2 1 0
17. Всегда настаивают на том, что я должен быть наказан за все мои проступки 2 1 0
18. Мало интересуются тем, что меня волнует и что я хочу 2 1 0
19. Разрешают мне идти, куда я захочу, каждый вечер 2 1 0
20. Имеют определенные правила, но иногда соблюдают их, а иногда - нет 2 1 0
21. Всегда с пониманием выслушивают мои взгляды и мнения 2 1 0
22. Следят за тем, чтобы я всегда сделал то, что мне сказано 2 1 0
23. Иногда у меня возникает ощущение, что я им противен 2 1 0
24. Позволяют мне делать практически все, что мне нравиться 2 1 0
25. Меняют мои решения, как им придет в голову или как им будет удобно 2 1 0
26. Часто хвалят меня за что-либо 2 1 0
27. Всегда точно хотят знать, что я делаю и где нахожусь 2 1 0
28. Хотели бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0
29. Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе 2 1 0
30. Иногда очень легко меня прощают, а иногда - нет 2 1 0
31. Стараются открыто доказать, что любят меня 2 1 0
32. Всегда следят за тем, что я делаю на улице или в школе 2 1 0
33. Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорят мне об этом 2 1 0
34. Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя" 2 1 0
35. Очень тяжело заранее определить, как поступят, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 2 1 0
36. Считают, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 2 1 0
37. Всегда тщательно следят за тем, каких друзей я имею 2 1 0
38. Когда я их чем-то задену или обижу, не будут со мной говорить, пока я сам не начну 2 1 0
39. Всегда легко прощают меня 2 1 0
40. Хвалят и наказывают очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 2 1 0
41. Всегда находят для меня время, когда это мне необходимо 2 1 0
42. Постоянно указывают мне, как себя вести 2 1 0
43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидят 2 1 0
44. Позволяют мне планировать проведение каникул по собственному желанию 2 1 0
45. Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными 2 1 0
46. Всегда откровенно ответят на любой вопрос, о чем бы я не спросил 2 1 0
47. Часто проверяют, все ли я убрал, как они велели 2 1 0
48. Чувствую, что они пренебрегают мной 2 1 0
49. Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, они туда не вмешиваются 2 1 0
50. Очень тяжело разобраться в их желаниях и указаниях 2 1 0

 

Обработка результатов теста "Подростки о родителях":

 

№ в/са Автономность Непоследовательность Директивность Враждебность Позитивный интерес
1.         +
2.     +    
3.       +  
4.     +    
5.   +      
6.         +
7.     +    
8.       +  
9. +        
10.   +      
11.         +
12.     +    
13.       +  
14. +        
15.         +
16.         +
17.       +  
18. +        
19. +        
20.   +      
21.         +
22.     +    
23.       +  
24. +        
25.     +    
26.         +
27.     +    
28.       +  
29. +        
30.   +      
31.   +      
32.     +    
33.       +  
34. +        
35.   +      
36. +        
37.   +      
38.       +  
39.         +
40.   +      
41.         +
42.     +    
43.       +  
44. +        
45.   +      
46.         +
47.     +    
48.       +  
49. +        
50.   +      

 

Численная обработка результатов теста "Подростки о родителях"

 

№ п/п Возраст Пол Автономность Непоследовательность Директивность Враждебность Позитивный интерес
1. 13 Ж 1,1 1,2 1,1 0,9 1,1
2. 13 Ж 1,4 1,1 1,6 1,0 1,5
3. 13 Ж 1,5 1,5 0,8 0,5 1,7
4. 13 Ж 1,2 1,3 1,1 0,6 1,7
5. 13 Ж 1,8 1,3 0,8 0,1 1,3
6. 13 Ж 1,5 0,9 0,8 0,8 0,7
7. 14 Ж 1,4 1,2 1,2 0,7 1,4
8. 14 Ж 1,2 1,0 0,4 0,3 1,4
9. 14 Ж 1,1 1,5 0,8 0,1 1,8
10. 14 Ж 0,8 0,7 0,6 0,2 1,7
11. 13 М 0,7 0,8 1,0 0,6 0,9
12. 13 М 0,8 1,4 1,7 1,2 1,3
13. 13 М 1,2 1,2 1,4 0,3 1,5
14. 13 М 1,3 0,8 0,7 0,0 1,0
15. 13 М 1,3 1,2 1,1 0,8 1,8
16. 14 М 1,3 1,2 1,2 0,6 1,5
17. 14 М 1,4 0,7 0,5 0,1 1,3
18. 14 М 0,8 1,1 1,3 0,3 0,7
19. 13 Ж 1,4 1,1 1,3 0,7 1,9
20. 14 М 0,7 0,8 0,8 0,7 0,7

Среднее значение

1, 20 1,10 1,01 0,53 1,35

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.