Глава 1. Теоретический аспект проблемы взаимоотношений родителей и детей подросткового возраста — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 1. Теоретический аспект проблемы взаимоотношений родителей и детей подросткового возраста

2020-03-31 528
Глава 1. Теоретический аспект проблемы взаимоотношений родителей и детей подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из основных проблем, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями, ведь подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую, конфликтную ситуацию.

Семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.

Данная курсовая работа посвящена изучению специфики и особенностей отношений подростков с взрослыми. Актуальность данной работы определяется необходимостью глубокого понимания особенностей отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением.

Цель исследования: изучение проблемы взаимоотношений родителей и подростков.


Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ особенностей взаимоотношений подростков и взрослых

Изучить психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

Рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на взаимоотношения родителей и детей

Провести анализ исследования, проведенного при помощи теста "Подростки о родителях" (АDOR).

Изучить психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В это время в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

Кроме общих причин, порождающих конфликты, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:

тип внутрисемейных отношений.

деструктивность семейного воспитания.

возрастные кризисы детей

личностный фактор.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

Выделяют следующие стили воспитания:

авторитарный (все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету).

демократический (родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями).

хаотический (отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями).

попустительский (ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей).

опекающий (стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы).

Стоит отметить, что в отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития.

Существует прямая зависимость между стилем отношения взрослого к подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины взаимоотношений людей.

Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором.

Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными, обычно этому способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения.

Но, тем не менее, инициативу в их предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители. Их задача понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. - М.: ВАХЗ, 1992.

2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000.

.   Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.

.   Реан А.А. Подросток. - СПб.: Питер, 2002.

.   Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

.   Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2005.

.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

8. Электронный ресурс. Режим доступа: <http://revolution.allbest.ru/psychology/00175224_0.html>


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест "Подростки о родителях" (АDOR)

 

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений, не пропуская ни одного из них, и отметьте кружком подходящую для Вас цифру в зависимости от того, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей.

Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2".

Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашим родителям, то обведите цифру "0".

 

Утверждения Да Частично Нет
1. Очень часто улыбаются мне 2 1 0
2. Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я могу сделать, а что - нет 2 1 0
3. У них не хватает терпеливости в отношении ко мне 2 1 0
4. Когда я ухожу, сами решают, когда я должен вернуться 2 1 0
5. Всегда быстро забывают то, что сами говорят или приказывают 2 1 0
6. Когда у меня плохое настроение, советуют мне успокоиться и развеселиться 2 1 0
7. Считают, что у меня должно быть множество правил, которые я обязан выполнять 2 1 0
8. Постоянно на меня кому-то жалуются 2 1 0
9. Предоставляют мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0
10. За одно и то же один раз наказывают, а другой - прощают 2 1 0
11. Очень любят делать что-то вместе со мной 2 1 0
12. Если поручают мне какую-то работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу 2 1 0
13. Начинают сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал 2 1 0
14. Разрешают мне идти, куда я захочу, не спрашивая у них разрешения 2 1 0
15. В зависимости от моего настроения отказываются от своих дел 2 1 0
16. Когда мне грустно, пытаются развеселить и воодушевить меня 2 1 0
17. Всегда настаивают на том, что я должен быть наказан за все мои проступки 2 1 0
18. Мало интересуются тем, что меня волнует и что я хочу 2 1 0
19. Разрешают мне идти, куда я захочу, каждый вечер 2 1 0
20. Имеют определенные правила, но иногда соблюдают их, а иногда - нет 2 1 0
21. Всегда с пониманием выслушивают мои взгляды и мнения 2 1 0
22. Следят за тем, чтобы я всегда сделал то, что мне сказано 2 1 0
23. Иногда у меня возникает ощущение, что я им противен 2 1 0
24. Позволяют мне делать практически все, что мне нравиться 2 1 0
25. Меняют мои решения, как им придет в голову или как им будет удобно 2 1 0
26. Часто хвалят меня за что-либо 2 1 0
27. Всегда точно хотят знать, что я делаю и где нахожусь 2 1 0
28. Хотели бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0
29. Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе 2 1 0
30. Иногда очень легко меня прощают, а иногда - нет 2 1 0
31. Стараются открыто доказать, что любят меня 2 1 0
32. Всегда следят за тем, что я делаю на улице или в школе 2 1 0
33. Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорят мне об этом 2 1 0
34. Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя" 2 1 0
35. Очень тяжело заранее определить, как поступят, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 2 1 0
36. Считают, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 2 1 0
37. Всегда тщательно следят за тем, каких друзей я имею 2 1 0
38. Когда я их чем-то задену или обижу, не будут со мной говорить, пока я сам не начну 2 1 0
39. Всегда легко прощают меня 2 1 0
40. Хвалят и наказывают очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 2 1 0
41. Всегда находят для меня время, когда это мне необходимо 2 1 0
42. Постоянно указывают мне, как себя вести 2 1 0
43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидят 2 1 0
44. Позволяют мне планировать проведение каникул по собственному желанию 2 1 0
45. Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными 2 1 0
46. Всегда откровенно ответят на любой вопрос, о чем бы я не спросил 2 1 0
47. Часто проверяют, все ли я убрал, как они велели 2 1 0
48. Чувствую, что они пренебрегают мной 2 1 0
49. Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, они туда не вмешиваются 2 1 0
50. Очень тяжело разобраться в их желаниях и указаниях 2 1 0

 

Обработка результатов теста "Подростки о родителях":

 

№ в/са Автономность Непоследовательность Директивность Враждебность Позитивный интерес
1.         +
2.     +    
3.       +  
4.     +    
5.   +      
6.         +
7.     +    
8.       +  
9. +        
10.   +      
11.         +
12.     +    
13.       +  
14. +        
15.         +
16.         +
17.       +  
18. +        
19. +        
20.   +      
21.         +
22.     +    
23.       +  
24. +        
25.     +    
26.         +
27.     +    
28.       +  
29. +        
30.   +      
31.   +      
32.     +    
33.       +  
34. +        
35.   +      
36. +        
37.   +      
38.       +  
39.         +
40.   +      
41.         +
42.     +    
43.       +  
44. +        
45.   +      
46.         +
47.     +    
48.       +  
49. +        
50.   +      

 

Численная обработка результатов теста "Подростки о родителях"

 

№ п/п Возраст Пол Автономность Непоследовательность Директивность Враждебность Позитивный интерес
1. 13 Ж 1,1 1,2 1,1 0,9 1,1
2. 13 Ж 1,4 1,1 1,6 1,0 1,5
3. 13 Ж 1,5 1,5 0,8 0,5 1,7
4. 13 Ж 1,2 1,3 1,1 0,6 1,7
5. 13 Ж 1,8 1,3 0,8 0,1 1,3
6. 13 Ж 1,5 0,9 0,8 0,8 0,7
7. 14 Ж 1,4 1,2 1,2 0,7 1,4
8. 14 Ж 1,2 1,0 0,4 0,3 1,4
9. 14 Ж 1,1 1,5 0,8 0,1 1,8
10. 14 Ж 0,8 0,7 0,6 0,2 1,7
11. 13 М 0,7 0,8 1,0 0,6 0,9
12. 13 М 0,8 1,4 1,7 1,2 1,3
13. 13 М 1,2 1,2 1,4 0,3 1,5
14. 13 М 1,3 0,8 0,7 0,0 1,0
15. 13 М 1,3 1,2 1,1 0,8 1,8
16. 14 М 1,3 1,2 1,2 0,6 1,5
17. 14 М 1,4 0,7 0,5 0,1 1,3
18. 14 М 0,8 1,1 1,3 0,3 0,7
19. 13 Ж 1,4 1,1 1,3 0,7 1,9
20. 14 М 0,7 0,8 0,8 0,7 0,7

Среднее значение

1, 20 1,10 1,01 0,53 1,35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из основных проблем, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями, ведь подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую, конфликтную ситуацию.

Семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.

Данная курсовая работа посвящена изучению специфики и особенностей отношений подростков с взрослыми. Актуальность данной работы определяется необходимостью глубокого понимания особенностей отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением.

Цель исследования: изучение проблемы взаимоотношений родителей и подростков.


Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ особенностей взаимоотношений подростков и взрослых

Изучить психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

Рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на взаимоотношения родителей и детей

Провести анализ исследования, проведенного при помощи теста "Подростки о родителях" (АDOR).

Изучить психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.