Глава 3. Государственная политика по сохранению и развитию малых народов Севера — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 3. Государственная политика по сохранению и развитию малых народов Севера

2020-03-31 187
Глава 3. Государственная политика по сохранению и развитию малых народов Севера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В последние десятилетия мировая общественность стала внимательно наблюдать за положением коренных народов, в том числе и малочисленных народов Севера Российской Федерации. Мировое сообщество в лице Организации объединенных наций признает наличие исторической несправедливости в отношении многих коренных народов, проявляющейся в их колонизации, лишении земель, территорий и ресурсов, «что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами».

В конце 1980-х годов была осознана необходимость выделения специальных прав коренных народов и на международном уровне приняты важнейшие правовые документы. Наиболее значимые из них - Конвенция Международной организации труда №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.) и Декларация ООН о правах коренных народов (2007 г.), работа над которой длилась более 20 лет. С 2005 г. ООН провозгласила второе десятилетие коренных народов мира.

Не стоит забывать и о Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) и о «Конвенции по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.) - дополнение к принятой в 1972 г. «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия». Разработчики исходят из убеждения, что «все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества».

Принятие этих и других нормативно-правовых актов существенно повысило статус коренных народов, возведя проблему их сохранения и развития в ранг задачи общемирового значения. В них подтвержден широкий спектр прав аборигенных народов, в том числе на ресурсы и территории исконного проживания, а также другие важные для них полномочия. По мнению В.А. Кряжкова, только через обладание и реализацию особых прав малых народов, политику протекционизма и обеспечение определенных преимуществ можно добиться их реального равенства с другими народами и тем самым обеспечить социальную справедливость.

Интересно, что Россия вместе с рядом других государств до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ №169, которая вступила в силу в 1991 г. Несмотря на то, что отдельные положения Конвенции МОТ № 169 все же нашли отражение в законодательной практике России. Это серия специальных Федеральных законов конца 1990-х - начала 2000-х годов: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», принятых на основе ст. 69 Конституции РФ. Активную роль в принятии важных законодательных актов играла и продолжает играть Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и ее лидеры, которые для решения насущных проблем могут выходить непосредственно на высший уровень государственной власти и обращаться к и влиятельным международным организациям.

К сожалению, принятия хороших законов еще не гарантирует их реализацию на практике. Существует яркий пример. Так федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» принят 10 лет назад, но до сих пор официально не утверждено ни одной такой территории. Анализ современной ситуации в России дает основание сделать следующий вывод: при повышении правового статуса жизнь народов Севера не улучшается, а существенно ухудшается практически во всех сферах.

Реальное положение народов определяется не провозглашенными правами как таковыми, а экономической и политической ситуацией в стране, а также общей государственной политикой в отношении данной группы народов. Многие жизненно важные проблемы не находят разрешения, а некоторые даже усугубляются. Это относится и к самому праву. Так, в период после 2000 г. наблюдается определенная «правовая стагнация» и откат с уже завоеванных позиций, что выразилось в изъятии из федерального законодательства целого ряда важных ранее принятых положений, касающихся данных народов.

Стоит, отметить серьезные проблемы финансирования всех законопроектов по развитию Севера нашей страны. Например, в отдельные периоды 1990-х годов фактический объем финансирования соответствующей Федеральной целевой программы не превышал 4-5% от предусмотренного. Позднее положение изменилось, но не существенно. Так, в 2005 г. из федерального бюджета на нее было выделено 102 млн руб., в 2006-2008 гг. - по 207 млн руб. Сразу после ликвидации программы субсидии для всех народов Севера составляли 600 млн руб., но в настоящее время сократились до 240 млн руб. Дополнительное целевое финансирование в 2011 г. должно составить всего 80 млн руб. и целиком рассчитано на мероприятия в рамках программы проведения в России. Второго десятилетия коренных народов мира. Определенные средства выделяются по линии общего финансирования проблем здравоохранения, образования, промыслового хозяйства и т.п. Однако в целом все эти суммы можно оценить как предельно малые, если учитывать масштаб проблемы в рамках страны.

Программный цикл последних 20-ти лет говорит о том, что ни одна из серьезных проблем народов Севера не получила удовлетворительного разрешения. В концепции Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 г.» содержался важный вывод: за последнее десятилетие произошло падение уровня жизни данных народов. Можно ли при этом говорить об эффективности политики государства?

Ниже приведены несколько правовых документов последних лет, направленных на развитие и поддержку коренных малочисленных народов Севера:

1. Распоряжение Правительства РФ от 21.11.2007 N 1661-р <О Концепции Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года">

2. Постановление Правительства РФ от 31.12.1997 N 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера"

.   Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ (ред. от 04.11.2005) "О федеральном бюджете на 2005 год" Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"

4. Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ (ред. от 10.11.2004, с изм. от 14.07.2005) "О федеральном бюджете на 2003 год"638 Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=50241>.

.   Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ (ред. от 10.11.2004) "О федеральном бюджете на 2004 год" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005)638 Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=49047>

.   <Письмо> ФНС РФ от 26.11.2008 N 3-5-03/727@ "О налогообложении членов общин коренных малочисленных народов Севера" <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=84061>

.   Постановление от 21 декабря 2005 г. n 17/9-зс об областной государственной социальной программе "экономическое и социальное развитие коренных малочисленны народов в иркутской области до 2011 года"

18 сентября 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу ».

В документе заявлено об Арктической зоне как сосредоточении геополитических, оборонных, экономических, экологических и научных интересов Российской Федерации. Это обусловливает необходимость всестороннего развития региона в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности.

Общегосударственное значение Севера, специфические особенности его функционирования, вызванные экстремальными природно-климатическими условиями, удаленностью от центральных районов страны, отраслевой направленностью, требуют особого внимания государства, постоянного учета специфики северных территорий при выработке и осуществлении государственной социально-экономической политики.


 

Заключение

 

В современном мире, когда каждый борется с друг другом, когда забываются свою корни, очень важно сохранить те островки сплоченных народностей. К сожаление, такие островки трудно встретить в крупных городах страны. Они остались только в отдаленных районах, где сплоченность помогает справиться с суровыми климатическими условия и несправедливостями жизни. Ярчайшим примером таких островков являются малочисленные народы Российского Севера. По переписи населения их осталось всего 257895 человек. Это всего лишь маленькая капля в российском океане. И их положение с каждым годом ухудшаются. Нет положительных изменений в условиях жизни: жилья, коммунального и бытового обслуживания, обеспечения топливом и энергией, образования и работы. Половина трудоспособного населения страдают безработицей, не хватает образовательных структур для подрастающего поколения и многим не хватает тепла в их плохо отапливаемых домах. Традиционные отрасли хозяйствования не могут конкурировать с современной технологично-промышленной структурой производства. Самое главное начинают забываться традиции и культура. Забывается и отмирает то, что является сердцем каждого народа. Забывая свои традиции, мы уничтожаем самих себя. Вот, что происходит с коренными народами Севера. Они вымирают, так как не могут найти свое место в современном и жестком мире.

К сожалению, все проводимые законные акты по отношению к малочисленным коренным народам Севера, на практике не дают таких результатов, как на бумаге.

Север со своими специфичными особенностями, как в климатических условиях, в социально-экономических и отраслевых направленностями, нуждается в особенной государственной политики по отношению к своим территориям и населению.

Несмотря на то, что многие это не признают, Россия живет за счет Севера. По словам Путина, эти регионы обладают не только уникальными природными богатствами и производственной базой. Но большим человеческим потенциалом, который в будущем сможет помочь России выйти на более высокий уровень развития.


 

Список литературы

 

1. Декларация ООН о правах коренных народов. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml

2. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base= LAW;n=84814#p22

3. Концепция Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015г.» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=136920

. Конвенция и рекомендации, принятые Международной конфедерацией труда. 1957-1990. - Т. 2. III. - Женева, 1991. - С. 2193-2207.

5. Федеральная целевая программа"экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов севера до 2011 года"

.   Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm

.   © КонсультантПлюс, 1992-2012

.   Богороз В. Г. «Об изучении и охране окраинных народов». - М., 2007, кн. 2-3

.   Гаврилова И.Н. «Проблемы малочисленных народов севера России» http://niiss.ru/mag13_probsmalnat.shtml

.   Голотвин Ж, Хмара Н, «Борьба за выживание народов Севера» http://www.rau.su/observer/N14_94/003.htm.

11. Зернова Л. Дорога в белое безмолвие [Электронный ресурс] // Новая газета. - 2006. - 2 февраля. - http://www.novayagazeta.spb.ru/?y=2005&n=50&id=2

12. Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика арктической зоны России // Общество и экономика. - 2008. - № 7. -С.158-172.

.   Котляков В. М., Агранат Г. А. Российский Север - край больших возможностей // Вестник Российской академии наук. - 1999. - № 1

14. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. - М.: Норма, 2010. - С. 132-136.

15. Кряжков В.А.Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. - С. 106-107.

16. Лонге А. Новые люди в «странах людей» // Северные просторы. - 2001. - № 40. - С. 10-11.

17. Миддендорф А. Ф. «Путешествие на Север и Восток Сибири». - Ч. 2, - Спб. 2008;

18. Николаев М.Е. "Российский Север - Регион Нового Развития" http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru/2008-11-21-09-00-12/667-2010-06-15-23-46-36

.   Население России. Второй ежегодный доклад. М., 1994. С.

20. Пивненко В. «Зов Севера». Журнал "Строительство", март 2003 г.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.